Оценить качество научной статьи непосредственно автору трудно, обычному читателю – непосильно, редактору издания – важно, но не всегда доступно (ведь для этого требуется дополнительное время). Поэтому многие компании и научные площадки на момент подачи материала требуют предоставить рецензии к нему.
Что это такое?
С одной стороны, рецензия представляет собой официальный документ оценивающего характера, призванный установить качество текста, достоинства и недостатки. Фактически – это критический обзор, подготавливаемый квалифицированным экспертом.
С другой стороны, рецензирование можно представить в качестве субъективного, но профессионального мнения по конкретно теме и определенному материалу. В этом ракурсе можно рассматривать документ, как представитель особого жанра в журналистике, призванного изучить первоисточник (рукопись), проанализировать и оценить ее с научной, профессиональной, публицистической точки зрения.
Также можно рассматривать процесс рецензирования, как подготовительный или дополнительный этап «предзащиты», который формирует решение (или оказывает воздействие на него) о допуске к публикации. Если доминирующая часть рецензий будет носить отрицательный характер, то такая работа не выйдет в свет ни в одном (даже малоизвестном) издании.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: рецензия – это особый и официальный документ, призванный охарактеризовать авторский материал с различных точек зрения. Она в очень сжатом, но емком жанре позволяет провести экспертизу проекта и описать результаты морфологического, синтаксического, стилистического, логического анализа текста с констатацией авторской индивидуальности, компетентности и профессионализма, определения достоинств и недостатков исследования, их влияния на конечный результат. Именно рецензия способна перевернуть мнение аудитории, издательства о тексте и принять окончательное решение: печатать в издании, отправить на доработку и взять «на заметку», отказать в публикации (забраковать).
О том, кто и как подготовить рецензию, как грамотно ее оформить, мы писали ранее. Поэтому повторяться не будем. Сегодня мы расскажем и кратко опишем основные виды рецензий, их роль.
Разновидности рецензий на научные работы и статьи
В зависимости от того, кто формирует рецензию, можно выделить два основных подвида:
- Внутренняя, когда рецензия формируется экспертом из близкого окружения автора. Данный вид нередко вызывает массу споров и сомнений, дабы составитель может быть лично заинтересован в размещении материала, «фальсификации» данных и недостоверном описании моментов и пр. К разновидностям внутреннего рецензирования можно отнести рецензию научного руководителя по курсовой/дипломной работе, отзывы официальных оппонентов (рецензия на проект от работодателя и пр.).
- Внешняя рецензия. Данный документ носит более весомый характер и ценится «на вес золота». Она формируется независимыми экспертами, квалифицированными по теме исследования/проблематике, науке. Для ее формирования привлекают дипломированных и опытных специалистов со стороны (притом чаще всего их ищет не автор, а издательство или организация, куда направляется материал). Такой подход позволяет более объективно оценить качество исследования и полученные результаты со стороны.
При публикации научных работ в большинстве случаев привлекают сторонних специалистов-рецензентов, а в студенческой практике – проще, легче и доступнее подключить «внутренних рецензентов» (притом вузу чаще всего этого бывает достаточно).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В зависимости от целевой аудитории (для кого написана статья, работа), можно выделить следующие виды рецензий:
- Читательская. Данный формат предполагает, что оценивать материал будет непосредственно читатель, ознакомившийся с исследованием. В данном случае объективность и квалифицированность не гарантируется, но получить общие представления о жанре, понятности и ясности исследования, грамотности автора, логичности проекта вполне возможно. Данная рецензия служит больше носителем информации для автора: какие коррективы привнести, чтобы сделать материал более понятным для целевой аудитории, какие ошибки учесть и исправить, что изменить для привлекательности или по рекомендации читателей и пр.
- Экспертная. Данный формат котируется в каждом издательстве, учебном заведении и аттестационном совете. Такая рецензия формируется исключительно дипломированным и компетентным критиком, позволяя организовать и декларировать всестороннюю оценку материала: грамотность, логика, новизна, информативность, значимость, качество текста, уникальность, рекомендации по доработке, личное мнение рецензента о тексте и компетентности автора, достоинства и недостатки научного изыскания, рекомендации по доработке и допуску к публикации и пр. Формированием подобных документов занимаются лингвисты, филологи, действующие ученые в конкретной научной среде (по теме исследования или подходящей науке), редакторы и корректоры, известные критики.
- Заказная. Само название отмечает уникальность данного формата экспертной оценки. Такая рецензия пишется по заказу конкретной стороны, в качестве которой может выступать непосредственно автор издательство. Ее миссия – повысить трафик и оживить интерес аудитории к материалам или описываемым явлениям, товару/услуге. Чаще всего в таких документах акцент делается на достоинствах и преимуществах, наиболее привлекательных сторонах объекта, а описание негативных черт сводится к минимуму. Поэтому такой жанр считать объективным не приходится.
В зависимости от жанра и стилистики публикации, выделяют следующие виды рецензий:
- Научная. Данная оценка производится только компетентным в конкретной научной области экспертом в отношении научных проектов и статей. Она позволяет оценить результаты исследования и логику материала, интерпретацию гипотезу и ее обоснование. Индивидуализм автора и его умение следовать четким стандартам и рекомендациям. Изложение мнения рецензента придерживается соответствующего формата – академическое письмо. Структура рецензии определяется непосредственно рецензентом, носит свободный, но одновременно с этим унифицированный характер (предусмотрено обязательное описание основных элементов: актуальность, новизна значимость, аргументированность и пр.). Притом рецензент обязан предоставить конкретные рекомендации по совершенствованию исследования, допуску к публикации, заслуженную автором оценку/квалификацию/ученую степень или звание и пр.
- Литературная. Данная рецензия призвана описать приемы и манеру изложения текста, фактов и аргументов со стилистической, морфологической, лингвистической точек зрения. Она может носить индивидуальный характер, описывая основные приемы и инструменты изложения сути, а также являться составной частью любого иного вида рецензии (в том числе научной). Литературная рецензия позволяет также оценить и описать качество задействованных в НИР первоисточников, определить их актуальность и роль, весомость и достоверность, что позволит подчеркнуть «подлинность» полученных результатов.
- Театральная, кинорецензия. Данный вид необходимо для оценки проектов в указанных творческих отраслях. Она играет важную роль для сценаристов, режиссеров, авторов постановок и пр. Их миссия – произвести оценку ожиданий и реальности (что планировалось сделать и что получено, сопоставление ожидание и реальности), оценить уровень мастерства автора материала (пьесы, рассказа, постановки), словарный запас и эмоциональный окрас произведения, мнение целевой аудитории и пр. Она позволяет выявить «ляпы» и недочеты, ошибки автора и иных участников постановочного процесса, главных героев и пр. Данный жанр рецензирования применим только в творческой среде, по соответствующим направления подготовки.
- И пр.
Какие виды рецензий чаще всего востребованы в научной среде и почему?
Вышеописанные форматы рецензирования – не единственные и не последние в своем роде. На практике выделяют свыше нескольких сотен подвидов рецензий, каждый из которых выполняет конкретную миссию и очерчивает достоинства и недостатки авторского мастерства. Но каждая из них применима в конкретной отрасли.
В научной и публицистической среде самыми востребованными считаются следующие разновидности «критических отзывов и мнений». Сейчас мы кратко их перечислим и отметим причину их популярности и распространенности:
- Научная. Этот документ позволяет оценить проект именно с точки зрения науки: актуальность темы, новизна и значимость мероприятий. Эффективность результатов, неординарность автора и одновременно с этим его навыки по следованию действующим требованиям/стандартам, аргументированность и обоснованность мыслей, логика научного изыскания. Притом оценка считается максимально объективной, так как формируется квалифицированным мастером, имеющим профильное образование, опыт работы в проведении подобных экспериментов, «критический стаж».
- Внешняя. Только внешняя рецензия позволяет оценить не только качество исследования и материала, но и объективность результатов. Мнение со стороны всегда искреннее и честное, а мнение стороннего профессионала – вдвойне честнее и аргументированнее, убедительнее.
- Внутренняя. Эта традиция продолжает жить в студенческой среде, которым необходимо (а порой просто обязательно) предоставить оценку научного руководителя, консультанта по проекту.
Чаще всего требуется предоставить не менее 2-3 различных рецензий (от разных рецензентов). Поэтому вполне возможно приложить к проекту форматы разных подвидов, чтобы всецело описать сильные и слабые стороны материала, показать профессионализм автора и пр.
Рецензенты в первую очередь обращают внимание на следующие моменты: актуальность темы, аргументированность позиции автора, логика исследования, стиль, ошибки, уникальность.
Подготовка «критического отзыва» — дело особое, индивидуальное. Внутренние рецензии формируются чаще всего на бесплатной основе, а мнение авторитетных экспертов (внешних рецензентов, критиков и пр.) чаще всего возможно получить только платно (по определенному прайсу) и пр.
Чтобы рецензии носили положительный характер и отражали минимум изъянов, автору научной работы предстоит выполнить колоссальный труд: организовать и реализовать научное изыскание, грамотно и корректно интерпретировать полученные результаты с учетом ГОСТов и иных особенностей, перепроверить материал (самоанализ никто не отменял) и определить его уникальность, а затем выдвигать на всеобщую и всестороннюю оценку экспертам.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!