Казалось бы, о какой научной деятельности может идти речь у первокурсников, ведь они только-только попали в новые условия обитания, к которым им необходимо максимально быстро адаптироваться? На самом деле студенты первого курса начинают свое «профессиональное погружение» с самого начала. Они, сами того не подозревая, ступают на научно-исследовательский путь уже в середине первого семестра. Сегодня мы расскажем о действующих видах и форматах научной деятельности первокурсников.
СОДЕРЖАНИЕ
Варианты организации научного развития учащихся первого курса вуза
В каждом образовательном заведении действует свой устав и порядок, прописывающий правила поведения, права и обязанности для каждого. Основным актом, регламентирующим процесс профессионального становления в вузе, является образовательная программа, на базе которой формируется учебный план на каждый год (в последующем он конкретизируется расписанием занятий).
В рамках каждой специальности предусмотрено теоретическая, научно-исследовательская и практическая подготовка. Первый вид обучения предполагает аудиторную работу, основанную на изучении тематической информации, ее обработке и пр. Второй аспект – то, что нас интересует в данной статье и будет рассмотрен подробнее ниже. Третий – обретение практических навыков в рамках выбранного профиля с помощью стажировки, прохождения практики и пр.
Научно-исследовательская подготовка в вузе может быть представлена следующими видами:
- Обязательная, которая утверждена учебным планом. Она предполагает подготовку обязательных письменных работ с погружением в конкретную тему. Чаще всего дисциплина, в рамках которой студент выполняет исследование, прямо или косвенно соотносится с профилем.
- Дополнительная. Данный вид научной деятельности основан на самообразовании студента, а также выполнении домашнего задания, изучения списка рекомендованной литературы, посещении дополнительных развивающих секций и пр.
Обязательный формат научного погружения говорит сам за себя: студент обязан выполнять все порученные ему задания. В случае несоблюдения действующих правил, ближе к сессии у него могут возникнуть проблемы: недопуск до экзамена, академическая задолженность, напряженные отношения с педагогом и пр.
Добровольный вариант научной деятельности чаще всего основан на желании и инициативе учащегося. Направление научного путешествия он выбирает самостоятельно, исходя из личных интересов, убеждений и заинтересованности. Как правило, подобные изыскания проводятся в свободное от учебы время или параллельно с изучением предмета (под кураторством педагога).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как организована научная деятельность у первокурсников вуза?
На первом курсе «научной деятельности» в чистом виде у учащихся вузов фактически нет. Во-первых, это обусловлено началом учебного процесса: сначала новичкам предстоит выучить азы, правила и терминологию, разобраться в простейших элементах. Во-вторых, для научного роста важно иметь какие-либо представления в рамках дисциплины и профессии. Но не стоит думать, что на первом курсе студенты только сидят на лекциях и отвечают на семинарах. «Научный подход» в их развитии все же имеет место.
Примерно в середине первого семестра, когда адаптационный процесс уже сходит на нет, нагрузка на учащихся постепенно возрастает. Объем домашнего задания увеличивается, возникает потребность и необходимость дополнительного изучения литературы для достижения наилучших результатов и пр. Здесь настает «час икс», когда в ход идут всевозможные практикумы и дополнительные мероприятия.
Самым простым форматом научного развития первокурсников можно считать практические занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием. В числе обязательных НИР на первом курсе можно отметить:
- Лабораторные работы. Они затрагивают преимущественно прикладные дисциплины, базовые предметы. В ходе данного вида изысканий студенты углубляют имеющиеся знания, проверяют и удостоверяются в действии и эффективности изученных канонов, принципе работы конкретного оборудования, изучают современные тенденции, явления и процессы, обосновывая их с научной точки зрения.
- Отчет по учебной практике. Да-да, на первом курсе вуза студенты могут практиковаться. Происходит это на территории вуза под кураторством опытного наставника. Научная деятельность здесь сводится к выполнению простейших заданий: решение кейсов, проведение простого эксперимента (наблюдения) и пр.
- Семинары. Несмотря на то, что на этих занятиях студенты фактически «проверяют домашнюю работу». Здесь также присутствует элемент научного развития – работа с информацией, ее поиск и обработка, интерпретация, обсуждение. Именно на практических занятиях происходит усвоение сути и понимание, как пользоваться полученными знаниями: что и где применимо, для чего и как и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В числе добровольных аспектов научного развития первокурсников можно отметить:
- Подготовка рефератов и докладов по заданной/выбранной теме. Сами эти работы не имеют прямого отношения к исследованиям. Но они содействуют погружению студента в азы, суть предмета, облегчая его научный путь в перспективе. В них автор описывает ключевые термины. Методы, инструменты и прочие нюансы. Чем не наука и не «исследование новой ниши»?
- Изучение списка рекомендованной литературы или выполнение заданий для самоизучения, самопроверки. Каждый педагог, освещая тот или иной предмет, отмечает наиболее ярких и значимых авторов, внесших вклад в развитие науки. Нередко формируют целые списки книг или тем для дополнительного изучения, притом они могут быть включены в список экзаменационных вопросов. Читать, исследовать или нет – решать только студенту.
- Научные конференции. Не удивляйтесь, но уже с первого курса преподаватели стараются заинтересовать студентов и привлечь к участию во всевозможных научных конференциях (очно, заочно и пр.). Чаще всего мотивация сводится к получению дополнительной отметки или снисхождения со сторон педагога. От студента требуется лишь подготовить небольшую научную статью, оформить ее согласно требованиям организаторов, оплатить оргвзнос и дождаться публикации.
- Дополнительные развивающие секции. Каждый студент самостоятельно определяет, какое направление ему наиболее интересно. Если у него в запасе есть свободное время, то он может посвятить его выбранному делу. Сегодня практически в каждом вузе функционируют различные секции: спортивные, творческие, научные и пр. Участие в них носит исключительно добровольный характер. Притом никакого воздействия на учебу (кроме получения новых знаний) он не оказывает. Все исследования при дополнительных секциях проводятся в свободное от учебы время!
Роль научной деятельности первокурсников в профессиональном становлении
Научное развитие первокурсников играет немаловажную роль в их саморазвитии и профессиональном воспитании. Во-первых, студент обретает более глубокие знания в определенном научном сегменте (дисциплине), что может помочь ему при выполнении различного рода задач на практике, в трудовой деятельности, а порой и вовсе сменить профессию на более подходящую его интересам. Во-вторых, участие в различных научных экспериментах и исследованиях повышает интерес студента к профессии или выбранной деятельности, мотивируя его тем самым на более глубокое погружение.
Научная деятельность на первом курсе помогает студентам быстрее адаптироваться, найти единомышленников (по интересам), а также установить доброжелательные и доверительные отношения с педагогами, завоевать их уважение и доверие, обрести достойную репутацию. При этом следует помнить, что участие в научной деятельности (добровольно) не снимает с учащегося обязанности по выполнению учебного плана и домашнего задания.
Научное развитие первокурсников «закаляет их», прививая им чувство самодисциплины и ответственности, развивая навыки тайм-менеджмента, ведь только от них зависит качество изыскания, результаты НИР и успех студента.
Выполнение научных работ и изысканий, научная деятельность первокурсников позволяет им обрести навыки по работе с информацией, корректно оформлять исследования с учетом действующих ГОСТов, что немаловажно. Ведь в течение обучения им придется выполнить еще не один научно-исследовательский проект, а здесь уже будут иметься определенные навыки и представления: с чего начать, на что опираться и где искать, как описывать и оформлять.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Краткий обзор организации научной деятельности студентов при вузах
В каждом вузе действует своя схема научного развития студентов, основанная на обязательных НИР и действующих дополнительных кружках. Сейчас мы кратко расскажем о возможностях данного развития при топовых вузах страны:
- ВолГТУ предлагает студентам заниматься научной деятельность по техническим направлениям на базе внутривузовских конструкторских бюро, студенческого научно-производственного объединения. Для этих целей вуз создал специальные лаборатории с соответствующим оборудованием, которым участники научных секций могут пользоваться.
- ЯрГУ имени П. Г. Демидова. Здесь действует специальный студенческий клуб «Digital Femida», где объединены разные научные секции: по юриспруденции, IT-технологиям и безопасности. Студенты погружаются в НИР, осваивая современные тенденции в правовом поле, осваивая современные IT-технологии и анализируя их достоинства/недостатки и пр.
- БГНИУ предлагает студентам различные дополнительные секции, действующие практически при каждой кафедре. Самыми популярными направлениями научного развития среди студентов считаются «Робототехника и мехатроника», которая базируется в инжиниринговой школе БелГУ. Здесь занимаются созданием и внедрением искусственного интеллекта в самые разные сферы деятельности (медицина, услуги и пр.).
Вышеописанные секции – не единственные в своем роде. Найти подобные (и даже более) можно при каждом вузе. Как правило, в одном учреждении действует свыше десятка направления для саморазвития и творчества учащихся. Студентам нужно лишь найти свободное время, выбрать подходящее направление и приступить к работе.
Обязательная научная подготовка присутствует у всех учащихся, и она основывается на базовой программе обучения. Дополнительные секции в сфере научного развития акцентируют внимание на прикладных науках и современных возможностях.
Научное становление на первом курсе носит преимущественно поверхностный характер, так как студенты еще ее обладают должной базой знаний, представлений и навыков. В большинстве случаев она сводится к выполнению лабораторных работ, простейших экспериментов и НИР, участию в научных конференциях, облегчить выполнение которых готовы специалисты Дисхелп.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!