Услуги по разработке адаптированных учебно-методических пособий

На сегодняшний день в каждом образовательном заведении действуют различные направления и программы обучения. Они могут быть идентичными, аналогичными или кардинально разными по характеру, глубине погружения в профиль или отдельные дисциплины. Но несмотря на все явные и скрытые отличия, достоинства и недостатки, они призваны подготовить высококвалифицированных специалистов для конкретной отрасли и сферы деятельности. Для реализации некоторых траекторий обучения требуется особый подход и специальная адаптированная литература. Сегодня мы расскажем о данном виде ресурсов и особенностях ее разработки.

Услуги по разработке адаптированных учебно-методических пособий
На сегодняшний день в каждом образовательном заведении действуют различные направления и программы обучения. Они могут быть идентичными, аналогичными или кардинально разными по характеру, глубине погружения в профиль или отдельные дисциплины. Но несмотря на все явные и скрытые отличия, достоинства и недостатки, они призваны подготовить высококвалифицированных специалистов для конкретной отрасли и сферы деятельности. Для реализации некоторых траекторий обучения требуется особый подход и специальная адаптированная литература. Сегодня мы расскажем о данном виде ресурсов и особенностях ее разработки.

Понятие и функции адаптированных учебно-методических пособий

В определенных ситуациях в системе обучения и подготовки будущих специалистов требуется особый подход со специфическими методами работы, ресурсной базой и пр. Так, в колледжах и вузах можно встретить специальные направления обучения, а также особые условия подготовки студентов в зависимости от их физических, интеллектуальных и иных возможностей.

Под адаптированной учебно-методической литературой необходимо понимать такие первоисточники информации, которые учитывают особенности развития и возможности индивида: физические, психологические, интеллектуальные, медицинские и пр. Данная категория учебных пособий призвана облегчить постижение выбранного уровня и специальности, программы. Она нацелена, как на всеобщее развитие индивида, так и на коррекцию его состояния.

Основание

Обучение по программам инклюзивного образования Дистанционное обучение

Индивидуальное обучение

Характер обучения Коррекционный, общее развитие Стандартная программа подготовки для дистанционного обучения Углубленная программа или адаптированная под возможности, способности учащегося
Способ подачи информации С учетом ограничений учащегося: печатные или электронные ресурсы, пособия с шрифтом Брайля, аудиокниги, видеоресурсы и пр. Электронные или печатные издания, аудиокниги, видеоресурсы, онлайн-площадки и материалы
Способ обучения Очное обучение Онлайн-обучение, самообразование Любой формат, самообразование
Состав материалов Теория, набор заданий и упражнений по каждой теме, вопросы для самоконтроля Теория, практические задания, задания для самопроверки, промежуточный контроль

Базовый и углубленный уровень подготовки

Адаптированная учебно-методическая литература представляет собой особый вид печатной или электронной продукции, предназначенной для определенного круга лиц. Как правило, она необходима для работы в системе образования с двумя большими группами лиц: одаренные дети и «особенные» дети. Также данный вид ресурсов используется в рамках индивидуального обучения с акцентом на таланты способности и прочие черт подопечного.

Адаптированная литература разрабатывается непосредственно педагогом в рамках доверенного ему предмета или основателем образовательной программы в целом.

В числе ключевых функций адаптированных учебно-методических пособий можно выделить:

  • Учебная, призванная расширить кругозор индивида и предоставить ему новые знания и навыки в рамках постигаемых предметов;
  • Координационная, которая проявляется в том, что педагог следует определенным инструкциям, правилам и пользуется специальными методами обучения. Подобная литература служит своего рода инструкцией по подготовке отдельных категорий школьников и студентов, координирует действия педагога в ходе изучения темы и дисциплины в целом;
  • Самостоятельная. Данная часть предполагает наличие специального блока тем и заданий, которые учащиеся должны постигать самостоятельно для закрепления, углубления познаний и оттачивания отдельных навыков. Эта миссия позволяет индивиду стать более самостоятельным и подготовленным, научить решать проблемы доступными для него способами, проявлять творческий подход при выполнении любого дела;
  • Коррекционная, призванная сделать акцент на слабых или уязвимых сторонах индивида и помочь ему в преодолении сложностей, развить в нем определенные качества, навыки и умения, ликвидировать или смягчить проявление имеющихся недостатков и пр.;
  • Углубляющая. Данная миссия призвана углубить познания учащихся в рамках определенного блока или набора предметов, тем с учетом характера осваиваемой программы, возможностей и способностей подопечных. Чаще всего реализация этой задачи возлагается на те программы, которые ориентированы на работу с одаренными детьми;
  • И пр.

Таким образом, адаптированные учебно-методические пособия призваны облегчить деятельность педагога при работе с определёнными группами учащихся, а также сделать образование для них более доступным, понятным и посильным, качественным и полноценным.

В большинстве случаев разработка адаптированных учебно-методических и пособий требуется для реализации коррекционных, реабилитационных (инклюзивных) образовательных программ, а также программ для одаренных детей с более серьезной подготовкой (имеющими определённые достижения в науке и учебе, демонстрирующие явное превосходство над ровесниками в изучении конкретных предметов и пр.). То есть внедрение подобной методической или информационной основы целесообразно по программам усиленной подготовке, а также в отношении лиц с ОВЗ, инклюзивным направлениям.

Специалисты ОЦ Disshelp занимаются разработкой всех видов образовательных программ для учреждений среднего и профессионального уровня подготовки: общие, коррекционные, инклюзивные, специальные, индивидуальные, дистанционные и прочие. Наша команда разрабатывает уникальные адаптированные учебно-методические пособия, использование которых гарантирует активность каждый вышеописанной функции и всецелое развитие индивида с учетом его возможностей, пожеланий и иных требований.

Особенности разработки адаптированных учебно-методических пособий: правила и требования

Несмотря на всю оригинальность данного учебного комплекса информации, разработка соответствующих учебников, рекомендаций, пакетов заданий должна происходить согласно очерченным параметрам.

Адаптированные учебно-методические пособия будут учитывать две большие группы факторов:

  • Общие, утверждённые на федеральном уровне и действующие повсеместно в рамках любого обучения, но с небольшими уточнениями;
  • Индивидуальные, учитывающие конкретные требования и рекомендации по развитию индивида на основе его способностей, возможностей, талантов и интересов, достижений и пр.

Первая категория правил выглядит в виде действующих в стране ФГОС и ГОСТов, затрагивающих обязательные моменты обучения: требования к структуре, содержанию, минимальный набор компетенций, способы работы, сфера действия документов и учебников, критерии оценивания достижений учащихся и пр.

Вторая группа параметров, регламентирующих процесс разработки и применения адаптированных учебно-методических комплексов опирается сугубо на индивидуальные качества учащегося и творческий подход к делу педагога: уровень текущей подготовки, возрастные и психологические особенности развития подопечного, ограничения в обучении (физические, интеллектуальные, религиозные, медицинские и пр.), направление обучения характер, научная или отраслевая принадлежность, достижения слушателя и пр.

Что учитывают разработчики адаптированных учебно-методических пособий?
Что учитывают разработчики адаптированных учебно-методических пособий?

В совместной связке применение указанных групп требований позволяет выработать оптимальный путь по обучению индивида, который гарантирует высокое качество подготовки с учетом минимальных требований ФГОС и возможностей учащегося.

В качестве основополагающих принципов по разработке адаптированных образовательных программ и учебно-методических пособий для их реализации можно выделить:

  • Гибкость и посильность, которая предполагает учет индивидуальных и обязательных требований к качеству подготовки индивида, позволяющих овладеть достаточными знаниями для их применения в перспективе с учетом возможностей, способностей и ограничений учащегося;
  • Актуальность, предполагающая использование только надежной, проверенной информации, позволяющей развить те знания и навыки, которые необходимы в настоящее время, позволяют сориентироваться в происходящих явлениях и процессах, выработать оптимальное решение;
  • Логичность и последовательность, ориентированная на постепенное изучение всех узких и сложных мест, наличие определенной и достаточной для дальнейшего изучении базы, понятное исследование предмета и тем;
  • Индивидуальность, предполагающая учет конкретных черт учащегося для построения корректной и грамотной траектории обучения, схемы изучения предмета: физические возможности, уровень интеллектуальной подготовки, психологические особенности развития индивида, медицинские показания, достижения в учебе, интересы и пр. Данный фактор позволяет оптимизировать изучение предмета, определив места для углубленного изучения, подобрав соответствующие методы работы и пр.;
  • Легальность, опирающаяся на минимальные и обязательные требования ФГОС при планировании образовательных программ, рабочих программ и планов обучения в каждом учебном заведении.

Специалисты Дисхелп тщетно соблюдают все вышеописанные параметры и правила, требования при проектировании и разработке всех видов образовательных программ, а также при создании адаптированных учебно-методических пособий. Наша команда соблюдает требования ФГОС и подстраивает под них программу обучения, методический учебный комплекс с учетом требований клиента. Мы гарантируем, что созданные нами программы и учебно-методические пособия для обучения будут соответствовать обязательным требованиям ФГОС и ожиданиям клиента.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Структура и содержание адаптированных учено-методических пособий

Адаптированные учебно-методические пособия – это оригинальные материалы, комплексы упражнений для подготовки определенной группы лиц, которая будет учитывать все нюансы и делать траекторию обучения не просто посильной, но и качественной, соответствующей цели обучения. То есть данный комплекс информации будет ориентирован на развитие конкретных навыков, умений, компетенций с учетом всех заявленных особенностей учащегося.

Структура учебного пособия или методического комплекса для адаптированного обучения будет классической и базироваться на принципах поэтапного погружения в дисциплину, базового и «индивидуального» исследования, логичности и связности этапов и категорий. То есть все темы, задания будут расположены в умелой комбинации по принципу «от простого к сложному» с акцентом на развитие конкретных сторон, качеств, знаний целевой аудитории, характера и направления осваиваемой общей траектории (образовательной программы: уровень образования, специальность и пр.).

Из чего состоит адаптированное учебно-методическое пособие?
Из чего состоит адаптированное учебно-методическое пособие?

Поэтому при разработке структуры учебно-методического пособия для адаптированного обучения эксперт Дисхелп сначала анализируют общие моменты соответствующей программы, условия ее реализации, а также общие и индивидуальные параметры целевой аудитории (учащихся): признаки, ограничений, рекомендации, наиболее важные моменты и темы, предметы, их связь с иными науками и пр.

Как правило, классическая структура адаптированного учебно-методического пособия включает в себя вводную часть, которая представит общие представления и моменты, цели и задачи освоения предмета, а также первоисточники, на базе которых был сформирован данный комплекс материалов.

В основной части адаптированного учебно-методического пособия будут заявлены лишь наиболее важные и посильные для индивида темы, раскрытые поэтапно и связно. Притом раскрытие каждого пункта будет сугубо на доступном для пользователя языке, сочетаясь с теорией и практикой одновременно. В рамках каждой темы будет отмечен базовый блок с характерными заданиями, а также углубленный уровень изучения с аналогичным уровнем практических заданий. Помимо этого, в конце каждой темы или блока предусмотрены вопросы для самоконтроля, задания и тренажеры, задания для НИР и аттестации и пр.

Основная часть предполагает последовательное изучение тем с акцентом на развитие конкретных умений, представлений и знаний, которые заявлены ФГОС и посильны для целевой аудитории с учетом особенностей их развития подготовки и иных возможностей. Более того, разработка адаптированного учебно-методического пособия будет учитывать уровень квалификации педагога, который будет курировать обучение, материально-техническую базу для освоения заявленной программы и пр.

Порядок изложения основной части адаптированного учебно-методического пособия будут учитывать особенности физического, интеллектуального, и иного развития целевой группы и преподнесена в соответствующем виде: электронный учебник, аудиокнига, видеоматериал, книга со шрифтом Брайля и пр. Все соответствующие первоисточники, которые легли в основу нового учебника, будут тщательно переработаны и воссозданы в необходимом формате.

Немаловажную роль играет оформление адаптированного учебно-методического пособия. В данном случае важно придерживаться конкретных требований качества со стороны Минобрнауки, Рособрнадзор, МинПросвещения и ФГОС. Эксперты Дисхелп гарантируют соблюдение всех соответствующих параметров, благодаря чему новый комплекс материалов быстро выйдет в тираж и может быть внедрен на базе соответствующего уровня образования или использован в индивидуальной педагогической практике.

Обратите внимание, что содержание адаптированного учебно-методического пособия будет ориентировано на удовлетворение частных потребностей или на удовлетворение потребностей и возможностей конкретной целевой группы, индивида, содействуя более качественной подготовке. Он будет учитывать массу факторов: условия подготовки, сроки обучения, глубина погружения в предмет, способности и возможности учащегося, ограничения и пр.

Схема разработки адаптированных учебно-методических пособий

Адаптированная учебно-методическая литература разрабатывается под конкретную программу обучения, в рамках которой будут обозначены обязательные требования и желаемые результаты обучения. Поэтому при проектировании, разработке и внедрении соответствующей информационной базы для подготовки школьников и студентов важно пройти несколько стадий.

Первым шагом в разработке адаптированных учебно-методических пособий станет внимательное изучение намеченной образовательной программы и условий ее реализации. Здесь целесообразно найти ответы на следующие вопросы:

  • Для кого предназначена программа: возраст, пол, текущий уровень подготовки и пр.;
  • Материально-техническая база для реализации намеченной программы: оборудование, помещения, квалификация педагогического состава и пр.;
  • Ограничения по обучению индивидов: наличие медицинских, религиозных, социальных или иных критериев с целью преобразования программы в более доступный и посильный для учащегося вид.

В рамках первого шага целесообразно провести диагностику подопечного с целью определения его текущей базы, возможностей по изучению предмета или программы, ограничений, пожеланий и интересов. Также следует оценить условия обучения: помещение и оборудование, физические возможности (длительность обучения и пр.) и пр. Все это непосредственным образом отразится на тематическом планировании занятий, формировании расписания занятий и общей нагрузки на учащегося, особенности формирования теоретического и практического материала и пр.

Схема подготовки адаптированного учебно-методического пособия
Схема подготовки адаптированного учебно-методического пособия

Специалисты Дисхелп перед разработкой адаптированных учебно-методических пособий внимательно изучают требования заказчика и уточняют: общую характеристику объекта обучения, условия реализации программы (как, где и кем она будет внедряться и реализовываться), период обучения, глубина изучения предметов и характер образовательной программы и пр.

Немаловажным аспектом является уточнение формата обучение школьников и студентов. В рамках очной реализации адаптированной образовательной программы предусмотрено тесное сотрудничество педагога и подопечного, при заочном, надомном, дистанционном развитии – акцент сделан на самообразовании, самостоятельной работе и пр.

Эксперты Дисхелп предлагают клиентам заполнить бланк заказа с подробным описанием ожидаемых результатов и пройти предварительное собеседование или тестирование для определения текущего уровня подготовки и дальнейшего проектирования программы обучения, подбора или разработки соответствующей литературы.

Также целесообразно учесть причины необходимой адаптации учебно-методических пособий. В данном случае возможны следующие сценарии:

  • Преобразование материалов с целью разработки посильной для индивида программы: инклюзивные программы обучения, коррекционные траектории обучения и пр.;
  • Преобразование учебных пособий и заданий с акцентом на самообразование: заочное, надомное, семейное, дистанционное обучение, «госпитальная педагогика»;
  • Преобразование учебной литературы с акцентом на углубление имеющихся знаний и более глубокую подготовку подопечных: программы для одаренных детей, имеющих достижения в учебе и науке по конкретным дисциплинам и пр.;
  • Преобразование учебно-методической литературы по индивидуальным требованиям: для самообразования, дополнительного обучения по интересам и пр.

Эксперты Дисхелп учитывают все факторы, влияющие на процесс адаптации учебной и методической литературы в процессе обучения.

Второй шаг – проектирование учебного комплекса на основе результатов подготовительной стадии и диагностики целевой аудитории. В данном случае производится подбор специальной литературы в рамках изучаемого предмета с учетом его роли в составе образовательной программы. Затем на основе индивидуальных параметров и возможностей учащихся формируется последовательность изучения предмета (тематическое планирование с выделением ключевых моментов), разработка заданий для выработки практических навыков по каждой теме и предмету в целом, разработка пакета ФОС и КОС и т.д.

При разработке учебно-методических пособий адаптированного характера эксперт Дисхелп тщательно изучают требования и пожелания клиента, особенности развития целевой аудитории. В данном случае все материалы и задания предстают в удобном для изучения виде: для слабовидящих – аудиоматериалы, шрифт Брайля, для слабослышащих – визуальная подача информации (видеоуроки), электронные ученики, презентации, печатные издания со схемами и пр., для лиц ОВЗ учитываются их физические возможности передвижения и ограничения и пр.

Обратите внимание, что все индивидуальные и адаптированные учебно-методические пособия и программы будут учитывать требования ФГОС и подстроены под эти минимальные критерии качества.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Третий шаг – согласование новоразработанной траектории и учебно-методической базы обучения. В данном случае эксперты Дисхелп предоставляют клиенту на одобрение или предварительную оценку общую схему программы, подобранную литературу или план изучения предмета. Только после согласования происходит оформление адаптированных материалов в полноценный учебно-методический комплекс, который поможет педагогу в развитии подопечных и облегчит учебный путь отдельных категорий школьников и учащихся.

Эксперты Дисхелп гарантируют соответствие разработанных адаптированных учебно-методических пособий всем заявленным параметрам ФГОС и индивидуальным требованиям заказчика. Проектированием и созданием данных учебных комплексов занимаются только опытные и высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт работы с соответствующими видами педагогической деятельности (коррекционная педагогика, репетиторство (углубленная подготовка) и пр.).

Команда Disshelp готова помочь в разработке адаптированных учебно-методических пособий разными способами:

  • Проконсультировать относительно тематического планирования и содержания, структурирования материалов;
  • Подобрать информационную базу для переработки в новый вид и комплекс с учетом общих и частных требований, характера образовательной программы и целей, условий ее реализации;
  • Разработать структуру учебного-пособия с акцентом на цель обучения, специфические потребности и способности, условия реализации рабочей программы по предмету;
  • Разработать теоретический и практический материал по каждой заявленной теме с учетом заявленных требований и характера обучения целевой аудитории;
  • Изложить материалы на доступном для целевой группы или учащегося языке и формате с учетом требований ФГОС и пр.

Эксперты Дисхелп гарантируют разработку качественного учебно-методического пособия в рамках адаптированных программ с учетом общих и индивидуальных параметров, гарантирующих доступность и посильность материалов, высокое качество подготовки учащегося.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *