Изучаем новый ФГОС третьего поколения

С сентября 2022 года все средние общеобразовательные заведения от начальной до основной школы перейдут на новые правила организации и реализации учебного процесса – в силу вступит новый ФГОС третьего поколения.

Изучаем новый ФГОС третьего поколения
С сентября 2022 года все средние общеобразовательные заведения от начальной до основной школы перейдут на новые правила организации и реализации учебного процесса – в силу вступит новый ФГОС третьего поколения.

Что это такое?

ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) – уникальный нормативно-методический документ, регламентирующий порядок обучения учеников в школах в рамках основного среднего образования. Он гарантирует получение всеми гражданами качественного образования. Его корректировка и обновление происходит в среднем раз в 10 лет.

Действие ФГОСа распространяется на все общеобразовательные заведения страны независимо от их местоположения, статуса и престижа, востребованности. Его миссия – сделать качественную подготовку доступной для каждого ребенка, предоставить ему комфортные условия для обучения и адаптированные под реализации учебные программы с учетом новшеств и технологий.

Основными принципами ФГОСа являются:

  • Поэтапный подход к обучению, означающий что дети будут осваивать каждый предмет постепенно, точечно или подробно, с учетом смежных предметных областей и прочих нюансов;
  • Конкретика, затрагивающая глубину погружения в каждый предмет и тему, количество выделенных академических часов на каждую дисциплину и пр.;
  • Требовательность. Данный параметр затрагивает условия обучения и требования к преподавательскому составу: чем должна располагать школа, кто может преподавать предмет, какими качествами и навыками должен обладать педагог и пр.;
  • Единство, проявляющееся в единой системе и программе обучения, гарантирующее одинаковый подход к каждому ребенку, несмотря на его статус, возможности и пр.

Стандарты образования существовали еще в советское время, когда действовала четкая схема обучения, единая программа по каждому предмету, четкий подход и методология обучения. В 2004 году в силу вступило первое поколение ФГОС. Оно предполагало общее предметное обучение школьников без учета психологических и личностных особенностей в развитии учеников. В нем были выделены лишь обязательные дидактические единицы, общий характер предметов и примерных тем к изучению, отдельные компоненты школьного образования.

Принципы ФГОС третьего поколения
Принципы ФГОС третьего поколения

Второе поколение ФГОС было утверждено в 2009 году. Оно призвано разрешить возникшие на фоне реализации предшествующей версии стандартов проблем в педагогической среде, повысить качество подготовки выпускников школ. Вплоть до настоящего времени действуют следующие правила: сделан акцент на универсальном обучении детей и обращение внимание на личностные качества ребенка, стремление повысить результативности обучения не только в виде успеваемости, но и успехов в учебном и научном поприще, творческом/спортивном и ином развитии детей при школах, усиление воспитательной роли в образовании.

С нового учебного года планируется активное внедрение ФГОС третьего поколения. О нем мы расскажем подробнее ниже.

Обратим внимание, что ФГОС существует не только на уровне среднего общего образования. Определённые стандарты действуют также в системе среднего и высшего профессионального образования. Но они относительно стабильны. Корректировкам подвергаются лишь отдельные моменты (состав образовательных программ соотношение теории и практики и пр.).

Таким образом, ФГОС представляет собой методическое и дидактическое пособие по разработке траектории обучения учащихся, предопределяющий каждый предмет и план по его освоению. Он призван гарантировать равные условия обучения и доступность образования, высокое качество подготовки на базе учебных заведений и единство учебного процесса.

Особенности ФГОС третьего поколения

ФГОС третьего поколения считается одним из наиболее конкретизированных и усовершенствованных, учитывающий опыт и ошибки прошлых регламентов и из реализации в системе общего и профессионального образования. Новые правила обучения затронут весь спектр услуг среднего образования: от начальной школы до основного неполного и полного обучения, учебный процесс лиц с ОВЗ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Новшества в начальной школе

Перемены в данном сегменте предполагают повсеместное или значительное внедрение нового предмета в начальных классах – шахматы. Притом количество часов на данную дисциплину будет выделено как отдельно, так и позаимствовано у других дисциплин. В частности, средняя нагрузка учащихся начальных классов с акцентом на «шахматное воспитание» составит около 33-34 часов в год. Допускается сокращение количества занятий физкультурой (шахматы станут альтернативой третьего занятия физической культурой).

Также учащемся начальной школы приступят к изучению иностранного языка. С 1 по 4 класс он будет одним, а далее может добавиться второй иностранный язык по желанию учащегося и с учетом возможностей учебного заведения (подготовка и комплектация педагогического состава).

Также новый регламент акцентирует внимание на подключение новых методов и форм обучения с акцентом на развитие учащихся: они должны не просто читать и писать, получать новые знания, но и учиться применять их в различных ситуациях на протяжении всего учебного пути: от начальной школы до старших классов.

Новшества в 5-9 классах обучения

В системе общего образования основной школы новый ФГОС был акцентирован на точность в отношении предметных областей и глубины погружения в каждый предмет, индивидуальные особенности учащегося, развитие мыслительных процессов и практических навыков, личностное развитие школьников.

Структура занятий и учебные планы будут учитывать не просто научные и иные тенденции, но и патриотическое, экологическое, финансовое, лингвистическое и иное развитие учеников. Притом при погружении во все предметы акцент будет делаться на отечественных особенностях, захватывая частично или обзорно международные аспекты (в рамках конкретной темы, дисциплины).

Обучение в начальной и средней основной школе призвано развивать не только интеллектуальные моменты (давать новые знания, пищу для размышления), но и определенные способности учащихся: мышление, логика, исследовательская деятельность, индивидуальная и коллективная работа, самоорганизация и самообучение и пр. Данные параметры призваны развить самостоятельность, ориентацию в информационном поле и пр.

Предполагается изменение учебной нагрузки на учащихся: переход на пятидневную учебную неделю, общее количество академических часов будет сокращено за счет общих и незначительных предметов.

Ключевые параметры ФГОС третьего поколения
Ключевые параметры ФГОС третьего поколения

Появление второго иностранного языка не делает его обязательным. Данный параметр ФГОСа третьего поколения предполагает, что с 5 по 9 класс учащиеся приступят к освоению второго иностранного языка, но он не будет закреплен в качестве обязательного. Сдавать по нему ОГЭ или ЕГЭ наравне с математикой и русским не придется, но отражение в аттестате он все же найдет (может сказаться на среднем балле документа).

Английский язык входит в состав обязательных к изучению предметов. Поэтому будьте готовы к тотальному погружению в это поле. Притом предполагается, что выпускники школы должны будут владеть ими на среднем уровне: свободно выражаться устно, корректно писать, понимать иноязычные тексты, владеть минимальными культурно-этическими азами англоязычных народов и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Также в составе программ общего образования появятся новые предметы:

  • Финансовая грамотность, которая захватит частично экономические азы и правовые аспекты. Дети научатся понимать основные экономические категории, планировать бюджет, поймут политику ценообразования, сравнивать условия и подбирать альтернативы, определять эффективность действий и пр. Более того. В рамках нового предмета им будет дана основная информация о делопроизводстве: как оформить доверенность, основные моменты сделок (дарение, купля-продажа и пр.), понятие налогов, формирование резюме и пр.;
  • Основы программирования. В настоящее все отрасли сакцентированы на онлайн-технологиях, поэтому было принято решение развивать базовые навыки, начиная со школьной скамьи. Помимо традиционной информатики и работы за ЭВМ детей начнут учить азам программирования, правилам информационной защиты и безопасности, способы реагирования на интернет-фишинг (мошенничество, провокации и пр.), создание простейших программ и алгоритмов на современных языках программирования и пр.;
  • «Новая история» с обновленным ракурсом. Теперь история будет изучаться как в общих чертах (по странам), так и с акцентом на положение России и ее историческое развитие, наследие, современные тенденции и пр.
  • В составе обучения ОБЖ дети будут проходить основы физической, строевой подготовки, а также изучать теоретические аспекты, описывающие место РФ в системе международной безопасности, национальной безопасности, защиты прав и свободы человека, служение Отечеству и пр. Притом модуль про воинскую службу будет исключен. Миссия последних 2 предметов – повысить уровень патриотизма;
  • Внедрение религиозно-духовного обучения в начальной школе и старших классах, призванного научить ценить и уважать религию, веру различных наций. Здесь направление носит больше светский характер, без каких-либо призывов и выделений достоинств и недостатков вероисповедания.

Ранее часть нововведенных по ФГОС третьего поколения предметов школьники изучали на факультативных занятиях по личной инициативе, добровольно. Теперь же основная часть указанных предметов войдет в курс ученика.

Особое внимание было уделено инклюзивному образованию на базе школ. Новые правила предписывают как индивидуальный подход к каждому «особому ребенку», так и по возможности коллективное обучение детей для их социализации и адаптации к окружающему миру, пониманию всей происходящей вокруг картины и пр.

Новые требования ФГОС третьего поколения по отношению к подготовке учебного процесса

Нововнедряемый стандарт предъявляет конкретные требования к подготовке преподавательского состава, материально-технической базе учебного заведения, документообороту и планированию (структура, содержание) занятий и пр.

Согласно новой редакции ФГОС организовывать учебный процесс, заниматься обучением детей имеет право только квалифицированный, дипломированный педагог с соответствующей квалификацией и категорий: в начально школе важно образование по данному направлению, в средней – предметное образование специалиста (преподаватель русского языка и литературы, преподаватель химии и биологии, информатики и физики и пр.).

Изменение учебной нагрузки учащихся, пересмотр структуры и содержания ряда предметов и переход на пятидневную учебную неделю вызовет немало бюрократических неурядиц: педагогам предстоит переработать учебные планы согласно новым параметрам, притом структура документов по всем дисциплинам станет единой (что упростит «разработку» и оформление плана обучения по темам, модулям и пр.). Притом в планировании учебного процесса важно учесть соотношение предметов: на долю обязательных дисциплин приходится не менее 70%.

Основные правила ФГОС третьего поколения
Основные правила ФГОС третьего поколения

Каждое образовательное заведение для организации учебного процесса должен учесть ряд требований, предъявляемый к оснащению:

  • Наличие концертного или актового зала (проветриваемого, с запасным выходом и пр.);
  • Отдельное помещение для занятий музыкой и содержания музыкальных инструментов с хорошей шумоизоляцией;
  • Создание условий для работы с одаренными детьми: наличие специальных секций, оборудования и инструментария, педагогов с соответствующими компетенциями;
  • Создание условий для обучения детей с ОВЗ: специальный преподавательский состав (логопеды, психологи, дефектологи и пр.), учебная литература и инструментарий/оборудование, мультимедийное оборудование и пр.;
  • Введение дополнительных секций в рамках основных школьных предметов и вне них для общего развития: творческие и спортивные кружки, научные лаборатории и пр. Они содействуют развитию не только общих навыков и логике, мышлению, но и дополнительных способностей, индивидуальных качеств.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Достоинства и недостатки ФГОС третьего поколения

Каждый последующий федеральный образовательный стандарт учитывает опыт своего предшественника и стремится ликвидировать выявленные пробелы, внедрить инновации согласно потребностям системы образования и возможностям учебного заведения (с учетом финансирования и пр.).

Среди очевидных плюсов ФГОСа третьего поколения можно выделить следующие моменты:

  • Были уточнены все размытые и неточные моменты из предшествующих версий, конкретизированы обязательства и права учебного заведения, учащихся и пр.;
  • Учитывает особенности формирования учебных планов и устанавливает единую форму для всех. Преподавателю остается лишь продумать «текстуру», тематику, глубину погружения, методологию обучения и практические задания с учетом выделенного объема академических часов, особенностей программы («уклон класса», этап обучения и пр.);
  • Подробно расписан формат проведения занятий (по каждой теме, занятию) с детализацией объема теоретической части, практических заданий (задачи, кейсы, тесты и пр.), лабораторных и контрольных работ и пр. Фактически каждое занятие расписывается в учебном плане и плане-конспекте от и до, поминутно. Такой подход позволяет тщательно планировать учебное время, уделяя внимание как важным, так и дополнительным моментам, грамотно формировать программу самообучения (список рекомендованной к изучению литературы и пр.);
  • Уточнен список обязательных и дополнительных предметных и межпредметных, общих навыков, которые учащийся должен развить в процессе освоения каждой дисциплины. Особый акцент ФГОС третье6го поколения делает на становлении мышления (критического и общего), аналитического склада ума, творческого подхода к решению задач, адаптации классических правил к реалиям. Учащиеся не просто учатся читать и писать, но и вникать в материал, текст, осмысливать его, выдвигать гипотезы и обосновывать их, аргументировать свою позицию, грамотно преподносить собранный материал, работать с большим объемом информации с учетом соблюдения правил авторской этики, оперировать терминами и механизмами, а также решать различные задачи (то учебных до научных и пр.);
  • Четко обозначены контрольные и аттестационные точки в течение учебного года, а также на финальной стадии – переходные рубежи, итоговые работы и экзамены. Также определен конкретный норматив по владению учебной программой: сколько понятий должен знать учащийся, средний объем сочинения и пр.);
  • Новый ФГОС предполагает оптимизацию учебного процесса в пользу учащихся: снижение учебной нагрузки путем грамотного перераспределения времени на изучение предметов, акцент делается не только на обязательных дисциплинах, но и на дополнительном развитии индивидов;
  • В процессе обучения акцент делается в тотальном изучении отечественных тенденций, особенностей развития, становления государства, науки и пр.;
  • Ход обучения учитывает не просто стандартные правила и требования. Он также захватывает индивидуальные особенности учащихся: и способности и склонности, специфику психологического и физического, интеллектуального развития. Такой ход позволяет регулировать объем и количество заданий в отношении каждого учащегося в рамках общей интеграции (класса, учебной программы), разработать дополнительную программу обучения и пр.;
  • Учебный план включает в себя вариативную часть. Притом каждый родитель вправе выбрать наиболее подходящий предмет для своего ребенка (изучать родной язык или определённый, го с учётом возможностей школы и пр.). Вариативная часть позволяет заинтересовать родителей и учеников, расширить кругозор и пр.;
  • Образование ориентировано не на «чистую» теорию, а на конкретный результат в виде навыков, умений, владения информацией и ее умелым использованием. Притом развитие учащихся носит комплексный характер: интеллектуальный, патриотический, духовный, эстетический, физический, трудовой и пр.

Таким образом, ФГОС третьего поколения позволяет детализировать ход обучения, сформировать четкий перечь обязательных и вариативных дисциплин, сделать акцент на наиболее важных предметах с учетом личных потребностей и возможностей учащихся.

Достоинства и недостатки ФГОС третьего поколения
Достоинства и недостатки ФГОС третьего поколения

Среди минусов нового стандарта можно выделить:

  • Развитие программы во многом зависит от финансирования, от которого зависит материально-техническая база и инфраструктура учебного заведения, возможности внедрения инноваций и современных технологий и пр.;
  • Бюрократизм продолжает преобладать. В первую очередь, от него страдают педагоги, которым придется перекраивать учебные планы по новым правилам (единственный плюс – единый формат оформления, структура и содержание планов аналогичное).
  • Введение новых предметов потребует тщательной проработки соответствующих программ и планов, а также подбор подходящего педагога с педагогическим образованием и владеющим необходимы предметом, наукой и пр.;
  • Конкретизация перечня дисциплин для изучения в каждом классе или учебном году спровоцировала снижение доли проектной и творческой деятельности. Развитие гибких навыков школьников происходит в сжатых форматах и небольшом объеме. Данная часть сведена на самообразование.
  • Введение более жесткой системы оценивания результатов обучения не учитывает особенности преподавания, количество академических часов, за которые преподавателю предстоит уложиться, чтобы развить у подопечных базовые навыки. Здесь придется маневрировать между планами и качеством, заданиями и теорией, требованиями и фактами.
  • Несмотря на необязательный характер второго иностранного языка, школьникам все же предстоит изучать его. Главное, чтобы школа сумела обеспечить должное образование в этом плане: квалифицированный педагог, корректная программа, соответствующий уровень подготовки и пр. далеко не всегда в штате учебного заведения есть «второй лингвист» или выбор иностранного языка. Поэтому в данном случае вариативность остается формальностью, а второй язык преподается с учетом укомплектованности школы и текущих условий.

Таким образом, внедрение ФГОСа третьего поколения породит как новые достоинства, так и очередные проблемы. Специалисты Дисхелп готовы проконсультировать преподавателей-предметников, администрацию учебных заведений в формировании учебных планов и программ согласно новым параметрам.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *