Профессия психолога – уникальная и специфична, не только из-за принадлежности к комбинированной сфере и науке, но и ввиду характерных черт обретаемых знаний и навыков, возможностям по их применению. Об особенностях обучения на факультете психологии мы писали ранее. Сегодня мы расскажем, каких правил придерживаются студенты при постижении выбранной специальности.
СОДЕРЖАНИЕ
Заповедь №1. Прими свою профессию и предназначение.
Данное правило предполагает, что важно соотнести собственные представления, ожидания с реалиями и принять грамотное, взвешенное решение о возможностях и необходимости освоения текущей программы, обучении на факультете психологии и пр. Для этого достаточно внимательно изучить состав выбранного направления подготовки (набор предметов, учебный план и пр.), оценит условия обучения (помещение и оснащение, нагрузка, формат и методы обучения, подход и отношение педагогов, личные интересы и пр.).
Конечно, с первых дней невозможно сразу же понять, ту ли специальность выбрал студент, интересно ли ему направление, каким именно специалистом в области психологии он хотел стать и соответствует ли программа реализации его мечты и пр. Для проведения тщательного самоанализа и анализа окружения нужно время. Как правило, корректно и взвешенно оценить обстановку можно в течение первых двух семестров (после первой сессии или курса).
Действие указанной заповеди проявляется в том, что студент, принимая решение о продолжении обучения по текущей программе основывается на принципе «смирения и одобрения». То есть, если программа его изначально привлекала и устраивала, то его интересы совпадают с целями, а значит постижение профессии оправдано и полезно, эффективно. Если же текущий профиль малопривлекателен. Но студент не имеет иных представлений и целей, не понимает, в какое русло податься, то ему остается лишь принять текущее положение. Для этого достаточно выделить плюсы текущей специальности, выделить перспективы развития и трудоустройства, пользу получаемых знаний и попытаться воодушевиться.
Согласитесь, что любой психолог должен уметь переосмысливать процессы, явления, принимать и отпускать отдельные моменты. Данный ход лишь поможет самореализоваться, грамотно расставлять приоритеты и делать корректный выбор обоснованно и четко.
Заповедь №2. Свято блюди учебный план, расписание занятий.
Постижение выбранной профессии предполагает соблюдение конкретных правил, требований и условий. В каждом учебном заведении они могут как совпадать, так и разниться. Притом естество данных черт следует понимать и воспринимать именно с психологической точки зрения: каждый человек, учреждение, группа обладают индивидуальностью, оригинальностью!
Одним из ключей к успеху для студента психологического факультета выступает тщательное изучение действующих правил и требований. Во-первых, важно осознать роль каждой дисциплины и предмета в профессиональном становлении. Не стоит пренебрегать посещением и выполнением заданий, студенческих проектов даже по малозначимым или общеразвивающим дисциплинам. Программа по подготовке психолога формируется с определенным умыслом, а каждый постигаемый в ее рамках предмет нацелен на развитие личностных, творческих и профессиональных качеств одновременно!
Не стоит прогуливать пары, даже если знаний по ним «предостаточно» для аттестации. Посещение занятий согласно расписанию и учебному плану – прямая обязанность каждого студента. Будущий психолог должен осознанно принимать каждое решение и выполнять соответствующее действие, уметь ориентироваться в действующих условиях, анализировать ситуации, устанавливать причинно-следственные связи и пр. Пропуск занятия провоцирует оправдания и отработки, повышая риск возникновения академической задолженности и пр. Будущий специалист должен предвидеть на несколько шагов вперед.
Соблюдение общих правил вуза, расписания занятий поможет студенту психологического факультета быстрее адаптироваться, осознать суть выбранной профессии и разобраться во всех ее тонкостях.
Заповедь №3. Не зубри, а пропускай через себя (принцип осмысленности)
Каждый студент при изучении программы и дисциплин склоняется к банальному перечитыванию и зубрежке. Но для будущего психолога важно не просто знание правил, теорий, методик, а умение их применять на практике, в повседневной жизни, работе и пр. Для этого нужно не просто зубрить и запоминать информацию, но и осмысливать ее и начинать применять с момента ее постижения (изучения и пр.).
Работа психолога состоит не просто в проведении банальной беседы и дачи дельного совета, инструкции «Как решить проблему?». Данный специалист руководствуется аналитическими операциями, глубокой и искренней беседой, располагая к себе клиента и помогая ему разобраться в сложившихся обстоятельства, выработать индивидуальный и наиболее подходящий для него путь. Притом выбор решения — дело сугубо личное, индивидуальное. Психолог в данном случае лишь посредник между реальностью и будущим.
Чтобы научиться понимать клиента, помогать людям, нужно не просто читать «умные книжки» по психологии, разбираться в теориях, научной литературе, но и умело пользоваться писанными инструментами и приемами. Для этого важно оперативно внедрять полученные знания на практике: в личной жизни, близком окружении и пр. Внедряйте изученные подходы самостоятельно, проверяя их эффективность, адаптируя «под себя» и ситуацию. Начинать можно с близкого окружения. Например, использование изученной техники для урегулирования конфликта в семье, выбор подхода для разговора с педагогом для получения выгоды или желаемого решения (например, смена темы курсовой работы или компромисс в решении отдельных проблем – отработка пропуска и пр.).
Без апробации на себе ни один студент не сможет превратиться в квалифицированного и успешного специалиста. Практика у студента факультета психологии начинается и продолжается с первых дней обучения, а самосовершенствование – в ходе трудовой деятельности и всей жизни. Недаром говорят, век живи – век учись. Эта пословица как никто описывает работу психолога.
Все обретенные знания студенту психологического факультета важно тщательно осмыслить и пропустить через себя, применять с первых дней. Только в этом случае он сможет превратиться в компетентного психолога, нацеленного на результат и способного оказывать помощь людям! Согласитесь, что в решении любых проблем следует начинать с себя. Чем не правило при становлении будущего психолога? Принцип «проверено на себе» или метод индукции работает безотказно и позволяет разобраться во все нюансах.
Заповедь №4. Не оценка главное в подготовке специалиста, а качество знаний и навыков.
Обучение по специальности «Психология» проходит в традиционном формате: очно или заочно (иногда дистанционно), платно и бесплатно и пр. Притом учебный процесс чаще всего сводится к изучению предметов и прохождению аттестации по каждому из них.
Психолог (как начинающий, так и практикующий) должен понимать, что главное в его деятельности – результат, перемены и их характер. Поэтому студентам следует акцентировать внимание не на оценках (успеваемости), а на качестве их подготовки: понимание теории, умение пользоваться ею на практике и в повседневной жизни.
Как показывает практика, далеко не каждый отличник владеет материалом на соответствующем уровне, и далеко не каждый троечник плох на практике. Оценивание студента – процесс чаще всего субъективный, не всегда адекватный и продуманный. Поэтому следует лучше разбираться во всех заявленных темах, проектах и моментах лично, выходить за классические рамки воспитания специалиста, самосовершенствоваться.
Повысить качество подготовки студента факультета психологии поможет не только опосредованное изучение заявленной программы, но и активное участие в научных конференциях и научно-исследовательской деятельности: подготовка научных статей и докладов, проведение психологических исследований на практике, разработка собственных методов и подходов в психологии и пр.
Оценка не способна отразить реальный уровень подготовки студента, компетентность новоиспеченного специалиста, его опыт и пр. Поэтому не стоит всерьез воспринимать данный параметр. Самый лучший «измеритель» — время и результаты работы, стремление к самосовершенствованию, наличие успехов и заслуг на практике и в науке, репутация и авторитет и пр. Обратите внимание, что все эти критерии не имеют «математической шкалы», но позволяют отметить качество подготовки специалиста.
Заповедь №5. Не торопись записывать дословно. Конспектируй грамотно.
Обучение студентов психологического факультета не обходится без посещения лекций и конспектирования материалов. Но здесь важно учесть тот факт, что психология – наука неточная, но прикладная, где преобладают теории, исследования, аналитика и философствование и пр. То есть говорить об одной и то же проблеме можно бесконечно, подбирать эффективные ходы и методы воздействия – аналогично.
В рамках каждого предмета, лекции преподаватель будет освещать существенные моменты, правила, категории и показывать их действие на примере. Не торопитесь записывать все дословно и буквально.
Конспект лекций – это не просто записи студента. Он представляет собой тщательно переработанный, осознанный материал, оформленный в краткой и емкой, но понятной форме.
Согласитесь, что порой преуспеть за речью педагога невозможно. В этом деле важно понять, о чем он говорит, осознать мысль и идею и зафиксировать ее тезисно или схематически. Главное – отметить суть, чтобы потом можно было вспомнить: о чем шла речь, ключевые моменты и пр.
Лучше иметь синицу в руке, чем журавля в небе. Будущим психологам важно научиться тезисно фиксировать описываемые моменты, оперативно принимать и анализировать поступающую информацию, «выжимать» из нее самое важное и быстро фиксировать.
То есть одним и з ключевых навыков успешного психолога является умение принимать, обрабатывать и систематизировать, оформлять информацию! Учиться этому следует с первых дней.
Заповедь №6. Знайте преподавателя в лицо, лично.
Обучение в колледже или вузе на психологическом факультете предполагает тесный контакт с преподавателями и практикующими специалистами для получения «порции знаний», перенятия опыта и развития соответствующих навыков и качеств.
Студенты, постигающие специальность «Психология» (по областям, возрастным группам и иным специфическим чертам), отмечают требовательность педагогов и необходимость установления «особого контакта» с каждым из них.
Во-первых, такой подход позволяет научить определять стиль, методологию, характер и требовательность наставника и подбирать наиболее эффективные способы сотрудничества, взаимодействия с ним. Согласитесь, порой грамотное обращение способно горы свернуть, расположить к себе самого жесткого руководителя и облегчить дальнейшую участь.
Во-вторых, установление контактов, связей и развитие коммуникационных качеств – одна из существенных черт успешных психологов. Этим экспертам предстоит научиться располагать к себе любого индивида, учитывать его индивидуальность, характер и иные черты.
Как гласит народная мудрость «Знай врага в лицо». Но в данном случае педагог – не враг, а союзник. Знание требований, подхода лектора, экзаменатора в значительной степени облегчает подготовку к аттестации и занятию.
Заповедь №7. Учись взаимодействовать с каждым членом группы.
Окружение – это первые «подопытные» начинающего специалиста, который адаптируется и начинает вырабатывать собственный подход в профессиональной среде, проверять полученные знания и их эффективность, посильность и применимость. Каждый студент должен стараться использовать теоретический и практический багаж, но делать это следует незаметно!
Установление правильного контакта с одногруппниками – залог положительной атмосферы в ходе обучения, развитие взаимоподдержки и взаимовыручки, а также совершенствование личностных и профессиональных качеств посредством обмена мнениями, работами или фрагментами и пр.
Регулирование личных взаимоотношения с членами коллектива позволяет не просто адаптироваться, но и развиваться с психологической точки зрения:
- Анализировать поведение одногруппников и соотносить их с действующим психотипами;
- Развивать прочные взаимоотношения с учетом особенностей работы с отдельными типами лиц, их характером, особенностями и пр.;
- Грамотно и незаметно воздействовать на индивида для достижения общей или определенной цели;
- Развивать командный дух и повышать качество обучения, успеваемость группы и пр.;
- Решать индивидуальные и групповые проблемы, апробируя полученные знания и навыки и пр.
То есть взаимодействие с одногруппниками позволяет восполнить пробелы в познаниях, повысить уровень текущей подготовки, апробировать полученные компетенции, провести психологический эксперимент и пр. Фактически, в данном случае происходит первичная самобытная практика новоиспеченного психолога, позволяющего обрести профессиональный опыт и наметить путь по самосовершенствованию.
Заповедь №8. Учись задавать правильные и корректные вопросы.
Основная деятельность психолога строится на банальных операциях и методах: беседа, анализ и систематизация данных. Но решение проблемы, к которому специалист подталкивает клиента, основывается на правильно построенном диалоге. Добиться такого формата взаимоотношения можно следующими способами.
Во-первых, миссия квалифицированного психолога – расположить к себе клиента и установить искренний, конструктивный диалог. Для этого важно воссоздать соответствующие условия: подготовить и преобразить помещение, чтобы клиент чувствовал себя комфортно, мог раскрыться и в то же время понимал, что перед ним грамотный и опытный специалист, способный помочь ему в преодолении личных проблем.
Во-вторых, психологу следует не забывать о правиле конфиденциальности информации. Любые сведения (значимые и второстепенные, надежные и сомнительные, достоверные и необоснованные) не должны выходить за «рабочие границы». Психолог не имеет права разглашать услышанное и должен гарантировать подопечному сохранность тайны. Как правило, все это прописывается в договоре об оказании услуг по психологическому консультированию.
Чтобы помочь человеку, психолог должен сначала выслушать его, а затем задавать наводящие, общие или уточняющие вопросы для получения полной картины, установления причинно-следственных связей и проработки дальнейших действий, путей по решению проблемы. Притом эксперт не обязан и не должен выработать инструкцию, он — лишь координатор, помогающий выбрать достойный путь, обосновать и оценить его. Клиент принимает окончательное решение самостоятельно.
Чтобы работа психолога была корректной и эффективной, важно полагаться на следующие правила:
- Формулируйте вопросы просто, непринужденно. Но при этом, если они затрагивают «личные границы», не забывайте приносить извинения за «бестактность». Обязательно отметьте, что ответ на поставленный постамент важен;
- Не оперируйте перед клиентом сложными терминами и профессионализмами. Важно в доступной форме разъяснять интересующие его моменты;
- Задавайте наводящие вопросы, чтобы помочь клиенту сориентироваться в ситуации, проанализировать ситуацию с определенного ракурса и сделать корректные выводы;
- Все формулировки должны быть конкретными и понятными, затрагивать конкретный момент. То есть при формулировке важно использовать точечный подход;
- Грамотно подбирайте и регулируйте интонацию тон обращения, делая акцент на уважении и понимании подопечного независимо от ситуации и обстоятельств. Психолог – это внешний эксперт, который должен не оценивать и стыдить, а помогать человеку, как врач.
Таким образом, построение диалога между квалифицированным психологом и экспертом происходит на основе соблюдения принципов искренности, доброжелательности, терпения (не каждый готов и умеет слушать), простоты и ясности. Важно грамотно фильтровать речь и подбирать соответствующие методы расположения, воздействия на клиента. Указанные параметры студенты психологического факультета успешно развивают как в ходе взаимодействия с одногруппниками и преподавателями, прохождения практики, так и при выполнении курсовых работ, отчетов о НИР, дипломной работы и пр.
Заповедь №9. Не бойся выходить за рамки: вырабатывать индивидуальный подход и методологию работы.
Согласитесь, что полностью идентичных, одинаковых ситуаций не бывает. Поэтому невозможно использовать классические или одни и те же способы решения. Важно грамотно подбирать каждое действие шаг, выражение. При этом руководствоваться стоит не только имеющимися знаниями и представлениями, но и личным опытом и опытом опытных наставников, практиков!
Каждый психолог должен выработать собственную методу работы: определить стиль работы с клиентами, воссоздать комфортную среду для сотрудничества, выработать определенную тактику по диагностике ситуации и состояния, а затем опираться на науку, практику, опыт и специфические черты клиента.
Обратите внимание, что выработка индивидуальной методы работы подчеркивает творческий подход специалиста к делу, но он не должен противоречить действующим нормам и правилам психологии, соответствовать реалиям и достижениям НТП, содействовать выработке эффективного решения.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Заповедь №10. Не гонитесь с деньгами – работайте на совесть и качество.
Новоиспеченному психологу порой трудно найти достойное рабочее место. Как правило, дипломанты грезят комфортными условиями, стабильным потоком клиентов, высоким заработком. Но на практике все оказывается не так просто и ясно.
Во-первых, студентам и выпускникам психологического факультета не стоит торопиться за большим доходом. Для начала нужно получить соответствующий опыт, закрепиться в нише. О правилах писка работы новоиспеченному психологу мы писали ранее.
Во-вторых, цель специалиста – не получить как можно больше денег, а помочь подопечному в преодолении его проблем, обрести достойный авторитет и репутацию. Именно последние критерии помогут в обеспечении стабильного потока клиентов, профессиональном и личностном росте и самосовершенствовании. Чем выше качество работы, тем выше доход.
Таким образом, студентам факультета психологии следует готовиться не просто к изучению определенного набора дисциплин, но и постоянному самосовершенствованию и развитию. Важно не просто владеть теорией, но и умело и корректно ею пользоваться с учетом специфики сложившейся ситуации, проблематики и пр.
Ключевыми качествами успешного психолога выступают профессионализм, терпение, любознательность, искренность, аналитический склад ума и творческий подход к делу, оригинальность решений. Притом каждый вопрос. Шаг, действие подлежит тщательному обдумыванию, осознанию и обоснованию.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!