Каждый студент в процессе обучения при колледже или вузе сталкивается с необходимостью подготовки курсовой работы по одному из базовых или профильных предметов, как минимум раз в семестр (за исключением первого семестра). Он должен не просто подготовить качественный и корректно оформленный проект, но и защитить его. Быстро написать достойный положительной оценки материал – крайне трудно (особенно неопытному автору), поэтому важно проводить анализ исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое анализ курсовой работы?
Чтобы удостовериться в качестве проведенного исследования и корректности его оформления, успешно пройти нормоконтроль курсовой работы, автор должен тщательно соблюдать заявленные к ней требования, рекомендации научного руководителя. Далеко не всегда студентам удается с первой попытки подготовить идеальный вариант. Минимизировать долю провала или многочисленных корректировок поможет анализ курсовой работы.
Под данной категорией понимают тщательный пересмотр и оценку проекта с целью установления соответствия заявленным критериям (общим, частным, базовым и пр.). В самом простом виде анализ курсовой работы можно представить, как сравнение требований, изложенных в методических рекомендациях вуза и ГОСТах и непосредственно подготовленной рукописи на наличие ошибок, достоинств и недостатков и пр.
Проводить анализ курсовой работы посильно, как лично автору – с целью самоанализа и оперативного устранения недочетов, огрех, научному руководителю (как на этапе промежуточной проверки, так и на этапе выведения итоговой отметки за проект) для определения качества изыскания и навыков исследователя, рецензенту (если им является стороннее лицо, а не научный руководитель) для объективной оценки качества материалов. То есть анализировать курсовую работу посильно как студенту, так и квалифицированному эксперту (но у второго кандидата это будет более качественно и ответственно).
Своевременный анализ курсовой работы позволит автору быстро решить следующие проблемы:
- Исправить ошибки и недочеты в тексте, структуре и содержании;
- Пересмотреть информационную базу, отдельные моменты в пользу более весомых доказательств, обоснованных или научных фактов, экспериментальных результатов или проверенных баз данных и пр.;
- Исправить огрехи в оформлении;
- Повысить оригинальность текста (при необходимости);
- Более полно раскрыть тему исследования, подчеркнув авторскую позицию и пр.
Предварительный анализ курсовой работы, проведенный научным руководителем, позволит своевременно устранить существенные замечания и ошибки, отражающиеся на конечном результате исследования, повысив качество проекта и шансы на благополучную защиту.
На защите анализ курсовой работы играет первостепенную роль, ведь именно от дотошности, придирчивости комиссии, качества материалов и навыков автора зависит его успех и итоговая отметка за проект. Учтите, что оценка за курсовую работу проставляется в зачетной книжке может оказывать влияние на общую успеваемость учащегося, а соответственно воздействует на размер получаемой стипендии, общую репутацию студента и пр.
Таким образом, роль анализа курсовой работы в жизни студента велика. От своевременности и качества аналитических операций, проводимых в отношении курсового проекта, может зависеть допуск автора к аттестации и его успех на защите.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Принципы анализа курсовой работы
Под принципами анализа студенческих и исследовательских работ понимают определенные критерии, позволяющие сделать сам процесс более качественным и результативным, подчеркнуть достоинства недостатки исследования, подготовки автора и пр. Именно их соблюдение позволяет получить объективную оценку относительно проделанной работы и сформулировать окончательный вердикт: какой отметки заслуживает проект, рекомендации для автора, следует ли аттестовываться материал или отправить на доработку и пр.
В числе основополагающих принципов анализа курсовой работы можно отметить:
- Уровень подготовки специалиста, который проводить анализ курсовой работы. Чем компетентнее «оценщик», тем жестче будет проверка и объективнее рекомендации, замечания и пр., а значит появится возможность в значительной степени повысить качество исследования;
- Дотошность и внимательность эксперта. Чем серьезнее будет подход к изучению материала, тем больше ошибок может быть выявлено, дано больше дельных советов по их устранению;
- Опыт в выполнении, консультировании подобных изысканий. От данного параметра зависит не только общий результат анализа исследования, но и скорость поверки материалов, умение корректно выставить замечания и дать советы по оптимизации НИР, расположив к себе автора и не доведя его до паники;
- Владение ГОСТами, требованиями кафедры или вуза. Если эксперт лично не знает всех тонкостей, то качество оценки будет хромать. Недочеты могут всплыть в самый неподходящий момент – на итоговой защите проекта, что уже непосредственно скажется на достижениях автора.
Этапы и критерии проведения анализа курсовой работы
Анализ курсовой работы проводиться в определенной последовательности и в обязательном порядке затрагивает соблюдение обязательных требований, предъявляемых к изысканию. Среди основных критериев оценки можно выделить:
- Уровень уникальности исследования в целом, текста. В данном случае оценка проекта проводится с технической и творческой стороны. Первая предполагает проверку текста курсовой работы на специальном сервисе (чаще всего Антиплагиат.ВУЗ). Здесь важно преодолеть минимальный порог, чтобы получить допуск к защите.
Второй момент – творческий, основан на исследовании логики, особенностей раскрытия темы, которые отличают материал от аналогичных проектов, демонстрируя тем самым уровень самостоятельности и креативности автора.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Техническая проверка уникальности – точная и обязательная ноша эксперта, творческая – выполняется по желанию оценщика.
- Структура и содержание изыскания. В данном случае специалист сравнивает соблюдение стандартных требований по структуре (наличие соответствующих разделов, соотношение пунктов по объему), а также разнообразие, достоверность и весомость доказательной базы, обоснованность выводов и позиции автора и пр. Здесь же уместно сопоставить тему, цель исследования с основным содержанием проекта (что подчеркнуто в основной части исследования, как это соотносится с заявленной темой и пр.);
- Полнота раскрытия каждого параграфа, раздела. Миссия этого критерия состоит в том, чтобы удостовериться, что содержание каждого раздела соответствует заявленному наименованию и этапу НИР в целом. Важно, чтобы все промежуточные результаты автора были обоснованными, раскрыты в полной мере, подчеркивали необходимость дальнейших действий или очевидность решения.
- Выводы автора по тексту исследования, итоговое заключение п проекту. Для начала эксперт проверяет наличие выводов по тексту, а затем определяет их обоснованность, надёжность и точность, приверженность к заявленной авторской позиции и теме исследования в целом. Важно, чтоб они были самостоятельно сформулированы, подчеркивали суть рассматриваемого пункта/вопроса и вписывались в общую структуру и тему, научный аппарат НИР.
- Уровень научности исследования. Здесь в поле зрения попадает оценка информационной базы (в идеале должна доминировать научная литература, экспериментальные данные), характер и качество задействованных материалов. Важно не просто собрать воедино все первоисточники. Оценке подлежит соотношение использованных материалов и способы их включения в текст исследования, количество ресурсов и пр. Всего должно быть в меру, а использование чужих трудов допустимо только на законных началах.
- Способы интерпретации данных, результатов исследования. Изложение материалов должно производиться всеми возможными и посильными для автора способами. Недопустимо придерживаться одного варианта: только текст, только графики. Если курсовая будет состоять из сплошного текста, то такой проект может быть вовсе не допущен к итоговой аттестации или итоговая отметка за него будет снижена. Автор самостоятельно выбирает способ интерпретации данных, сочетая графические, текстовые и иные способы в оптимальных объемах.
- Оформление курсовой работы. Это один из самых дотошных и точных параметров оценивания, где достаточно сопоставить заявленные требования с результатами автора (как он оформил все моменты и нюансы: текст, таблицы, графики, чертежи, схемы, диаграммы и гистограммы и пр.). Здесь важно тщетное соблюдение всех точных параметров: шрифт и его размер, интервал между строк, оформление рисунков/графиков и таблиц, ссылки и сноски, библиография и пр. Малейшее отклонение чревато доработками.
Указанные критерии проверки считаются самыми популярными среди экспертов, но каждый оценщик имеет право дополнить их по собственному усмотрению согласно своему уровню подготовки, методике и пр.
Краткое описание этапов проведения анализа курсовой или дипломной работы приведем ниже в таблице.
Этапы | Действия, параметр оценки | |
1 | Первичная вычитка | Первое впечатление о проекте, выявление очевидных ошибок, описок, неточностей, противоречий + корректура |
2 | Вторичная вычитка и анализ структуры, содержания | Определение соответствия исследования требованиям ГОСТ, наличие четкой структуры, соответствие содержания теме и наименованиям подпунктов/разделов |
3 | Анализ первоисточников | Актуальность, качество, оптимальное количество, список библиографии и ссылки/сноски |
4 | Качество и характер результатов | Точность результатов, научная аргументация, достоверность |
5 | Оформление | Соответствие параметрам ГОСТ, методическим рекомендациям. Сравнение рукописи и требований |
Проведение анализа курсовой работы проходят по определенному (традиционному) алгоритму, но при необходимости эксперт может дополнять привычные этапы новыми этапами. В числе общепризнанного подхода по оценке курсовой работы можно выделить следующий:
Этап №1. Первичная вычитка материала и получение первого впечатления о нем. Здесь происходит знакомство с изысканием и обращение внимания на очевидные, простейшие или грубейшие нарушения с их констатацией.
Этап №2. Вторичная вычитка и проведение анализа структуры и содержания проекта: структурный, лингвистический, логический анализ данных и т.п. На данном этапе выделяются орфографические, логические смысловые огрехи, нарушения правил структурирования и рубрикования материалов и пр.
Этап №3. Анализ первоисточников. Чаще всего данный этап сводится к проверке соответствия заявленного списка литературы с действующими в исследовании ссылками/сносками, констатацией объемов и частоты использования ресурсов, доминирование конкретного вида материалов и пр.
Этап №4. Качество и характер полученных результатов их совпадение с темой и характером курсовой работы. Если проект носит сугубо теоретический характер, то студенту предстоит обосновать все итоги и выводы с научной точки зрения, если практический – важно подчеркнуть итоги именно на практике, в реалиях, собрав соответствующую базу данных.
Этап №5. Оформление курсовой работы и ее соответствие обязательным параметрам, отмеченных в ГОСТ. Это самый ответственный этап, который чаще всего нарушается авторами из-за их невнимательности и рассеянности, что чревато недопуском к аттестации и появлению академической задолженности.
Оформление результатов анализа курсовой работы
В зависимости от того, кто и на каком этапе проводит анализ курсовой работы, порядок ее оформления может разниться.
Если проведением анализа курсового проекта занимается непосредственно ее автор, то в данном случае не требуется подготовки официального документа, подчеркивающего сильные и слабые стороны. Студенту достаточно самостоятельно пометить замеченные им «уязвимые места», а затем посоветоваться с куратором относительно способа их устранения.
Если анализ курсовой работы проводит научный руководитель, то здесь допустимо 2 сценария: неформальный, когда замечания помечают непосредственно в тексте исследования и возвращают проект на доработку. Второй вариант – формальный, когда итоги экспертной оценки курсовой работы отражаются в специальном документе – рецензия (отзыв).
Третий вариант – анализ, реализованный внешним экспертом (внешнее рецензирование). Данный сценарий считается самым объективным и обоснованным при условии, если «аналитик» — квалифицированный специалист владеющий темой или дисциплиной, в рамках которой выполняется исследование.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Плюсы и минусы анализа курсовых работ
В целом, проведение анализа курсовой работы – это ответственная миссия, способствующая определению уровня подготовки исследователя и качества реализованного изыскания. Данный вид деятельности соприкасается со следующим достоинствами:
- Позволяет оперативно определить недостатки исследования и исправить их до итоговой защиты;
- Минимизировать риск получения неудовлетворительной оценки и падения репутации в глазах одногруппников, преподавателей;
- Развивает и повышает внимательность, концентрацию и ответственность автора;
- Требует тщательного подхода к выполнению научно-исследовательской работы с соблюдением всех намеченных требований (формальных, неформальных, дополнительных и пр.).
Среди очевидных недостатков проведения анализа курсовых работ можно отметить:
- Важен «зоркий глаз» и профессионализм эксперта, его подкованность в теме и формальных закономерностях выполнения исследований;
- Требует дополнительного времени, сил на проверку и при необходимости корректуру текста;
- И пр.
В целом, достоинства проведения анализа курсовой работы явно перечеркивают минусы данного вида деятельности, позволяя студенту избежать возникновения академической задолженности или ухудшения успеваемости.
Рекомендации для студента по проведению анализа курсовой работы
Чтобы результаты анализа курсовой работы пошли во благо, важно уточнить следующие нюансы его реализации:
- Убедитесь, что проверяющее лицо обладает соответствующими компетенциями и опытом;
- Старайтесь сдавать работу на проверку и анализ заранее, а не в последний момент, чтобы в запасе было время на внесение корректив и исправлений и не возникло проблем с получением допуска к защите, просрока и пр.;
- Если студент намерен анализировать исследование самостоятельно, то важно как минимум тотально ознакомиться с ГОСТами и формальными требованиями, сравнить рукопись с указанными параметрами, а также проверить материал на уникальность на базе действующих сервисов (там же можно получить орфографический пунктуационный анализ текста). Проведение логического анализа производится с учетом посильности для студента.
- При личном проведении анализа курсовой работы важен многократны подход. Неопытному исследователю не удастся с первого раза устранить все нюансы (и даже их заметить). Поэтому будьте готовы к многократной вычитке и корректуре текста.
- Серьезно относитесь к результатам анализа курсовой работы и не пренебрегайте замечаниям, рекомендациям эксперта, не воспринимайте их в штыки и пр. Порой для совершенствования проекта достаточно исправить лишь те моменты, где были выявлены недостатки, но при этом все коррективы должны вписываться в общую структуру и логику исследования.
Таким образом, результаты анализа курсовой работы помогают студенту повысить уровень своей подготовки и навыки по проведению исследования, его оформлению в виде курсовой работы и получить более высокую отметку.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!