Современная система профессионального образования складывается из двух традиционных и одного новейшего формата подготовки дипломированных специалистов: очный, заочный и дистанционный. Притом прохождение практики является очевидным и обязательным моментом лишь для очников, в остальных случаях по мнению большинства она просто отсутствует. Давайте разбираться, так ли это?
СОДЕРЖАНИЕ
Присутствует ли практика у студентов заочного и дистанционного отделения?
Прохождение практики – это один из серьезнейших этапов по подготовке квалифицированного и тотально развитого, воспитанного специалиста, призванный сформировать у него не только представления относительно будущей работы и обязанностей, но и конкретные профессиональные навыки и качества. Считается, что данный этап профессионального воспитания присущ только студентам очного отделения. Но это мнение ошибочное.
![Формы занятий на дистанционном обучении](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/03/word-image-312.png)
Практическая подготовка предусмотрена по всем образовательным программам независимо от формата их освоения. Это значит, что проходить практику обязаны как очники, так и заочники, дистанционщики.
Таким образом, практическое воспитание студентов при вузе – обязательный момент для всех учащихся, прописанный в учебном плане. Прохождение практики предусмотрено по всем программам обучения на очном, заочном и дистанционном отделении независимо, для бюджетников и контрактников. Поэтому, отсутствие практики на заочном или дистанционном обучении – это очередной миф, в который успешно верят все поступающие, полагая, что учеба будет простой и легкой.
В каком формате проходит практика у студентов, обучающихся на дистанте?
Вариантов прохождения практики у студентов, осваивающих специальность в рамках дистанционной программы при вузе, масса. Притом выбор конкретного варианта зависит от ряда факторов: правил и требований учебного заведения, учебной программы и графика, возможностей учащегося, договоренностей с предприятием, вида практики и пр.
Во-первых, следует отметить, что студенты дистанционной формы обучения также как и все остальные учащиеся будут проходить практику поэтапно. Это значит, что по мере погружения в профиль у них будет организован конкретный этап практического становления с определенной миссией: учебная – получить первые впечатления и представления о предстоящей работе, производственная — выполнением простейших и посильных заданий, формирование первых рабочих навыков, преддипломная – для сбора информационной и доказательной базы при выполнении ВКР и пр.
![Варианты организации и проведения практики у студентов-дистанционщиков](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/03/word-image-313.png)
Во-вторых, прохождение практики при дистанционном обучении в вузе будет строго регламентировано: ограниченные сроки прохождения, обязательное формирование отчета по практике с дальнейшей его защитой (в онлайн-режиме), индивидуальное задание и пр.
Формат проведения практики для студента-дистанционщика зависит от нескольких условий:
- Практика при вузе. Чаще всего данный формат реализуется при организации учебного вида профессионального воспитания. В данном случае студенты могут быть привлечены в реальном времени с обязанностью посещать вуз, лаборатории, выполнять задания и сдавать их. Также допускается онлайн-формат практикования, когда учащийся будет получать кейс с заданием и в назначенные педагогом сроки сдавать его в оформленном виде (решение задач, отчет, письменная работа и пр.).
- Практика на предприятии. В данном случае обретение практических навыков происходит в традиционном режиме: студент оформляет договор с предприятием и в указанные сроки приходит в прикрепленный отдел, выполняя поручения руководства или куратора, собирая информационную базу для написания отчета по практике и выполнения индивидуального задания и пр.;
- Дистанционная практика, предполагающая взаимодействие с местом практики в режиме онлайн. Такой формат слабо поддерживается предприятиями. Студентам оказывается непросто установить надежные взаимоотношения с кураторами и местом практики, но все же он имеет место быть. Такой вариант предполагает, что всю необходимую информацию практикант будет получать согласно своим запросам (через научного руководителя с места практики), с помощью онлайн-доступа к базе данных компании, СМИ, статистических данных, отчетности и пр. Более того, практиканту могут поручать отдельные от учебного плана задания с места практики, которые он также должен будет выполнить в срок и предоставить в электронном или ином оговорённом виде (чаще всего требуется оформить документы, провести анализ данных и пр.).
Таким образом, формат проведения практики при дистанционном обучении в вузе зависит от трех участников: требований вуза, возможностей студента, желания и возможностей предприятия (места практики).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
В целом, стажировка или практическая подготовка студента-дистанционщика проходит по принципу «задание – решение».
Этапы прохождения практики при дистанционном обучении в вузе
Схема организации и проведения практического этапа становления будущего дипломанта и специалиста в целом выглядит традиционно и проходит по классической схеме.
Первый этап – подготовительный. Здесь студенту дистанционной программы предстоит выяснить все детали прохождения практики: требования вуза по отношению к предприятиям, сроки проведения практики, договорные обязательства (бланк договора о прохождении практики), индивидуальное задание, требования к отчету по практике и его защите и пр.
Второй этап – поисково-организационный. На данной стадии практиканту предстоит самостоятельно найти место для стажировки, заключить с руководством компании соответствующий договор и предоставить его на кафедру вуза или прикрепить в личном кабинете. Если учащемуся не удалось в намеченные сроки найти подходящее место для стажировки, то следует незамедлительно обратиться за помощью в деканат ил на профильную кафедру, где могут предоставить списки предприятий, которые ранее сотрудничали со студентами вуза, принимая их на дистанционную или традиционную практику.
![Схема проведения практики во время обучения на дистанционном обучении](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/03/word-image-314.png)
Третий этап – непосредственная практика в рамках оговоренных ранее условий. Здесь студент выполняет индивидуальное задание от кафедры, поручения от руководителя с места практики в том формате и режиме, который был предусмотрен в рамках заключенного договора. При очном взаимодействии придется посещать предприятие согласно «рабочему графику практиканта». При дистанте – выполнять все задания и предоставлять их в электронном виде.
Четвертый этап – аттестационный, предполагающий как минимум предоставление отчета по практике на кафедру. Полномасштабный вариант также подразумевает защиту отчета по практика в реальном или виртуальном формате в строго очерченные сроки с выступлением составителя документа, обзором всех сопутствующих документов, обсуждением результатов практики, дополнительными вопросами и пр.
Нюансы при прохождении практики на дистанционном отделении вуза
Практика студента-дистанционщика – один из важнейших этапов профессионального становления будущего специалиста, без которого в целом пребывание в вузе становится бессмысленным, ведь изучить теорию можно самостоятельно. Но на подготовительном и организационном этапах учащиеся порой сталкиваются с рядом сложностей:
- Предприятия отказываются организовывать и проводить практику для студента в дистанционном режиме, требуя обязательного посещения компании, очного участия в ее жизни, выполнении определенных обязанностей согласно намеченному распорядку дня, в рамках прикрепленного отдела и пр. Притом оплачивать стажировку в данном случае предприятия (чаще всего) отказываются, ведь это является частью учебного процесса.
- Дистанционщикам отказывают в онлайн-доступе к документам и материалам компании во избежание утечки информации, некорректной работы практиканта (если он случайно неправильно заполнить документы или удалит файл). Поэтому доступ к информационной базе при онлайн-стажировке оказывается либо полностью закрытым, либо жестко ограниченным, но в любом случае – официальный сайт компании открыт для всех простых пользователей.
- Не все предприятия готовы предоставлять документы, сопутствующие документы к отчету (рецензии, отзывы, характеристики) в электронном виде с соответствующими заверяющими штаммами (печать, цифровая подпись и пр.).
Более того, до сих пор многие работодатели не понимают суть и важность, возможности дистанционного обучения и дистанционной работы, практики. Потому просто отказываются сотрудничать с вузами и дистанционщиками.
Чаще всего стажировка студентов дистанта проходит в комбинированном формате: частичное дистанционное выполнение заданий и связь с предприятием (притом она была порождена пандемией и постепенно отходит на второй план). Также практикант вынужден посещать компанию лично (хотя бы несколько раз в неделю), отмечаться у куратора, выполнять отдельные поручения, а также собрать необходимую для отчета информацию.
По факту, дистанционная практика – формальность. Чаще всего студентам приходится проходить данный этап очно с частичным переходом на онлайн-формат взаимодействия. Но у такого «поворота событий» есть свои плюсы: подготовка будущих специалистов более тщательная и практико ориентированная.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
В конце прохождения дистанционной практики (независимо от утвержденного формата и условий взаимодействий), практиканту предстоит выполнить отчет по практике, структура и содержание, оформление которого будет учитывать классические параметры и требования. О них мы писали ранее.
Достоинства и недостатки практики у студентов дистанционного обучения
В целом, существенных недостатков практической подготовки студентов-дистанта нет. В данном аспекте можно отметить лишь следующие сложности: неготовность предприятий действовать подготовке студентов в онлайн-режиме, слабое восприятие дистанционного формата среди работодателей (чаще всего возникают сомнения относительно качества подготовки дипломанта (чему можно научить дистанционно?), отказ предоставлять всю необходимую информацию по запросу практиканта в электронном виде, отказ от разработки плана подготовки дополнительных заданий и поручений) для дистанционщика и пр.
![Достоинства и недостатки дистанта в вузе](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/03/word-image-315.png)
Среди достоинств практики во время онлайн-подготовки квалифицированных специалистов при вузе можно отметить следующие моменты:
- Выполнять задания и поручения можно в удобное для практиканта время, но с учетом заявленных сроков сдачи материалов куратору или руководству предприятия;
- Совмещение работы и учебы, иных дел;
- В случае проведения практики на комбинированной основе студент обретает конкретные, более утонченные навыки на примере куратора, имеет возможность очной консультации по месту практики, обрести реальные и пригодные в трудовой деятельности навыки и умения, углубить теоретическую подготовку;
- Получение более полного объема первоисточников для выполнения заданий и отчета по практике с возможностью дополнительных и оперативных запросов относительно недостающих материалов, быстрое восполнение дефицита информации. Всю недостающую информацию практикант может получить удобным или «компромиссным» способом: по электронной почте, курьером, лично посетив базу практики, но строго по предварительной договоренности с куратором и пр.;
- Договорные обязательства между предприятием, практикантов и вузом гарантируют безопасность и выполнение основных требований каждой из сторон: соблюдение правил безопасности, предоставление «рабочего места и информации», передача опыта новичку и пр.;
- Решение возникающих проблем на месте.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Советы для успешного прохождения практика при дистанционном обучении в вузе
Чаще всего обязанность по поиску места для прохождения практики ложится на плечи студента-дистанционщика, но если ему самостоятельно не удалось подобрать подходящий вариант, то не стоит опасаться отчисления или бояться провала. Порой не каждый вуз может найти предприятие, готовое сотрудничать в режиме онлайн с практикантом. В этом случае (если вариантов нет), практика будет проходить при вузе, а формат взаимодействия определяться соответствующим договором и учебным планом.
Лучше всего искать базу для прохождения практики рядом с домом или как минимум в родном городе. При этом вариант взаимодействия неважен (очный, дистанционный и пр.). Поверьте, возможность или необходимость лично посетить организацию появится всегда и точно: для проставления подписей и печатей, получения недостающей информации в более короткие сроки, для оформления сопутствующих документов к отчету по практике и пр. Если выбрать первую попавшуюся организацию, расположенную в другом регионе, то в данном плане могут возникнуть проблемы и дополнительные траты (на дорогу и пр.).
На собеседовании или при первичном обсуждении условий прохождения практики обязательно отметьте действующие условия и варианты взаимодействия: дистанционный или очный формат, перечень минимальных документов для отчета по практике, уровень подготовки (на каком курсе учитесь) и пр. Сразу же расставляйте все точки над «и», чтобы потом в ходе непосредственной стажировки не возникало проблем, сложностей и лишних вопросов. Притом все эти моменты должны быть прописаны в договоре! Поверьте, приличную организацию и руководство не напугать ничем: ни диктантом, ни документооборотом.
Все материалы, задействованные при написании отчета по практике и непосредственно в ходе стажировки (дневник, отчетность, характеристика и пр.) прилагайте к основному пакету. Это послужит доказательно базой относительно качества подготовки, выполненных заданий и поручений, обретенных навыков и качеств, знаний.
Эксперты ОЦ Disshelp готовы помочь студентам очного, заочного и дистанционного отделения в написании и оформлении, подготовке к защите отчета по практике по всем направлениям подготовки. Мы предоставляем гарантии качества, финансовой безопасности, корректности и грамотности письменных проектов, уникальности текста.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!