Проведение научных исследований сопровождается тотальным погружением в определённую тему и проблему с теоретической, научной и практической точек зрения. В основе каждого изыскания лежит конкретный кастет – научный аппарат. Он подлежит предварительной разработке. Уже на его основе производится конкретизация действий и логики дальнейших мероприятий, разработка плана. Сегодня мы расскажем о специфике подготовки научного аппарата педагогического исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
Характерные черты педагогического исследования
Ранее в одной из наших статей мы уже выделяли составные элементы изысканий в системе образования. Сегодня мы лишь выделим наиболее яркие моменты, подчеркивающие уникальность научных исследований в сфере педагогики.
Во-первых, данные изыскания проводятся сугубо в образовательной среде и затрагивают проблемы, связанные с системой обучения, подходами и методами преподавания, внедрением инноваций, совершенствованием материально-технической базы, а также затрагивающие психологические аспекты взаимодействия педагогов и учащихся. То есть все исследуемые вопросы будут лежать сугубо в образовательной нише. Но при этом не исключена их связь с иными научными областями: юриспруденция, психология, социология, управление (менеджмент) и пр.
![Чему посвящены педагогические исследования (ключевые проблемы)?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/09/word-image-29307-1.png)
Во-вторых, проблема в любом случае затрагивает судьбу учащихся, влияет на качество их подготовки, поэтому требует тщательного изучения с наиболее уязвимой стороны. То есть обязательным участником научного исследования станет учащийся: школьник, студент, целая группа лиц или образовательная организация в целом и пр.
В-третьих, все педагогические исследования чаще всего основаны на методах индукции, когда исследуется единичный случай (в группе и пр.), а затем полученные результаты «распространяются» на всю массу, генеральную совокупность, но с учетом соответствующих рекомендаций по адаптации подхода и пр.
В-четвертых, любое педагогическое исследование имеет ряд ограничений и тщательно планируется. В числе основных «ограничителей» можно отметить количество испытуемых, их характеристики, возможности учебного заведения, сроки проведения эксперимента и пр.
В-пятых, современные педагогические исследования основываются не на банальном сравнении теории и практики, а на апробации или проведении эксперимента.
В-шестых, проведением педагогического исследования могут только квалифицированные специалисты, имеющие как минимум педагогическое образование, а в идеале – опыт работы в соответствующей среде.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Порядок разработки научного аппарата педагогического исследования
Научный аппарат педагогического исследования фактически предопределяет его ключевые моменты. В его состав входят классические параметры:
- Проблема. В данном случае она будет проявляться в виде противоречий между теорией и практикой, несовершенством или неэффективностью определенных постулатов и методов, подходов. Именно на основе проблемы будут в дальнейшем сформированы все остальные элементы научного аппарата исследования;
- Актуальность, подчёркивающая наличие интереса к теме и проблеме в текущий момент времени. Она же отражает необходимость перемен и реформ, низкую эффективность классических канонов и приемов;
- Объект исследования. В рамках педагогического процесса изучается преимущественно процесс или явление, которое порождает некоторые сложности и проблемы в соответствующей среде. Обратите внимание, что под объектом исследования понимают не конкретное лицо, а именно «пространственную категорию», то есть то место, где отмечен искомый нюанс.
![Из чего состоит научный аппарат педагогического исследования?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/09/word-image-29307-2.png)
- Предмет педагогического исследования. Данная характеристика уточняет искомый и исследуемый процесс, то есть сужает масштабы исследования, отражая конкретно, что ищет автор и в каких пределах. Например, объектом может стать учебно-воспитательный процесс, а предметом – методы воспитания и обучения учащихся.
- Цель – это потенциальный или конечный результат, к которому стремится автор. Притом при ее формулировке важно указывать ключевые действия, то есть, что намерен делать и какие попытки предпринимать: изучать исследовать, решать, уточнять и пр.
- Гипотеза. Под данной категорией понимают предложение автора, потенциальное решение, которое он намерен на протяжении изыскания проверить и констатировать его эффективность и целесообразность применения. Обратите внимание, что именно в гипотезе можно проследить авторскую позицию и мнение в рамках изучаемого вопроса.
- Задачи – это конкретные, но более узкие, точные действия, которые позволят автору разобраться в рамках выбранной им «педагогической темы» и решить заявленную проблему, проверить гипотезу. То есть определение задач педагогического исследования опирается не просто на тему и цель, но и гипотезу изыскания. Данный элемент научного аппарата также целесообразно формулировать с помощью глаголов, отражая специфику предпринимаемых действий.
- Методология. Данный момент будет основываться на всех вышеперечисленных канонах и элементах. Он предопределяется гипотезой, целью и задачами проекта. На основе анализа указанных категорий можно определить наиболее подходящие способы изучения и решения проблемы: общенаучные, педагогические, психологические, математические и пр. Перечислить важно наиболее важные или основные методы.
- Информационная (теоретическая) основа исследования. В данном случае необходимо выделить весомые труды авторов, существующие базовые концепции и правила, а также современные научные работы, подчеркивающие проблематику и необходимость перемен и пр.
- Значимость и новизна исследования: теоретическая и практическая. В данном случае автору научно-исследовательской работы по педагогике важно отметить, что нового привнес автор и как можно пользоваться инновациями.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Этапы разработки научного аппарата педагогического исследования: что, как и в какой последовательности?
Обратите внимание, что разработка научного аппарата производится именно в той последовательности (элементов), которая отражена выше. Сейчас мы обоснуем данную градацию.
Check-Up по разработке научного аппарата |
|
Этап |
Суть действий, миссия мероприятий |
Анализ темы | Определение общего направления педагогического исследования, ориентир сугубо на педагогическую область и соответствующую научную литературу, выделение из темы проблемы на основе ключевых слов |
Проблема и актуальность исследования | Выявление противоречия и его проявления в настоящее время |
Постановка объекта и предмета | Определение границ исследования с акцентом на моменты: что изучать, где (в какой плоскости), масштабы изыскания |
Определение цели и гипотезы научной мысли | Определение авторской позиции и понимания темы путем утверждения желаемого результата и способа его получения: к чему стремиться и что нужно делать для получения результата |
Утверждение задач исследования | Конкретизация плана мероприятий с учетом всех намеченных параметров |
Определение новизны и значимости (ценности) исследования | Акцент на предлагаемые в педагогической среде реформы и их отличие от аналогов, эффективность результатов |
С чего начинается любое исследование? Конечно же, с выбора темы. Именно после ее утверждения автору предстоит тщательно продумать:
- Что он будет изучать? Как правило, ответ на данный вопрос подчеркивает проблему в педагогической среде. Притом здесь также можно проследить восприятие и понимание темы проекта автором. Найти ответ на поставленный вопрос можно, сориентировавшись на ключевых словах в теме, а также изучив аналогичные труды (ранние, современные). Притом здесь же будет обоснована актуальность темы;
- Каковы границы исследования? На этой стадии автор определяет масштабы исследования с учетом собственных возможностей: научные границы, реальные границы, утверждение объекта и предмета изыскания. В данном случае важно конкретизировать процесс, группа или место его течения/проявления, теоретические границы, сроки проведения и выполнения исследования и пр.;
- Определение потенциального решения и желаемого результата, то есть как автор намерен решать поставленную проблему и к каким результатам стремиться. Констатация цели и гипотезы происходит с учетом имеющихся на практике и теории недостатков, противоречий, проблемы и пр. (то есть на основе всех вышеописанных параметров).
- Конкретизация этапов исследования с учетом цели и гипотезы: определение логики научно-исследовательской деятельности, определение точечных действий, которые в одной связке приведут к определенному результату и позволят проверить гипотезу. В их основе будут лежать действия по изучению темы, а также ориентированные на цель и проблему;
- Методы педагогического исследования. В данном случае не обойтись без комбинированного подхода: общенаучные приемы позволяет описать основные тенденции, определить причинно-следственные связи, а педагогические – именно решить поставленную проблему, проверить гипотезу. Опытные авторы педагогических НИР рекомендуют акцентировать внимание именно на узких подходах;
- Информационная основа педагогического исследования. В данном случае предпочтение следует отдать научным работам и статьям по педагогике сугубо по теме исследования, также допустимо привлечение фактов из смежных тематических границ (для более полного обзора темы). Но в решении проблемы и при проверке гипотезы лучше всего полагаться на проведение эксперимента, который позволяет лично убедиться в состоятельности намеченной траектории, выделить все нюансы и сложности, недостатки и пр. даже если педагогическое исследование относится к категории фундаментальных, эксперимент имеет место! Автор может проверить «усовершенствованное правило» в реалиях, на личном опыте.
- Новизна и значимость педагогического изыскания кроется именно в полученных результатах. Для определения данных параметров достаточно сравнить текущее тенденции и итоги изыскания с ранее реализованными мероприятиями, научными работами предшественников. Более ранними подходами и канонами. Новшество проявляется именно в инновациях, то есть, то чего ранее не наблюдалось в предлагаемых решениях, а значимость – в эффективности и возможностях применения полученных результатов.
Согласитесь, что описанная градация действий по разработке научного аппарата логична.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
На каком этапе выполнения педагогической НИР следует заниматься разработкой научного аппарата?
Научный аппарат – это фактически кастет проекта. Поэтому первичное воссоздание данного агрегата производится на этапе проектирования исследовательского пути.
Причинно-следственные аспекты разработки научного аппарата педагогического исследования |
|
Проектирование научно-исследовательской работы |
Планирование научно-исследовательской работы |
Определение общей или примерной схемы действий по изучению темы и решению проблемы | Детализация намеченной траектории с акцентом на точечный характер мероприятий, тему, цель и гипотезу |
Отражение схемы действий исследователя и описание соответствующей методологии | Утверждение методов исследования и определение логики педагогического изыскания |
Первичное понимание и видение темы автором | Обоснование авторской позиции |
Определение цели педагогического исследования и гипотезы | Поучение конкретных результатов, подтверждающих или опровергающих эффективность и корректность намеченных постулатов |
В рамках предварительной подготовки научного аппарата педагогического исследования автору следует разобраться в следующих аспектах:
- Выбор и утверждение темы;
- Анализ темы без предварительного изучение и определение: как автор понимает тему, в каком направлении готов работать, какую проблему изучать;
- Определение основных моментов исследования: этапы, мероприятия, логика, примерная программа и пр.
Далее после проектирования наступает стадия разработки плана педагогического исследования. Он будет более узким. В данном случае важно грамотно установить границы педагогического изыскания:
- Выделить границы педагогического исследования: определенный процесс, научные границы, сроки проведения эксперимента, объем проекта с учетом его вида (курсовая работа, НИР, дипломный проект и пр.), объект и предмет;
- Анализ темы после изучения первоисточников: корректировка основных моментов и выделение проблемы, ее обоснование и определение или корректура путей по ее решению (на основе опыта предшественников);
- Обоснование актуальности темы и проблемы (на основе современных первоисточников, статистических данных и пр.);
- По мере изучения информационной базы (основных ресурсов по теме) важно скорректировать цель и гипотезу, задачи.
Определение новизны и значимости исследования возможно в рамках проектирования, но в этом случае они будут носить приблизительный характер: не иметь четкого обоснования и достигнуты лишь на базе сравнения предложений и ранее действовавших канонов и решений. Их грамотная и корректная формулировка возможна лишь после реализации исследования с выделением полученных фактов, подчеркивающих эффективность гипотезы, ее реалистичность, возможности применения в конкретной ситуации и адаптации.
Таким образом, разработка научного аппарата педагогического исследования уместна на этапе проектирования. Но его доработка производится в ходе планирования НИР. Притом намеченный план и научный аппарат изыскания будут пересекаться: план – более емкий, а научный аппарат — более развёрнутое описание логики научной работы с акцентом на педагогические аспекты.
Специфика разработки научного аппарата: а что, если…?
Первичный план по изучению темы в сфере педагогики нередко оказывается приблизительным и подвергается коррективам. Вместе с ним изменяется и научный аппарат. Притом все перемены должны быть тщательно обоснованными и продуманными, спровоцированными конкретными факторами.
Нередко логика педагогического исследования диктует новые условия. В случае, когда полученные результаты не совпадают с намеченным планом действием или ожидаемыми результатами, автор может оперативно изменить научный аппарат, адаптировав его под итоги эксперимента или научного изыскания. Такой ход минимизирует доработки и позволяет привести в порядок структуру и содержание проекта, соответствие темы и основной части.
Специфика научного аппарата проявляется, прежде всего, в концентрации на сугубо педагогической проблеме, изучении с определенной «педагогической» или научной позиции и выработке решения, свойственного только образовательной нише.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!