Канцеляризмы и прочие слова и выражения, запрещенные к использованию при написании курсовых и дипломных работ

Выполнение студенческих и научных работ требует от автора соблюдения массы условий и требований, затрагивающих существенные стороны: начиная от структуры и содержания, заканчивая качеством текста. Подготовка курсовых и дипломных работ потребует от студента грамотной подачи полученных результатов исследования. В этом деле важно учесть существующие формальные и неформальные запреты относительного текстового состава проекта. Сегодня мы расскажем о возможностях и ограничениях в применении канцеляризмов и прочих слов, оборотов в студенческих и научных изысканиях.

Канцеляризмы и прочие слова и выражения, запрещенные к использованию при написании курсовых и дипломных работ
Выполнение студенческих и научных работ требует от автора соблюдения массы условий и требований, затрагивающих существенные стороны: начиная от структуры и содержания, заканчивая качеством текста. Подготовка курсовых и дипломных работ потребует от студента грамотной подачи полученных результатов исследования. В этом деле важно учесть существующие формальные и неформальные запреты относительного текстового состава проекта. Сегодня мы расскажем о возможностях и ограничениях в применении канцеляризмов и прочих слов, оборотов в студенческих и научных изысканиях.

Какие слова, выражения и обороты запрещены к использованию в курсовых, дипломных и научных работах?

Написание студенческих и научных работ придерживается строгих правил и ограничений, которые распространяются не только на объем и структуру исследования, но и его наполнение: информационную, доказательную базу, терминология, логика, манера изложения добытых фактов и подготовленных на их основе выводов, стилистика и пр. Нередко студенты описывают выявленные ими тенденциями так, как привыкли выражаться в повседневной жизни, исключая лишь нецензурную лексику, просторечные слова. Но на сама деле список так называемых «стоп-слов» или запрещенных ко включению в состав курсовых, дипломных, научно-исследовательских и научных проектов гораздо шире.

Вывод №1. Далеко не все слова, обороты, фразы и даже предложения уместно и возможно употреблять при выполнении студенческих и научных проектов.

Написание курсовой, дипломной или научной работы потребует от автора тотального контроля над словами и фразами, их качественной оценки (а в отдельных случаях и количественной – при измерении объема исследования). Поэтому важно изначально осознать, какими инструментами и словесными формами можно, уместно и целесообразно пользоваться при описании хода изыскания и полученных итогов, а какие – избегать или минимизировать.

Чаще всего авторам возвращают проект на доработку именно из-за ярого и явного присутствия в них так называемой «текстовой запрещенки». К данной категории чаще всего относят второстепенную информацию или разбавочный материал, не несущий никакой или существенной смысловой нагрузки в тексте изыскания.

Основной состав текста студенческих и научных работ
Основной состав текста студенческих и научных работ

Среди формальных и обязательных к исполнению запретов в части применения конкретных форм текстовой подачи фактов, выводов и данных в составе студенческой или научной работы можно отметить следующие моменты.

Во-первых, в составе курсовой, дипломной и научной работы недопустимо применение некачественных первоисточников, искажающих реальные представления, закономерности, правила и методы работы, решения проблем и пр. То есть самым очевидным запретом станет неактуальная, недостоверная информация. Поэтому каждому автору рекомендовано тщательно перепроверять все подобранные первоисточники на соответствие критериям качества, выделяя их роль в исследовании и грамотно устанавливая их объем, способ включения и пр. Об особенностях разграничений материалов на полезные и бесполезные, первичные и вторичные мы писали ранее.

Во-вторых, студентам следует полностью отказаться от эмоционально окрашенных приемов и нецензурной брани. Текст курсовой, дипломной или научной работы выполняется строго в рамках научного стиля, где нет места выкрикиваниям, негодованиям, слезам жалости или радости и пр. Весь материал преподносится в нейтральном свете с акцентом на конкретные факты, обоснованные выводы и тенденции. Поэтому в данном случае целесообразно исключить из основной части исследования следующие варианты: жаргон, нецензурная лексика, неоднозначные фразы и выражения, «вода» и «спам», чрезмерное употребление клише и штампов, вводных конструкций и оборотов и пр.

Обратите внимание, что тотального запрета в отношении канцеляризмов, штампов, клише, вводных конструкций нет. Но опытные авторы рекомендуют исключать их чрезмерное использование, минимизировав до предела.

Принципы формирования текста студенческой или научной работы
Принципы формирования текста студенческой или научной работы

В-третьих, в составе студенческих и научных исследований не должно быть отклонений от научного стиля или академического письма. Это значит, что автор не должен использовать при описании существенных моментов, подведении итогов суть и итоги проделанной работы с применением лексики, свойственной иным стилям. То есть в рамках курсовых, дипломных и исследовательских проектов нет места «вставкам» из публицистического или делового формата, художественных приемов (эпитеты, гиперболы и пр.). В работах бакалавров, магистров и ученых преобладает конкретика и обоснованность, поэтому важно использовать прямые термины, соответствующие теме исследования и ее научной принадлежности, профессиональной этике и постигаемой специальности.

В-четвертых, в составе исследований бакалавров, магистрантов и соискателей ученой степени недопустимо использование профессиональной терминологии с явными ошибками, описками. Подобные изречения взывают шквал негодования: как «специалист» может не владеть и не знать правильное употребление профессионального сленга, лексикона? Порой малейшая описка способна в корне изменить суть высказывания, подтолкнуть читателя к некорректному восприятию действительности и пр. Поэтому во избежание подобных нестыковок важно проводить вычитку работы, оперативно исправляя ошибки и замечания.

Вывод №2. Базовый запрет на включение в состав студенческой или научной работы распространятся на жаргонные и нецензурные выражения, употребление терминологии и оборотов отличных от научного стиля. При этом включение в текст изыскания клише, штампов и прочих разбавочных материалов не возбраняется и допускается, но должно находиться под тотальным контролем.

Таким образом, подготовка проектов бакалаврами, магистрантами и исследователями требует грамотного подбора и употребления слов, оборотов и фраз. Поэтому текстовой подаче результатов исследования следует уделить особое внимание.

Разбираемся в запрещенных моментах: канцеляризм, штамп, клише, вода и пр.?

Когда речь заходит о так называемых «стоп-словах» и «стоп-оборотах», далеко не каждый автор знает и понимает, какие вариации и обороты нежелательно или вовсе запрещено использоваться при написании студенческих и научных работ. Сегодня мы расскажем о данных категориях подробнее.

Что запрещено включать в основную часть исследования бакалавров, магистрантов и ученых?

Итак, под тотальным запретом в тексте курсовых, дипломных и научных проектов находятся не так много словесных интерпретаций. Все они ориентированы на соблюдение следующих принципов:

  • Точность и конкретика в выражениях, которая призвана подчеркивать определенные моменты, факты и тенденции;
  • Простота и ясность, предполагающая доступность в восприятии изложенных суждений, понятность целевой аудитории;
  • Стилистическая обособленность, ориентированная на строгое выполнение требований научного стиля и отказ от выхода за его границы.

Основная часть исследования складывается из различных первоисточников: основной ресурсной и доказательной базы, разбавочного материала, дополнительных конструкций и оборотов, которые в единой связке образуют логичное и последовательное описание хода изыскания и полученных результатов, подчеркивающее авторскую позицию и эффективность предлагаемых методов, решений.

Когда речь заходит о так называемой «запрещенке» в тексте студенческих и научных работ, то сразу же выделяют следующие категории: канцеляризм, клише, штамп, вводные конструкции и связки и пр. Но не все начинающие и даже опытные исследователи понимают их значение и различие, возможности употребления в проект.

Признак для сравнения

Клише, речевой оборот Штамп

Канцеляризм

Возможность включения в текст НИР Можно Можно Нежелательно
Стилистическая принадлежность Публицистический, научный Свойственен больше публицистике
Роль употребления Унификация текста, стандартизация выводов или связок Акцент на отдельных моментах, достижениях и результатах, элементах исследования
Место в тексте проекта

Повсеместно

Преимущественно в основной части

Частота использование в работе

Ограничена: чем меньше, тем лучше

Для начала сразу отметим, что на практике нет н одного текста, который бы точно и безукоризненно обходился без употребления всех вышеуказанных терминов и оборотов. Несмотря на наличие явных запретов и ограничений, авторы все же вынуждены прибегать к их включению в состав основной части проекта, а также во введении и заключении исследования.

Канцеляризмы представляют собой отдельные слова, словосочетания, обладающие явной устойчивостью, но чаще всего соответствующие деловому или публицистическому стилю. Казалось бы, запрет на их применение в курсовых, дипломных и научных работах оправдан и ясен. Но из каждого правила есть исключения: данные элементы нередко выступают в качестве связующих конструкций между различными действиями и результатами исследования, этапами НИР, позволяя воссоединить их в единую логичную последовательность, обосновать полученные результаты в общем ракурсе.

Штампы представляют собой те самые «профессиональные словообразования», которые способны сакцентировать внимание или обобщить выявленные особенности. Стилистическая окраска подобных выражений больше соответствует нормам публицистики, поэтому они чаще всего употребляются в публицистических статьях, обзорах и материалах. Но в составе студенческих проектов и НИР штампы позволяют подчеркнуть конкретный этап, результат, факт и пр.

Клише – это допустимое устойчивое выражение, свойственное научному тексту или иному жанру. Данная часть текста курсовой, дипломной или научной работ может носить профессиональный (специальный) или общий характер, акцентируя внимание на отдельных нюансах, моментах, конечных результатах (промежуточных или итоговых) и пр.

Важно отметить, что клише и штампы – это не одно и то же. Клише может иметь принадлежность к конкретной профессиональной нише, соответствовать научному стилю и обладать определенной значимостью в исследовании, а штамп – это второсортное выражение преимущественно «газетного» формата.

Вводные конструкции и связки – это вспомогательные элементы в тексте курсовой, дипломной или научной работы, призванные воссоздать чёткую последовательность мыслей, результатов, логику исследования с учётом заявленных требований по структуре и содержанию, стилистического обрамления и пр. Данные элементы нередко относят к категории «вода» в студенческих и исследовательских проектах, которая имеет место быть в них, но должна быть подконтрольна со стороны автора. Как гласит народная мудрость: всему свое время и место.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Почему некоторые термины, выражения и конструкции запрещены к использованию в исследованиях студентов и ученых: польза или вред?

Подготовка курсовой, дипломной или исследовательской работы предполагает качественную переработку первоисточников, отражение авторской позиции и ее обоснования. Все это должно укладываться в логичный и связный текст. Но в некоторых случаях научные руководители придираются к работе, отмечая «запрещенку» в лице клише, канцеляризмов, воды и пр. Как же быть?

Предлагаем проанализировать плюсы и минусы использования указанных компонентов, чтобы предопределить их роль в составе студенческих и научных работ.

Достоинства канцеляризмов, связок, клише и штампов в НИР

Недостатки канцеляризмов, связок, клише и штампов в НИР

Воссоздание логики исследования с акцентом на последовательность и этапы научной деятельности, хронологию событий и явлений, полученных результатов Не всегда сочетается с требованиями научного стиля
Наращивание объема исследования, восполнение дефицита информации Повышает уровень «водности» текста и снижает оригинальность текста, риск непрохождения проверки на плагиат
Придание тексту, результатам мнимой весомости, авторитетности и значимости Снижение конкретики и точности в подаче текста в пользу размытости, снижения информативности данных
Манипуляция отдельными тенденциями, выражениями для скрытия недостатков проекта и акцента на значимых результатах Усложняет восприятие материалов и результатов исследования, снижая читабельность материалов из-за излишних конструкций и оборотов
Нейтральная подача текста на фоне обезличивания действий и общей подачи текста Смещение акцента со строгого научного стиля в более простую манеру описания, отклонение от стилистических параметров

Проанализировав указанные положительные и отрицательные стороны использования канцеляризмов, штампов и клише, можно сделать следующее заключение.

Вывод №3. Употребление канцеляризмов, речевых штампов и клише в тексте студенческой или научной НИР должно быть минимизировано, уместно, обоснованно и необходимо, уместно в чертогах логики исследования. Увлекаться использование данных элементов не стоит, дабы оно в большей степени оказывает негативное воздействие на качества материалов.

Плюсы от включения в состав курсовой, дипломной и научной работы сомнительные, подчеркивающие следующие специфические черты рассматриваемых категорий. У каждой палки две стороны, поэтому каждое достоинство идет рука об руку с явным недостатком.

Во-первых, канцеляризмы, клише и штампы, связки не несут смысловой нагрузки в исследовании. То есть они не являются какими-либо аргументами, фактами, доказательствами. Их миссия – подчеркнуть доказательную базу и тенденции по ходу исследования, акцентировать внимание на начале или завершении этапа исследования, связать реализованное и предстоящее действия и пр.

Зачем нужны канцеляризмы и клише в студенческой или научной работе?
Зачем нужны канцеляризмы и клише в студенческой или научной работе?

Во-вторых, неграмотное употребление рассматриваемых категорий подрывает качество исследования и качество текста: повышая водность – падает оригинальность, информативность и читабельность, снижается значимость отдельных моментов, т есть происходит обесценивание информационной базы, авторской позиции и пр.

В-третьих, безраздумное употребление канцеляризмов, штампов и прочих «запрещенных» параметров провоцирует нарушение правил научного стиля, склоняя исследователя к использованию иной лексики, данный ход с одной стороны разнообразит манеру подачи фактов, а с другой – повысит риск недопуска к защите или публикации.

Вывод №4. Оценивайте уместность и необходимость применения канцеляризмов, штампов и клише в тексте исследования. Оцените достоинства и недостатки: если минусы перевешивают, то целесообразно отказаться от их включения в текст проекта и подобрать альтернативные варианты описания, изложения сути.

Как студентам и исследователям грамотно использовать «запрещенные» слова и обороты в тексте НИР?

Несмотря на явное «нежелательность» включения в текст курсовой, дипломной или научной работы канцеляризмов, речевых штампов и клише, в отдельных случаях без них не обойтись. Как мы уже отмечали выше, использовать данные парадигмы в студенческих и исследовательских проектах можно, но только осторожно и ограниченно!

Опытные авторы и эксперты Дисхелп подготовили ряд рекомендаций по корректному применению канцеляризмов, штампов и клише в составе работ бакалавров, магистрантов и ученых.

Правило №1. Не стоит вставлять дополнительное слова в текст исследования без оценки на их уместность и целесообразность.

Бесконечные «разбавления» основного материала без учета контекста и необходимости в дополнительных выражениях могут нарушить качество текста, спровоцировать отклонение и нарушения правил академического письма, а также усложнить восприятие существенных моментов и фактов, результатов.

Подобные «вставки» сбивают с основной траектории и мешают объективной оценке тенденций и пр. Поэтому не стоит вставлять на каждой странице связки, цитаты, штампы и пр. У всего должно быть свое, а самое главное подходящее место, подчеркивая роль канцеляризма или клише. Чаще всего они выступают, как знак логического завершения действия/этапа НИР, перехода от одного шага к следующему. Иных ролей им фактически е дано! Во всех остальных случаях употребление «запрещении» в тексте курсовой, дипломной или научной работы оказывается нецелесообразным и вредящим!

Правила применения канцеляризмов и клише в студенческих и научных работах
Правила применения канцеляризмов и клише в студенческих и научных работах

Правило №2. Ограниченность.

Данный постулат предполагает, что включать в текст НИР рассматриваемые параметры следует нечасто. В идеале их количество должно быть минимизировано, так как именно эти моменты в значительной степени ухудшают качество материала и уникальность проекта.

Конкретных ограничений относительно количества канцеляризмов, штампов и клише по тексту курсовой, дипломной или научной работы нет. Каждый автор самостоятельно определяет специфику их употребления. Главное – не переборщить.

Правило №3. Обезличенность.

По сути, ни один канцеляризм, штамп или речевой оборот не имеет пола или рода. То есть он призван акцентировать внимание на конкретном сегменте исследования без учета: кто получил результат, кто зафиксировал и описал его, кто является автором и пр. С одной стороны, использование стандартных слов и фраз позволяет унифицировать подачу текста и системы доказательств, достичь нейтралитета в интерпретации данных. С другой стороны – обезличенность достижений способно негативно сказаться на авторской позиции, привнести сомнение или неясность, смуту в рассуждениях (кто и что сделал, кто получил, кто сказал и пр.).

Полагаясь на вышеописанные правила, студенты и исследователи смогут корректно полагаться на канцеляризмы, штампы и клише в тексте исследований без ущерба качеству проекта и авторитету. Не торопитесь громоздить сложны предложения с витиеватыми фразами: чем проще, тем лучше и понятнее!

Самые распространенные канцеляризмы, штампы и клише и их аналоги в рамках студенческих и научных исследований

Рассматриваемые категории, допускаемые, но нежелательные к употреблению в тексте работ бакалавров, магистрантов и исследователей – это не единая форма. Данные термины и обороты могут различаться по предназначению, формату, лексическому значению, морфологическому признаку, синтаксическим особенностям и пр. в таблице ниже мы представим наиболее распространенные шаблоны, используемые студентами в тексте курсовых и дипломных работ, НИР, представив достойный и уместный «научный» аналог.

Признак, характер шаблона и его роль в исследовании

Устойчивый или распространенный оборот

Научный аналог

Указание на конкретный элемент, объект Вышеуказанный, вышеупомянутый, рассматриваемый, описанный, заявленный Данный, текущий, этот, настоящий
Разъясняющие предназначение или роль элемента, результата Ввиду того что

В силу

С целью

По причине

На фоне

Из-за

Так как

Чтобы

Из-за

Так как, потому, вследствие

Отражение действия по добыче факта

Содействие, принятие, оптимизация, совершенствование, наращивание, увеличение, уменьшение и пр.

Причастия и деепричастия, отражающие действия и результат

Анализируя, уточняя, констатировав, решая, исследуя, изучая, диагностировав и пр.

Обезличенные предложения и конструкции Необходимо подчеркнуть что

Следует отметить что

Необходимо уточнить, что

Таким образом,

Вследствие

Из-за

Так как

Потому/поэтому

Вводные конструкции, связки

Итак, исходя из…, поэтому, далее, затем, поэтому

Клише для научного аппарата Актуальность проявляется/обозначена

Целью исследования является или цель исследования — …

Задачи исследование представлены в виде системы мероприятий

Объектом/предметом исследования выступает/является

Основными первоисточниками работы являются труды… или В основу исследования легли мнения таких исследователей как…Вопросы (по теме) нашли отражение в трудах…

Методология исследования основана на приемах…

Научная новизна состоит/проявляется в…

Ценность исследования представлена в…/состоит в…

Клише для обозначения нового действия, начала исследования и пр. На современном этапе

В начале

Исходные данные свидетельствуют …

Первый этап предполагает…

Следующим шагом…

В результате…

Необходимость дальнейших действий обусловлена…и требует…

Констатация собственных достижений Удалось установить

В результате анализа/исследования

Согласно правилам…

Опираясь на данные…

Теоретический/эмпирический анализ данных показал…

Таким образом

Указанный перечень шаблонных оборотов, применяемых студентами и исследователями при выполнении трудов, не исчерпывающий. Каждый из Вас может дополнить его еще десятками подобных конструкций и словосочетаний, фраз. Но важно не просто знать их в лицо, но и понимать, когда и как ими пользоваться при написании курсовых, дипломных или научных работ.

Как очистить исследование от канцеляризмов, клише и шаблонов?

Некорректное и частое употребление стандартных, общих конструкций приводит к тому, что материал возвращается автору на доработку и не допускается к защите. Причиной является – пренебрежение требованиями по подаче материала и неуместное, неграмотное включение в состав исследования канцеляризмов, штампов и клише, связок и пр.

Как очистить студенческий или научный проект от «канцелярщины»? Классическая схема по оптимизации текста НИР предполагает прохождение ряда стадий:

  • Диагностика и констатация проблемных зон. Данный этап носит подготовительный характер. Он основывается на самоанализе готовой работы, ее вычитке, а также умелом применении современных сервисов по оценке качества текстов (Тургенев, ГлавРед, проверка на плагиат) и пр. Притом использование последнего подхода предполагает учет таких параметров, как «водность», «тошнотность», «спам», информативность, читабельность и т.д.;
  • Второй шаг – анализ частоты использования и уместности применения шаблонов, клише, канцеляризмов и иных «запрещенных» категорий, поиск мер по оптимизации текста;
  • Корректура исследования с акцентом на проблемные зоны;
  • Проверка новоиспеченного текста на плагиат, оценка качества интерпретации данных.

Способов избавиться от сомнительных шаблонов и лишней информации в тексте курсовой, дипломной или научной работы не так много.

Способы оптимизации текста: избавляемся от лишнего
Способы оптимизации текста: избавляемся от лишнего

Вариант №1. Удаление лишних оборотов и конструкций из основного текста. В данном случае важно внимательно изучить возможности удалению и влияние такого действия: не изменится ли суть описываемой мысли/результата, не нарушается ли логика и связность повествования и пр. Если банальное удаление «канцеляризмов» не вредит качеству текста и изыскания в целом, то он может быть применен. Чаще всего с его помощью происходит очищение студенческой или научной работы от бессмысленных фраз, слов, которые не имеют смысловой нагрузки и не играют роли в тексте.

Вариант №2. Использование аналоговых конструкций, синонимов и пр. Данный сценарий уместен, если задействованные клише и фразы, словосочетания нарушают требования научного стиля, но обладают определенным «призванием» (подчеркивают что-либо, обозначают начало или завершения действия и пр.). Можно воспользоваться готовыми «аналоговыми» фразами (мы их описали в таблице выше) или использовать синонимы, подобрав их самостоятельно и грамотно вписав в контекст.

Вариант №3. Перефразирование текста. Очистить исследование от канцеляризмов, клише и штампов можно посредством вторичной переработки информации и придания ей «новой жизни или интерпретации». Чаще всего в данном случае «запрещенные» обороты опускают (удаляют), а оставшийся текст преобразовывают таким образом, чтобы он оказался связным с предшествующими действиями и результатами. В данном случае важно создать такой новый текст, который будет логичным, последовательным и связным, вписывать в общий контекст исследования и обладать высокой уникальностью, информативностью и читабельностью.

Вариант №4. Обращение к квалифицированным специалистам: корректорам, редакторам, исполнителям. Далеко не всегда студентам или авторам научной работы удается самостоятельно справиться с проблемами канцеляризмов и «штамповки». Как правило, каждый исследователь гордится своим трудом, не замечая банальных ошибок и огрех. Поэтому облегчить данную миссию или участь можно посредством поиска грамотного эксперта, разбирающегося в теме проекта и тотально владеющего всеми лингвистическими или филологическими приемами.

Вывод №5. Внимательно прочитайте и проанализируйте подготовленный проект на соблюдение заявленных правил и требований по подаче результатов с акцентом на канцеляризмы, речевые обороты (клише и штампы). Постарайтесь сократить объём «запрещенных» или нежелательных вариантов подачи данных и оптимизировать текст студенческой или научной работы. Такой ход точно принесет успех.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Канцеляризмы и прочие слова и выражения, запрещенные к использованию при написании курсовых и дипломных работ”

  • еще не встречала ни одну работу без шаблонов, клише. Канцеляризмы еще можно убрать, они чаще портят стилистический вид исследования, но связки, выводы вряд ли. Как тогда увязать две разные категории. В ВКР ведь описываешь точечно, самое важно, в противном случае не уложишься в нормы объема.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *