Любая научная работа предполагает изучение большого объема информации. Исследовать объект и познавать новшества можно разными методами.
Описание используемых в ходе написания курсовой, дипломной или иной научной работы методов является обязательной частью введения.
Для этого автору необходимо определиться с вариантами обработки информации и грамотно их описать.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое метод проведения научного исследования?
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд задач. Такой подход позволит изучить проблему поэтапно. Решить эти задачи можно с помощью специальных методов, которые упрощают этот процесс.
Таким образом, метод проведения научного исследования представляет собой комплекс мер, нацеленных на сбор и обработку, анализ ресурсов с целью достижения поставленной цели.
В основе любого метода лежит соотношение данных научной работы с существующими стандартами, правилами и доказанными наукой и практикой фактами.
Классификация методов
На практике существует множество методов, каждый из которых по-своему исследует объект проекта. Одни приемы просты в применении и примитивны, другие предполагают выполнение нескольких действий и необычное раскрытие особенностей.
Во время проведения научного исследован я применяют следующие методы.
Эмпирические
Данная разновидность приемов основана на чувственном восприятии, а также использовании специальных приборов. В этой группе выделяют:
- Сбор и изучение информации в рамках выбранной темы.
- Анализ полученных сведений. Этот этап предполагает сопоставление данных, проверку ресурсов на логичность, достоверность, актуальность.
- Наблюдение. Этот прием предполагает целенаправленное и внимательное изучение объекта. Для этого автору необходимо составить план действий с учетом конкретных факторов, установить сроки проведения исследования, основные показатели, которые необходимо проанализировать;
- Эксперимент. Это способ основывается на создании специальных условий, в которых будет изучаться объект. Здесь важно учитывать малейшие изменения, влияние каждого фактора, фиксировать полученные результаты. Следует отметить, что при проведении одного и того же эксперимента в разных местах или разное время могут выйти совершенно разные результаты. Поэтому фиксировать их следует сразу же.
- Опрос. Данный прием нацелен на сбор и обработку информации путем контакта с объектом исследования (группа лиц определенной профессии, возраста, пола и пр.). Опрос может быть проведен в устной (беседа, интервью) или письменной (анкетирование) форме.
Теоретические
Эта группа методов позволяет систематизировать собранный материал. Приемы теоретического характера специфичны. Они отличаются абстрактностью и обобщенностью.
Анализ. Данный метод предполагает разбивку материала на небольшие группы и подробное изучение каждого отдельного элемента.
Синтез. Этот прием противоположен анализу. Здесь автору необходимо объединить отдельные части в единую систему и проанализировать ее. Так исследователь может получить общую картину.
Моделирование. Этот прием предполагает помещение объекта исследования в определенные условия, «модель» и изучение его поведения.
Дедукция. Данный метод предполагает переход от общего к частному. Он позволяет детальнее изучить отдельные стороны объекта, понять его сущность и специфику.
Индукция. Этот способ противопоставляется дедукции и предполагает переход от частного к общему. Он помогает изучать как целое явление. Так и отдельную его часть.
Аналогия. Этот метод интересен тем, что автор исследует похожие объекты, определяет их сходства, различия, а затем делает конкретные выводы.
Количественные
Принципы проведения научного исследования данной группы считаются самыми точными. Они основаны на вычислении конкретных показателей и их анализе. Как гласит народная мудрость, «числа не врут».
К данной разновидности относят следующие варианты:
- Статистические методы. Они нацелены на сбор и обработку количественных данных, расчет конкретных показателей, определение их динамики. Этот способ позволяет выявить определенные закономерности, установить причины и следствие действий и пр.
- Библиометрические. Эти приемы позволяют изучить структуру объекта, установить взаимосвязь его отдельных частей, влияние на него конкретных факторов. В этой группе можно выделить подсчет количества публикаций, контент-анализ, индекс цитирования и пр.
Качественные
Эти методы чаще всего находят применение в маркетинговых исследованиях, социологических проектах. Они направлены на изучение качественных характеристик, которые позволяют установить конкретные факты, глубже оценить способности и возможности объекта.
Самыми распространенными вариантами этого класса являются:
- Глубинное интервью. Оно предполагает проведение беседы с целью получения развернутого ответа. Чаще всего прием проводится в неформальной обстановке в форме обычной беседы, вопросы изначально запланированы. Такой метод позволяет установить позицию объекта, его ценности и убеждения.
- Экспертное интервью. Здесь в качестве респондента выступает эксперт, который разбирается в направлении, теме. Он отвечает на поставленные вопросы, тем самым указывая оптимальное или верное направление, аргументируя его конкретными фактами. В большинстве случаев отвечают на вопросы ученые, работники ВУЗа, представители госаппарата и др.
- Анализ фокус-группы. В данном случае беседа проходит не с одним человеком, а с небольшой группой (10-15 человек), которая имеет отношение к конкретному явлению, событию, схожие черты и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В зависимости от сферы деятельности:
- Педагогические методы: сбор и анализ различной документации, группы детей, специальной литературы и пр.
- Социологические: наблюдение за определенной группой, анкетирование, эксперимент и пр. Целью таких приемов определения позиции большинства, установления мнения конкретного слоя населения и др.
- Психологические: наблюдение и эксперимент. Эти приемы призваны установить тип личности, особенности его характера, развития, отклонения, причины поведения и пр.
Выбирать метод проведения научного исследования необходимо из специфики направления (профессии, специализации), наличия конкретных данных об объекте.
Пример перечисления методов проведения научного исследования
Вариант №1.
Вариант №2.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!