Изначально считалось что система высшего профессионального образования готовит квалифицированные кадры, которые сразу после окончания могут приступить к трудовым будням и выполнению своих рабочих обязанностей Но практика показывает, что не все так легко и гладко, как кажется на первый взгляд. На самом деле новоиспеченные дипломанты недополучают часть знаний и навыков, которые бы помогли им быстрее адаптироваться на новом месте и самостоятельно выполнять возложенные на них полномочия. Более того, некоторые профессии до сих пор отсутствуют в системе отечественного образования. Сегодня мы поговорим именно об этом: чему не учат в российских вузах?
Какие знания не получают студенты вузов?
Несмотря на то, что подготовка при вузе ориентирована на практику, более трети части образовательных программ захвачено теоретическим занятиями в виде лекций, устных семинаров и пр. Притом далеко не всегда теоретическая подготовка соответствует реалиям.
Пробел №1. Текущее положение дел в науке и отрасли, профессии. Скорость обновления образовательных программ «хромает на обе ноги». Согласно действующим регламентам каждая специальность проходит аккредитацию сугубо по инициативе учреждения раз в 5 лет. Притом вуз не обязан аккредитовывать образовательную программу. Он имеет право реализовывать ее без сертификата об аккредитации (в этом случае выпускники получат диплом частного образца).
Пересмотр программ раз в пять лет – довольно медленная скорость. Согласитесь, сколько перемен и инноваций может произойти за это время? Получается, что студенты получают неактуальные или уже устаревающие знания, которые на практике им могут вовсе не пригодиться и оказаться низкоэффективными.
Пробел №2. Отсутствие знаний в области профессионального инструментария и оборудования. В данном случае можно отметить такую черту, как отсутствие профильных знаний сугубо в рамках осваиваемой профессии, которые очертили рабочую реальность. Порой выпускники не знают точного и полного наименования основного рабочего инструмента (программы, оборудования и пр.), банального представления о том, чем им предстоит заниматься на самом деле (помимо классических расчетов и анализов).
В частности, экономистов не учат, как правильно работать в специальных экономических, учетных и иных программах (в той же популярной программе 1С:Предприятие и пр.), программисты не захватывают новейшие и сложные программные обеспечения, правила их установки и настройки и пр. Все эта часть остается на самообучение или дополнительное образование.
Фактически, теоретическая подготовка в вузе дает лишь общие представления о возникновении и развитии профессии, минимум – о современном состоянии.
Какие навыки недополучают студенты высших учебных заведений?
Обучение в вузе предполагает комбинированный подход: теоретическая подготовка в сочетании с проектной деятельностью и параллельной практикой по профилю. На долю практических занятий едва ли выпадает 20-25% от всего учебного процесса, что подвергает сомнениям практикоориентированность современной системы подготовки кадров. Чему можно научить и что можно развить за столь короткое время?
Более того, прохождение практики занимает около 2-3 недель в течение учебного года. Согласитесь, ограниченность снижает эффективность и качество подготовки выпускника. Давайте разбираться, на чем именно сказывается «практический минимализм» при вузе?
Пробел №1. Отсутствие навыков по саморазвитию. Всем известно, что обучение при вузе основывается на принципе самостоятельности. Доминирующая часть материалов отводится на самоизучение, предполагающее предоставление студенту списка подходящей литературы, авторов и пр. Но самообучение и саморазвитие – немного разные категории. Самообучение – самостоятельное изучение литературы (как подобранной педагогом, так и выбранной лично), а саморазвитие предполагает самостоятельное развитие профессиональных навыков и качеств, дополнительных умений.
В вузе не обучают, как правильно заниматься саморазвитием, как умело пользоваться полученной и изученной информацией, какие навыки обязательны необходимы и желательны для компетентного специалиста и пр. В этом и есть главный минус профессионального образования.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Пробел №2. Отсутствие навыков по поиску работы. Казалось бы, новоиспеченный специалист с дипломом об образовании, знаний и владеющий определенным набором качеств, навыков. Но как показывает практика, в вузе не учат старшекурсников банальным правилам поиска работы.
Дипломанты теряются после выпуска и не знают ответа на простейшие вопросы:
- С чего начать поиск работы?
- Где искать работу?
- Как подготовиться к собеседованию?
Несмотря на наличие диплома и положительных отметок в нем, знаний и навыков по части трудоустройства, практической пригодности специалиста оказывается недостаточно для старта в профессиональном плане.
Более того, молодые специалисты вынуждены доказывать свою профессиональную пригодность и состоятельность в течение первых 2-3 лет. Только после освоения ими основных умений и качеств, дополнительной «внутренней аттестации на рабочем месте» получения определенной репутации и авторитета среди коллег, они могут рассчитывать на доходный и карьерный рост.
Пробел №3. Дипломированные новички не умеют «продавать» свою работу и свои знания. Найти работу и занять конкретную, должность еще недостаточно, чтобы достойно зарабатывать. На самом деле самой большой бедой новоиспеченных специалистов является отсутствие навыков по корректному презентации и самодемонстрации, то есть они не понимают, как правильно преподносить и продавать «товар». Выполнять обязанности или работу – недостаточно для повышения доходов. Важно уметь «продавать свою работу» с учетом действующих правил, регламентов, собственных возможностей и пр.
В данном случае речь идет не о банальной торговле и «набивании цены», а больше о переговорных навыках, умении показать себя с положительной стороны, качественно выполнять свои обязанности и проявлять инициативу в нужном месте и нужное время, приносить пользу и добиваться признания.
Пробел №4. Отсутствие навыков по делегированию. Казалось бы, умение распределять полномочия нужны только менеджерам, но на самом деле далеко не всегда уместно и целесообразно все взваливать на свои плечи. Поэтому каждый работник должен уметь правильно оценивать свои силы и возможности, передавать часть полномочий коллегам (но строго после согласования с начальством). В данном деле существует 2 сценария: передача непосильных для специалиста дел и передача «второстепенных» дел, которые он не желает выполнять самостоятельно.
В рамках делегирования каждый дипломант должен уметь подбирать соответствующую кандидатуру, распределять объем работы между собой и иными лицами, не отлынивать от работы полностью.
Пробел №5. Отсутствие «профессионального автоматизма». Практических занятий и доля практики при вузе настолько мала, что она не позволяет студентам не только закрепить, усвоить пройденный материал, развить на соответствующем уровне профессиональные умения и навыки, но и довести их до автоматизма. За 2-3 недели прохождения практики стажер едва ли научился управлять оборудованием или пользоваться инструментов, но точно не запомнит весь принцип его работы, не отточит мастерство до уровня «профи» и не доведет его до автоматизма. Уже к следующей практике половина навыков улетучится.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Пробел №6. Минимум обретения цифровых и IT-навыков. В настоящее время доминирующая часть профессий прошла тропу цифровизации и внедрения современных технологий компьютеризации, электронного документооборота и пр. Несмотря на то, что образовательные программы частично затрагивают изучение базовых моделей, программ, офисных программ и приложений, этого оказывается недостаточно на практике. Данный пробел порождается, прежде всего, низкой скоростью обновления образовательных программ.
Пробел №7. Вуз не прививает понимание того, что всегда есть право выбора и все можно изменить. Стабильность – это, конечно, хорошо. Но большая часть студентов так сильно хватается за профессию, невзирая на свои противопоказания, нежелание ее осваивать и трудности, возникающие на пути, что просто боятся пересмотреть приоритеты и сменить профессию, вуз или иные аспекты профессионального становления и роста. Все это получается, потому что студентам изначально прививают узкие знания и навыки в рамках конкретной профессии, которые просто неприменимы в иной отрасли или сфере деятельности.
Обучение в университете нацелено на подготовку определенного квалифицированного специалиста без развития дополнительных «философских» мыслей.
Пробел №8. Низкая доля свободы. Несмотря на то, что в современных образовательных программах появился так называемый «вариативный модуль», у студента выбора как такового нет, ведь ему предлагают выбрать лишь отдельные дисциплины (преимущественно профильные), которые развивают его в том же (изначально выбранном) русле, отрасли, научной области. Получается, выбор – есть, и в то же время его нет.
Низкая доля свободы в рамках обучения при вузе ограничивает возможности учащегося в части освоения смежных или кардинально новых умений, теоретических аспектов и пр.
Пробел №9. Замкнутость и узость обучения в вузе, узкое применение дипломантов. В данном ракурсе можно отметить, что пребывание в вузе позволяет обучить начинающих специалистов больше теоретическим аспектам, а практические навыки вырабатывают в «замкнутом пространстве» — на примере ситуационной задачи, в лабораторных условиях, то есть на территории университета, в ограниченных условиях с конкретными данными. Полученные компетенции оказываются трудно применимыми на практике, ведь мир – более широкое и разнообразное пространство с массой факторов, возможностей и пр. Поэтому в вузе воспитывают узкоквалифицированных специалистов, умеющих решать лишь «узкие» задачи. На практике они начинают теряться и не понимают, что нужно делать, как это делать и пр.
Пробел №10. Приоритетность знаний и навыков над успеваемостью и оценками. Студенты полагают, что работодатели ценят именно диплом об образовании, исследуя их успеваемость по основным предметам. На самом деле можно иметь за плечами сплошные тройки, но при этом разбираться на практике лучше отличника. Поэтому важно иметь не диплом об образовании с оценками, а именно профессионализм, которую подвергнуть оценке в рамках 5-балльной шкалы невозможно.
Пробел №11. Отсутствие навыков по планированию. Несмотря на наличие практически в каждом направлении подготовки управленческих и экономических предметов, студенты не оттачивают навыки по планированию дел, тайм-менеджменту. Фактически, в университете все заранее спланировано за студента и описано в учебном плане, расписании занятий и сессии и пр. Студенту остается лишь правильно распределить на время на освоение профиля.
В трудовых буднях специалисту предстоит все решать самостоятельно: начиная от расстановки приоритетов, планирования собственного рабочего времени и дел, последовательности задач и пр. Именно здесь его настигает полная потеря себя, как профи. Как правило, молодые каДры не знают, с чего начать, сколько времени им потребуется для доведения дела до конца и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Каким профессиям невозможно обучиться в российских вузах?
Несмотря на постоянные реформы в системе профессионального образования, в российских вузах до сих пор присутствуют недосягаемые профессии. к данной категории относят те специальности, которые не выделены и не внедрены до сих пор.
Чаще всего подобные направления носят комбинированный характер, сочетая в себе две различные сферы. Чаще всего подобные комбинации сочетают в себе основной профиль (например, экономический, педагогический, медицинский и пр.) с навыками управленца или инженерии, IT. Например, экономист-инженер, экономист-программист, специалист по медицинской технике и пр. В данном случае наличие «двояких» профессиональных компетенций является обязательным моментом для развития отрасли и повышения качества предоставляемых услуг.
К числу столь специфичных и фактически несуществующих профессий при отечественных вузах можно выделить:
- Специалист технической медицины. В данном случае речь идет не о диагностах, которые могут применять соответствующие технологии, оборудование для обследования пациента, а о медиках, которые могут заниматься лечением на расстоянии: проводить осмотр пациента, проводить всевозможные операции и консультации с помощью современного оборудования без личного вмешательства. В данном деле потребуются знания медицины — как обязательная часть. Знание программирования и инженерии – для развития подобных технологий. Данная профессия успешно преподается в Нидерландах.
- Специалист по технологиям взаимодействия. Эта специальность стоит на меже информатики, инженерии, предпринимательства и маркетинга, логистики. В «чистом виде» столь комбинированной подготовки при вузах не найти. Абитуриенты вынуждены поступить на IT или экономический профиль, а в дальнейшем проходить курсы по переподготовке кадров или осваивать дополнительное образование. В обязанности нового эксперта входит исследование рынка, определение потребностей общества, организация поставок товаров на рынок, увеличение объема его продаж и пр. Подобный профиль доступен в вузах Нидерландов.
- Оператор и программист дронов. Несмотря на то, что данные летательные аппараты уже давно используются в нашей стране, отдельно стоящих, самостоятельных программ по обучению им нет. Абитуриентам приходится поступать на программиста и затем проходить курсы по переподготовке, или поступать на профиль в сфере авиации с параллельным погружением в IT-азы.
Указанные программы – не единственные в своем роде. Сегодня недостающих программ для оперативной и качественной подготовки согласно нуждам общества и отрасли сотни! Притом именно без высшего образования трудиться в новых профессиональных сегментах невозможно. Вот она грань: важности профессионального становления специалистов и пробелов в системе их подготовки.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
в вузах не учат многому, но специалисты ведь откуда-то берутся. Сейчас масса вариантов освоения профессии без вуза, а качество всегда будет зависеть от индивида. Насильно мил не будешь, а правильная мотивация и целеустремленность победят любые преграды. Но по мне, не так уж у нас все плохо. Медленно, но верно ведь новые направления подготовки появляются и внедряются при вузах, не успев еще утратить свою новизну и актуальность. вопрос только в том, кто на них сможет поступить, отбор-то жесткий, места – ограничены, цена – высокая.
Хорошая статья, но важно подчеркнуть, что не стоит во всем винить систему образования. сегодня у каждого человека есть масса возможностей для саморазвития (а ведь его никто не отменяет и не запрещает!), которое позволит восполнить любой пробел, расширить кругозор и научиться как раз тому, чему не учат в рамках традиционных программ при вузах. В вузах всегда учили и учат минимальным основам, давая толчок для саморазвития.