А знаете ли Вы, что деятельность любого предприятия планомерна и контролируема, координируема? Данные принципы не обошли стороной и образовательную систему. Не задумывались ли Вы, каким образом и почему по каждой специальности предусмотрены определенные дисциплины? Почему Вы сегодня изучаете основы экономики, а на старших курсах – нюансы экономического анализа и пр.? Все дело в учебном плане.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Итак, представляем и/или вспоминаем «поступательно-образовательный процесс». Вот Вы поступили в вуз или колледж. Перед вами расписание занятий и «набор дисциплин», которые вы будете изучать в ближайшей перспективе. Далее часть предметов сменится новыми, и так будет вплоть до окончания образовательного заведения и получения диплома о профессиональном образовании. А почему мы изучаем предметы в определенном «наборе» и порядке? Все дело в так называемом учебном плане.
Учебный план – это официальный документ, который устанавливает продолжительность и глубину изучения каждой дисциплины в рамках конкретной образовательной программы (специальности). Фактически, учебный план – это детализация образовательной программы с указанием количества лекций, изучаемых дисциплин и тем, заданий, практикумов, с уточнением письменных проектов: лабораторные, курсовые, самостоятельные работы, зачеты и экзамены и пр.
Учебный план также будет демонстрировать:
- Последовательность погружения в профиль: какие дисциплины студент будет изучать и на каком курсе, в начале или конце семестра, сколько практик и каких видов он будет проходить;
- Виды проводимых исследований и их частота;
- Характер осваиваемой профессии. В частности, экономист может заниматься анализом ситуации или учетом ценностей и благ, контролем над операциями и координацией действий и пр.;
- Потенциальные сложности в процессе изучения. Данный постулат будет зависеть от базовых знаний абитуриента и его предрасположенностей, качеств и пр.
К сожалению, далеко не все абитуриенты знают о существовании столь уникального и индивидуального документа при вузе или ссузе. А, напрасно! Если ознакомиться с ним еще на этапе выбора профессии или образовательного центра, можно избежать массу ошибок и подобрать самый подходящий вариант!
Структура учебного плана
Учебный план – это официальный документ, формируемый на основе действующей образовательной программы, а также учитывающий ряд требования: ФГОС, ГОСТ, регламенты сертификации и пр. Он имеет четкую структуру:
- Содержание образовательной программы. Это своего рода краткое описание осваиваемой профессии: основные навыки, профессиональные качества, сфера «применения» специалиста. В соответствии с данным описанием вуз подбирает соответствующие дисциплины, которые помогут студенту развить те самые параметры. Притом важно отметить, что содержание образовательной программы в разных вузах будет или может быть разным. Именно здесь проявляется «творческая индивидуальность», когда учреждение самостоятельно определяет методы и материалы обучения.
- График обучения. Данный критерий характеризует учебный процесс в целом: сколько времени отводится на аудиторные занятия, практику, обучение в целом, аттестацию и каникулы. В среднем, соотношение учебного периода с отдыхом достигает 10/21 соответственно (10 месяцев обучение, 2- отдых), в некоторых случаях 11/1. График обучения во многом зависит от количества осваиваемых дисциплин и глубины погружения в них.
- Количество часов. Эта та самая детализация – сколько времени и как часто студент будет изучать каждый предмет. Притом на основные дисциплины всегда отводится больше времени, чем на второстепенные. Уже на данном этапе можно определить акцент образовательной программы на конкретной научной области и потенциальные качества выпускника. Учебный план всегда отражает академические часы, которые эквиваленты 45 минутам.
Содержание образовательной программы не просто описывает основные моменты, но и подчёркивает особенности обучения: количество аудиторных занятий и их виды (лекции, семинары, практикумы, лабораторные работы и исследования, консилиумы и игры и пр.). Помимо этого, здесь отмечается периодичность и частота, последовательность выполнения письменных проектов по каждой дисциплине. Как правило, все предметы затрагивают такие виды исследований, как контрольные и самостоятельные работы, рефераты и доклады. Частота их подготовки может быть разной, вплоть до десятков. Раз в семестр студенты выполняют курсовые работы и НИР по профильным дисциплинам, чаще всего начиная со второго курса обучения.
Помимо этого, важно проанализировать частоту и продолжительность практики вне вуза или в его отдельных подразделениях, партнерах-предприятиях. Средняя продолжительность этого этапа подготовки составляет около 2-3 недель, но практики отмечают: чем больше практики, тем лучше!
Обратите внимание, если аккредитацию и проверки качества обучения вузы проходят раз в несколько лет, то учебные планы могут меняться ежегодно и чаще. Все зависит от стремления образовательного центра к новшествам и инновациям, обновлению учебного процесса и выпуска квалифицированных специалистов, готовых к суровым трудовым будням, владеющих современными приемами и методами.
Правила формирования учебного плана: что, где, когда?
Учебный план формируется по каждой специальности и форме обучения отдельно. Это значит, что у очников будет один набор дисциплин в определённом объеме, а у заочников – иной. Такая разница вполне объяснима, ведь очное обучение считается более полным и глубоководным, а заочное – сокращённый вариант с акцентом на самообучение и самодисциплину.
Формирование учебного плана – работа комплексная, задействующая фактически все звенья образовательной сети вуза. Для начала преподаватели кафедры проанализировав былой опыт и опыт других вузов, ссузов, формируют список основных дисциплин, необходимых для изучения и обретения профессиональных навыков и знаний.
Затем они же определяют глубину погружения в каждый из них, распределяя по курсам (годам) обучения, семестрам, выделяя соответствующее количество часов.
Далее все материалы оформляют в виде сводной таблицы с подробным описанием-приложением: дисциплина – перечень тем – количество занятий (лекций и семинаров) – промежуточная аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос и пр.) – форма аттестации (зачет, дифференцированный зачет или экзамен) и пр.
В ходе формирования учебного плана преподаватели кафедры должны учитывать ряд требований: правила ФГОС по отношению к специальности (обязательные дисциплины, часовые нормы, темы, учебная нагрузка и пр.), регламенты Минобразования (расписание занятий и учебная нагрузка график аттестации и пр.).
Далее тщательно спланированный и подготовленный грамотно оформленный документ поступает на рассмотрение и одобрение вышестоящему руководству – заведующему кафедрой, в деканат и выше – ректорат. Одобрение свыше (Минобразования или комиссия по аккредитации и пр.) не требуется.
Введение нового учебного плана производится с нового учебного года, реже – со следующего семестра.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В случае, если по каким-либо (преимущественно объективным) причинам студент не в силах осваивать предписанный план в рамках стандартного учебного процесса, он имеет право перейти на индивидуальное обучение. В этом случае учебный план будет вновь пересмотрен с учетом возможностей учащегося.
Разновидности учебного плана
На практике выделяют два вида учебных планов, каждый из которых выполняет конкретную миссию.
Первый вид – типовой. Данный проект предусматривает стандартный набор дисциплин, который может входить в состав образовательной программы и гарантирует, что ее освоение позволит студентам обрести достаточный минимум знаний и навыков для трудовой деятельности. Здесь будут прописаны минимально допустимые нормы академических часов, описание ключевые предметных блоков (список дисциплин), варианты присваиваемой квалификации и пр.
Типовой учебный план – это общий алгоритм обучения. Второй вид – рабочий учебный план. Это уже детализированный и конкретизированный вузом вариант обучения по конкретной специальности с учетом возможностей: готовность и подготовка преподавательского состава, материально-технической базы. Здесь прописывается точно: какой предмет, в каком объеме, когда (в каком семестре/на каком курсе) будут изучать студенты, какие виды аттестации предусмотрены и пр.
Рабочий учебный план формируется на основе типового, а также описания образовательной программы и пр.
В последнее время вузы стали чаще корректировать учебные планы. Незначительные изменения могут проходить 2-3 раза в семестр, а кардинальные – раз в год. Все зависит от специальности, возможности нововведений и их своевременности, а также причины корректировок (уход преподавателя на больничный или его увольнение, новшества в системе образования, важность НТП-достижений и пр.). Изменения учебного плана чаще всего учитывают требования работодателей, новшества, вводимые Минобразования и пр.
Как и где искать учебный план?
Учебный план – это официальный, но далеко не секретный документ. Он всегда находится в открытом доступе на официальном сайте вуза. Конечно, чтобы его найти, придется постараться и тщательно исследовать все уголки интернет-пространства, зайти в соответствующий раздел.
Абитуриенты и студенты могут найти его в таких сегментах сайта вуза, как «Образовательный процесс/программа», «Абитуриенту», «Документы», «Студенту» и пр. Если интерфейс сайта или его навигация не сулит удачи, то можно воспользоваться поисковым запросом сайта или браузера в целом. Достаточно вбить «Учебный план по программе «…»» с конкретизацией выбранного вуза, и перед вами предстанет вся открытая информация.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
к сожалению, абитуриенты не имеют представления об учебном плане, а зря. Именно анализ образовательной программы и учебного плана позволяет понять, что будет изучать студент, как и каким способом, что ему предстоит выполнять в течение года и всего периода обучения. Статья довольно емкая и информативная, позволяет уяснить суть документа и помочь в его поиске.