Проводить исследование нелегко, ведь автору предстоит не просто изучать первую попавшуюся литературу, но и разбираться в выбранной теме/дисциплине/науке. Притом важно грамотно распределить время и силы на научное погружение, переработку материала и прочие нюансы. Чтобы курсовая, дипломная или научная работа получилась качественной и целенаправленной, важно грамотно расставить приоритеты и наметить четкие границы.
СОДЕРЖАНИЕ
Сущность, функции и роль границ исследования
Каждая НИР по-своему уникальна. Притом ее неординарность преднамерена и четко спланирована, проявляется в виде намеченных автором границ исследования, под которыми понимают определенные нормы, факторы и обстоятельства, параметры и приоритеты, явные и неявные ограничения, позволяющие сконцентрироваться на проблеме и ее решении.
Миссия ограничений в научной деятельности состоит в грамотной оценке ситуации, определении доминантных факторов и первопричин проблемы, выработке точного и эффективного решения. Фактически границы НИР позволяют сузить спектр и масштабы исследования, сделать изучение темы посильным для автора, учесть его возможности (подготовка, информационная база и пр.) и добиться намеченной цели оптимальным способом.
Определение границ курсовой, дипломной или научной работы целесообразно проводить на этапе планирования и проектирования. Такой подход позволит исследователю конкретизировать «сюжет НИР» и ответить на самые важные вопросы:
- Что изучать?
- Как это делать?
- Чем пользоваться в процессе научного погружения?
- Сколько потребуется ресурсов?
- Как ими пользоваться?
- Как решать проблему?
Границы научно-исследовательского проекта выполняют такие функции, как констатирующие (способствуют определению проблемы), описательно-аналитические (позволяют выявить отклонения, различные симптомы негативных тенденций, определить причинно-следственные связи), конкретизирующие (основана на постановке проблемы и выдвижении гипотезы, описании авторской позиции), оценивающие (предполагает перепроверку каждого шага и выработку эффективного решения, его оценку научными путями) и пр.
Грамотная постановка границ НИР упрощает исследовательский процесс, позволяя автору изучать конкретное явление на основе специально подобранной информации, принимать решение в рамках конкретной «территории» и масштабов, с учетом определенных факторов, обстоятельств и пр. В этом случае решение будет носить точечный (более точный!) характер, но результаты проекта будут репрезентативными и полезными для других исследователей.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Виды границ исследования в студенческих и научных работах
Действующие в курсовых, дипломных и научно-исследовательских работах ограничения – это не банальная прихоть автора, а суровая необходимость, призванная оценить проблему и выработать достойное и инновационное решение с учётом реалий, актуальных параметров и характеристик. Каждый проект будет содержать не одно конкретное ограничение, а целую систему ограничивающих факторов.
Опытные авторы НИР выделяют следующие разновидности исследовательских границ:
- Общие и частные.
Общие ограничения уместны в любом исследовании и чаще всего носят обязательный характер. Их определение не потребует серьезных усилий, так как они отражаются в рекомендациях научного руководителя, методических рекомендация к проекту, ГОСТами и пр. К данной категории можно отнести следующие параметры: объем работы, количество и качество первоисточников (например, соблюдение параметра актуальности задействованных ресурсов), уникальность текста и объем цитирований/заимствований, оформление (поля, шрифт, ссылки/сноски, списки и пр.).
К числу частных ограничений можно отнести дополнительные параметры, вводимые непосредственно автором по собственному желанию или обоснованному решению (необходимости). Здесь исследователь учитывает имеющиеся возможности, располагаемые ресурсы и инструменты, сроки и прочие факторы, которые могут повлиять на ход изыскания. Среди наиболее распространенных частных ограничений выделяют методология НИР, гипотеза (решение) исследования, сроки проведения эксперимента и пр.
- Формальные и индивидуальные.
Данные виды ограничений также могут действовать в обязательном и добровольном режиме в зависимости от ситуации и того, кто их установил. Как правило, формальные ограничения являются обязательными к исполнению и отражаются во всевозможных инструкциях, рекомендациях, ГОСТах и прочих актах, регламентирующих исследовательский процесс, использование какого-либо оборудования или инструментария и пр.
Индивидуальные ограничения аналогичны частным и внедряются исследователем по необходимости, но при этом должны учитывать различные погрешности в результатах, целесообразности и допустимости из введения. Индивидуальные границы исследования напрямую зависят от желания и возможностей автора, необходимость их введения определяется в исключительном порядке. Притом подобные границы могут возникнуть даже на фоне опасений исследователя: страх применять конкретное оборудование, отсутствие должного опыта или навыков по работе с инструментом. Но в любом случае исследователю, отказывающемуся от задействования определенного параметра, предстоит найти достойную и посильную для него альтернативу.
- Количественные и качественные.
Данные параметры призваны обособить НИР и сделать его более точным, узким и конкретным, а результаты – точными и эффективными.
Количественные ограничения затрагивают соответствующие стороны НИР и регулируют количество задействованных инструментов, участников, механизмов. Они позволяют более точно оценить проблему, сузить «круг подозреваемых», уточнить отдельные нюансы, сравнить с действующими правилами и нормами. К данной категории можно отнести ограничения по количеству участников испытания (выборка или общее число испытуемых), количество первоисточников, уникальность текста, нормативы показателей и х пр.
Качественные ограничения призваны отразиться на «качестве НИР» и полученных результатах, отвечая именно за «качество». К этой категории ограничений принято относить такие критерии, как последовательность исследования и его логика, корректность выбранной методики и ее эффективность, оценка гипотезы, качество первоисточников (важно соблюдение принципов достоверности, актуальности и надежности) и пр.
Фактически, количественные границы будут ограничивать по числам (с математической или статистической, экономической точки зрения), а качественные – по отдельным характеристикам, отвечающим за эффективность НИР.
- Научные и временные.
Научные границы исследования основываются на разработке научного аппарата. Притом основополагающими ограничителями в данном случае будут выступать такие параметры курсовой, дипломной или научной работы, как объект и предмет. Объект – непосредственно та организация ли участник чья проблема требует решения, а предмет – определенная наука и правила, напрямую относящаяся к исследуемой проблематике.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Объект задаст масштабы НИР – частный или глобальный характер, какая информация достаточная и необходима для исследования и в каком объеме и пр. Предмет позволит подобрать предельно точный и необходимый инструментарий для оценки ситуации и выработки достойного решения. К предмету принято относить основные правила, методики, нормативы в рамках конкретной дисциплины.
Временные границы исследования могут быть общими и частными. Общие предполагают, что исследование должно быть выполнено и оформлено до определенного срока (чтобы получить допуск к защите), а в конкретный день – пройти аттестацию. В зависимости от этого сроки автор будет устанавливать темп проведения НИР, сроки реализации экспериментальной части, регулировать время на подбор и обработку литературы и пр.
Частные временные границы могут зависеть от возможностей автора: количественно испытуемых или задействованных первоисточников (сколько времени уйдет на их обработку), уровень подготовка и умений по работе с информацией различного генезиса и характера, владение инструментарием и пр.
Чаще всего частые временные границы подстраиваются под общие правила. В противном случае автору НИР не миновать проблем в виде просрочек по подготовке НИР и недопуску к ее защите.
- Этические границы исследования.
Эти параметры предполагают грамотность и корректность изложения мыслей, доводов и иных аспектов по теме НИР. Автору предстоит изложить все нюансы и общие моменты в рамках конкретного стиля, строго в «разрешенных» и допустимых пределах (научный стиль, без эмоционально окрашенных или нецензурных оборотов, без плагиата и пр.).
Обратите внимание, что соблюдение обязательных и формальных границ важно для каждого студента и автора проекта, а установление частных и индивидуальных, частично временных границ производится по необходимости или целесообразности с учетом особенностей и возможностей. При этом все ограничения важны для НИР.
Комплексный подход к определению и установления границ научно-исследовательской работы позволяет минимизировать ошибки и риски при оценке проблемы и выработке ее решения.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Все ли курсовые, дипломные, научные работы имеют ограничения?
Ответ на данный вопрос очевиден. Да, все проекты без каких-либо исключений будут иметь те или иные ограничения. В частности, обязательные или формальные параметры действуют повсеместно, регулируя объемы изыскания, стиль изложения информации, порядок оформления текста и графических материалов, отдельных разделов, устанавливая конкретные сроки сдачи материала на проверку или защиту и пр.
Другой вопрос: всегда ли нужны индивидуальные ограничения? Если автор готов совершенствоваться, развиваться, не боится новшеств и перемен. Готов внедрять инновации и задействовать инновационные подходы, новейшие технологии и инструменты, то в этом плане ограничений может не быть. При этом наличие частных границ НИР не ухудшает качество проекта и его результаты. Их установка – индивидуальное решение исследователя, которое позволяет упростить процесс погружения в тему, диагностику и констатацию проблемы, выработку ее решения.
Ограничения будут действовать везде и всегда независимо от научной принадлежности темы и НИР, масштабов исследования и прочих нюансов. Миссия подобных параметров не просто ограничить изыскание, а сделать его более конкретным, точным, емким, эффективным и достоверным, развить у автора определенные личные и профессиональные качества (ответственность, дисциплина, умение пользоваться специальными инструментами, аналитические и критические навыки и пр.).
Как определить и установить границы исследования в курсовой, дипломной или научной работе?
В целом, механизм разработки системы ограничений несложен. Здесь важны лишь внимательность исследователя, уровень его подготовки и умение следовать четким правилам и алгоритмам, объективно оценивать собственные возможности. Притом масштабы НИР не играют существенной роли. Поэтому неважно, какое исследование Вам предстоит реализовать (курсовая или дипломная работа, научная статья или диссертация). Чтобы определить оптимальные границы исследования, достаточно следовать по следующей траектории.
Шаг №1. Вид исследования и методические рекомендации, ГОСТы. Независимо от того, какая темы будет изучаться, автору важно определить обязательные границы исследования. Они освещаются в специальных документах: методические рекомендации, ГОСТы, а также могу быть озвучены в устной форме – в виде рекомендаций научного руководителя.
Здесь важно констатировать следующие моменты: требования к структуре и содержанию проекта, уникальность текста, количество первоисточников, сроки выполнения и сдачи материала и пр.
Шаг №2. Выбор темы и разработка научного аппарата. Здесь исследователю предстоит учесть ряд дополнительных параметров. Например, выбирая тему НИР следует ориентироваться на уровень текущей подготовки исследователя (какая тема ему ближе, понятнее и интереснее, текущая информационная база и представления по ней), учитывая и общие моменты: актуальность темы, ее разработанность и пр.
После утверждения темы курсовой, дипломной ил научной работы важно продумать ход НИР. Для этого достаточно продумать научный аппарат, ориентируясь на методические рекомендации и текущие возможности автора. Здесь ограничения НИР предстанут в виде следующих аспектов:
- Цель проекта – что изучить и решить, к чему стремиться;
- Задачи – этапы проведения исследования, как достичь цель;
- Объект – очертит масштабы исследования: на примере определённой группы лиц, организации или в более глобальных масштабах (наука, регион, отрасль и пр.);
- Предмет – определит научные границы исследования: основные правила, возможность применения смежных дисциплин и правил и пр.;
- Методология – основные приемы и инструменты, которые понадобятся автору для раскрытия темы, изучения и решения проблемы. Здесь важно также учитывать индивидуальные особенности исследователя: уровень его подготовки, владение терминологией и инструментарием и пр.
Важно обратить внимание, что изначально утвержденные ограничения курсовой, дипломной ил научной работы могут изменяться в зависимости от внутренних и внешних факторов: располагаемая информационная база, изменения в науке и отрасли. При этом любые коррективы должны быть обоснованными.
По мере выполнения исследования важно учесть все ограничения и адаптировать НИР под них.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как описать утверждённые автором ограничения в тексте НИР?
В явном виде границы исследования очерчиваются в разделе «Введение», где проводится описание научного аппарата, констатация хода исследования (реализованных автором действий). Здесь важно кратко и емко, четко отметить следующие моменты:
- Цель и задачи НИР;
- Предмет и объект;
- Методология изыскания: основные приемы и инструменты, задействованные в исследовательском процессе, способствующие изучению и раскрытию темы решению проблемы;
- Информационная база – важно конкретизировать именно те источники информации, которые затрагивали не научные аспекты и правила, а объект НИР.
Далее явные ограничения будут действовать на протяжении всей работы: анализ источников информации, оформление. Если исследование носило сугубо ограниченный характер и изучало проблему в общем (например, социологическое исследование, психологический эксперимент, педагогический эксперимент и пр.), то здесь ограничительные параметры будут также предельно точно изложены в общей характеристике объекта и программе экспериментальной части: количество участников, критерии выборки, продолжительность проведения испытания, действующие нормативы и анализ данных и пр.
Индивидуальные или частые ограничения в явном виде в исследовании присутствовать не будут. Поэтому их отражение возможно только в случае необходимости: а основе располагаемой информационной базы, при планировании эксперимента с учетом располагаемых инструментов, уровня подготовки и пр. притом причину их внедрения указывать также необязательно. Главное – результат!
Специалисты Дисхелп всегда ответственно подходят к определению и конкретизации границ любого исследования, ориентируясь на обязательные требования, пожелания клиента и специфику темы НИР. Благодаря опыту и квалификации экспертов, наша команда предоставляет услуги по выполнению студенческих и научно-исследовательских работ на высоком уровне, гарантируя качество, оригинальность и конфиденциальность данных!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Спасибо за подробную статью. В целом, именно о границах напрямую никто не говорит. Все кричат план, научный аппарат и пр. А вот как раз они и являются ключевыми границами любого проекта без границ получится просто обзор всего подряд. Притом определить границы в целом нетрудно, они напрямую указаны в методичке и гостах (объем, структура исследования), а индивидуальный путь раскрытия темы определяется автором лично.