Обучение немыслимо без постижения новых научных, учебных и исследовательских границ, которое требует сбора и изучения огромного объема информации. Самым простым способом погружения в интересуемую или необходимую тему является чтение, но просто исследовать материал недостаточно, важно вникать в него и усваивать. Именно процесс переработки, «переваривания» и запоминания занимает у студентов больше всего времени. Сегодня мы расскажем, как ускорить ход погружения в новую информацию, которой во время обучения в вузе очень много.
СОДЕРЖАНИЕ
Скорочтение и скоропонимание: одно и то же?
Обучение в колледже или вузе предполагает аудиторную работу и самообразование, основанное на изучении массы источников информации по предметам и конкретным темам. Притом данное требование действует повсеместно: по каждому предмету, теме, на лекционном и практическом занятии, при выполнении студенческих и научно-исследовательских работ и пр. Именно на чтение материала уходит около половины учебного процесса, а оставшаяся часть отводится на ее усвоение (то есть понимание и запоминание).
Чтобы процесс погружения в новые горизонты проходил быстрее, студентам достаточно попрактиковаться и научиться читать быстрее, выделять основные моменты и быть разборчивее в литературе. Но далеко не всегда удается быстро подобрать информационную базу в рамках конкретной темы или задания. Порой для поиска доказательной базы необходимо ознакомиться с десятками первоисточников. Облегчить этот процесс помогут специальные техники скорочтения и скоропонимания.
Скорочтение нацелено на быстрое изучение материалов и выделение существенных моментов, пригодных для дальнейшего применения в конкретных целях или на повседневной основе. Скорочтение – это быстрое знакомство с первоисточником посредством определенного алгоритма, привычки и пр.
Скоропонимание предполагает процесс быстрой переработки текста: выделение основных терминов, теорий, мнений, мыслителей и авторов и пр. Притом он чаще всего идет в ногу (параллельно) со скорочтением, когда студент по ходу текста определяет существенные моменты.
Отсюда следует, что процедуры скорочтения и скоропонимания – это не одно и то же, но они выполняются совместно и позволяют учащемуся быстро изучить необходимый материал, вникнуть в него и лучше усвоить.
Правила скорочтения для студентов
Скорочтение для учащихся колледжей и вузов – это не просто ускоренное изучение материалов, а оптимизация техники и качества чтения, которые предполагают быстрое погружение в тему и параллельной переработкой (скоропонимание) текста. Это оптимизированная процедура знакомства с темой или дисциплиной наукой, которая позволит разобраться в нюансах в более короткие промежутки времени.
Основным приемом скорочтения служит «поверхностное чтение» или «бег глазами» по тексту, выделение основной картины и ее интуитивная дорисовка (по имеющимся знаниям, представлениям, текущему пониманию сути). Данный ход призван подчеркнуть первую особенность скорочтения – быстрое расчленение информации на полезную и бесполезную, важную и второстепенную. Уже здесь прослеживаются нотки «скоропонимания», порой студенту даже не нужно дочитывать предложение или абзац, если он уже понимает, о чем идет речь, что позволяет сэкономить время.
Если предстоит изучить объемный материал, то сначала ознакомьтесь с его структурой (оглавление, заголовки, наименование глав и подпунктов), проанализировав эти моменты можно понять, какие из разделов можно опустить (с какими моментами исследователь уже знаком, какие моменты ему не нужны нам данный момент и пр.). В заглавиях отражается проблема и суть раздела. Также следует бегло пройтись оп материалу, обратив внимание на выделенные термины, формулы, схемы. Чаще всего подобные схемы применяются к важным моментам по теме/разделу.
Для развития навыков скорочтения студенту следует уметь концентрироваться на материале, развивать внимательность и тренировать память. Облегчить скорочтение также помогут высокий уровень эрудиции и широкий кругозор.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Фактически, ключевыми правилами и основой для развития скорочтения у студента будут выступать базовая подготовка, концентрация на основной информации (выделение соответствующих данных при первом же изучении материала), аналитические способности, развитая память и ее постоянные тренировки, «дозирование» новых данных с учетом сил и потребности в новых знаниях.
Ключевые этапы и правила скоропонимания: как быстро ориентироваться в информации?
Чтобы оптимизировать и укоротить процесс вникания и усвоения изученной информации, важно пройти 4 основных этапа:
- Шаг №1. Восприятие. Важно не просто читать сведения, но и корректно их воспринимать и запоминать с помощью привычных техник. Лучше всего при первом же изучении материала делать для себя пометки с выделением наиболее важных моментов (не забывая отражать, какой именно первоисточник анализируется).
- Шаг №2. Осмысление. На этой стадии происходит формирование полной «картины мира» с переработкой основных моментов и их увязыванием с ранее имеющимися данными (знаниями, личным опытом и пр.). В этом процессе важно не просто банальное заучивание, а именно сравнение информации полученной «здесь и сейчас» с уже имеющейся базой. Усвоение материала произойдет, если студенту удастся найти совпадения, общие черты, установить конкретные связи (например, изучение одного и того же закона, применение конкретной формулы или методики и пр.).
- Шаг №3. Воспроизведение. Скорочтение – это хороший способ быстро изучить информацию, но это не значит, что она будет запомнена. Чтобы навыки скорочтения не проходили даром, время тратилось не бессмысленно, важно из каждой информации почерпывать для себя что-то новое, а затем (через некоторое время) воспроизводить его – то есть вспоминать, применять и пр. Воспроизведение поможет при необходимости тщательнее разобраться в нюансах и лучше усвоить материал, запомнить его.
- Шаг №4. Применение и творчество. Под применением следует понимать не задействование материалов в НИР, а применение полученных знаний (именно знаний!) на практике в любой удобной или необходимой ситуации с учетом принципов уместности, целесообразности и потребности. Применение изученной информации углубит познания и осознание фактов, основных моментов.
Согласитесь, что сразу моментально реализовывать указанную последовательность не удастся. Но при постоянных тренировках студент сможет быстро осваивать любые научные, учебные и иные горизонты.
Скоропонимание позволяет сократить время на переработку информации при первичном чтении материалов, что в значительной степени упрощает процесс подбора информационной базы для исследований.
Среди основных правил быстрого усвоения изученных фактов можно выделить:
Правило #1. Целеполагание. Чтобы понимать материал, важна начальная подготовка и определение конкретных границ (что именно изучать чем еще не владеет студент), для чего ему нужны новые знания и где их следует применять. Если правильно поставить цель (что изучать), то далее будет запущен процесс скорочтения и скоропонимания (выделение сути, ключей, основных и новейших моментов).
Правило #2. Концентрация на важном или абстрагирование от второстепенного. При изучении материалов важно ориентироваться на тему или иные цели (ключевые слова, план НИР и пр.), чтобы моментально отсеивать лишнее. Констатируйте основную идею, суть, выделите основные правила, термины, нормативы, результаты и пр.
Правило #3. Прояснение терминологии. Чтобы получить полную картину, можно делать пометки по ключевым словам и основой терминологии. Притом особое внимание следует уделить на ранее неизвестные понятия и категория, сразу же уточняя их значение. Облегчить восприятие новой информации поможет привычная техника чтения и запоминания данных (записи при зрительной памяти, мнемотехники и ассоциации при эмоциональной памяти и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Правило #4. Корректное дозирование информации. Согласитесь, постичь за пару часов или одну бессонную ночь сложную тему или большой объем информации невозможно, в голове останется лишь «каша». Поэтому важно тщательно спланировать процесс изучения материалов и «дозировать» поток новой информации для наилучшего усвоения. Дозирование предполагает определение корректного объема новых источников, времени на их изучение. Для наилучшего погружения в материал можно пользоваться следующими постулатами: интервальное изучение, периодическое повторение данных. Не забывайте о правилах тайм-менеджмента и режиме дня, не допускайте перегрузок.
Правило #5. Формирование выводов. Чтобы усвоение материалов прошло успешно, важно по мере реализации всех вышеописанных правил сформулировать «смысловой итог» и рассказать (себе или кому-либо), что изучили, что узнали нового, описать основные моменты (раскрыть термины, правила и пр.). Чем аргументированее и подробнее выводы с выделением новшеств, тем лучше усвоились новые факты.
Повысить качество усвоения информации помогут дополнительные приемы. Студенты чаще всего применяют такие техники, как «помощь другу» (разъяснение нюансов или иных моментов однокурснику), интервальное обучение, конспектирование или использование привычной техники запоминания информации, полноценный отдых и планомерное изучение информации и пр.
В каких случаях студентам пригодятся техники скорочтения и правила скоропонимания?
Студенческая жизнь – самая насыщенная, яркая и разнообразная. Учащиеся колледжей и вузов стремятся преуспевать во всем и везде, но обучение и постижение новых вершин, горизонтов отнимает уйму времени. Сократить данный процесс, не ухудшив при этом качество подготовки, помогут именно правила скорочтения и скоропонимания.
Принципы скорочтения и быстрого усвоения только что изученного материала будут полезны в самых разных ситуациях:
- При подготовке домашнего задания, к семинарскому занятию в сжатые и умеренные сроки. В сжатые сроки студент сможет легко и быстро, без суровых нарушений распорядка дня найти нужные данные и понять их. При умеренном подходе он просто высвободит время на отдых, хобби или иные дела;
- При подготовке к зачету или экзамену скорочтение и скоропонимание помогут быстро повторить пройденный материал, «оживить» его в памяти и высвободить время на детальное изучение более сложных моментов, вопросов и пр. Более того, именно указанные методы позволят в короткие сроки (при грамотном дозировании информации) подготовиться к предстоящей аттестации (контрольной работе, тестированию зачету или экзамену);
- При выполнении курсовых, дипломных или научно-исследовательских работ быстро подобрать информационную базу и качественно ее обработать, систематизировать;
- В повседневной жизни постигать новое в ускоренном темпе и умело пользоваться полученными знаниями здесь и сейчас, демонстрируя свой профессионализм, эрудицию и пр.
Фактически, правила и техники скорочтения и скоропонимания содействуют быстрому погружению в любой предмет, тему и проект, позволяя студенту с легкостью проходить любые проверки, овладевать профессиональными навыками и качествами.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!