Обучение в любом учебном заведении (будь то школа, колледж или вуз) всегда происходит по заранее определенной траектории. Она излагается в официальных документах, регламентирующих общий образовательный процесс и отдельно взятые в нем элементы (дисциплины). Одним из таких важнейших критериев обучения школьников и студентов выступает образовательная программа.
На сегодняшний день выделяют свыше нескольких десятков видов образовательных программ, каждая из которых выполняет определенную миссию, учитывает конкретные условия реализации и пр. Одной из специфичных вариантов образовательных траекторий выступает индивидуальная программа обучения и развития.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Индивидуальная программа развития и воспитания представляет собой уникальную траекторию по обучению индивидов, которая учитывает одновременно несколько позиций и факторов: общие требования ФГОС по подготовке учащихся в рамках каждой ступени образования а также их индивидуальные особенности развития и возможности их совершенствования. Помимо этого, адаптированная программа будет учитывать материально-технические условия, особенности педагогического состава образовательного заведения, на базе которого она будет реализована.
Согласитесь, учесть в едином комплексе традиционные каноны, уровень подготовки образовательного учреждения и индивидуальность каждого учащегося крайне сложно. Но внедрение и развитие индивидуальной траектории обучения – не редкость.
Индивидуальная образовательная программа развития и воспитания школьников и студентов применяется в отдельно взятых случаях:
- При наличии у учащегося отклонений в развитии: физические, интеллектуальные, психологические и пр. В данном случае общий набор методов, инструментов и материалов адаптируется под возможности подопечного лица. Обратите внимание, что получить среднее образование на базе школы, лицея обязан каждый гражданин, а вопрос о профессиональном образовании решается им самостоятельно;
- При выявлении у индивида специфических особенностей, подчеркивающих его превосходство, сверхзаинтересованность и предрасположенность к отдельным дисциплинам, наличие неординарных навыков и умении и пр. В данном случае индивидуальная программа обучения нацелена на развитие талантов, возможностей индивида. Чаще всего она реализуется в отношении так называемых «вундеркиндов», творческих личностей, учащихся с достижениями в учебе, спорте и науке и пр. В этом случае траектория обучения может быть усложненной, более глубокой в рамках отдельного направления, предмета и пр.
Индивидуальная образовательная программа может быть внедрена в рамках двух сценариев. Первый – по необходимости, то есть на основе весомой причины. К данной категории относят инклюзивные наборы обучения. Второй – по инициативе учащегося и наличии весомого основания: в случае достижений в рамках научно-исследовательских мероприятий, обучении экстернатом и пр.
В любом случае для разработки и внедрения адаптированной индивидуальной программы важно иметь четкое и весомое обоснование.
Миссия индивидуального обучения, развития и воспитания школьника или студента состоит в создании благоприятных условий, приведение в соответствие с его возможностями норм обучения и глубины погружения в предметы.
Использование адаптированных траекторий обучения позволяет сделать среднее и профессиональное образование доступным для каждого желающего и воспитать культурное и компетентное общество. Они применимы на любой ступени: начиная от школы и заканчивая профессиональным и постпрофессиональным образованием.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности проектирования и планирования индивидуальных образовательных программ развития и воспитания
Индивидуальная образовательная программа именуется так неспроста. Данная траектория разрабатывается в отношении отдельно взятой ячейки: конкретный ученик ил группа лиц со схожими или аналогичными чертами развития. Поэтому этот путь обучения будет адаптирован и ориентирован на развитие и воспитание учащихся с акцентом на их потребности и возможности.
Среди основополагающих принципов разработки специальной индивидуальной программы можно выделить:
- Индивидуальность и посильность, которая проявляется в учете личностных, учебных, медицинских и иных показаний: возраст, текущий уровень подготовки, предрасположенность к определённым предметам и наукам, наличие наград и успехов, медицинские показания, и пр.;
- Актуальность. Программа должна учитывать состояние и желание индивида на текущий момент, а также действующие требования ФГОС;
- Мотивация. Данный параметр предполагает наличие акцента на интересах ребенка с целью побуждения в нем стремления к саморазвитию;
- Непрерывность. Программа должна быть спланирована с учетом постепенного и непрерывного погружения в намеченную траекторию. Притом данный канон предполагает возможности стабильного сопровождения педагога, оказание помощи подопечному нам каждом этапе его становления развития;
- Специальная оценка успеваемости индивида с учетом качества и скорости выполнения намеченной траектории, его особенностей и возможностей. В рамках индивидуальной программы обучения неприемлем усредненный или традиционный подход к оценке качества подготовки учащегося.
- Толерантность, опирающаяся на установление дружеских, доверительных и партнерских отношений с учеников и членами его семьи.
- Конфиденциальность. Этот постулат предполагает, что сведения об особенностях развития, семейных отношений и иных «внутренних парадигм» не выдут за пределы отношений педагога-семьи.
Таким образом, индивидуальная образовательная программа развития и воспитания будет ориентирована на развитие сильнейших сторон учащегося, а также «подтягивание» и развитие слабых моментов, коррекцию программы с учетом минимальных требования ФГОС и интересов, субкультуры ребенка.
В ходе проектирования и разработки адаптированной образовательной программы важно учесть следующие моменты. Во-первых, причина перехода на индивидуальную траекторию развития будет подчеркивать не только необходимость разработки специальной программы, но и ее особенности: возможности индивида, глубина погружения в предметы и пр. Во-вторых, проектирование и внедрение нового варианта обучения должен учитывать возможности учебного заведения: ход знакомства с новыми знаниями и навыками будет ограничен возможностями (финансовыми, материально-техническими, педагогическими и пр.). В-третьих, реализация индивидуального программы обучения не должна противоречить общепринятым нормам и требованиям ФГОС, то есть она таже будет базироваться на развитии личностных, предметных и метапредметных навыков. Но вместе с этим она будет опираться на сильные стороны учащегося и сглаживать слабые, восполнять их. В-четвертых, адаптированная программа обучения будет не просто развивать, но и содействовать общему воспитанию личности, корректировке имеющихся отклонений. Данная программа хоть и персонализирована, но будет нацелена на всестороннее развитие подопечного согласно намеченной цели.
Этапы разработки индивидуальной образовательной программы развития и воспитания
Разработка адаптированной программы развития индивида проходит несколько важных стадий, на каждой из которых происходит определение и выделение той самой «специфики», которая должна быть развернуть и развита в подопечном.
Этап №1. Диагностический. Его миссия заключается в предварительной оценке текущих возможностей учеников или студентов посредством проведения контрольно-методических срезов, тестирований и иных аттестаций, а также первичного представления об особенностях подопечного. Немаловажной частью данного шага является установление интересов слушателя. Их применение в учебном процессе сыграют роль мотиватора и усилят влечение к учебе, облегчат погружение в материал и пр.
На базе диагностического этапа важно не только оценить текущий уровень подготовки, но и имеющиеся противопоказания или ограничения: пробелы в знаниях, медицинские показания, физические и иные возможности, склад ума и пр. То есть для проработки материала, хода учения важно учесть все индивидуальные аспекты: личностные, психологические, медицинские, учебные и интеллектуальные и пр.
Этап №2. Проектировочный. Все действия разработчика будут базироваться на результатах предшествующего шага. В данном случае целесообразно сформировать матрицу учебного успеха и отметить: точки самообразования, точки совместной работы, точки глубокого погружения, точки коррекционного воздействия и пр. Здесь важно разработать индивидуальный план обучения в рамках каждого предмета, который бы с одной стороны облегчал освоение новых вершин для подопечного, а с другой – выделял его среди сверстников или одногруппников и углублялся в те сферы, которые ему интересны, посильны и предпочтительны.
В рамках проектировочного этапа должны быть сформирована: общая стратегия развития с констатаций осваиваемых дисциплин, календарно-тематический план обучения, конспекты по каждой дисциплине (план-конспекты с учетом вида и формата занятий), ФОС и КОС.
По результатам проектировочной стадии должна получиться целенаправленная и поэтапная траектория развития и воспитания, полагающаяся на конкретные цели и задачи.
Этап №3. Реализационный. Миссия данного шага – внедрить индивидуальный план обучения и проверить его корректность, эффективность, посильность, соответствие минимальным требованиям ФГОС и характеру обучения (коррекционный, углубленный и пр.).
На данной стадии важно оценить достоинства и недостатки специальной индивидуальной траектории обучения, минимизировать негативные черты, оперативно внести коррективы.
Реализация специальной программы обучения и развития позволяет проверить ее состоятельность, эффективность, качество и вовремя внести коррективы для ее соответствия намеченной цели.
Этап №4. Аналитический этап. Реализация данного шага базируется на результатах предшествующего этапа. Здесь принимается окончательное решение о необходимости корректировок и констатации «уязвимых мест», выбор способов их ликвидации и частичном или полом пересмотре структуры, содержания индивидуальной программы, методов преподавания.
Притом внедрение новшеств будет также оцениваться на предмет эффективности, реалистичности и посильности и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Специфика оформления специальной индивидуальной программы развития и воспитания
Индивидуальная образовательная программа создается с учетом действующих требований ГОСТ и методических рекомендаций МинПросвещения и МинОбрНауки. Данная траектория должна быть оформлена в виде официального и стандартного документа (по аналогии с традиционными образовательными программами).
Титульный лист |
Пояснительная записка | Содержательный раздел | Организационный раздел |
Заключение, рекомендации |
Наименование и вид образовательной программы | Цель программы | Примерная программа обучения | Материальна-техническая база | Факторы и условия внедрения и применения СИПР |
Целевая аудитория (для кого предназначена) | Задачи образовательной траектории | Рабочая программа обучения | Учебные пособия и учебно-методическая часть программы | Возможности корректировки программы с целью обновления или адаптации под иные параметры |
Место внедрения и реализации | Методы обучения | Календарно-тематический план | Требования к преподавательскому составу | |
Сведения о разработчике | Информационная база СИПР | План-конспект занятий (по предметам) | Критерия оценки успехов учащихся | |
Дата разработки | Основание для разработки и внедрения | ФОС И КОС | ||
План воспитания | ||||
Коррекционная часть с учетом основания индивидуализации обучения |
В составе специальной адаптированной траектории обучения будут присутствовать классические разделы:
- Титульный лист;
- Пояснительная записка, основанная на результатах диагностического этапа и специальных документах: выписка из истории развития учащегося, результаты анамнеза, результаты психолого-педагогической оценки и обследования индивида, заключение;
- Частная траектория, отражающая специфику работы с подопечным: целевой раздел – постановка цели, задач методологии обучения, организационный – описывающий условия реализации намеченной программы, содержательный – констатирующий ход обучения: календарно-тематический план, рабочие программы по всем включенным в индивидуальную схему дисциплинам (план-конспекты, пакеты ФОС и КОС, критерии оценки успехов учащегося и пр.).
- Заключение и рекомендации по внедрению и применению специальной индивидуальной образовательной программы.
Все рабочие программы и план-конспекты будут индивидуализированы под «особенности» и специфические черты, возможности подопечного лица или группы.
Тематическое планирование дисциплин будет ориентировано на усиление позиций учащегося с акцентом на цель: коррекция – будет исправлять его «слабые» места, воздействовать на них, а также углублять знания в рамках текущего уровня подготовки и параллельно с этим ликвидировать слабые места. Притом ликвидация уязвимых мест чаще всего происходит совместно с педагогом, а увеличение глубины погружения – за счет самообразования.
В целом, структура документа будет классической, на ее наполнение – персонализированным. Все рабочие программы и план-конспекты будут учитывать персональные возможности индивида, а также базироваться на грамотной мотивации.
Обратите внимание, что продолжительность обучения идентична во всех программах: учебный год может быть сокращен лишь на весомых основаниях. Но часовое планирование каждого предмета и темы зависит именно от персональных черт подопечного.
Достоинства и недостатки индивидуальной программы обучения
Использование адаптированных программ обучения в системе образования воспринимается неоднозначно. Поэтому целесообразно выделить достоинства и недостатки.
Плюсы индивидуальной образовательной программы |
Минусы индивидуальной образовательной программы |
Персональная мотивация: повышает интерес конкретного ребенка к учебе и предметам | Обучение по индивидуальной траектории изолирует учащегося, выделяя для него отдельный путь и условия постижения знаний и развития навыков |
Глубина погружения в предметы и необходимость корректирующих методов подбирается с учетом персональных характеристик
Текущие познания углубляются, а пробелы – ликвидируются |
Образовательная программа ориентирована на индивидуальные возможности индивида поэтому чаще всего сужается с учетом его способностей, возможностей и предпочтений
Акцент делается на цели, а общеразвивающая или дополнительная вариативная, вспомогательная части могут быть отсеяны по ситуации |
Развитие навыков самообразования и повышение доли самостоятельности в изучении дисциплин выполнении заданий | В зависимости от текущего уровня подготовки подопечного образовательная программа может быть акцентирована на развитии теоретических знаний и минимуме исследований, практики
На фоне этого учащемуся трудно пользоваться полушечными знаниями в жизни |
Социализация и адаптация посредством выполнения командных проектов, совместной деятельности квалифицированного педагога и подопечного | В большинстве случаев разработка индивидуальной программы основана на ФГОС, а интересы подопечного лица вписываются по мере целесообразности и уместности |
Посильность и ясность каждой темы с учетом возможностей и качества восприятия: информация излагается на понятном для целевой аудитории языке с использованием наиболее привлекательных форм, методов и инструментов обучения | Повышается риск затратности: необходимость приобретения специальной литературы, инструментария, привлечения дополнительных квалифицированных специалистов и пр. |
Программа будет соответствовать «двойным стандартам»: обязательным требования ФГОС и индивидуальным критериям учащегося |
В зависимости от того, каких черт разработчик или инициатор увидит больше, решается судьба и необходимость проектирования, внедрения и использования индивидуальной программы.
Чаще всего данный вид становления и развития социума используется в двух ракурсах:
- Коррекционный: для лиц с отклонениями в развитии и состоянии здоровья, то есть по медицинским, психологическим и иным показаниям, отраженным и подтвержденным документально;
- Углубленный, когда индивид демонстрирует наличие у него особых умений, представлений и навыков в определенном русле и требуется усиленная подготовка для оттачивания мастерства. Подобный поход чаще всего используется в творческой, спортивной среде и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Услуги по разработке индивидуальных программ образования и развития от Disshelp
Специалисты Дисхелп оказывают содействие на всех этапах разработки любых образовательных программ, в том числе СИПР (специальных индивидуальных программ развития).
В нашем арсенале следующие виды услуг, связанных с проектированием и оформлением адаптированных программ развития и воспитания:
- Консультирование по вопросам нормативно-правового регулирования индивидуального обучения на всех уровнях образования: разъяснение правил разработки, нюансов, особенностей структурирования и наполнения программ, их оформления;
- Консультирование по вопросам частного проектирования программ, ответ на вопросы заказчика и пр.;
- Разработка индивидуальной программы образования и развития «под ключ»;
- Вычитка, корректура и редактура предоставленных адаптированных программ с учетом пожеланий клиента, их соответствия реальным и актуальным требованиям ГОСТ и ФГОС, обновление текущих программ индивидуального воспитания и развития и пр.;
- Разработка рабочих программ в рамках индивидуального обучения: подготовка план-конспектов, тематическое планирование и пр.;
- Разработка материалов для проверки качества подготовки учащихся: ФОС, КОС, задания для самостоятельной работы и самообучения;
- Подбор информационной базы и литературы для проектирования, и разработки СИПР;
- Подготовка индивидуальной программы к рассмотрению и утверждению, оформление документа согласно методическим рекомендациям учебного заведения и правилам ФГОС, ГОСТ.
Для предоставления качественных услуг по проектированию планирование, разработке и оформлению индивидуальных образовательных программ развития и воспитания специалистам Дисхелп могут потребоваться следующие документы и факты:
- Медицинская карта или результаты медицинского освидетельствования индивида, для которого формируется соответствующий план обучения;
- Результаты психолого-педагогической экспертизы с констатацией текущего уровня подготовки, а также справки или иные документы, характеризующие текущую успеваемость подопечного;
- Общая характеристика «целевой аудитории»: способности, возможности, характер, интересы, увлечения, навыки, характеристика с места учебы и пр.;
- Сведения о семейном положении и взаимоотношениях;
- Текущий план обучения, по которому осваивает новые горизонты учащийся, его оценка и поиск альтернатив, способов оптимизации и пр.;
- Методические рекомендации по разработке СИПР от учебного заведения, где планируется реализация программы.
В отдельных случаях исполнитель имеет право запросить онлайн-консультацию с индивидом, для которого производится разработка индивидуальной образовательной программы, чтобы лично лицезреть его особенности, навыки, умение. Лексикон, манеры и минимально условия. Также допускается прохождение дополнительного тестирования или аттестации на основе ФОС и КОС, предложенных исполнителем.
Согласитесь, наш подход к разработке СИПР серьезный. Наша команда гарантирует, что по результатам проектирования и планирования адаптированная программа обучения будет:
- Соответствует общим требованиям ФГОС;
- Учитывать индивидуальные особенности лица, для которого она проектируется;
- Учитывать пожелания заказчика и текущие тенденции, тренды образования;
- Ориентироваться на возможности клиента по внедрению программы;
- Будет оригинальной, уникальной;
- Оформлена согласно действующим параметрам.
Притом исполнитель может подключать к реализации задания по разработке индивидуальной программы обучения сторонних специалистов: педагогов-предметников, психологов, реабилитологов, спортсменов (в зависимости от направления обучения) для более качественного проектирования траектории персонального становления специалиста и личности.
Доверьте проектирование и разработку специальных индивидуальных образовательных программ специалистам.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!