Каждый гимназист, лицеист и школьник старших классов знает, что в конце обучения его ждут выпускные экзамены. И чем ближе к выпуску, тем сильнее волнуется будущий выпускник. Но давайте разберемся, так ли страшна ГИА (государственная итоговая аттестация), как «ее малюют».
ГИА – это общее название экзаменов, позволяющих школьнику получить заслуженный аттестат. Государственная итоговая аттестация имеет несколько форм:
- ОГЭ – основной государственный экзамен у учащихся девятых классов
- ЕГЭ – единый государственный экзамен выпускников одиннадцатых классов
-
3. ГВЭ – государственный выпускной экзамен по программам среднего или основного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Выпускные экзамены – закономерный итог обучения в Российской Федерации. Порядок проведения ГИА регламентируется приказом Министерства просвещения России, Рособрнадзора № 189/1513 от 07.11.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 г. N 256 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году», приказом Министерства просвещения России, Рособрнадзора от 16.03.2021 года № 104/306 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2021 году» и другими нормативно-правовыми документами.
Когда ввели ГИА?
Еще в далеком 2001 году государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена по восьми учебным предметам была проведена в пяти регионах России: Ростовская и Самарская области, а также в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия. Тогда это был только первый эксперимент, и выпускники девятых классов могли выбирать, какая оценка зачтется им в качестве итоговой – ЕГЭ или обычный письменный/устный экзамен по выбранной дисциплине. Эксперимент сочли удачным, и в 2002 году в нем приняли участие уже 16 регионов нашей родины. Дальше – больше: 2003 год и 47 регионов, 2004 – 65, а в 2006 году ученики 79 субъектов РФ сдают ГИА. В 2008 году ЕГЭ начали сдавать уже во всех концах России.
На сегодняшний день все учащиеся выпускных классов должны пройти государственную итоговую аттестацию по двум обязательным предметам – русский язык и базовая математика. При необходимости ученик может сдать еще от двух до одиннадцати предметов по выбору, для поступления в высшее учебное заведение. Всего же в перечень возможных школьных предметов для сдачи ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ входит восемнадцать дисциплин:
- Русский язык
- Математика
- Физика
- Химия
- Информатика и ИКТ
- Биология
- История
- География
- Английский язык
- Немецкий язык
- Французский язык
- Обществознание
- Испанский язык
- Литература
Когда проходит государственная итоговая аттестация?
Есть три варианта сдачи ГИА:
- Досрочная сдача. Иногда возникают ситуации, когда по независящим от учащегося причинам, сдача экзаменов в основном потоке невозможна. В этом случае ученик может подать заявку на досрочное прохождение итоговой аттестации, которая проходит в начале марта для 11 классов и в конце апреля для учеников 9 классов. Для того, чтобы заявление удовлетворили, нужно не только назвать вескую причину для досрочной сдачи экзаменов, н и подтвердить это документально.
- Основной период. Начиная с конца мая и до конца июня большинство учащихся 9 и 11 классов проходят итоговые испытания, чтобы влиться в ряды счастливых обладателей аттестатов зрелости и иметь возможность продолжить обучение в средне-специальных и высших учебных заведениях. В это время предусмотрены и резервные дни, для получивших неудовлетворительные результаты в первую сдачу и/или пропустившие ее по уважительным причинам.
- Дополнительный период. Бывает так, что учащийся не смог справится с волнением и «завалил» сдачу в основной период, тогда в начале сентября они могут вновь опробовать свои силы. Эта возможность дается и выпускникам 11 классов для сдачи ЕГЭ или ГВЭ по базовой математике и русскому языку, и учащимся 9 классов, не справившимися с более чем двумя предметами или пропустившими экзамены в резервные дни.
10 советов, как получить допуск к ГИА
Конечно выпускные экзамены – это обязательное мероприятие для всех выпускников, но имея веские основания, администрация учебного заведения может и не допустить нерадивого ученика к сдаче государственной итоговой аттестации. Давайте разберемся, как избежать эту неприятность:
Не иметь академических задолженностей по предметам. Конечно это идеальная ситуация, когда все предметы даются ученику одинаково просто и он аттестован по всем дисциплинам. В таком случае вы легко получите допуск к ГИА.
Исправить двойку по нелюбимому предмету. К сожалению, бывают ситуации, когда какой-то предмет ну совершенно не входит в зону интересов учащегося и, как следствие, очень тяжело дается. А может с преподавателем сложились далеко не радостные отношения, что тоже случается. Конечно полюбить нелюбимый урок вряд ли получится, но вот «подтянуть» знания по нему вполне возможно.
Для начала попробуйте разобраться с первопричинами «нелюбви». Возможно в какой-то момент вы пропустили важную тему по причине отсутствия в школе, и теперь совершенно перестали понимать, что говорит учитель. Любое обучение строится по принципу – от простого к сложному. Поговорите с преподавателем – чаще всего учитель пойдет вам на встречу и поможет заполнить пробелы в знаниях, а там и остальная информация «устаканится» в вашем сознании.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
А может в далеком пятом классе вы дали неверный ответ у доски, и одноклассники посмеялись над вами, и теперь у вас патологическая неприязнь к этому направлению? И такие моменты бывают, но вы уже половозрелая личность – стоит ли нести детскую стеснительность и неуверенность в себе во взрослую жизнь? Поговорите с родителями, обсудите ситуацию с психологом. Любая проблема решаема!
Исправить оценки по предмету, который непонятно преподают. Ситуация, когда учитель из года в год ведет свои уроки по неизменному сценарию, далеко не редка. Не все дети могут воспринимать ту информацию, которую учитель хочет донести. Все люди разные и у каждого доминирует тот или иной канал восприятия информации. Кто-то является аудиалом и, после прослушивания урока или ауди-записи, может дословно воспроизвести все услышанное, но вот после прочтения параграфа в памяти практически ничего не задерживается. Для визуала свойственно «любить глазами» и они с легкостью могут вспомнить картинку или прочитанный текст, а вот устную речь запоминают плохо.
Есть еще кинестетики, которым надо все пощупать и потрогать – лабораторные и практические занятия – это их стихия. А дигиталам важно все «разложить по полочкам» — пронумеровать и выстроить логически весь материал. Если ты разберешься, какое восприятие информации свойственно тебе, то сможешь изучать предмет наиболее приемлемым для себя способом. Например, являясь визуалом и испытывая сложности в изучении предмета – делай зарисовки и черти диаграммы, а если ты аудиал – для тебя в сети множество аудио и видео уроков. Таким образом сложную и проблемную информацию можешь изучать в удобном для себя формате.
Не дается информатика – бегай! Все знают, что заниматься спортом – это полезно для организма. Физические нагрузки снимают стресс и насыщают кислородом мозг, что не может не сказаться благосклонно на твоей способности воспринимать информацию. Но это еще не все плюсы. Если тебе действительно легко дается уроки физической культуры, то постарайся принимать участие во всех возможных соревнованиях, веселых стартах и подобных мероприятиях. Не имеет особого значения районные они, городские или областные – если ты активно принимаешь участие в спортивных состязаниях и защищаешь честь родных пенатов, то за тебя в любом случае замолвят словечко перед любым учителем. Так что крепкие ноги могут помочь добежать до заветного аттестата.
Не дается история – козырни знаниями по биологии. Конечно, это не говорит, о том, что на уроке истории вместо дат и событий надо начать рассказывать о строении человеческого тела. Но часто бывает, что ученик уже определился с основной специализацией – решил стать медиком или химиком, и история новейшего времени его интересует только в разрезе специализированных тем – когда открыли кислород или кто первым провел сложнейшую операцию на сетчатке. Чаще всего преподаватели по «неспециализированным» предметам не будут валить такого учащегося и отнесутся с пониманием, а может даже уважением к выбранному пути. Но и в этом случае будет полезно поддержать честь школы и одержать несколько значимых побед в олимпиадах твоего профиля. Кроме того, дипломы лишними не бывают – они непременно пригодятся тебе для портфолио при дальнейшем обучении в техникуме или институте.
Оберни внеурочную деятельность в свою пользу. Часто учащиеся помимо школы посещают учреждения дополнительного образования – художественная или музыкальная школа, клуб юных конструкторов, класс танцев и другие внеклассные кружки и секции. Если ты преуспел на этом поприще и являешься победителем и участником различных конкурсов и фестивалей – пусть об этом знают! А еще можно попросить своего художественного руководителя написать благодарность директору твоей школы, за достойное воспитание такого распрекрасного тебя, обычно это не составляет проблемы и заветное письмо быстро ляжет на стол администрации твоего учебного заведения.
Активистов любят все! И это действительно так, одноклассники любят за то, что это не им предстоит писать сценарий школьного новогоднего огонька, администрация школы за то, что есть на кого переложить ответственность за организацию праздничных мероприятий, а учителя, за то, что вы разделите с ними эту важную, но время- и силозатратную участь. Так что если у вас есть определенный таланты и навыки – дерзайте! Пишите сценарии, оформляйте стенгазеты, проводите репетиции с младшеклассниками и участвуйте в школьных постановках – все это непременно зачтется вам при выставлении годовых оценок – ну просто нельзя обижать такого хорошего ученика!
Помогайте учителям. Помощь – это всегда хорошо. А помощь преподавателю сложного предмета – еще и выгодно. Не понимаете географию – помогите перевесить или заклеить карты, разберите минералы и подпишите их, сделайте полочку для наглядных материалов. Если у вас большие сложности в понимании химии, то предложите свою помощь в разборе завалов лаборантской. Да, придется засучить рукава и помыть десяток-другой колбочек и реторт, но вы оставите о себе хорошее впечатление, а педагогу будет очень неудобно поставить вам неудовлетворительную годовую оценку.
Помощь учителям и школе
Делай подарки школе. Это не значит, что нужно трясти родителей на предмет денежных вливаний в карманы администрации. Возможно у тебя дома собралась неплохая подборка книг, которая не нужна и просто занимает место – подари их школьной библиотеке. А может вы с мамой увлечены разведением садовых цветов – отберите несколько экземпляров для школьных клумб. Подарком школе может быть даже твоя инициатива постирать шторы из актового зала. Все эти действия не требуют особых финансовых затрат, а вот хорошее впечатление о тебе оставить непременно помогут. А как мы помним – хороших учеников не «валят».
Хорошо написать итоговое сочинение. Конечно, не каждому даны способности Льва Толстого или Теодора Драйзера, но этого и не требуется – ваша задача показать степень владения своим родным русским языком, продемонстрировать умение логично излагать свои мысли и аргументировать свои выводы с привлечением изречений и выдержек из различных произведений русской и иностранной литературы. Кроме того, помимо допуска к ГИА, итоговое сочинение может добавить вам баллы при поступлении в высшее учебное заведение. Эту письменную работу будут оценивать по пяти основным критериям:
- Соответствие теме
- Аргументирование с привлечением доказательств из литературных материалов
- Логичность и структурированность повествования
- Качество письменной речи (умение выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции)
- Грамотность – степень начитанности и владения орфографией и пунктуацией родного языка.
Несмотря на кажущуюся сложность этого мероприятия – к написанию достойного сочинения можно успешно подготовится. Первым делом изучите информацию на сайте Федерального института педагогических измерений – тут можно найти массу полезных советов и примеров, ознакомится с практическим руководством и проанализировать типичные ошибки при написании итогового сочинения (изложения).
Важную роль в написании сочинения играет начитанность учащегося, при этом не нужно гнаться за количеством изученной литературы. Подойдите вдумчиво к чтению книг, размышляйте о написанном. Найдите друга, а лучше друзей по интересам, с которыми можно встретиться в кафе и обсудить прочитанное, поделиться своим мнением, вступить в литературные прения, высказываться за и против – все это поможет вам четко выразить свою позицию при написании сочинения.
Попробуйте потренироваться в написании эссе, сочинений и изложений – практика играет далеко не последнюю роль в любом деле. Если совсем ничего не выходит – берите за основу чужие сочинения, переписывайте их, разбирайте, дополняйте. Не ничего зазорного в том, что вы опираетесь на чужой опыт – с практикой придет и понимание техники логического изложения собственных мыслей, а в качестве подспорья можно использовать универсальный план:
- Выберете тему сочинения
- Выделите проблему
- Сформулируйте главные мысли
- Подберите литературный материал, который можно использовать для аргументации
- Напишите черновой вариант сочинения
- Дайте себе немного отвлечься. Затем перечитайте сочинение и внесите правки и/или дополнения
- Вот теперь можно переписать на чистовик
Еще один способ справится с итоговым сочинением – писать письма. Конечно в наш прогрессивный век бумажные письма почти никто не отправляет, и не обязательно бежать на почту за конвертами и клеить марки, хоть и есть в этом определенная доля романтики и нотка авантюризма. Начните переписку онлайн с интересным человеком. А можно писать письма самому себе, описывая события дня, делясь впечатлениям и размышлениями – такой своеобразный дневник.
Ваша задача научится выражать свои мысли в письменном виде, привыкнуть к структуре изложения и тогда вы с легкостью справитесь с написанием итогового сочинения.
Все вышенаписанное – нехитрые способы получить желаемый допуск к государственной итоговой аттестации. Независимо от того, будете ли вы готовиться сами или же прибегните к помощи репетиторов, мы искренне желаем вам удачи и успешной сдачи всех экзаменов.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!