Предзащита дипломного проекта — это закономерный этап в подготовке выпускной квалификационной работы, с которым сталкивается каждый студент независимо от специальности и формы обучения. Если говорить о сущности этого мероприятия, формат предназначен для того, чтобы подготовить обучающегося, без пяти минут выпускника к полноценной защите перед комиссией.
Стоит напомнить, что в конечной защите дипломной работы участие принимают не только преподаватели из собственного ВУЗа, но и сторонние специалисты.
Предзащита как таковая нужна для решения трех вопросов:
- Первый и один из главных — это помочь студенту подготовиться к выступлению. Работа перед аудиторией может быть сложной задачей. Многих, даже очень умелых, умных и ответственных учащихся, необходимость выступать перед людьми способна поставить в тупик. Комиссия может решить, что студент не готов, хотя на самом деле все совсем по другому. В такой ситуации предзащита выступает генеральной репетицией будущей защиты, помогает студенту набраться уверенности, проработать спорные моменты через вопросы преподавателей и собственный доклад.
- Второй весомый момент — это комплексная проверка выпускной квалификационной работы студента. Даже при глубокой и качественной проработке материала учащийся может в упор не замечать некоторых сложностей, проблем в собственной работе. В таком случае предзащита может стать тем необходимым взглядом со стороны, который позволит исправить недочеты и придать труду завершенную форму. Кому-то это позволит добиться отличной оценки. А кому-то просто получить свой минимальный балл и с чистой совестью выпуститься из университета.
- Третий вопрос, который решает предзащита — это отстаивание интересов ВУЗа. Может показаться странным, но предзащиту преподаватели устраивают в том числе и ради себя самих. Большую, если не главную роль в процессе защиты дипломов играют не преподаватели, и сторонние специалисты, из комиссии. Они оценивают не только знания студентов, но и качество работы самой выпускающей кафедры, ее профессорско-преподавательского состава. Любой провал — это минус еще и самой кафедре. Потому наставники заинтересованы в том, чтобы основной этап, сама защита прошла без сучка, без задоринки.
Несмотря на все старания преподавателей, нередко студенты проваливаются уже на защите. Случается, что проблемы возникают на самой защите. Основная вина лежит на самих учащихся. Без пяти минут выпускники допускают самые разные ошибки. Плюс-минус, они одинаковы что на предварительном, что на итоговом этапах. Относительно мягкие недочеты приводят к снижению оценки. Грубые ошибки заканчиваются тотальным провалом.
Можно с уверенностью говорить как минимум о 10 ошибках, с которыми сталкиваются студенты университетов при предзащите.
СОДЕРЖАНИЕ
Проблемы с содержанием дипломной работы
Содержание дипломной работы — камень преткновения, который часто становится основой для снижения оценки или полного провала предзащиты. При добросовестной подготовке, проработке материалов, источников необходимой информации, есть вероятность столкнуться с небольшими недочетами. К таковым проблемам относятся, например, недостаточная аргументация по какому-либо вопросу. Можно без проблем развить мысль и добавить несколько литературных источников.
Но существуют проблемы, которые ставят крест на всей дипломной работе. К таковым можно отнести:
- Слишком узкую тему. В таком случае раскрыть вопрос, поставленный и сформулированный в теме диплома, той, которую выбрал студент, раскрыть не получится. А значит обучающемуся придется дописывать отдельные фрагменты и перерабатывать уже имеющиеся.
- Слишком широкую тему. Обратная ситуация, если студент используется слишком широкую тематику. В рамках относительно небольшого по объему дипломного проекта раскрыть широкую тему не получится. На выходе получается так, что выпускник рассуждает обо всем и ни о чем конкретном не говорит. Исправить такую работу сложнее, чем при зауживании темы. С большой вероятностью ее придется переписывать.
- Слишком много воды. Когда рассуждения по теме обильно сдабриваются всяческими отступлениями, лирическими вставками и вводными словами. Исправить такую работу можно, но придется изрядно потрудиться. Трудозатратность будет значительной.
И это только несколько примеров. На самом деле фатальных ошибок при подготовке дипломной работы намного больше. Предзащита происходит в мае-июне месяцах. Все зависит от конкретного университета. Проблема в том, что времени на исправление остается не так много. Защита, как правило, проходит примерно в те же сроки. А значит ресурса катастрофически не остается. Все может закончиться провалом уже на защите. Тогда придется искать возможность исправить положение.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Не до конца выполненная работа
Еще одна распространенная ошибка — это не до конца написанная работа. На предзащите никто не требует от студента полностью отшлифованного проекта. Доработка мелочей и доведение всей дипломной работы до ума — это задача, которая решается уже после, не спеша и при вдумчивом анализе положений своего труда. Однако нередко студенты выкатывают не диплом, а лоскутное одеяло в стиле монстра доктора Франкенштейна. Мешанину из фактов и логических рассуждений полноценным дипломом считать никто не будет.
На этапе предзащиты у студента должен быть готов черновик. Пусть и неидеальный, но логически завершенный и целостный. Рассматривать предзащиту как формальное мероприятие нельзя. Полагаться только на своего научного руководителя тоже не стоит. Он человек с ограниченным количеством времени в сутках. Да и не все преподаватели ратуют за своих студентов, готовы проводиться с ними много времени, помогая словом и делом. Учитель вполне может проигнорировать тот факт, что диплом не то что сырой, а вообще практически не готов. А вот отдуваться и позориться придется самому выпускнику.
Потому стоит запомнить простую истину: предзащита — это репетиция защиты. Преподаватели хотят видеть не заготовки, а готовую к моменту проведения мероприятия работу. Пусть и не совсем идеальную, но по крайней мере выверенную и в целом завершенную. Это не проверка промежуточных результатов.
Отсутствии заранее подготовленной речи
Защитная речь играет очень большую роль. Заранее заготовленный сценарий выступления перед комиссией и преподавательским составом — это залог высокой оценки. По сути речь представляет собой краткий пересказ основных положений собственной дипломной работы. Тезисное изложение базовых вещей, отраженных в проекте. В числе важных составляющих:
- Актуальность и новизна. Не нужно вдаваться в подробности. Только самое основное, важное.
- Возможная польза для практики и базовой науки. С учетом формата работы, польза будет минимальной. Но все же этот вопрос нужно обдумать, опереться на свою готовую работу.
- Ключевые положения исследования. Тезисно.
- Заключение и вывод. Не вода, а конкретика.
Защитная речь должна быть хорошо подготовлена. Каждое слово — выверено. Примечательный факт, который знают не все студенты, оценки за дипломную работу нередко распределяют еще до официальной защиты. Кого-то будут спрашивать жестче, кого-то немного мягки. Но преподаватели уже после предварительного этапа примерно представляют, чего ожидать от студента и на что он способен. Конечно, это не значит, что ничего нельзя исправить. Но это вещь известная. Потому так важно внимательно и вдумчиво отнестись к защитной речи. Чем лучше она будет написана, тем выше шансы получить высокую оценку уже на итоговом мероприятии, перед комиссией и преподавателями.
Неготовность отвечать на вопросы
Предзащита как генеральная репетиция полноценной защиты перед комиссией представляет собой точно такой же формат. Разве что состав участников несколько иной. Поэтому во время предварительного мероприятия используются все те же способы проверки знаний студентов.
Основной способ оценить готовность выпускника к защите, качество проведенной научно-исследовательской работы помимо заслушивания доклада и изучения презентации — это вопросы. Вопросы будут задавать обязательно. В среднем их количество варьируется от 3 до 5. Сложность зависит от уровня самого студента и настроения преподавателей.
Неготовность отвечать на вопросы, заминки, отсутствие знаний по теме — признак того, что студент недостаточно подготовился. А это очень рискованная ситуация.
Нужно внимательно изучить свой труд, заранее отметить сложные моменты, спорные вопросы, которые понятны не до конца или оставляют какие-либо сомнения. Проштудировать литературу на тему, полностью закрыв все спорные соображения и добавив информации в свою копилку. С этим багажом и с таким ответственным подходом можно без опасений двигаться на предзащиту.
Как правило, нарочно преподаватели студента не заваливают. Если они видят, что со сложными вопросами обучающийся не справляется, то стараются задать такие, которые точно не вызовут проблем. Например, трактовать тот или иной термин. Как минимум на проходной балл этого хватит. Но при желании получить высокую оценку, имеет смысл готовиться со всей тщательностью и не рассчитывать на то, что учителя будут вытягивать на предзащите, а затем и на защите.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Ответ «я не знаю»
К предыдущей проблеме примыкает еще и эта. Частая и нередко фатальная ошибка студентов — не невозможность корректно ответить, а ответ «я не знаю». Произносить это сочетание не стоит ни при каких обстоятельствах. Это фактическое признание собственной некомпетентности и недостаточной подготовленности к предзащите.
Для начала следует внимательно обдумать вопрос за отведенное время. Его не так много, но оно все же есть. Затем по возможности стоит постараться дать более-менее внятный ответ. Только в крайнем случае, если вариантов уже не остается, можно сказать, что информации по этому вопросу у учащегося недостаточно, и он обязательно углубит свои знания в обозначенной области. Это более корректная форма, которая позволит оставить простор для маневра.
Хуже сочетание «я не знаю» может быть лишь ссылка на недостатки учебной программы и косвенный упрек преподавателю в стиле «мы это не проходили» или «это не входит в структуру учебной программы». Апеллировать к сторонним факторам не стоит. Единственный разумный вариант — тщательно готовиться к предзащите, читать литературу по теме. Заранее знакомиться с собственным трудом, предсказывая наперед возможные вопросы и закрывая слабые моменты.
Отсутствие наглядных материалов
Наглядный раздаточный материал — важная составляющая успешной предзащиты, а затем и защиты. По своему характеру раздаточный материал представляет собой комплект наглядных приложений к научно-исследовательскому труду за авторством студента.
В качестве раздаточного материала могут выступать:
- Таблицы, которые в удобной форме представляю статистические данные, сравнительный аналитические сведения.
- Схемы, блок-схемы. Чтобы более понятно представить алгоритмы и структурные сведения, данные.
- Иллюстрации.
- Чертежи. Если речь идет о технических специальностях, направлениях подготовки.
Отсутствие раздаточного материала однозначно будет рассматриваться как минус и признак лени студента. При подготовке раздаточных материалов опытные студенты и выпускники ВУЗов рекомендуют готовить их как можно более подробными, яркими и красочными. Это позволить отвлечь внимание преподавателей, состава проверяющих от самого докладчика и благоприятно скажется на конечном результате. Так оно или нет — в большей мере зависит от самих преподавателей. Особо дотошные будут слушать студента и отмечать недостатки в любом случае. Потому полагаться на сказанное как на универсальный лайфхак и нести откровенный бред все же не стоит.
Отсутствие презентации
Презентация добавляет выступлению докладчика живости и динамики. Позволяет в наглядной форме представить основные положения исследования. Презентацию готовят в электронном формате. Обычно в формате .ppt. Озаботиться разработкой грамотной и лаконичной презентации нужно еще до момента защиты. Визуальная информация должна быть наглядной и представлять основные моменты научно-исследовательского труда.
Частично презентацию заполняют ключевыми тезисами и выводами. Их представляют в текстовом формате, в виде отдельных пунктов. Частично презентацию заполняют таблицами, блок-схемами, наглядными иллюстрациями или копиями созданных ранее чертежей с акцентами на конкретных областях. Многие аспекты будут пересекаться с представленными на бумаге. Как те, которые будут в раздаточных материалов для проверяющей комиссии.
Отсутствие презентации опять же будет рассматриваться как явный минус студенту. Готовить бумажные презентации не стоит. Это лишняя трата времени, ресурсов и сил. Но разработать грамотные сопровождающие материалы в электронном формате однозначно необходимо. Это будет дополнять слова, а также покажет, насколько ответственно выпускник подошел к работе.
Проблемы с пояснительной запиской
Пояснительная записка — это составная часть дипломной работы. В ней студент описывает ход разработки научно-исследовательского труда, приводя основные тезисы по теме. В структуру пояснительной записки входят следующие компоненты:
- Титульный лист.
- Реферат или рецензия, как решит выпускающая кафедра.
- Список сокращений.
- Оглавление.
- Вводная часть.
- Основная часть.
- Заключительная часть пояснительной записки.
- Библиографический список.
Также приложения, если они предполагаются по сути выполненного исследования. Пояснительная записка представляет собой вариативный документ. Его объем и характер повествования строго индивидуальны. Для студентов, которые написали почти безупречной диплом достаточно минимального объема в десяток страниц, где будут указаны комментарии к наиболее проблемным местам диплома.
Если же итоговая квалификационная работа слабая, студента могут вовсе не допустить до предзащиты. В качестве варианта преподаватель, научный руководитель может предложить написать пространную пояснительную записку, откомментировал всю работу. А это значит, что записка по объему будет как минимум равна, а может и больше самого дипломного проекта.
Отсутствие пояснительной записки в любом случае считается ошибкой. Поскольку этот документ выступает форматом отчетности. Его хранят в архиве и могут в любой момент проверить при прибытии комиссии в университет. Любые несоответствия и недочеты грозят университету серьезными проблемами.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Недостаточный контакт с преподавателем
Это ошибка, которую студенты допускают не на предзащите, а еще до нее. Но негативные последствия отражаются уже на самой защите дипломного проекта. Суть довольно простая.
Научный руководитель — это главный человек, с которыми студент имеет дело при подготовке итоговой квалификационной работы. По идее он должен направлять своего подопечного, помогать ему в спорных вопросах. На деле все куда скромнее. Но фигура научного руководителя остается весомой. Как минимум, имеет смысл согласовать с ним план подготовки диплома, посоветоваться по поводу наиболее авторитетных и важных источников информации, откорректировать тему, чтобы она не была ни слишком узкой, ни слишком широкой.
Если не решить принципиальные вопросы (а некоторые научные руководители смотря на деятельность своих подопечных сквозь пальцы), это может вылиться в катастрофу. Работа окажется некачественной, ее придется перерабатывать с самого начала.
Чтобы такого не случилось, имеет смысл время от времени советоваться с преподавателем. После того как часть работы завершена, если возникают вопросы, нужно вновь отправляться на консультацию со своим научным руководителем. Держа руку на пульсе, есть шансы избежать действительно серьезных нарушений и проблем. Это как минимум повысит вероятность качественной и безболезненной предзащиты. А затем и полноценной комиссионно защиты.
Незнание собственной дипломной работы
Эффективным и простым вариантом получить качественную дипломную работы было и остается решение поручить академические заботы сторонним специалистам. Как в таковом, в заказе выпускной квалификационной работы у профессионалов нет ничего предосудительного. Не каждый студент мечтает заняться научной деятельностью. Да и не у всех есть к этому склонности. Это никоим образом не говорит о квалификации его как будущего специалиста или о профпригодности.
Тем не менее, с выполненной сторонними специалистами работой нужно иметь дело с умом. Частая и распространенная ошибка студентов — это полное незнание собственного диплома. Нередко выпускники кладут на стол научному руководителю текст, который сами едва читали. Разумеется, это не вариант.
При подобном подходе есть стопроцентная вероятность завалить и предварительную проверку, и саму защиту.
Чтобы этого не произошло, нужно как минимум прочесть собственный текст. Это позволит хотя бы в минимальной степени ориентироваться в работе. Настолько, чтобы получить пропускной балл и с чистой совестью забрать свой диплом, получив высшее образование.
Если же речь идет о желании высокой оценки, придется постараться. Помимо текста диплом, необходимо внимательно изучить сторонние источники. Список литературы, положения собственной работы, которые взяты из источников. На самом деле это не так сложно. Тем более, что работу будут писать другие и студент получит ее гораздо раньше срока. Времени на то, чтобы качественно проштудировать весь доступный массив информации по своей теме будет предостаточно. Потому тем, кто заказывает дипломы, также предстоит кропотливая работа. Пусть и несколько иного плана, по сравнению с коллегами, другими студентами.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Хорошая статья. Но ошибки на предзащите чаще всего носят формальный характер и связаны либо с мелочами по оформлению, либо защитной речью. Поверьте совершать ошибки именно на предзащите – не самое страшное. Главное – учесть их уже непосредственно на защите.