Обучение в школе, колледже или вузе предполагает реализацию различных занятий, притом в рамках каждого из них будет не только теоретическое освещение темы, но и практическое погружение в нее. В любом случае педагогу приходится не только рассказывать, но и полагаться на специальные методические материалы, подготовленные по дисциплине, каждой заявленной теме. Сегодня мы поговорим о них и порядке их подготовки.
СОДЕРЖАНИЕ
Сущность и функции методических материалов в образовательном процессе
Методические материалы представляют собой основу обучения. То есть это те конспекты, планы и задания, которыми педагог руководствуется во время занятий. То есть данный документ представляет собой тщательно переработанную информацию в рамках каждой дисциплины и темы согласно образовательной программе.
Методические материалы представляют собой формальное (документальное) оформление занятия. Данный пакет файлов формируется каждым педагогом индивидуально с учетом уровня его подготовки и требований образовательной программы (специальности), учебного заведения.
Рассматриваемый фундамент призван выполнить следующие задачи:
- Выделение ключевых моментов в рамках осваиваемой дисциплины и характера действующей специальности: определение ключевых тем, важных для конкретной отрасли, специалиста и пр.;
- Установление последовательности действий по изучению дисциплины с учетом календарно-тематического плана, учебного плана, требований ФГОС и пр.;
- Утверждение конкретных методов и приемов преподавания, способов взаимодействия с учащимися;
- Подчеркивание формата и особенностей занятий, их характера и предназначения;
- Учет и отражение действующих научных канонов, практических приемов и опыта педагога.
Фактически методические материалы представляют собой небольшое авторское руководство, задающее общее направление обучения и конкретизирующее погружение в него посредством уточнения соответствующих предметов, развиваемых знаний и компетенций.
Миссия методических материалов состоит в обеспечении продуманного и качественного образовательного процесса, простом, ясном и связном разъяснении ключевых моментов и аспектов, поэтапном становлении дипломантов. Данная категория – это труд педагога, одна из форм выражения его мыслей с целью развития подопечного в определённой научной, практической плоскости. Рассматриваемая группа данных является руководством и базой по воспитанию подопечных лиц.
Классификация методических материалов в образовательной деятельности
Исходя из предназначения методических материалов, можно выделить четыре основные группы.
Первая – информирующие методические материалы. Их миссия состоит в донесении ключевой информации до адресата, то есть описание и разъяснение отдельных терминов правил, категорий, методик, анализ опыта квалифицированных экспертов и пр. Формирование подобных документов основывается на описании и перечислении информации и пр. Яркими представителями рассматриваемой группы являются информационный лист, приложения в виде графиков, схем, диаграмм, презентаций, методический обзор и пр.
Признак |
Информирующий методический материал | Описывающий методический материал | Инструктирующий методический материал |
Прикладной методический материал |
Суть документа | Описание явлений, процессов, ключевых категорий, донесение до адресата общей информации | Теоретическое описание темы, процесса, действия | Описание плана мероприятий и действий, нормативов и регламентов, разъяснение формальностей | Разъяснение действий, заданий, способов их решения, набор заданий и пр. |
Вид документов | Информационный лист, наглядные материалы, методические обзоры, реферат | Методические описания, аннотация, реферат, план-конспект, образовательная программа, рабочая программа | Методические рекомендации, памятки, регламенты, ГОСТЫ и ФГОСы, инструкции | Инструкции, сборники заданий, дидактические пособия, учебные пособия, программа практики и пр. |
Вторая группа методических материалов – описывающая. Основная задача таких документов состоит в описании конкретного опыта или уже действующих и подтвержденных результатов, констатации фактов, требований и пр. В рамках этой категории выделяют методическое описание, аннотацию, классический или краткий реферат, план-конспект, образовательная программа и пр.
Третья группа методических материалов носит инструктирующий характер. Миссия рассматриваемых документов – отметить ключевые правила и требования нормативы, порядок организации и реализации конкретного дела (занятия письменной работы и пр.). Эта ниша представлена в виде всевозможных методических рекомендаций, инструкций, регламентов, памяток и пр.
Четвертая группа – прикладные методические материалы. Данная каста призвана обеспечить практическое развитие учащихся и представлена в виде соответствующих заданий, руководств по их выполнению и пр. Яркими представителями этой группы являются методические разработки, дидактические пособия, сборники задач и упражнений и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Классические правила по формированию методических материалов
Подготовка методических материалов – процесс непростой многогранный требующий концентрации на массе факторов: начиная от правовых аспектов, правил и требований учебного заведения, специализации, дисциплины и заканчивая опытом и мастерством педагога.
В ходе проектирования и разработки методических материалов лежат следующие принципы:
- Актуальность, которая предполагает учет действующих правил и требований к качеству образовательного процесса, а также утвержденные в учебном заведении нормы, регламенты. Более того, задействованные первоисточники (по освещению тем, задания) также должны подчеркивать современные тенденции и развивать те навыки и качества, которые требуют работодатели;
- Полнота, базирующая на всецелом разъяснении всех ключевых моментов аспектов, действий и пр. То есть методические материалы должны быть предельно ясными, содействовать полному погружению в заявленные предметы, компетенции и пр.;
- Легальность, предполагающая следование действующим нормам: образовательным стандартам, авторской этики;
- Авторство. Методические материалы разрабатываются не только методистами учебного заведения, структурными подразделениями МипПросвещения и Минобразования, но и непосредственно педагогами, которые несут свет и знания подопечным. То есть каждая методическая основа, материал будет иметь своего создателя;
- Системность и логика, которая помогает педагогу воедино связать все темы, задания, компоненты и развить у учащихся не просто отдельные навыки, но и общие представления, компетенции с профессиональным уклоном;
- Целеполагание. Все методические материалы создаются с конкретной целью: описать теоретические каноны, развить конкретные навыки, научить и пр. Главное чтобы эти цели успешно сочетались как в рамках исследуемой дисциплины, так и образовательной траекторией в целом;
- Структурирование материалов и оформление в едином стиле. Все методические материалы – это формальный язык, унифицированная информация, преподносимая в особом виде с учетом предназначения и группы: образовательная программа, рабочая программа, план-конспект занятий, методические рекомендации и пр. Каждый из документов обладает конкретной структурой и содержанием.
Оформление методических материалов специфично и зависит от таких параметров, как цель, формат занятия, дисциплин и специальность (ее роль в направлении, календарно-тематический план), требований ФГОС и пр. Поэтому структура и содержание данного файла может разниться. В общем виде ее можно представить следующим образом.
Типичная структура методических материалов будет включать в себя следующие разделы.
Раздел методических материалов |
Суть, предназначение |
Титульный лист | Наименование образовательного заведения
Образовательная программа Предмет, дисциплина, проект Вид методического материала Сведения об авторах Дата разработки/внедрения (год) |
Пояснительная записка | Описание миссии методических материалов: цель, задачи, особенности заданий, основная литература, состав (теория, задания и пр.) |
Основная часть | Зависит от вида и цели разработки методических материалов, особенностей программы
Выделяют общий ход занятия, набор заданий, инструкции по их решению, обретаемые знания и компетенции, методы работы, особенности целевой аудитории |
Заключение | Констатация итогов обучения, результаты, оценка качества подготовки учащихся, критерии оценки и пр. |
Библиография | Список всех задействованных первоисточников для подготовки занятия, проекта и пр. |
Приложения | Наглядные материалы для проведения занятия и пр. |
Первый – титульный лист, который подчеркнет суть, предназначение, место реализации, авторство. На первой странице указывается учебное заведение (где будут действовать описанные правила), направление подготовки (на какую именно специальность) и предмет (то есть непосредственная сфера применения и действия), дата реализации (год), сведения об авторах.
Как правило, следом за титульным листом следует оглавление.
Вторым разделом методических материалов служит аннотация или пояснительная записка, которая разъясняет суть и миссию документа, особенности его действия, цель и пр. Миссия этого пункта – предоставить краткое и емкое описание излагаемой информации, инструкций и пр.
Третий раздел – основная часть, где излагается «центральная информация»: описание, разъяснения, комплекс заданий и руководство по их реализации, инструкции, примеры и пр. Обратите внимание, что в целом оригинальность методических материалов будет именно в этом разделе, так как здесь фактически излагается вся суть: что хочет сказать, показать и чему научить, как будет проходить занятие, какие задания и мероприятия запланированы, правила и условия их реализации и пр.
Четвертый раздел методических материалов – заключение, где подводятся общие итоги: развиваемые знания и навыки, рекомендации по их оценке, перспективы.
Пятый раздел – список задействованной библиографии. В данном случае автор выделяет те материалы, пособия, законы и иные виды информации, которые легли в основу методических материалов согласно заявленной теме/предмету/направлению.
Шестой раздел – приложения, где автор приводит наглядные материалы и образцы, примеры, позволяющие грамотно организовать ученый процесс и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этапы проектирования и разработки методических материалов для образовательных заведений
Подготовка методических материалов – процесс тщательно продуманный. В основе данного мероприятия будет лежать масса документов внутреннего и внешнего плана.
К основным файлам, регламентирующим процесс разработки и оформления методических материалов для образовательного заведения относят:
- Требования ФГОС и ГОСТ;
- Внутренние регламенты и инструкции учебного заведения;
- Действующие в образовательном учреждении образовательные программы, учебные планы календарно-тематические планы;
- Научные исследования в рамках конкретной научной плоскости, отрасли и достижения НТП;
- Профессиональный опыт педагога.
Приступать к проектированию методических материалов специалисту следует только после определения вида и цели, предназначения файла. От данных параметров будет зависеть структура и содержание документа, особенности его оформления.
Вторым этапом по подготовке методических материалов станет тщательное изучение утвержденной образовательной программы (общая характеристика специальности, чему должен научиться студент), дисциплины (ее роль в направлении подготовки, календарно-тематический план и пр.). Анализ этих документов позволит определить ключевые моменты и цель подготовки методических материалов с учетом формата, цели занятия, выделенных на его освоение академических часов (общий объем), количество письменных работ и практических заданий с особенностями их выполнения. Фундаментом методических материалов станут: тезисы, план занятия, теоретическая и практическая часть (характер, тема и пр.).
Третий этап – подбор литературы для планирования занятия и координации действий учащихся. В данном случае акцент делается на дисциплине, теме и виде занятия (лекция, семинар, практикум, студенческая работа и пр.). Притом разработчику важно не просто подобрать подходящие материалы для разъяснения, задания, но и грамотно их систематизировать: логично, последовательно, понятно.
Четвертый этап – это структурирование материалов с учетом общих регламентов и оформление пакета согласно заявленным нуждам и целям, правилам. Для лекций формируются план-конспект для практических занятий – план-конспекты, задания для самостоятельной работы, практические задания, инструкции по проведению деловых игр/лабораторных работ, наглядные материалы и пр.
Таким образом, проектирование и разработка методических материалов учитывает внутренние и внешние факторы, строгие регламенты и мастерство педагога. Именно от квалификации и опыта преподавателя зависит, что и как он будет разъяснять, на каких примерах обучать, какими способами мотивировать студентов и закреплять пройденный материал и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Услуги Disshelp по разработке методических материалов для образовательных заведений
Деятельность методистов, педагогов, классных руководителей и администрации учебного заведения многогранна, а нагрузка – колоссальная. На разработку методических материалов требуется немало сил и времени, которых зачастую не хватает для качественного проектирования образовательного процесса. В этом случае на помощь готова прийти команда Дисхелп.
Что предлагает ОЦ Disshelp?
Команда образовательного центра Дисхелп предоставляет услуги по консультированию, проектированию и разработке. Оформлению методических материалов по всем видам и типам образовательных программ на всех действующих уровнях профессиональной подготовки: начиная от школьной траектории обучения, профессионалитета и заканчивая поствузовским уровнем.
Специалисты Дисхелп готовы взять на себя миссию по проектированию, разработке и оформлению методических материалов в самых разных вариациях:
- Проектирование, разработка образовательных программ, рабочих программ и пр.;
- Помощь в календарно-тематическом планировании учебного процесса;
- План-конспект лекций и семинаров, практикумов;
- Программа занятия и инструкция по реализации практических занятий: практикумы, деловые игры, лабораторные работы, научные исследования, программа прохождения практики (по видам) и пр.;
- Инструкции, памятки и методические рекомендации по выполнению всех видов письменных работ: курсовые и дипломные работы, отчеты по практике, отчеты о НИР, контрольные и самостоятельные работы, научные статьи и научные работы, рефераты и доклады и пр.;
- Набор практических заданий: задачи, кейсы, ситуационные задачи, упражнения, тесты, задания для аттестации (промежуточной, итоговой и пр.). К каждому набору также прилагается инструкция по выполнению, оценке полученных результатов;
- И т.д.
Кто будет проектировать и разрабатывать методические материалы?
Созданием и оформлением методических материалов будет заниматься только квалифицированный специалист из официального штата команды Дисхелп. Столь важная миссия доверяется только дипломированным и опытным педагогам, руководителям образовательных заведений, обладающих положительной репутацией в учебных и научных кругах и имеющих опыт в проектировании соответствующих видов методических ресурсов.
Ответственность за подбор компетентного эксперта по проектированию и формированию методических материалов ложится на менеджера Дисхелп.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Что нужно предоставить исполнителю Disshelp для проектирования, разработки и оформления методических материалов?
Для начала клиенту необходимо заполнить анкету (онлайн или посетив один из наших офисов) и предоставить обязательные (минимальные) сведения: вид услуги (разработка методических материалов), направление и предмет (подлежащий методическому проектированию), наименование образовательного заведения (где планируется внедрение и реализация пакета методических материалов), правила и рекомендации по подготовке методических материалов (общие ГОСТы и ФГОСы, а также правила учебного заведения), собственные пожелания и пр.
Помимо этого, к заявке следует прикрепить уточняющие документы: образовательная программа или рабочий план, календарно-тематический план, формат занятия и пр. Если какой-либо из документов отсутствует, то целесообразно обсудить его дефицит и разработку с исполнителем.
Какие гарантии предоставляет Дисхелп при проектировании и разработке методических материалов?
Специалисты Дисхелп чтут действующие регламенты и правила, условия договора (в нем прописываются обязательные элементы сделки). Наша команда гарантирует выполнение заказа по разработке методических материалов в строго обозначенные сроки и с учетом заявленным требований.
Заказчик получит выполненную работу согласно ожиданиям, так как исполнитель будет согласовывать каждый шаг и нюанс с клиентом: уточнять его пожелание и видение, возможности, материально-техническую базу учебного заведения, уровень подготовки учащихся, роль занятия в учебном процессе и развитии подопечных и пр.
Сотрудничество с командой Дисхелп проходит сугубо на легальной основе посредством проведения безопасной сделки и оформления соответствующего договора. Изменение условий в одностороннем порядке недопустимо, что гарантирует урегулирование всех вопросов и нюансов посредством переговоров или в рамках действующего законодательства.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!