Студенческая или научно-исследовательская жизнь так или иначе связана с изучением огромного объёма информации, преимущественно научного плана работать со специализированной и узкопрофилированных литературой бывает непросто. Поэтому мы решили рассказать об особенностях использования научных текстов при выполнении исследований и написании разного рода проектов.
Под научной литературой понимают специализированные труды исследователей, авторские аргументированные изыскания, которые сумели доказать выдвинутые ими гипотезы, теории, факты и пр. К этой разновидности проектов относят научные доклады, статьи, монографии и диссертации, авторефераты и пр.
Из чего складывается работа с научной литературой?
Основные этапы по работе со специализированной, научной литературой предполагают:
- Поиск информации;
- Изучение найденных первоисточников и их перепроверка;
- Выборка материалов;
- Систематизация данных.
В целом, порядок работы с научной литературой мало чем отличается от стандартного знакомства с любым иным произведением, но все же следует отмети ряд отличий:
- Поиск научной литературы более узкий: на специализированных платформах, базах данных, научных изданиях и пр.;
- В специальной литературе преобладают специальные термины, профессионализмы, инструменты и методы и пр.;
- Каждый труд будет посвящен конкретной теме, дисциплине или области наук и пр.
Опытные исследователи рекомендуют подбирать научную литературу для своего исследования следующим образом:
- Конкретизируйте тему проекта и выделите ключевые слова, тезисы. На данном этапе исследователь задает ориентир, отвечая на вопросы: что изучать, для чего и как;
- Ищите информацию не только через общие запросы, в поисковике, браузере, но и на специальных площадках. Лучше всего пользоваться проверенными первоисточникам. Они располагаются во всемирно известных электронных библиотеках РИНЦ, Scopus. WoS, на официальных сайтах ВУЗов, научных компаний и организаций, лабораторий, ВАК-изданиях и тематических научных изданиях.
- Не ограничивайте поиск информации строго в рамках одного предмета, автора или платформы. Главное – тема, план будущего проекта, цель, задачи, объект и предмет. Чтобы найти максимальный объем информации по теме исследования, важно располагать разными данными, из разных источников. Только так в дальнейшем возможно определить достоверные и надежные ресурсы.
- Обращайте внимание на дату публикации и доказательную базу (состав ресурса). В основе новых исследований должны лежать исключительно актуальные данные, публикация которых не превосходит 3+-5-летней давности. Более поздняя литература может стать лишь «справочно-архивными» материалами, но не аргументами за или против выдвинутой гипотезы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Чек-лист: Учимся читать и вникать в научные работы и материалы с максимальной эффективностью
Грамотный поиск информации – это лишь треть исследования. Далее автору студенческой или научно-исследовательской работы предстоит разобраться во всех нюансах и умело использовать найденные ресурсы во благо: с пользой для собственного изыскания (положить в доказательную базу), легально и оригинально.
Все научные труды имеют четкую структуру. Как правило, она однотипная. Поэтому при первом знакомстве с ресурсом важно понять, соответствующие ли он теме проекта и какие основные моменты в нем освещаются. Для этого достаточно изучить аннотацию. Если Вы намерены «на корню» решать проблемы, то можно сразу же перечитывать полностью все материалы, отсеивая на пути ненужные или неподходящие.
Изучение научной литературы предполагает, что читатель:
- Внимательно прочитает материал и выделит в нем: тему, гипотезу, ключевые слова и термины, ход исследования и достигнутые результаты;
- Соотнесет собственные интересы (тему своей работы) с первоисточником, определит целесообразность и необходимость его использования;
- Тщательно перепроверит материалы, сопоставив их с научными трудами других исследователей, мнением критиков и авторитетных умов. Важно убедиться в достоверности источника, точности и обоснованности, отсутствии нестыковок и противоречий. Поверьте, доверять можно только себе. Даже авторитетные издания и опытные авторы могут совершать огрехи.
- Выделит наиболее подходящие фрагменты для своей работы (с учетом утверждённого плана, структуры, смысла и пр.). На данном этапе важно определить: ключевые моменты и аспекты, которые необходимы для написания проекта, основные термины, определения, формулы, их уместность и достаточность, необходимость, возможности цитирования/заимствования или грамотного перефразирования.
При первом знакомстве с научной статьей, литературой внимательно изучите аннотацию. Здесь важно отметить на вопрос: подходит ли материал к вашему исследованию? Если ответ положительный, то далее придется детально изучить весь текст первоисточника, разобравшись во всех нюансах, каждом слове и обороте.
В процессе изучения важно делать пометки: выписывайте ключевые слова, краткое описание или тезисы, результаты, которые пригодятся в проекте. Притом лучше всего сразу же сортировать по утверждённому плану: в каком именно разделе или месте следует использовать материал.
Если найденный первоисточник весьма большого объема, то предварительно необходимо ознакомиться с миниверсией. Ею может быть автореферат, обзоры экспертов и критиков. Такой подход позволит сократить время на ознакомление с первоисточником, «диагностировать» его необходимость и уместность использования.
Самая простейшая инструкция по изучению и подготовке научной литературы к дальнейшему использованию будет включать в себя следующие стадии:
- Первичное знакомство с ресурсом: беглое чтение, изучение оглавления и аннотации;
- Вторичный детальный «осмотр»: детальное изучение «содержимого» с выделением тезисов, терминов, формул, ключевых слов и фраз. Здесь уместны такие приемы, как «структурный разбор» (по абзацам, частям), анализ первоисточника, констатация фактов (сбор доказательной базы);
- Определение места первоисточника в новом исследовании: в какой части/разделе уместно применение данной литературы, для чего (подтверждение гипотезы, общий обзор по теме, связующий элемент и пр.);
- Выбор приема для включения материала, грамотная реализация метода.
Включение первоисточника в контекст новой работы должно быть естественным, логичным и последовательным, подходящим по смыслу.
Как использовать научную литературу в собственном исследовании?
Найденный первоисточник после тотального изучения подлежит эффективному использованию с учетом намеченных целей и планов. В этом деле важно определить способ применения ресурса:
- Банальное копирование. Помните, что данный прием нелегален и может принести ряд серьезных последствий: вплоть до административной, уголовной и гражданской ответственности. Более того, копирование чужих трудов резко снижает уникальность исследования. поэтому, будьте осторожны.
- Заимствование. Под данным термином следует понимать «пересказ» или перефразирование прочитанных постулатов. В этом деле важно сохранить изначальный смысл из первоисточника, но не забудьте упомянуть «автора слов» для подтверждения фактов, гипотез, теорий и пр.
- Цитирование. Этот прием основан на дословном или частично-дословном копировании фраз, фрагментов с обязательным отражением автора цитаты. Здесь следует помнить о правилах оформления цитат: в форме прямой или косвенной речи и пр.
- Схематический образ. Автор научного изыскания имеет право отражать свои мысли любым удобным способом. Что же мешает ему «заимствовать» текст и преобразовывать его в новый вид: таблица график, схема и пр.? Данный способ не только способен повысить уникальность текста, но и продемонстрировать «верх пилотажа», творческий подход, умение оперировать различными приемами, грамотно преподносить информацию и пр.
Применение научной литературы требует сознательности, разборчивости и внимательности.
Команда образовательного центра Дисхелп готова помочь в поиске и подборе научной литературы для исследования независимо от масштабов, направления (области наук), уровня сложности. Наши специалисты готовы выполнить следующие услуги:
- Подготовить список первоисточников в рамках предоставленной заказчиком темы исследования;
- Подобрать информационную базу и обработать ее, сформировав полноценный текст исследования;
- Обработать и грамотно оформить результаты эксперимента;
- Повысить уникальность текста и пр.
Работа с научной литературой – процесс длительный и изнурительный, требующий наличия как минимум базовых знаний по работе с большим объемом информации, специфическими терминами, формулами, нюансами и пр.
В нашей команде трудятся исключительно надежные, ответственные и высококвалифицированные специалисты: педагоги топовых ВУЗов страны, кандидаты и доктора наук, действующие исследователи, доценты и профессора, практикующие эксперты. Мы гарантируем высокое качество услуг, конфиденциальность данных и индивидуальный подход.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
неплохая инструкция по работе с научной литературой. Главное – разобраться во всех нюансах: терминах, формулах, а затем грамотно их интерпретировать в своем исследовании. Минимум копирования, больше пересказа и будет счастье. По лично опыту скажу: также важно грамотно пересказывать, без искажения сути. Вот и весь секрет по работе с научными статьями и работами. В целом все это описано здесь: просто и понятно.