Написание дипломной работы – очень ответственная миссия для каждого выпускника. От качества ее выполнения фактически зависит дальнейшая карьера: как профессиональная, так и научная.
Согласно общим правилам, студент пишет диплом самостоятельно, единолично. Но процесс выполнения проекта координирует и контролирует научный руководитель. К сожалению, не всем дипломантам везет. Некоторые из них сталкиваются с полным безразличием со стороны наставника. В самый сложный момент они не могут оперативно получить консультацию, совет. Как же тогда действовать?
Предлагаем вашему вниманию несколько лайфхаков, которые помогут подготовить качественный дипломный проект с минимальным участием научного руководителя.
СОДЕРЖАНИЕ
Совет 1. Примеры из интернета
Итак, при выполнении дипломной работы возникает спорный или сложный момент, который самостоятельно трудно решить. Если обращение за помощью к научному руководителю не принесло результата, то не стоит паниковать или расстраиваться. Время не остановить, а бездействие – приведет к плачевным результатам. Поэтому придется брать инициативу и ответственность в свои руки. Будет действовать по методу аналогии – берем примеры из Интернета и выполняет схожие действия.

В данном случае важно подобрать максимально близкий к сложившейся ситуации пример, изучить его, выделить основные мероприятия и воспроизвести их с учетом располагаемых данных. Чаще всего найти их можно в готовых курсовых/дипломных работах, научных статьях в рамках исследуемой тематики и проблематики.
Не бойтесь заимствовать чужие идеи и приемы для решения проблем. Главное – делайте отсылку на разработчика, «генератора», чтобы в дальнейшем миновать проблем с плагиатом.
Адаптируйте примеры из Интернета под собственные нужды. При этом учитывайте влияние различных факторов, объективно подходит к оценке ситуации.
Совет 2. Привлекаем сторонних специалистов
Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе! Народная мудрость не врет и прямо указывает, что нужно делать, если научный руководитель молчит, не дает ответ на поставленный вопрос или не выходит на связь.
Что вам мешает или запрещает обратиться за помощью к другим специалистам, помимо научного руководителя? Основная задача выпускника – покатать и обосновать идею, решить проблему и пр. Какая разница, кто будет вам помогать? Главное – чтобы это был квалифицированный в соответствующей области эксперт, владеющий темой и инструментарием.
Дипломант может обратиться за помощью к преподавателям вуза, с которыми он сотрудничал или выполнял иные проекты ранее, которые вели у него профильный или иной предмет.

Также можно заручиться поддержкой сторонних специалистов – практикующих экспертов, исследователей на всевозможных профессиональных или научных форумах.
Помимо этого, можно обратиться за помощью к научному руководителю с места преддипломной практики. Он также сможет помочь в решении тех или иных вопросов, проблем, дать «практический совет» (исходя из личного опыта) и т.д.
Еще один вариант – обращение к специалистам диссхелп. Наши авторы имеют большой опыт в выполнении всех типов студенческих и научных работ по всем направлениям. Консультанты ответят на все поступающие от клиента вопросы развернуто и просто, максимально оперативно.
Совет 3. Меняем научного руководителя
Если текущий куратор не заинтересован оказывать содействие и консультировать подопечного, ссылаясь на высокую нагрузку, нехватку времени, то придется искать иной выход из сложившейся ситуации. Притом если подобный отказ происходит систематически, замедляя тем самым процесс написания и подготовки диплома к защите, то может стоит задуматься о смене наставника?
Обратитесь на профильную кафедру с просьбой прикрепить вас к другому курирующему преподавателю, который более свободен. Также можно самостоятельно поискать потенциального научного руководителя: послушайте, как отзываются одногруппники о своих педагогах, оцените репутацию и рейтинг преподавателей вуза и пр. Можно подойти к выбранному педагогу и поговорить с ним, обсудить сложившуюся ситуацию и постараться уговорить, взять вас под его «крыло».
Сразу отметим, что поменять научного руководителя удается не всем и не всегда! О данной процедуре мы ранее писали в нашем блоге. Если защита диплома уже на носу, то провернуть такой трюк уже вряд ли удастся.
Поэтому, если вы заметили, что у вашего текущего наставника нет особого энтузиазма помогать вам в решении дипломных задач, он постоянно оказывается проконсультировать вас, вечно занят, то стоит задуматься над его поведением. Не судите и не упрекайте. Просто постарайтесь найти того, кто в силах вам помочь!
Совет 4. Отправляем на проверку частями и «теребим» педагога.
Согласитесь, что проверять полностью дипломный проект – процесс небыстрый. Научному руководителю, помимо ежедневно рабочей нагрузки, занятий, нужно найти время и силы на вычитку и оценку текста аттестационной работы.
Чтобы оперативно получать ответ и обратную связь от наставника, лучше всего направлять материал на проверку частями. Подготовили параграф или главу – выслали на электронную почту своему руководителю с пометкой проверить. Если есть вопросы – сразу же укажите их.

Затем подождите пару дней (если сроки позволяют), а далее действуем с напором. Найдите наставника в университете, подойдите и напомните ему о себе. Делайте так не каждый день. Достаточно подходить к нему 1-2 раза в неделю.
Если преподаватель продолжает вести у вас какие-либо дополнительные секции, семинары, то можно обратиться с вопросами к нему до или после занятий.
После отправки части диплом на поверку, Вы можете продолжить работу над остальными разделами. Но все-таки стоит дождаться ответа. Научный руководитель может выделить ошибки, способные повлиять на дальнейший ход событий и действий, результаты исследования. Поэтому будьте готовы к любому повороту событий.
Совет 5. Самоанализ и самоконтроль. Предзащита.
Если ситуация кажется совсем безнадежной и получить помощь неоткуда, то придется рассчитывать только на себя. Выделите список вопросов, которые важно решить для подготовки грамотного и качественного дипломного проекта. Будьте готовы самостоятельно принимать решение о дальнейших итерациях. Но прежде, чем принимать его, необходимо провести тотальный самоанализ и самоконтроль.
Самоанализ материала предполагает тщательное изучение подготовленной части. Перечитайте материал. Постарайтесь понять, все ли аспекты описаны, в полной ли степени раскрывается тема, что нужно выделить из контекста и пр. Важно взглянуть на материал «со стороны». Здесь же можно дать рукопись третьим лицам и поговорить с ними. Чтобы выявить недостатки по тексту, ходу и логике научного исследования и пр.
Самоконтроль требует внимательности и тотального самообладания. Будьте готовы вновь все перерешать, пересчитать, удостовериться, что все вычисления были произведены правильно и корректно, все результаты — точны и надежны.
Обязательно пройдите предзащиту. На ней вы не только наконец-то встретитесь с научным руководителем. Но и услышите аргументированные замечания и рекомендации со стороны экспертной комиссии.
Совет 6. Рецензирование
Еще один способ подготовить качественный дипломный проект без научного руководителя – провести его предварительное рецензирование. Рецензия – оценочный документ, в котором подчеркиваются сильные и слабые стороны проведённого исследования. Данный экспертный мониторинг не просто констатирует плюсы и минусы, но и отражает частное мнение относительно качества НИР, результатов и выводов. Рецензент также отмечает советы по исправлению недочетов. Чем не замена наставничества?

В данном случае важно учесть, что рецензировать рукописи могут далеко не все. Для этого важно, чтобы специалист имел за плечами соответствующее теме проекта образование, опыт работы в отрасли, опыт в оценке аналогичных материалов и др.
Важно отметить, что поиск рецензента также может занять некоторое время. Рецензенты также могут затягивать с ответом. Но все же, они отвечают быстрее, чем загруженный наставник. Притом их ответ – четкий, зафиксированный на бумаге, аргументированный.
Притом по необходимости универсант может связаться с рецензентом и уточнить все замечания, причины негативного отзыва, обсудить способы доработки и устранения недостатков.
Совет 7. Качество первоисточников и ИИ.
Если научный руководитель не оставляет надежд, сжигает все мосты и не выходи на связь, то важно понять, в чем состоит проблема при написании диплома. Чаще всего неурядицы кроются в применении непроверенной или некачественной информационной базы.
Чтобы было проще понять, как лучше действовать, какие манипуляции и операции воспроизводить на основе располагаемых данных, важно обеспечить себя качественными первоисточниками. Собирайте сведения только из проверенных источников. Работайте с научной базой данных, статистикой, отчётными документами.
Старайтесь оперативно сортировать собранные материалы по главам и параграфам, этапам исследования. Постарайтесь понять, в какой части или на каком этапе НИР вам пригодится тот или иной фрагмент, в какой роли он может быть использован (для общего описания или обоснования/опровержения, сравнения и пр.). Выделите основную мысль из каждого найденного ресурса, выпишите ее на листок и сделайте рядом пометку (собственное мнение, вывод и пр.).
Не бойтесь полагаться на современные инструменты по поиску или обработке данных. Речь идет о нейросетях, ИИ, аналитических программах. Главное – оперируйте ими лично и контролируйте ход исследования, результаты.
Позаботьтесь о том, чтобы все первоисточники были правильно включены в проект, имели ссылки и сноски, библиографическое описание. Так вы минуете проблемы с плагиатом.
Облегчить поиск и обработку материалов помогут современные инструменты – искусственный интеллект и нейросети. Но здесь важна мера и правильный подход к их применению. Помните, что диплом пишут выпускник сам! Но при грамотном управлении AI-инструментами он может ускорить и облегчить поиск информации, ее обработку, систематизацию, оформление. Главное – следить за «чистотой процесса», соблюдением норм авторской этики.
Совет 8. Тотальное следование методичке и гостам.
Чтобы минимизировать риск возврата рукописи на доработку или дисквалификацию материала, важно тщетно следовать методическим рекомендациям и действующим нормам ГОСТ.
Для этого нужно сначала уточнить на профильной кафедре соответствующие правила, параметры, нормативы. Затем выпускнику предстоит с ними подробно ознакомиться. По необходимости сделать для себя пометки, выписать те или иные критерии.

Обратите внимание на следующие моменты:
- Каким должен быть состав диплома? (структура) из скольких частей он будет состоять? Каким должен быть объем работы?
- Как оформить материал? На какие параметры форматирования ориентироваться, что учитывать? (как оформить текст, графики, таблицы, цитаты, списки и пр.)
- Каковы требования к плагиату и нормоконтролю: оригинальность текста, допустимые погрешности и др.
Важно отметить, что лучше всего соблюдать действующие правила и требования изначально. Так сказать, с первых слов и строк.
Постарайтесь сразу же настроить общие параметры страницы, шрифт текста, базовые критерии форматирования, которые действуют на протяжении всего проекта. Далее вносите правки в оформление по мере необходимости: вписали цитату – оформили ее, как положено и т.д.
При таком подходе ошибок будет гораздо меньше, а сам диплом получится более точны и соответствующий гостам.
Совет 9. Вычитка и доработка раз в неделю.
Чтобы меньше обращаться к научному руководителю, сократить количество вопросов, важно просто быть в теме. То есть студенту следует со всех сторон изучить выбранное направление, изучить груду различной литературы (начиная от учебной, справочной и заканчивая научной, статистической, специализированной и пр.). Постепенно погружаясь в информационный мир по теме исследования, вопросы будут отпадать сами собой. А если изучать литературу целенаправленно, то проблемы решать станет легче и посильнее без посторонних лиц и их вмешательств.
Но одного чтения недостаточно для подготовки качественной дипломной работы. В процессе ее написания универсанты допускают различные описки и ошибки. Проверять всю работу целиком трудно. Поэтому лучше всего устраивать так называемый «разгрузочный день» 1 раз в неделю.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

В этот день студенту следует проводить проверку выполненного материала. Такой подход поможет оперативно готовить качественный текст, отслеживать нестыковки и сразу же вносить необходимые правки, устранять несоответствия и противоречия по ходу исследования, следить за корректностью и правильностью оформления и пр.
«Разгрузочный день» — это своего рода самоанализ и контроль над определенной частью диплома, оперативная реакция на сомнительные фрагменты и их доработка. Такой подход позволит написать безукоризненный проект, заслуживающий максимальную оценку.
Совет 10. Тайм-менеджмент.
В основе любого исследовательского процесса и успеха лежит грамотное распределение времени и сил. Поэтому, чтобы своевременно и грамотно написать диплом, без лишних проволочек и проблем важно правильно расставлять приоритеты и следовать принципам тайм-менеджмента. О них мы уже рассказывали в нашем блоге.
Таким образом, несомненно, влияние и роль научного руководителя в рамках дипломного проектирования и исследования велика. Но если преподаватель не может оперативно консультировать и помогать подопечному, то универсанту придется справляться со всеми сложностями самому, подбирая подходящий инструментарий, стороннюю помощь и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!