Одной из самых востребованных и неугасающих профессий является врач. Именно медики стоят сегодня на передовой, сражаясь с пандемией и привычными, но специфично протекающими ОРВИ и ОРЗ, а также помогающие «на поле боя» всем пострадавшим.
Одной их общих медицинских программ выступает «Лечебное дело». Сегодня мы расскажем о ее специфике и предназначении, чтобы абитуриентам и новичкам было проще определиться с будущей профессией.
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика программы «Лечебное дело»: сфера действия, кому подойдет, основные функции дипломанта
Образовательная программа «Лечебное дело» — общий медицинский вариант подготовки квалифицированных специалистов в сфере здравоохранения, которые имеют право оказывать первую помощь (при необходимости), а также занимать рядовые должности в государственных и частных медицинских центрах.
В самом простом смысле специалист, прошедший обучение в рамках направления «Лечебное дело» — это «лечебник». В его компетенции входит диагностика и профилактика, лечение взрослого населения. Но при желании и необходимости, он может пройти дополнительное обучение или сузить спектр своих полномочий в рамках вышестоящей образовательной ступени и обрести более узкоспециализированный профиль: педиатр, кардиолог, терапевт, невропатолог, хирург, гинеколог и пр.
![Кем можно стать выпускникам программы "Лечебное дело"?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/03/word-image-301.png)
Самым простым и привычным для медицинской среды и социума квалификацией выпускника «Леченое дело» является фельдшер. Но здесь есть ряд нюансов при допуске к трудовым будням:
- Врач-лечебник не имеет право самостоятельно назначать лечение пациентам и вести их до выздоровления. Его миссия – провести первичный осмотр и облегчить состояние д назначения квалифицированного врача, то есть оказать первую медицинскую помощь;
- Дипломант может обретать первый медицинский опыт под кураторством опытных наставников;
- Фельдшер может свободно заниматься научно-исследовательской деятельностью, располагая при этом реальной базой данных, личным опытом, инструментарием и материально-технической базой медучреждения.
Выпускник программы «Лечебное дело» относится к числу среднего медицинского персонала. В большинстве случаев они занимают должности медсестер, ассистента врача, фельдшера и пр. При этом они всегда будут действовать в тандеме с более опытным квалифицированным медиком-наставником, под его кураторством.
![Основные дисциплины специалистов п "Лечебному деду"](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/03/word-image-302.png)
Функции врача-лечебника состоят в реализации следующих действий:
- Первичный осмотр пациента с целью определения степени тяжести, диагностики заболевания и снижения болевого порога, выведения из неудовлетворительного состояния и временная стабилизация больного. То есть основная функция фельдшера – доврачебная стабилизация и помощь пациенту;
- Ведение медицинского документооборота: заполнение формуляров, ведение истории болезни, заполнение всевозможных медкарточек, выписка направлений на обследование/госпитализацию, оформление назначения врача и пр.;
- Профилактическая деятельность: проведение обследования населения и выявления на ранних стадиях скрытых недугов, определение рецидивов болезней и пр.;
- Реабилитационная деятельность – помощь пациентам в прохождении медицинских процедур, консультационная и просветительская деятельность (уведомление о необходимости процедур, сроки их проведения, разъяснение санитарных и иных мер для минимизации негативных последствий и пр.);
- Пропаганда ЗОЖ и т.д.
На освоение базовой программы (чтобы стать средним медицинским работником) достаточно освоить программу бакалавриата при колледже или вузе, но чтобы получить полноценный допуск к лечебной деятельности важно освоить узкое направление в рамках послевузовского образования— в интернатуре, а для карьерного роста – в ординатуре.
Минимальный срок обучения на врача-лечебника составляет около 3-4 лет, а полномасштабного специалиста – 6-8 лет.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Осваивать программу «Леченое дело» целесообразно далеко не всем жаждущим мечтателям. Она подходит лицам, обладающим такими качествами, как аналитический склад ума, холодный рассудок и высокий уровень стрессоустойчивости, самостоятельным и внимательным, ответственным индивидам.
Чему учат по профилю «Лечебное дело»?
Начальная ступень профиля предполагает обретение базовых медицинских знаний и основ, которые помогут новоиспеченному специалисту корректно проводить «первичные меры» по стабилизации, профилактике и реабилитации пациента.
Поэтому образовательная программа будет содержать различные модули:
- Общая теоретическая подготовка с погружением в естественные науки: биология химия, физика, микробиология, биохимия, биофизика, история медицины, история фармации и пр.;
- Общие сведения о состоянии, структуре человеческого организма (взрослого): анатомия, генетика, психология психосоматика, азы акушерства и гинекологии, хирургии, стоматологии, офтальмологии, неврологии, педиатрии. Притом в рамках данного блока все предметы осваиваются в примерно равном объеме, без какого-либо акцента.
![Ключевые профессиональные компетенции в рамках программы "Лечебное дело"](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/03/word-image-303.png)
- Основы для практической деятельности: правила диагностики заболеваний, юридические основы медицинского (лечебного) дела, симптоматика заболеваний, основы фармакологии и первой помои (как рассчитывать дозировку препарата и пр.).
- Практика. В рамках данного формата будущие «лечебники» получают первый практический опыт на базе внутривузовских лабораторий учреждений, а также вне них – при медцентрах. Они не просто ведут документооборот, но и проводят различные (посильные для них) процедуры: присутствуют на приеме и веду документооборот, помогают врачу, осматривают пациентов на дежурстве, работают в процедурном кабинете (проведение леченых терапевтических мероприятий, постановка систем/уколов и пр.).
Помимо простой подготовки, студенты в обязательном порядке занимаются научно-исследовательской деятельностью, которая проявляется в выполнении рефератов и курсовых работ, написании научных статей и НИР, участие в конференциях. В конце каждого семестра (иногда по окончании модуля) учащиеся проходят промежуточную аттестацию в виде зачетов, дифференцированных зачетов, тестирований и экзаменов.
Чтобы обрести квалификацию медсестры/фельдшера, важно подготовить ВКР и защитить ее.
После получения диплома новоиспеченный бакалавр может трудиться в числе среднего медицинского персонала при любом медзаведении. При желании он может освоить более узкое русло и занять место соответствующего врача, продвигаться по карьерной лестнице.
Как и куда поступить на программу «Лечебное дело»?
Рассматриваемая образовательная программа доступна в рамках бакалавриата и специалитета преимущественно при медицинских колледжах и вузах. Также допускается внедрение профиля на отдельном факультете при многопрофильном вузе (чаще всего на базе лечебного факультета).
Приемная кампания в колледже не требует прохождения специальных экзаменов. Достаточно предоставить аттестат о среднем неполном/полном образовании и принять участие в конкурсе аттестатов. Важно лишь объективно взвесить свои шансы: в идеале следует иметь за плечами баллы, не ниже среднестатистических (п результатам приема прошлого года).
В числе дополнительных испытаний при медколледже по профилю «Лечебное дело» можно отметить два теста: психологический, а также тест по профессиональному ориентированию. Но они не играют существенной роли в конкурсе.
![Варианты поступления и освоения программы "Лечебное дело"](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/03/word-image-304.png)
Поступление на врача-лечебника при вузе будет посложнее и потребует от абитуриента предварительной подготовки:
- Прохождение ЕГЭ в рамках действующих комбинаций: русский язык/математика + дисциплина профильная (по выбору) биология, химия, биология, физика, иностранный язык.
- Также может быть предусмотрено дополнительное испытание при вузе: профессиональный экзамен, тестирование или собеседование по профильному предмету.
Обратите внимание, что завершение обучения по программе «Лечебное дело» в колледже или вузе на уровне бакалавриата будет идентичным. Выпускник колледжа или вуза в любом случае обретает лишь азы медицинской профессии, без прямого допуска к непосредственной врачебной деятельности. Чтобы осуществлять самостоятельную «лечебную» миссию придется направиться в интернатуру и освоить узкий ракурс.
Не менее важен тот факт, что программа «Лечебное дело» считается самой востребованной, распространенной и доступной на базе медицинских колледжей и вузов. Она действует на базе очного отделения на бюджетной и коммерческой основе. Среднегодовая стоимость обучения по ней варьируется от 50 до 150 тысяч рублей в год. Конкурс за место разворачивается между 6-8 претендентами.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Достоинства и недостатки программы «Лечебное дело»
У каждой профессии есть сильные и слабые стороны. Притом далеко не все они попадают в поле зрения поступающих.
Например, в числе явных преимуществ программы «Лечебное дело» можно отметить:
- Поступить на профиль можно в любом медицинском колледже или вузе. Он действует повсеместно на бюджетной и коммерческой основе;
- Срок обучения на базе колледжа по программе бакалавриата достигает 3 лет, при вузе – 4 года, но для превращения в полноценного медика (с квалификацией «врач») важно окончить специалитет и аспирантуру;
- На любой ступени будущие «лечебники» занимаются научно-исследовательской деятельностью, погружаясь в профильные дисциплины или актуальные и интересные для автора темы;
- Дипломанты востребованы в медицинской среде (особенно в настоящее время на фоне пандемии, пика ОРВИ и пр.). Спектр их применения, как фельдшеров, огромен: от терапии и педиатрии до хирургии (в качестве медсестер).
Среди недостатков профиля можно выделить:
- На базе бакалавриата студенты обретают слишком малые знания, базовую подготовку, которой на практике оказывается недостаточно для корректной диагностики заболевания и пр.;
- Дипломированные лечебники или фельдшер-бакалавр лишен самостоятельности и ограничены в функциях, но доля ответственности у него не меньше, чем у компетентного врача. Он не имеет права самостоятельного назначения и лечения пациентов (без интернатуры, аккредитации), может действовать только под кураторством опытного наставника;
- При базовой подготовке карьерный рост фактически невозможен, но ответственность при этом высокая.
Осваивать медицинскую профессию – непросто, а выбрать подходящий профиль еще сложнее. Поэтому абитуриенты зачастую выбирают программу «Лечебное дело», которая в ходе освоения позволяет им понять будущий узкий сегмент: стоит ли углубленно изучать определённую медицинскую сферу или достаточно владеть азами и помогать людям на базовой основе. Обучение на врача-лечебника в обязательном порядке сопровождается выполнение курсовых и дипломных, научных работ. В этом деле на помощь учащимся колледжей и вузов готовы прийти специалисты ОЦ Дисхелп.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!