Магистратура – вторая ступень в системе высшего профессионального образования, которая нацелена на подготовку научно-исследовательских и управленческих кадров. Но на фоне многочисленных реформ обучения в вузе, перемены не миновали рассматриваемое русло.
СОДЕРЖАНИЕ
Какие виды магистратуры могут появиться в ближайшее время?
Традиционно магистратура предполагала более глубокую подготовку дипломированных бакалавров с целью постижения ими более узкого направления, русла или специализации. В более простой интерпретации рассматриваемый уровень трактовался как ступень по подготовке инженеров и руководителей не ниже среднего звена.
На сегодняшний день на фоне выхода РФ из Болонского соглашения власти предлагают трансформировать магистерские программы. В данном случае предлагается выделить две траектории обучения магистров.
Первый вид образовательных программ магистратуры предполагает сохранение научно-исследовательского характера. В данном случае речь пойдет о так называемой академической нише в развитии дипломированных специалистов.
Второй вид нацелен на совершенствование практических, организационных и управленческих навыков с акцентом на современные подходы, инструментарий, методы и практические полномочия специалистов, ориентированные на развитие отрасли, достижения НТП и пр. В этом случае магистратура будет считать продолжением профессиональной подготовки, то есть прикладной.
Обратите внимание, что реформа магистерского образования перехватывает соответствующие направления на базе бакалавриата, где также присутствует градация на академический и прикладной тип. В данном случае магистратура станет прямым продолжением в подготовке квалифицированных специалистов: исследователей или практиков.
Понятие и специфика академической магистратуры
Одним из новейших и выдвигаемых отечественными властями видов обучения на второй ступени профессионального образования выступает академическая магистратура. Под ней следует понимать первичное, традиционное становление научно-исследовательских кадров.
Среди специфических черт академической магистратуры можно выделить следующие моменты:
- Основная цель становления «магистрантов-академиков» — подготовка научно-исследовательских кадров, способных успешно заниматься наукой, развивать и внедрять инновации;
- Акцент в образовательной программе – научные исследования, проектная деятельность, лабораторные работы, теоретическая подготовка;
- Для получения диплома магистра придется подготовить магистерскую диссертацию. С учетом классических требований и акцентом на решении научной проблемы, оптимизации текущих инструментов и вариантов воздействия на проблему и пр.;
- В дипломе будет указываться квалификация с пометкой «исследователь», что в дальнейшем может сказаться на ходе поступления в аспирантуру. Не исключено, что выпускникам академической магистратуры будет легче строить научную карьеру, так как они за плечами будут иметь определенный багаж по проведению научных исследований, выполнению научных работ и научных статей и пр.
Академическая магистратура нацелена на тотальное погружение в научные азы и развитие соответствующих навыков: глубокое погружение в тему, проектирование и планирование научного исследования, проведение различных экспериментов и оформление полученных результатов и пр.
Учебный процесс на базе рассматриваемой парадигмы будет построен вокруг научно-теоретического воспитания специалистов. Основной акцент будет сделан на теоретической подготовке, в ходе которой магистры будут изучать современные термины, правила, инструментарий и подходы к решению проблем в рамках выбранного направления подготовки.
С целью развития научных компетенций и более глубокого погружения в профессиональное русло, предлагается выбрать конкретное тематическое направление или узкий профессиональный сегмент с целью его всестороннего изучения.
Также в составе академической магистратуры будет преобладать самообразование и проектная деятельность. Магистрам предстоит часто выполнять тематические небольшие исследования в виде НИР, отчетов, лабораторные работы. В данном случае учащиеся будут глубже изучать отдельные темы в рамках профессиональных дисциплин. Притом студент может делать уклон в своих исследованиях на тему магистерской диссертации, заготавливая для нее информационную и/или доказательную базу. Учтите, что глубина научных исследований будет серьезной, более тщательной и суженной на конкретный проблемный сегмент с акцентом на оптимизацию существующих методов воздействия и научных подходов.
Освоение академической магистратуры возможно в рамках любого доступного формата: очно, заочно, вечернее обучение, дистанционно. При этом в качестве основополагающих компетенций выпускник обретает аналитический склад ума и критическое мышление, организационно-управленческие полномочия.
Продолжительность обучения остается прежней – 2-2,5 года в зависимости от формата. По текущим предположениям чиновников, доминирующая часть мест академической магистратуры будет финансироваться за счет государства.
Особенности профессиональной магистратуры
Профессиональная магистратура представляет собой специфический вид и формат подготовки узкоспециализированных специалистов, нацеленный на оттачивание мастерства и практических компетенций в рамках выбранной профессии.
Цель рассматриваемого типа подготовки – усовершенствовать практические навыки в решении сугубо профессиональных проблем для выполнения работы с более высокой продуктивностью, качеством, результатами и пр.
В числе основных задач профессиональной магистратуры можно выделить:
- Сужение профессиональных компетенций в рамках выбранной отрасли и профессии;
- Освоение современных и специфических рабочих (прикладных) приемов;
- Базовое развитие научно-исследовательских качеств и навыков по адаптации освоенных методик для решения возникающих проблем с учетом всевозможных факторов, обстоятельств и прочих нюансов;
- Развитие организации иных, управленческих и контрольно-надзорных функций общего и профессионального плана для решения сложных задач и пр.;
- Подготовка специалистов-инноваторов, способных развивать и внедрять новейшие приемы и подходы на практике и пр.
Профессиональная магистратура, как часть традиционной второй ступени высшего образования, будет реализовываться только на базе вузов. Сроки обучения останутся прежними – 2-2,5 года. Но среди ярких специфических черт можно отметить то, что покорить ее можно будет только очно или заочно.
Учебная программа «магистров-практиков» базируется на практике. В данном случае будут преобладать лабораторные работы, практикумы, практика на базе действующих предприятий и соответствующих специальности отделов. Именно в рамках данного вида деятельности формируются прикладные, рабочие компетенции. Притом все они основываются не просто на классических представлениях, а на изучении и закреплении современных способов решения проблем и поставленных задач.
Теоретическая подготовка сведена к минимуму и больше переведена в формат самообразования. Лекции и семинары призваны предоставить базисный курс по узкому профилю или сегменту. Более глубокие знания магистры развивают в рамках проектной деятельности, где темы исследований соприкасаются с профилем, современными проблемами и методиками, развитием НТП и пр.
В рамках научно-исследовательской деятельности магистры-практики стремятся совершенствовать классические или известные им приемы, подходы, методики с акцентом на НТП, текущую ситуацию и факторы и пр.
Обратите внимание, что в рамках профессиональной магистратуры может быть заявлено 2 вида практики. Первый – научно-исследовательская, призванная развить минимальные навыки по проведению исследований и научному обоснованию проблем, решений и пр. Второй – профессиональная, на базе которой будет формироваться информационная и доказательная база магистерской диссертации.
Подготовка магистров в профессиональном срезе будет производиться на бюджетной и коммерческой основе. В первом случае они будут получать государственную стипендию, а во втором – самостоятельно оплачивать образовательные услуги вуза.
Таким образом, профессиональная магистратура призвана помочь дипломированным бакалаврам освоить более тонкие и серьезные подходы, погрузиться в узкоспециализированный сегмент профессии, развив сугубо прикладные профильные умения и организационно-управленческие азы. Выпускникам будут под силу сложные и специфические проблемы, с которыми обычный бакалавр или магистр-академик не справится.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сравнение академической и профессиональной магистратуры
Рассматриваемые типы «будущей магистратуры» фактически разбивают рассматриваемую нишу на два подкаста. Первый ориентирован на воспитание исследователей, которым будет легче поступить в аспирантуру и добиться успеха в выбранном направлении. Второй – развитие узкоспециализированных специалистов для конкретной отрасли, способные самостоятельно решать проблемы и регулировать рабочие процессы.
Рассматриваемые типы магистерских программ обладают массой сходств и отличий. Они приведены в таблице ниже.
Основание для сравнения |
Академическая магистратура |
Профессиональная магистратура |
Сфера действия |
вузы |
|
Сроки обучения |
2-2,5 года |
|
Формат подготовки магистров | Любой | Очный или заочный |
Основа обучения | Преимущественно бюджетная | Бюджетная и коммерческая |
Акцент в образовательной программе | Научные исследования и теоретическая подготовка | Практика и стажировка, практическая подготовка |
Состав учебной программы | Теоретическая подготовка на базе лекций и семинаров, НИР – основной вид деятельности
Сессия, ГИА, защита магистерской диссертации (НИР) |
Теоретическая подготовка сведена к минимуму и переложена в большей степени на самообразование,
Практические занятия – практикум, семинар, лабораторные работы Практическая подготовка – стажировка, научно-исследовательская практика и профессиональная практика Сессия, ГИА, защита магистерской диссертации или дипломной работы магистра |
Результаты обучения | Развитие исследовательских качеств и владение современными научными приемами и подходами, присвоение квалификации магистр-исследователь | Развитие прикладных навыков для работы в управленческом сегменте, защита магистерской диссертации (прикладной проект), квалификация – магистр-инженер, магистр-менеджер |
Право на поступление в аспирантуру |
Есть |
|
Перспективы, сфера применения | Преимущественно научные организации, аспирантура, НТП | Действующие организации в выбранной отрасли |
Среди очевидных сходств между академической и профессиональной магистратурой можно выделить то, что программы будут реализовываться только в рамках высшего образования. Сроки обучения остаются традиционными, притом в обоих случаях студенты захватят научно-исследовательский блок и будут моментально погружаться в определенном ракурсе в профильные предметы. Притом в рамках каждого из сценариев студентам не избежать выполнения курсовых работ, НИР, отчетов по практике и защиты магистерской диссертации или дипломной работы магистра.
Среди отличий рассматриваемых парадигм можно выделить их характер и конечные результаты обучения. Магистры-академики – первоклассные исследователи, которые в дальнейшем с легкостью смогут покорить аспирантуру и построить научную карьеру. Магистры-практики – отличные руководители, способные постигать современные инструменты и приемы, внедрять новшества и совершенствовать деятельность организации.
Таким образом, выпускники академической магистратуры будут востребованы в научной области и сфере НТП, а дипломанты по программам профессиональной магистратуры смогут успешно продвигаться по карьерной лестнице. При этом они также имеют право на поступление в аспирантуру и дальнейшее развитие научной карьеры.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
спасибо за пояснение. Почему-то считала, что магистратура готовит либо только руководителей, либо начинающих исследователей, то есть как предподготовка для поступления в аспирантуру. Оказывается, программы разнятся, их цели и содержание тоже.)