На сегодняшний день в каждом образовательном заведении действуют различные направления и программы обучения. Они могут быть идентичными, аналогичными или кардинально разными по характеру, глубине погружения в профиль или отдельные дисциплины. Но несмотря на все явные и скрытые отличия, достоинства и недостатки, они призваны подготовить высококвалифицированных специалистов для конкретной отрасли и сферы деятельности. Для реализации некоторых траекторий обучения требуется особый подход и специальная адаптированная литература. Сегодня мы расскажем о данном виде ресурсов и особенностях ее разработки.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции адаптированных учебно-методических пособий
В определенных ситуациях в системе обучения и подготовки будущих специалистов требуется особый подход со специфическими методами работы, ресурсной базой и пр. Так, в колледжах и вузах можно встретить специальные направления обучения, а также особые условия подготовки студентов в зависимости от их физических, интеллектуальных и иных возможностей.
Под адаптированной учебно-методической литературой необходимо понимать такие первоисточники информации, которые учитывают особенности развития и возможности индивида: физические, психологические, интеллектуальные, медицинские и пр. Данная категория учебных пособий призвана облегчить постижение выбранного уровня и специальности, программы. Она нацелена, как на всеобщее развитие индивида, так и на коррекцию его состояния.
Основание |
Обучение по программам инклюзивного образования | Дистанционное обучение |
Индивидуальное обучение |
Характер обучения | Коррекционный, общее развитие | Стандартная программа подготовки для дистанционного обучения | Углубленная программа или адаптированная под возможности, способности учащегося |
Способ подачи информации | С учетом ограничений учащегося: печатные или электронные ресурсы, пособия с шрифтом Брайля, аудиокниги, видеоресурсы и пр. | Электронные или печатные издания, аудиокниги, видеоресурсы, онлайн-площадки и материалы | |
Способ обучения | Очное обучение | Онлайн-обучение, самообразование | Любой формат, самообразование |
Состав материалов | Теория, набор заданий и упражнений по каждой теме, вопросы для самоконтроля | Теория, практические задания, задания для самопроверки, промежуточный контроль
Базовый и углубленный уровень подготовки |
Адаптированная учебно-методическая литература представляет собой особый вид печатной или электронной продукции, предназначенной для определенного круга лиц. Как правило, она необходима для работы в системе образования с двумя большими группами лиц: одаренные дети и «особенные» дети. Также данный вид ресурсов используется в рамках индивидуального обучения с акцентом на таланты способности и прочие черт подопечного.
Адаптированная литература разрабатывается непосредственно педагогом в рамках доверенного ему предмета или основателем образовательной программы в целом.
В числе ключевых функций адаптированных учебно-методических пособий можно выделить:
- Учебная, призванная расширить кругозор индивида и предоставить ему новые знания и навыки в рамках постигаемых предметов;
- Координационная, которая проявляется в том, что педагог следует определенным инструкциям, правилам и пользуется специальными методами обучения. Подобная литература служит своего рода инструкцией по подготовке отдельных категорий школьников и студентов, координирует действия педагога в ходе изучения темы и дисциплины в целом;
- Самостоятельная. Данная часть предполагает наличие специального блока тем и заданий, которые учащиеся должны постигать самостоятельно для закрепления, углубления познаний и оттачивания отдельных навыков. Эта миссия позволяет индивиду стать более самостоятельным и подготовленным, научить решать проблемы доступными для него способами, проявлять творческий подход при выполнении любого дела;
- Коррекционная, призванная сделать акцент на слабых или уязвимых сторонах индивида и помочь ему в преодолении сложностей, развить в нем определенные качества, навыки и умения, ликвидировать или смягчить проявление имеющихся недостатков и пр.;
- Углубляющая. Данная миссия призвана углубить познания учащихся в рамках определенного блока или набора предметов, тем с учетом характера осваиваемой программы, возможностей и способностей подопечных. Чаще всего реализация этой задачи возлагается на те программы, которые ориентированы на работу с одаренными детьми;
- И пр.
Таким образом, адаптированные учебно-методические пособия призваны облегчить деятельность педагога при работе с определёнными группами учащихся, а также сделать образование для них более доступным, понятным и посильным, качественным и полноценным.
В большинстве случаев разработка адаптированных учебно-методических и пособий требуется для реализации коррекционных, реабилитационных (инклюзивных) образовательных программ, а также программ для одаренных детей с более серьезной подготовкой (имеющими определённые достижения в науке и учебе, демонстрирующие явное превосходство над ровесниками в изучении конкретных предметов и пр.). То есть внедрение подобной методической или информационной основы целесообразно по программам усиленной подготовке, а также в отношении лиц с ОВЗ, инклюзивным направлениям.
Специалисты ОЦ Disshelp занимаются разработкой всех видов образовательных программ для учреждений среднего и профессионального уровня подготовки: общие, коррекционные, инклюзивные, специальные, индивидуальные, дистанционные и прочие. Наша команда разрабатывает уникальные адаптированные учебно-методические пособия, использование которых гарантирует активность каждый вышеописанной функции и всецелое развитие индивида с учетом его возможностей, пожеланий и иных требований.
Особенности разработки адаптированных учебно-методических пособий: правила и требования
Несмотря на всю оригинальность данного учебного комплекса информации, разработка соответствующих учебников, рекомендаций, пакетов заданий должна происходить согласно очерченным параметрам.
Адаптированные учебно-методические пособия будут учитывать две большие группы факторов:
- Общие, утверждённые на федеральном уровне и действующие повсеместно в рамках любого обучения, но с небольшими уточнениями;
- Индивидуальные, учитывающие конкретные требования и рекомендации по развитию индивида на основе его способностей, возможностей, талантов и интересов, достижений и пр.
Первая категория правил выглядит в виде действующих в стране ФГОС и ГОСТов, затрагивающих обязательные моменты обучения: требования к структуре, содержанию, минимальный набор компетенций, способы работы, сфера действия документов и учебников, критерии оценивания достижений учащихся и пр.
Вторая группа параметров, регламентирующих процесс разработки и применения адаптированных учебно-методических комплексов опирается сугубо на индивидуальные качества учащегося и творческий подход к делу педагога: уровень текущей подготовки, возрастные и психологические особенности развития подопечного, ограничения в обучении (физические, интеллектуальные, религиозные, медицинские и пр.), направление обучения характер, научная или отраслевая принадлежность, достижения слушателя и пр.
В совместной связке применение указанных групп требований позволяет выработать оптимальный путь по обучению индивида, который гарантирует высокое качество подготовки с учетом минимальных требований ФГОС и возможностей учащегося.
В качестве основополагающих принципов по разработке адаптированных образовательных программ и учебно-методических пособий для их реализации можно выделить:
- Гибкость и посильность, которая предполагает учет индивидуальных и обязательных требований к качеству подготовки индивида, позволяющих овладеть достаточными знаниями для их применения в перспективе с учетом возможностей, способностей и ограничений учащегося;
- Актуальность, предполагающая использование только надежной, проверенной информации, позволяющей развить те знания и навыки, которые необходимы в настоящее время, позволяют сориентироваться в происходящих явлениях и процессах, выработать оптимальное решение;
- Логичность и последовательность, ориентированная на постепенное изучение всех узких и сложных мест, наличие определенной и достаточной для дальнейшего изучении базы, понятное исследование предмета и тем;
- Индивидуальность, предполагающая учет конкретных черт учащегося для построения корректной и грамотной траектории обучения, схемы изучения предмета: физические возможности, уровень интеллектуальной подготовки, психологические особенности развития индивида, медицинские показания, достижения в учебе, интересы и пр. Данный фактор позволяет оптимизировать изучение предмета, определив места для углубленного изучения, подобрав соответствующие методы работы и пр.;
- Легальность, опирающаяся на минимальные и обязательные требования ФГОС при планировании образовательных программ, рабочих программ и планов обучения в каждом учебном заведении.
Специалисты Дисхелп тщетно соблюдают все вышеописанные параметры и правила, требования при проектировании и разработке всех видов образовательных программ, а также при создании адаптированных учебно-методических пособий. Наша команда соблюдает требования ФГОС и подстраивает под них программу обучения, методический учебный комплекс с учетом требований клиента. Мы гарантируем, что созданные нами программы и учебно-методические пособия для обучения будут соответствовать обязательным требованиям ФГОС и ожиданиям клиента.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Структура и содержание адаптированных учено-методических пособий
Адаптированные учебно-методические пособия – это оригинальные материалы, комплексы упражнений для подготовки определенной группы лиц, которая будет учитывать все нюансы и делать траекторию обучения не просто посильной, но и качественной, соответствующей цели обучения. То есть данный комплекс информации будет ориентирован на развитие конкретных навыков, умений, компетенций с учетом всех заявленных особенностей учащегося.
Структура учебного пособия или методического комплекса для адаптированного обучения будет классической и базироваться на принципах поэтапного погружения в дисциплину, базового и «индивидуального» исследования, логичности и связности этапов и категорий. То есть все темы, задания будут расположены в умелой комбинации по принципу «от простого к сложному» с акцентом на развитие конкретных сторон, качеств, знаний целевой аудитории, характера и направления осваиваемой общей траектории (образовательной программы: уровень образования, специальность и пр.).
Поэтому при разработке структуры учебно-методического пособия для адаптированного обучения эксперт Дисхелп сначала анализируют общие моменты соответствующей программы, условия ее реализации, а также общие и индивидуальные параметры целевой аудитории (учащихся): признаки, ограничений, рекомендации, наиболее важные моменты и темы, предметы, их связь с иными науками и пр.
Как правило, классическая структура адаптированного учебно-методического пособия включает в себя вводную часть, которая представит общие представления и моменты, цели и задачи освоения предмета, а также первоисточники, на базе которых был сформирован данный комплекс материалов.
В основной части адаптированного учебно-методического пособия будут заявлены лишь наиболее важные и посильные для индивида темы, раскрытые поэтапно и связно. Притом раскрытие каждого пункта будет сугубо на доступном для пользователя языке, сочетаясь с теорией и практикой одновременно. В рамках каждой темы будет отмечен базовый блок с характерными заданиями, а также углубленный уровень изучения с аналогичным уровнем практических заданий. Помимо этого, в конце каждой темы или блока предусмотрены вопросы для самоконтроля, задания и тренажеры, задания для НИР и аттестации и пр.
Основная часть предполагает последовательное изучение тем с акцентом на развитие конкретных умений, представлений и знаний, которые заявлены ФГОС и посильны для целевой аудитории с учетом особенностей их развития подготовки и иных возможностей. Более того, разработка адаптированного учебно-методического пособия будет учитывать уровень квалификации педагога, который будет курировать обучение, материально-техническую базу для освоения заявленной программы и пр.
Порядок изложения основной части адаптированного учебно-методического пособия будут учитывать особенности физического, интеллектуального, и иного развития целевой группы и преподнесена в соответствующем виде: электронный учебник, аудиокнига, видеоматериал, книга со шрифтом Брайля и пр. Все соответствующие первоисточники, которые легли в основу нового учебника, будут тщательно переработаны и воссозданы в необходимом формате.
Немаловажную роль играет оформление адаптированного учебно-методического пособия. В данном случае важно придерживаться конкретных требований качества со стороны Минобрнауки, Рособрнадзор, МинПросвещения и ФГОС. Эксперты Дисхелп гарантируют соблюдение всех соответствующих параметров, благодаря чему новый комплекс материалов быстро выйдет в тираж и может быть внедрен на базе соответствующего уровня образования или использован в индивидуальной педагогической практике.
Обратите внимание, что содержание адаптированного учебно-методического пособия будет ориентировано на удовлетворение частных потребностей или на удовлетворение потребностей и возможностей конкретной целевой группы, индивида, содействуя более качественной подготовке. Он будет учитывать массу факторов: условия подготовки, сроки обучения, глубина погружения в предмет, способности и возможности учащегося, ограничения и пр.
Схема разработки адаптированных учебно-методических пособий
Адаптированная учебно-методическая литература разрабатывается под конкретную программу обучения, в рамках которой будут обозначены обязательные требования и желаемые результаты обучения. Поэтому при проектировании, разработке и внедрении соответствующей информационной базы для подготовки школьников и студентов важно пройти несколько стадий.
Первым шагом в разработке адаптированных учебно-методических пособий станет внимательное изучение намеченной образовательной программы и условий ее реализации. Здесь целесообразно найти ответы на следующие вопросы:
- Для кого предназначена программа: возраст, пол, текущий уровень подготовки и пр.;
- Материально-техническая база для реализации намеченной программы: оборудование, помещения, квалификация педагогического состава и пр.;
- Ограничения по обучению индивидов: наличие медицинских, религиозных, социальных или иных критериев с целью преобразования программы в более доступный и посильный для учащегося вид.
В рамках первого шага целесообразно провести диагностику подопечного с целью определения его текущей базы, возможностей по изучению предмета или программы, ограничений, пожеланий и интересов. Также следует оценить условия обучения: помещение и оборудование, физические возможности (длительность обучения и пр.) и пр. Все это непосредственным образом отразится на тематическом планировании занятий, формировании расписания занятий и общей нагрузки на учащегося, особенности формирования теоретического и практического материала и пр.
Специалисты Дисхелп перед разработкой адаптированных учебно-методических пособий внимательно изучают требования заказчика и уточняют: общую характеристику объекта обучения, условия реализации программы (как, где и кем она будет внедряться и реализовываться), период обучения, глубина изучения предметов и характер образовательной программы и пр.
Немаловажным аспектом является уточнение формата обучение школьников и студентов. В рамках очной реализации адаптированной образовательной программы предусмотрено тесное сотрудничество педагога и подопечного, при заочном, надомном, дистанционном развитии – акцент сделан на самообразовании, самостоятельной работе и пр.
Эксперты Дисхелп предлагают клиентам заполнить бланк заказа с подробным описанием ожидаемых результатов и пройти предварительное собеседование или тестирование для определения текущего уровня подготовки и дальнейшего проектирования программы обучения, подбора или разработки соответствующей литературы.
Также целесообразно учесть причины необходимой адаптации учебно-методических пособий. В данном случае возможны следующие сценарии:
- Преобразование материалов с целью разработки посильной для индивида программы: инклюзивные программы обучения, коррекционные траектории обучения и пр.;
- Преобразование учебных пособий и заданий с акцентом на самообразование: заочное, надомное, семейное, дистанционное обучение, «госпитальная педагогика»;
- Преобразование учебной литературы с акцентом на углубление имеющихся знаний и более глубокую подготовку подопечных: программы для одаренных детей, имеющих достижения в учебе и науке по конкретным дисциплинам и пр.;
- Преобразование учебно-методической литературы по индивидуальным требованиям: для самообразования, дополнительного обучения по интересам и пр.
Эксперты Дисхелп учитывают все факторы, влияющие на процесс адаптации учебной и методической литературы в процессе обучения.
Второй шаг – проектирование учебного комплекса на основе результатов подготовительной стадии и диагностики целевой аудитории. В данном случае производится подбор специальной литературы в рамках изучаемого предмета с учетом его роли в составе образовательной программы. Затем на основе индивидуальных параметров и возможностей учащихся формируется последовательность изучения предмета (тематическое планирование с выделением ключевых моментов), разработка заданий для выработки практических навыков по каждой теме и предмету в целом, разработка пакета ФОС и КОС и т.д.
При разработке учебно-методических пособий адаптированного характера эксперт Дисхелп тщательно изучают требования и пожелания клиента, особенности развития целевой аудитории. В данном случае все материалы и задания предстают в удобном для изучения виде: для слабовидящих – аудиоматериалы, шрифт Брайля, для слабослышащих – визуальная подача информации (видеоуроки), электронные ученики, презентации, печатные издания со схемами и пр., для лиц ОВЗ учитываются их физические возможности передвижения и ограничения и пр.
Обратите внимание, что все индивидуальные и адаптированные учебно-методические пособия и программы будут учитывать требования ФГОС и подстроены под эти минимальные критерии качества.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Третий шаг – согласование новоразработанной траектории и учебно-методической базы обучения. В данном случае эксперты Дисхелп предоставляют клиенту на одобрение или предварительную оценку общую схему программы, подобранную литературу или план изучения предмета. Только после согласования происходит оформление адаптированных материалов в полноценный учебно-методический комплекс, который поможет педагогу в развитии подопечных и облегчит учебный путь отдельных категорий школьников и учащихся.
Эксперты Дисхелп гарантируют соответствие разработанных адаптированных учебно-методических пособий всем заявленным параметрам ФГОС и индивидуальным требованиям заказчика. Проектированием и созданием данных учебных комплексов занимаются только опытные и высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт работы с соответствующими видами педагогической деятельности (коррекционная педагогика, репетиторство (углубленная подготовка) и пр.).
Команда Disshelp готова помочь в разработке адаптированных учебно-методических пособий разными способами:
- Проконсультировать относительно тематического планирования и содержания, структурирования материалов;
- Подобрать информационную базу для переработки в новый вид и комплекс с учетом общих и частных требований, характера образовательной программы и целей, условий ее реализации;
- Разработать структуру учебного-пособия с акцентом на цель обучения, специфические потребности и способности, условия реализации рабочей программы по предмету;
- Разработать теоретический и практический материал по каждой заявленной теме с учетом заявленных требований и характера обучения целевой аудитории;
- Изложить материалы на доступном для целевой группы или учащегося языке и формате с учетом требований ФГОС и пр.
Эксперты Дисхелп гарантируют разработку качественного учебно-методического пособия в рамках адаптированных программ с учетом общих и индивидуальных параметров, гарантирующих доступность и посильность материалов, высокое качество подготовки учащегося.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!