10 грубых ошибок при написании дипломной работы по педагогическим наукам

Выпускникам педагогических специальностей для подтверждения обретенного багажа знаний и навыков важно предоставить на защиту качественную дипломную работу. Выполнение столь серьезного исследования нередко сталкивается с различными преградами и нюансами, которые волей или неволей перерастают в ошибки. Подготовка дипломной работы по педагогике – процесс исследовательский. Притом нередко студенты допускают типичные и грубейшие ошибки, отражающиеся на конечном результате педагогического изыскания.

10 грубых ошибок при написании дипломной работы по педагогическим наукам
Выпускникам педагогических специальностей для подтверждения обретенного багажа знаний и навыков важно предоставить на защиту качественную дипломную работу. Выполнение столь серьезного исследования нередко сталкивается с различными преградами и нюансами, которые волей или неволей перерастают в ошибки.

Подготовка дипломной работы по педагогике – процесс исследовательский. Притом нередко студенты допускают типичные и грубейшие ошибки, отражающиеся на конечном результате педагогического изыскания.

Особенности педагогических исследований и ВКР по педагогике

Подготовка выпускной квалификационной работы по педагогике так или иначе представляет собой самое настоящее педагогическое исследование, которое невольным образом призвано затронуть современные проблемы образования, работы педагога и деятельности учащихся. Поэтому первой особенностью выполнения дипломной работы является его предлежание сугубо в образовательной плоскости, а это значит, что готовить такой проект могут только выпускники педагогических направлений подготовки или педагогических вузов! Только квалифицированный специалист сможет качественно изучить проблему изнутри и снаружи и выработать подходящее решение!

Второй специфической чертой педагогических исследований является их проблемно-исследовательский характер. Студенту предстоит провести педагогическое исследование или педагогический эксперимент, а результаты описать в рамках дипломной работы. В ходе данных мероприятий важно выделить конкретную проблему и предложить ее решение (как классическое, так и новое). Педагогическое исследование в данном случае предполагает тотальное изучение истории развития и современного проявления проблемы, ее оценку и диагностику, выработку достойного решения с учетом специфики текущей ситуации или с учетом реальных обстоятельств, возможностей исследователя.

Специфические черты ВКР по педагогике
Специфические черты ВКР по педагогике

Третьей особенностью ВКР по педагогике можно назвать ограниченные масштабы. Ограниченность проявляется вне только во времени и месте, но и возможностях автора дипломной работы по педагогике. Дипломная работа студента педагогического факультета или вуза будет очерчена конкретными границами: научный аппарат, личный интерес и представления по теме, технические требования к проекту, место проведения эксперимента или исследования (то есть образовательное заведение/класс и пр.). Написание ВКР по педагогике сводится к изучению частного случая на примере определенной группы лиц (учащихся), ключевые параметры которых совпадают: возраст, направление обучения, набор предметов и пр.

Четвертая специфика педагогических исследований кроется в том, что все мероприятия педагога затрагивают как минимум две плоскости: социальную (то есть предполагают тесное взаимодействие с подопечными) и науку (требуют применения конкретных подходов, инструментов, приемов материалов и пр.). То есть процесс обучения – тщательно спланированный, поэтому и ход выполнения ВКР будет аналогичным.

Пятая особенность ВКР по педагогике проявляется в том, что результаты этих проектов нацелены на решение проблем в системе образования, а это значит, что они напрямую сказываются на качестве образовательных услуг и обучения, уровне подготовки учащихся. Автор разрабатывает рекомендации для конкретного заведения или случая, но в перспективе они могут быть расширены и использованы иными лицами в собственных целях, на практике, в новых изысканиях.

Шестой особенностью подготовки дипломной работы является ее экспериментальный характер. Выпускникам важно продемонстрировать умение ориентироваться на практике, взаимодействовать с учащимися, грамотно и корректно разъяснять предметные темы и задания, а в этом деле без практики не обойтись. Именно по результатам практической деятельности формируется второй раздел ВКР по педагогике. Без проведения педагогического эксперимента в этом деле невозможно собрать доказательную базу по заявленной теме, будь то банальная проверка теорий или разработка рекомендаций в рамках частного случая. Дипломант должен проверить все лично, самостоятельно, доказав свою профессиональную пригодность.

Таким образом, все ВКР по педагогике являются самостоятельными, четко очерченными и пробно-исследовательскими исследованиями, посвященными современным проблемам в системе образования и нацеленными на их устранение, повышение качества обучения.

10 ошибок, допускаемых выпускниками при подготовке дипломной работы по педагогическим наукам

Выполнение аттестационной работы будущего педагога требует основательного подхода, но даже при максимальной концентрации внимания на исследовании автору допускают ошибки. Ниже мы перечислим наиболее явные и грубые огрехи студентов-педагогов.

Ошибка №1. Некорректная тема исследования.

«Некорректность» может проявиться различными способами. Самым распространенным ее симптомом является несовпадение содержания, описания исследования с изначально заявленной темой. В данном случае можно отметить, что подобное нарушение вызвано неграмотной или неточной формулировкой наименования исследования, где будет отмечаться неоднозначность толкования, широта проблемной мысли и пр. С иной точки зрения отсутствие корректности при подборе заглавия педагогического исследования может быть вызвана недопониманием сути рассматриваемого исследования, неправильным восприятием реальности или теоретического материала, неграмотной формулировкой. Еще одним признаком неуместного выбора темы выступает отклонение от проблематики или слишком большая ширина и минимальна глубина погружения, присутствие больше «воды», рассуждений чем фактов и пр.

Признак некорректной темы

Описание

Решение проблемы

Неправильная формулировка Громоздкая формулировка наименования исследования

Отсутствие проблематики в заглавии

Неточная или размытая формулировка

Тема не соответствует направлению обучения (специальности)

Корректировка или смена темы дипломной работы
Узкая тема Дефицит информации в отношении намеченной проблемы, автор лично не сталкивался с ней
Широкая тема Заявленная проблема находится на стыке нескольких педагогических областей и требует конкретизации
Не ясна идея или суть проекта Слишком длинный и витиеватый заголовок дипломной работы

Нет конкретной проблемы

Выделение ключевых слов и проблемы в наименовании ВКР, корректировка темы или смена

То есть некорректность темы напрямую связана с восприятием проблемы и возможностями по ее раскрытию, решению в рамках частного случая. Поэтому при формулировке наименования дипломной работы или ее выборе из утверждённого списка важно руководствоваться следующими принципами:

  • Тема педагогического исследования должна укладываться в рамках осваиваемой образовательной программы и специальности, демонстрировать соответствующие навыки и компетенции, знания;
  • Авто должен понимать суть рассматриваемого явления и выделять конкретные проблемные зоны, но детально погружаться лишь в наиболее значимую для него проблему;
  • Тема задает общую траекторию педагогического исследования, поэтому важно изначально понимать: что исследовать, как это делать и пр. Для этого достаточно проанализировать тему и наметить ключевые ориентиры: цель, задачи, проблема, гипотеза, объект и предмет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

 

Ошибка №2. Неправильное описание объекта и предмета дипломной работы.

Разработка научного аппарата педагогического исследования и ВКР по педагогическим наукам вызывает проблемы у студентов, которые чаще всего связаны с неправильным восприятием категорий, элементов. Чаще всего выпускники либо путают понятия и предназначение объекта и предмета дипломной работы по педагогике, либо не понимают, как их правильно сформулировать в рамках намеченной темы.

Предмет аттестационного проекта по педагогическим наукам устанавливает сугубо научные пределы погружения в тему, то есть он очерчивает ключевые понятия, правила, подходы к изучению темы.

Специфика постановки предмета и объекта в ВКР по педагогике
Специфика постановки предмета и объекта в ВКР по педагогике

Объект педагогического исследования представляет собой реальный пример, который будет разобран в рамках заявленной темы. То есть в данном случае необходимо ориентироваться на конкретные моменты и единицы: образовательное заведение в целом, конкретный класс или группа учащихся (выборка) по теме и пр. Изучение объекта производится сугубо в рамках возможностей автора, но по описанным правилам и с учетом предмета исследования.

Обратите внимание, что проблема в рамках предмета и объекта ВКР по педагогике – одна и та же, укладывающаяся в тему, цель и задачи (логику) проекта.

Описание предмета и объекта педагогической ВКР производится буквально в 1-2 предложениях в краткой и емкой форме. В чистом виде это делается во введении дипломной работы, но раскрытие – на протяжении всей основной части.

Недопустимо наличие противоречий и нестыковок в постановке и исследовании предмета и объекта, разногласий их с темой и целью, полученными результатами.

Ошибка №3 Использование только общих методов.

Написание дипломной работы по педагогике требует проявления и подтверждения профессиональной пригодности выпускника, умения пользоваться конкретными методами и приемами на практике. Поэтому выполнение педагогического исследования призвано продемонстрировать ключевые умения автора и описать их на бумаге.

Самой заядлой и грубой ошибкой студентов педагогических профилей является использование сугубо общих подходов и простейших приемов. Подготовка ВКР по педагогике чаще всего сводится к анализу текущей ситуации на примере объекта, где в последующем на основе полученных фактов и тенденций выпускник подбирает классические решения без учета дополнительных факторов, их эффективности на практике и пр. Формальный подход к решению проблемы чреват низкой эффективностью на практике.

Поэтому опытные педагоги и эксперты рекомендуют полагаться не просто на правила, научные факты, но и личный опыт, опыт научного руководителя, вырабатывая новую или уникальную комбинацию действий для конкретной проблемы, конкретной группы учащихся или объекта исследования. Для этого важно полагаться на специализированные приемы и инструменты, проявлять инициативу, творческий подход и критическое мышление, уметь выбирать наиболее подходящие варианты воздействия и пр.

Конечно, без общенаучных приемов в написании дипломной работы по педагогике не обойтись, но в идеале следует задействовать как минимум 1-2 специализированных приема, которые свойственны конкретной специальности, ситуации, исследуемой проблеме и пр. Это не только подчеркнет профессионализм автора, но и сделает дипломную работу более весомой, точной и эффективной.

Применять и оценивать общие методы просто, но при этом качество подготовки выпускника будет под большим вопросом.

Ошибка №4. Обзор вместо исследования или педагогического эксперимента, отсутствие авторской позиции.

Дипломная работа по педагогическим наукам – это прежде всего педагогическое исследование, то есть всестороннее изучение темы, проблемы, а не банальный обзор или реферат. В данном случае автору предстоит досконально изучить современные тенденции и лично убедиться в состоятельности гипотезы, методов, предложить собственный вариант решения проблемы.

Если тема ВКР по педагогике носит теоретический характер, то целесообразно произвести анализ или сравнение различных подходов, методик, мнений по заявленной теме, представить собственную позицию и отметить ее совпадение с определенными трудами и пр.

Если направление дипломной работы носит прикладной характер, то без педагогического эксперимента не обойтись.

Как подчеркнуть проблему в ВКР по педагогике?
Как подчеркнуть проблему в ВКР по педагогике?

Самой грубой ошибкой данного плана является сугубо аналитический характер проекта и отсутствие в нем авторской позиции. Студент должен представить собственное мнение и подход к решению проблемы и обозначить его с научной и/или практической точки рения. Только это позволить выделить самостоятельную работу дипломанта и качество его подготовки, готовность оперативно действовать с учетом специфики ситуации, обосновывать каждый шаг.

Ошибка №5. Отсутствие четко поставленной проблемы.

Тема исследования — это лишь оболочка или общее представление проекта, которое отмечает суть всего изыскания: тенденции, научная принадлежность, характер изыскания и пр. В тексте дипломной работы по педагогике автору предстоит выделить конкретную проблемную точку, то есть сузить масштабы изыскания до минимума. Для этого важно выделить конкретную проблему с учетом действующих ограничений и определить спектр действий производимых над нею.

Проблема в дипломной работе по педагогике должна быть конкретной, иметь определённую симптоматику, воздействие на объект и укладывать в утвержденные границы: научный аппарат, принадлежность к образовательной среде и деятельности специалиста (в рамках определенной дисциплины, деятельности педагога и пр.). Притом сама проблема ВКР должна быть описана кратко, емко и обоснованно. Если автор не может привести аргументов, подчеркивающих ее актуальность, значимость, то исследование теряет свою ценность, аргументированность и однозначность.

Автору дипломной работы по педагогике предстоит решать конкретную, частную проблему на определенном примере, подбирая соответствующие методы исследования и воздействия и проверяя их эффективность.

Ошибка №6. Перегрузка теоретического содержания дипломной работы по педагогическим наукам.

Данный нюанс встречается в разных ситуациях: когда тема интересна автору, в случае избытка информации по проблематике или при дефиците данных для практической части и пр.

Самой серьезной ошибкой студента при выполнении дипломной работы по педагогике является всестороннее или глобальное рассмотрение темы и проблемы в теоретической части и чрезмерно узкий акцент в практическом разделе, педагогическом эксперименте.

Структура и содержание ВКР по педагогическим наукам
Структура и содержание ВКР по педагогическим наукам

Не торопитесь в теории рассказывать о рассматриваемом явлении, начиная от его истоков. Достаточно грамотно выделить ключевые темы, категории законы, а самое главное – описать подходящую методику для диагностики и инструменты, подходящие ил применяемые для решения исследуемого нюанса. Теоретическая часть должна служить своего рода емким поэтапным описанием практического раздела, быть инструкцией по его реализации.

Практический же раздел сводится к частному применению расписанного механизма, инструментов и пр. на конкретном примере.

Не спешите восполнять практику теорией или включать большие научные обоснования при анализе данных прикладного исследования. В практическом разделе не место теории, там важно диагностировать тенденции, симптомы и проблему и анализировать их самостоятельно, определяя дальнейший спектр действий и решений.

Также следует помнить о принципе соразмерности глав и подпунктов, логике педагогического исследования и грамотном распределении информации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

 

Ошибка №7. Слабая доказательная база и обоснование авторской позиции.

Независимо от характера педагогического исследования в дипломной работе должна присутствовать четкая доказательная база, подчеркивающая как минимум наличие и воздействие проблемы на объект. Выдвигаемое решение автор будет проверять и доказывать его состоятельность посильными для него методами: сравнение и сопоставление с аналогичными исследованиями, педагогический эксперимент, научные факты и пр.

Важно, чтобы собранные доказательства позволяли не просто определить проблему, но и грамотно ее решить, показать состоятельность гипотезы и предлагаемого решения, возможности дальнейших действий по теме.

Доказательная база ВКР по педагогике считается слабой, если нет четкости и конкретики, отражения цепочки «действие – результат» то есть описания (что было сделано и получено), разъяснения автора. Притом собранные аргументы без анализа – просто набор слов, который ничего не значит. Важно показать место и роль всех фактов в конкретном (данном) исследовании, разъяснить тенденции и авторскую позицию. Притом именно анализ соответствующих материалов позволяет сделать проект последовательным, связным, обоснованным и отметить корректность действий автора, осознанность и понимание темы.

Нередко студенты, собрав ряд фактов, некорректно их воспринимают и следуют в неправильном направлении. Подобные ситуации случаются на фоне низкого качества подготовки.

Доказательная база призвана:

  • Подчеркивать актуальность и влияние проблемы на выбранный объект;
  • Обосновывать авторскую позицию, доказывать или опровергать выдвинутую гипотезу;
  • Раскрывать тему исследования с научной и/или практической точки зрения;
  • Разъяснять отдельные нюансы и тенденции, увязывая их с ключевыми аспектами по теме;
  • И пр.

Если указанная миссия не реализуется, то доказательная база слишком слабая или не считается доказательствами вовсе – банальный обзор.

Ошибка №8. В исследовании не подтверждена ценность и новизна.

Выпускнику педагогического профиля не требуется «изобретать велосипед». При написании дипломной работы ему важно продемонстрировать умение ориентироваться в теории и на практике, грамотно подбирать наиболее походящий инструментарии и методологический аппарат при решении конкретных проблем. Поэтому выполнение ВКР по педагогике чаще всего сводится к анализу ситуации, подбору конкретных инструментов, разработке мероприятий для решения заявленной проблемы с учетом ее симптоматики, а затем обоснования описанного механизма.

Принципы выполнения ВКР по педагогике
Принципы выполнения ВКР по педагогике

Новизна дипломной работы – это не обязательно разработка инновационного алгоритма или решения. В первую очередь данный момент проявляется в сочетании подходов (если подобная комбинация ранее не применялась или не сумела найти своего подтверждения, а выпускник – нашел и показал),

Ценность дипломной работы состоит в том, какую пользу приносит его рекомендации и решение. Здесь важно описать полученный результат и возможности его применения в будущем, какие недостатки предшественников он учитывает, чем он отличается от аналогичных предложений и разработок и пр. То есть ценность дипломной работы по педагогике подчёркивает ее превосходство и пользу в науке и на практике.

Без указанных моментов ВКР по педагогическим наукам не будет считаться самостоятельной работой. Ведь именно данные критерии подчеркивают индивидуальность и компетентность автора.

Ошибка №9. Качество первоисточников и их разнообразие, уместность.

Фокус педагогического исследования напрямую предопределяет его эффективность и качество, но немаловажную роль при этом играют задействованные первоисточники.

Во-первых, в дипломной работе следует рассматривать современное положение дел в науке и отрасли. Только такой «ключ» позволит сделать проект актуальным и значимым. Во-вторых, ВКР по педагогике носит проблемно-экспериментальный характер и требует изучения преимущественно научной литературы и проведения эксперимента в форме наблюдения, лабораторного или естественного эксперимента с привлечением целевой аудитории и пр. в-третьих, все первоисточники подвергаются изучению, анализу и обработке, систематизации с учетом разработанного плана ВКР, то есть требуют структурирования и связности.

Если дипломная работа базируется сугубо на учебных материалах, то такая работа не будет обладать ценностью и актуальностью. А значит не будет допущена к защите. Преобладание научной информации повышает исследовательский уровень, но не делает проект практически применимым. Поэтому важно найти связь и возможности по применению описанных правил в реалиях и оценить их эффективность, при необходимости – дополнить рекомендациями по совершенствования для наиболее эффективного влияния на проблемную зону или конкретную проблему.

Все использованные ресурсы при выполнении ВКР по педагогическим наукам должны быть достоверными и надежными, проверенными автором лично, соответствовать теме и плану (логике) исследования, посвящены конкретной проблеме и пр. Отклонения в смежные области нецелесообразны.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

 

Ошибка №10. Оформление.

Ошибки в оформлении – самые распространенные недочеты при написании дипломной работы по педагогике. Пожалуй, ни один студент еще не выполнил дипломную работу (или иные студенческие проекты) идеально.

Обязательные требования по подготовке ВКР по педагогическим наукам
Обязательные требования по подготовке ВКР по педагогическим наукам

В числе на грубейших огрех в оформительской части вступают:

  • Наличие явных ошибок в тексте (особенно при использовании профессиональных терминов);
  • Некорректное оформление таблиц, графиков, рисунков и иных схем: неправильное расположение на странице, обозначение, шрифт и пр.;
  • Неправильное создание списков: некорректная расстановка знаков препинаний в списке литературы или сносках в зависимости от вида первоисточника, неверное отражение сведений об авторах или дате публикации и пр.;
  • Стилистические нарушения: отклонения от научного стиля, замена слов на просторечные виды или устаревшие формы, переход на личные местоимения, использование эмоционально окрашенных оборотов и пр.;
  • Плагиат. Данная ошибка нынче стоит серьёзной платы. Если проект не удовлетворяет минимальным параметрам уникальности, он попросту не допускается к защите. Чаще всего снижение оригинальности текста провоцирует частое употребление цитат или их некорректное оформление, копирование чужих трудов или сокрытие настоящего авторства (отсутствие первоисточника в ссылках/сносках и списке литературы) и пр. Проблема решаема посредством качественной переработки материалов и их систематизации.
  • Пренебрежение рекомендациями и замечаниями научного руководителя.

В отдельных случаях проект допускается с малыми погрешностям в оформлении данных, но ни могут неблагоприятно сказаться на итогах защиты. Поэтому следует тщательно следовать выдвинутым параметрам ГОСТ.

Наличие любой из вышеупомянутых ошибок напрямую сказывается на качестве педагогического исследования ВКР в целом, потому повлечет за собой доработку или снижение итоговой отметки на защите.

Рекомендации по подготовке дипломной работы по педагогическим наукам

Выполнять дипломную работу по педагогике непросто. Чтобы столь серьезный процесс не доставлял лишних проблем и сложностей мы подготовили следующие советы:

  • Перед выбором темы проанализируйте имеющиеся под рукой данные (отчеты с места практики, выполненные ранее курсовые работы и пр.), общее описание компетенций в рамках специальности, личные интересы. В идеале тема педагогического исследования должна быть интересной и посильной для выпускника, соответствовать реальным проблемам, с которыми он лично столкнулся при выполнении педагогического эксперимента или изучении ситуации и пр.

Лучше всего выбирать узкую, но понятную и посильную для выпускника тему, которая позволит полностью раскрыть профессиональную подготовку и потенциал;

  • Выбирайте научного руководителя, с которым ранее совместно работали над проектом и который располагает достаточным свободным временем для консультаций, оперативны проверок проекта и пр. Притом не нужно бояться обращаться за помощью или советом к нему. Самостоятельность – не означает, что студент должен в одиночку преодолевать все сложности. Научный руководитель координирует и частично контролирует ход исследовательской мысли, помогая дельным советом в поиске оптимального решения;
  • Тщательно изучайте требования к структуре и содержанию дипломной работы по педагогике и планируйте не только проект в целом, но и программу исследования (эксперимента);
  • В дипломной работе обязательно должна наблюдаться логичность и связность повествования, обоснованность выводов. Голословные утверждения или ответвления в смежные темы, затрагивающие иных проблем не должно быть. Важно писать строго по теме, плану, сути, опираясь на имеющиеся первоисточники и результаты, опыт;
  • По мере подготовки ВКР по педагогике обязательно проводите самоанализ, сдавайте на проверку научному руководителю и учитывайте все полученные советы, рекомендации и замечания. Их исправление и учет облегчит участь дипломанта на защите.

Изучение темы должно быть тщательно спланированным, логичным. Автору предстоит выделить наиболее важные термины и категории, тезисы и правила, обозначить реальную или как минимум современную проблему и постараться ее решить своими силами. Наибольшую ценность при выполнении ВКР по педагогике несет самостоятельность и обоснованность авторской позиции.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!