Пребывание в любом заведении требует соблюдения конкретных правил. Независимо от того, какую ступень образования студент осваивает и где, он отметит для себя общие моменты, а также отличия, с которыми он ранее сталкивался. Сегодня мы расскажем о существующих сходствах и отличиях, а также правилах организации учебного процесса в колледжах и вузах.
Общие правила организации учебного процесса
Учебный процесс представляет собой процедуру, в ходе которой студент или слушатель осваивает конкретный набор дисциплин обретает определенные знания и навыки, необходимые ему в жизни (как повседневной, та и профессиональной). Организация данного порядка требует учета ряда факторов и условий.
Планирование образовательного процесса при колледже или вузе учитывает следующие моменты:
- Материально-техническая база: количество свободных аудиторий, наличие лабораторий и специального оборудования для проведения практических и научно-исследовательских занятий, проектов;
- Подготовка педагогического состава: наличие квалифицированных предметников и практиков;
- Состав образовательной программы: перечень дисциплин, глубина погружения в них, рабочая программа по каждому предмету (что будут изучать студенты, в каком объеме и пр.);
- Общие сроки обучения. Согласно действующему в России порядку, учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в мае-июне (у студентов может и позже, вплоть до июля);
- Календарные сроки обучение по семестрам с утверждением дат проведения зачетов, сессии, практики, защиты отдельных проектов (например, курсовой работы, отчета по практике и пр.);
- Форма обучения: очная потребует тотального планирования всех дней в неделю, целого семестра с учетом рабочих и учебных планов и пр., заочная – планирование заданий и непосредственно график проведения сессии;
- Распределение всех занятий по форматам и характеру: аудиторная работа (лекция, семинар, практикум, лабораторная работа и пр.), НИР, практика, аттестация (зачеты и экзамены, контрольные и самостоятельные работы, тестирования и пр.);
- И пр.
Таким образом, учебный процесс в школе, колледже или вузе тщательно планируется и учитывает внутренние возможности учреждения, а также внешние условия и требования окружающей среды: что должен знать студент, какие навыки обрести, кого желают видеть в своем штате работодатели, соответствие выпускника реалиям и владение новшествами, инновациями и пр.
Учебный процесс подвергается постоянным коррективам, которые вносятся по усмотрению педагогов (исходя из результатов аттестации студентов, проверки их знаний), а также по мере прохождения аккредитации образовательной программы (раз в 5 лет).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности организации учебного процесса в колледже
Студенты колледжа осваивают программы первого уровня – бакалавриата. Остальные ступени образования на базе ссузов им недоступны. Несмотря на такое ограничение, выпускники техникумов получают базовые и самые необходимые знания и навыки, которые позволяют им по окончании обучения приступать к трудовой деятельности и/или продолжать осваивать вышестоящие уровни при вузе. Отсюда следует первая особенность пребывания в колледже – возможность освоения только бакалавриата (вот оно первое и суровое ограничение).
Учебный процесс в ссузах также подлежит тотальному планированию. Общее планирование заключается в составлении и утверждении программы по конкретно специальности: общий перечень дисциплин, возможные виды занятий (лекции, семинары, лабораторные работы, практикумы, круглые столы и пр.), НИР и практика, промежуточная аттестация и каникулы, итоговая аттестация, консультации перед экзаменами и пр.
Начало занятий (первой пары) и их продолжительность регламентируется общими правилами и индивидуальными правилами ссуза. Общий распорядок подготовки студентов гласит, что все дисциплины и занятия будут осваиваться поэтапно по принципу «от простого к сложному». Погружение в профиль происходит чаще всего в рамках дуального обучения, то есть теория и практика осваиваются параллельно.
Все занятия реализуются с учетом продолжительности академического часа – 45 минут. При этом каждый колледж вправе утвердить свой порядок проведения занятий: по академическим часам (45 минут) или по парам (2 академических часа сразу). Начало занятий утверждается ссузами самостоятельно и в среднем начинается с 8.00-8.30 утра.
Средняя нагрузка студентов зависит от количества предусмотренных учебным планом дисциплин. Как правило, она варьируется от 3 до 5 пар в день. При этом по закону студентов не могут перегружать более чем на 54 академических часа в неделю. Из них на долю аудиторной работы должно приходится не более 36 академических часов.
Между занятиями (разными дисциплинами) обязательно делается небольшой перерыв в 10-30 минут, чтобы студент отдохнули, набрались сил и терпения подготовились к следующей дисциплине, лучше усвоили материал.
Учебный процесс в колледже строго планируется. В начале года утверждается расписание на целый семестр, а его коррективы возможны в исключительных случаях: на период болезни педагога, отсутствие преподавателя по иным уважительным причинам (смерть близкого родственника, болезнь ребенка, декрет и пр.).
Сессия в колледже может проходить параллельно с учебным процессом или же в отдельно установленный период. Данный момент утверждается администрацией ссуза. Главными требованиями к организации данной части программы являются:
- Если зачеты и экзамены проходят посреди учебного процесса (по мере прохождения дисциплины), то аттестация проводится в то время, когда количество академических часов невелико, нагрузка на учащихся снижена. Между экзаменами также должно быть 3 дня без иных вариантов аттестации по другим предметам. В среднем за одну сессию студенты сдают до 5 экзаменов;
- Организация сессии в отдельно установленный период предполагает обязательное наличие 3 свободных дней между аттестациями;
- Формат проведения промежуточной аттестации утверждается педагогом: устный или письменный экзамен, тестирование, онлайн-экзамен и пр. Очники чаще всего сдают устные экзамены, заочники – письменные экзамены или тестирования, дистанционщики (если такой вариант действует) – онлайн-экзамены или онлайн-тесты.
- После каждой сессии предусмотрены каникулы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Если до лекций и семинаров, аудиторной, лабораторной и научно-исследовательской работы допускаются все студенты, то до аттестации доходят лишь сильнейшие – не имеющие академической задолженности.
Основными ограничениями в учебном процессе ссуза выступают: количество дисциплин согласно общей программе специалиста и календарному учебному плану, продолжительность профессиональной подготовки бакалавров – 4-4,5 года в зависимости от формата (очно заочно и пр.), материально-техническая база колледжа и предприятия-партнеры (практические занятия и практика), законодательные правила по регулировке нагрузки на студентов.
Расписание занятий по текущей подготовке (аудиторная работа, НИР), практике, аттестации формируется отдельно, а студентов о предстоящих занятиях и испытаниях уведомляют заранее.
В конце обучения выпускнику необходимо преодолеть комплексный государственный экзамен и защитить ВКР.
Специфика организации ученого процесса в вузе
На базе институтов и университетов студентам доступны все действующие уровни подготовки, но количество специальной при этом может быть ограничено. Далеко не все направления будут действовать во всех проявлениях и по всем ступеням. В рамках каждой классификации перечень специальностей может разниться: один профиль может реализовываться как на одной ступени, так и по нескольким. При этом программа обучения будет усложняться по мере освоения каждого варианта: бакалавр, магистр, аспирант и пр. Отсюда следует, что возможности вузов шире, а подготовка студентов в них – тотальнее.
Учебный процесс в вузе зависит от:
- Образовательная программа и перечень осваиваемых дисциплин. Здесь важную роль играет общий календарный план с распределением аудиторной, самостоятельной работой студентов, практика, НИР, аттестации и пр.
- Формат подготовки. У очников расписание занятий планируется сразу на семестр, делясь на четную и нечетную неделю. Подготовка будет комплексной, то есть лекции и практикумы, семинары будут проходить «вперемешку». У заочников график обучения утверждается сразу на весь период, а на сессию он детализируется: время – предмет – формат занятия (консультация, защита курсовой/контрольной/лабораторной работы – зачет/экзамен).
- Практика проходит в специально отведенное время. Она организуется вузом с учетом намеченной траектории профессионального воспитания: по курсам и видам (ознакомительная производственная, преддипломная и пр.). Место для практики студент может подбирать сам или предоставляться вузом. Средняя продолжительность данного этапа профессионального становления – 3 недели.
- Аттестация учащихся (зачеты, сессия, НИР) проходит в строго отведённое для этого время. Зачеты могут проходить в конце семестра накануне экзаменов (так называемая «зачетная неделя») среди пар или в отдельные дни в рамках стандартного учебного процесса. На реализацию экзаменов отводится отдельный период, когда аудиторная работа сводится к 0, а между аттестациями обязательно будет не менее 3 свободных дней для подготовки и восстановления. На каждой сессии студентам предстоит сдать до 3-7 предметов в форме экзамена. Остальные дисциплины сдаются в виде простого или дифференцированного зачета (до экзаменов).
Подготовка студентов вузов носит более тотальный характер. Во-первых, количество дисциплин здесь может быть больше, чем при ссузе. Во-вторых, требования к преподавательскому составу более жесткие, а значит делиться знаниями и опытом будут более опытные эксперты. В-третьих, студенты вузов проходят практику с 1-2 курсов как минимум 1 раз в год, а студенты колледжей могут практиковаться преимущественно на старших курсах.
Учебный процесс в вузах стандартизирован: занятия проходят по парам (90 минут), между ними предусмотрены перемены 10-30 минут. После сессии студенты отправляются на каникулы (от 2 до 5 недель). При этом общая учебная нагрузка в неделю не должна превосходить 36-54 академических часов.
Итоговая аттестация проходит в форме сдачи ГОСов и защиты дипломной работы.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод: учебный процесс в колледжах и вузах проходит идентично, действуют одни и те же ограничения. Но в деле становление при вузе – более тотальное и глубокое, нежели в ссузах. Независимо от того, где студент осваивает профессию, ему предстоит тщетно выполнять все задания, готовиться к аудиторной и практической работе, осваивать все дисциплины, а для получения допуска к аттестации – не иметь академической задолженности.
Внутренний распорядок утверждается ссузом и вузом индивидуально с учетом действующих регламентов и ограничений. Здесь важно грамотно составить расписание занятий с учетом всех дисциплин, вариантов подготовки и возможностей учреждения. В жизни считается, что требования вузов к студентам более жесткие, недели в колледжах.
Где учиться — каждый выбирает самостоятельно, ориентируясь на собственные возможности, способности, желания и действующие предложения. В любом случае облегчить участь студентов готова команда Дисхелп, которая выполнит любой научно-исследовательский проект достойно, грамотно и оперативно! Убедитесь в этом лично.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!