Новейшие направления подготовки в педагогических вузах: чему будут учить?

Современная система образования ориентирована на насыщение рынка труда высококвалифицированными специалистами, способными не просто доносить до общества конкретные факты, знания и развивать соответствующие навыки, но и содействовать развитию научного и технического прогресса, внедрению инноваций и пр. Сегодня все чаще работодатели отдают предпочтение специалистам-универсалам, которые тотально владеют не просто одним конкретным инструментов, а разбираются в смежных областях или вовсе могут действовать по разные стороны баррикад, постигнув несколько научных плоскостей, программ. Все чаще в разработке образовательных программ отмечается скрещивание нескольких профессий в новый единый вид. Новоиспеченные кадры обретают глубокую подготовку в рамках определенной отрасли, захватывая смежные или иные области и горизонты профессиональной деятельности. Притом подобное смешивание отмечается повсеместно: от экономики, технических наук, IT до педагогики. Сегодня мы расскажем о новейших направлениях обучения, внедренных в систему высшего педагогического образования в 2022 году.

Новейшие направления подготовки в педагогических вузах: чему будут учить?
Современная система образования ориентирована на насыщение рынка труда высококвалифицированными специалистами, способными не просто доносить до общества конкретные факты, знания и развивать соответствующие навыки, но и содействовать развитию научного и технического прогресса, внедрению инноваций и пр. Сегодня все чаще работодатели отдают предпочтение специалистам-универсалам, которые тотально владеют не просто одним конкретным инструментов, а разбираются в смежных областях или вовсе могут действовать по разные стороны баррикад, постигнув несколько научных плоскостей, программ.

Все чаще в разработке образовательных программ отмечается скрещивание нескольких профессий в новый единый вид. Новоиспеченные кадры обретают глубокую подготовку в рамках определенной отрасли, захватывая смежные или иные области и горизонты профессиональной деятельности. Притом подобное смешивание отмечается повсеместно: от экономики, технических наук, IT до педагогики. Сегодня мы расскажем о новейших направлениях обучения, внедренных в систему высшего педагогического образования в 2022 году.

Классические и современные направления обучения по педагогике

В последнее время реформы и преобразования в системе профессионального и общего образования стали происходить чаще. Все они нацелены на актуализацию знаний учащихся, успешное применение инноваций и достижений НТП в подготовке кадров и их профессиональной деятельности, стремлении усовершенствовать текущее положение дел и пр.

Самой простой градацией педагогических профессий считается их распределение на старые и новые. Первый вид принято называть классическим. Ему свойственно погружение в узкое или одно общее русло, освоение конкретной науки и навыков педагогического исследования в ней, методики обучения и пр.

Второй вид – современный, предполагающий возрождение новых профессий или обновление классических программ согласно требованиям работодателей, потребностям трудового рынка и достижениям НТП, мирового опыта.

Как изменилась система подготовки педагогов в вузах?
Как изменилась система подготовки педагогов в вузах?

В рамках классического педагогического образования можно выделить следующие специфические черты:

  • Более узкое погружение в профиль с захватом наиболее важных азов, категорий, методов работы с детьми различного возраста;
  • Ориентированы больше на погружение в теоретические аспекты и категории, научно-исследовательскую деятельность, типичные педагогические исследования;
  • Обучение доступно на базе колледжей и вузов (как сугубо педагогических, так и многопрофильных);
  • В подготовке задействованы преимущественно квалифицированные педагоги-предметники.

На базе современного обучения будущих учителей и преподавателей можно отметить такие характерные моменты, как:

  • Расширение полномочий педагога и освоение либо одной научной плоскости (но на азе смежных предметов, дисциплин), так и сочетание нескольких различных наук и методов работы;
  • Обучение производится чаще на основе модульной системы с выделением соответствующих плоскостей, их сплетений;
  • Характер подготовки дипломантов носит больше научно-исследовательский и прикладной характер;
  • К учебному процессу привлекают не только квалифицированных преподавателей, но и практикующих экспертов из смежных областей, действующих научных центров и пр.

Таким образом, классическое педагогическое образование нацелено на общую подготовку преподавателей, которые будут глубоко изучать определенный вид наук, дисциплины. Современные образовательные программы по педагогике носят комбинированный характер, позволяя подготовить «два специалиста в одном флаконе», тотально забирающегося в каждой из освоенных ниш.

Текущая система подготовки педагогических работников ориентирована на расширение их полномочий и возможностей, обновление багажа знаний и умений с учетом современных условий и тенденций.

Но несмотря на имеющиеся отличия, обучение будущих педагогов происходит по традиционным канонам: планомерно, добровольно, ориентировано на конкретную науку и ее развитие и т.д.

Какие направления подготовки появились в сфере педагогического образования в 2022 году?

С 2022-2023 учебного года на базе отечественных вузов появились новейшие специальности, ориентированные на подготовку недостающих или новейших кадров. Притом разработанные и уже внедренные образовательные программы ориентированы на подготовку не просто типичных преподавателей, исследователей, но и специалистов, способных при желании и необходимости работать вне сферы образования – в «подответственной» нише и науке (в рамках которой заявлена их специальность). То есть становление экспертов ориентировано на научно-исследовательский и прикладной тон.

Специальность №1. Этнографическое образование (бакалавр).

Этнография – уникальная наука исторического плана, посвящённая изучению эволюции, развития и современного состояния народов мира. В целом при изучении истории мы постигаем лишь общие представления о том, с чего начиналось развитие человечества, где и какие народы проживали и пр.

В рамках данной образовательной программы на сегодняшний день могут быть заявлены как общий, так и узкий характер. Общее направление подготовки ориентировано на изучение развития человечества в различных масштабах с акцентом на проживающие в России нации. В общем контексте будут исследованы народы мира.

С узкого ракурса специальность при вузе может быть детализирована до изучения конкретных народов мира или регионов. Наций, вероисповеданий и пр. В данном случае студенты будут изначально глубоко изучать историю появления, развития. Эволюция и современное состояние отдельных членов общества, специфику их развития и самобытность.

В основе программы «Этнографические образование» лежит изучение исторических наук, проведение исторических исследований, участие в археологических раскопках, исследование, обретение навыков педагога (практика на базе действующих образовательных заведений), подготовка ВКР (сугубо педагогического или комплексного плана). Выпускники обретут навыки проведения исторических изысканий, педагогический опыт (практика), опыт выполнения НИР и развития новейших тенденций в исторической науке.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Специальность №2. Образовательный инжиниринг и английский язык (бакалавр).

В общем смысле под инжинирингом понимают консультационные услуги, связанные с проектированием, планированием определенного процесса. Ни для кого не секрет, что отдельной специальности по разработке образовательных программ нет. Проработкой каждого направления подготовки занимается целый комплекс экспертов: начиная от руководства учебного заведения и заканчивая педагогами-предметниками. Притом у каждого может быть свое восприятие и видение миссии дисциплины, ее места и роли в становлении специалиста и пр.

Специфические черты современного педагогического образования
Специфические черты современного педагогического образования

Теперь в России появилась официальная и продуманная образовательная программа «Образовательный инжиниринг», которая призвана подготовить квалифицированных консультантов и разработчиков образовательных программ, учебных занятий, рабочих планов (по предметам и темам), владеющих всеми необходимыми для этого знаниями и навыками.

В состав профиля включили изучение всех регламентов, затрагивающих организацию и реализацию учебного процесса, учет специфических черт в отрасли и научной плоскости (к которой принадлежит направление), учет требований рынка труда и рекомендации работодателей, учет частных факторов (например, в отношении целевых программ, коррекционных и пр.).

Состав образовательной программы «Образовательный инжиниринг» включает в себя 6 важнейших модулей:

  • Образовательная политика и инжиниринг, в рамках которого студенты узнают об общих правилах проектирования и планирования учебной деятельности, действующих нормативах, правилах, ФГОСах и ГОСТах и пр.;
  • Модуль «Менеджмента», который позволит тщательно продумать все учебные процессы и корректно распределить обязанности между всеми участниками, наметить цели в рамках всего направления и каждого предмета в отдельности и пр.;
  • Блок «Прикладное гуманитарное образование» затронет анализ подобных направлений подготовки в более раннем периоде, в мировом масштабе и выделит наиболее существенные и актуальные тенденции, черты параметры обучения, а также затронет навыки делопроизводства и оформления соответствующих документов в системе образования (образовательная программа, рабочие программы, план-конспекты и пр.);
  • Модуль «Педагогика и психология» определит ведущие, наиболее распространенные и узкоспециализированные подходы к обучению учащихся с учетом особенностей профиля, дисциплин и пр., а также поможет педагогу подобрать оптимальные инструменты для мотивации и воздействия на учащихся, их развития, установления контакта и пр.;
  • Элемент «Цифровая трансформация образования» позволит студентам успешно пользоваться -инструментами и современными программами, достижениями НТП в ходе проектирование и моделирования программ, оценивать результат и прогнозировать перспективы внедрения новых направлений, оценивать корректировку профиля и пр.;
  • Английский язык в рамках данного модуля позволит не только перенимать опыт зарубежных стран в части разработки программ обучения, но и преподавать его в учебных заведениях.

Таким образом, в России в скором времени появятся официальные и квалифицированные проектировщики и разработки образовательных программ, способные как создавать новые направления подготовки с учетом тенденций на рынке труда, так и совершенствовать текущие, сняв данную обязанность с педагогов и упростив им жизнь.

Специальность №3. Робототехника и технология (бакалавр).

Данная программа является умелой комбинацией технических и IT наук, которые в единой связке позволяют разработать уникальные системы, механизмы с наибольшей точностью и корректностью. Студенты научатся создавать макеты и моделировать объекты посредством современных программ (компьютерное черчение и 3D-моделирование, графический и веб-дизайн и пр.), генерировать идеи и доводить их до конца (вплоть до оформления конечного продукта).

Обучение по новой программе будет акцентировано на изучении технических наук (физика механика, машиноведение, робототехника и пр.) и IT-дисциплин (информатика, программирование, моделирование, дизайн). Также на базовом уровне студенты захватят точные науки: математика, экономика и пр.

Обязательным моментом в становлении бакалавров станет научно-исследовательская и практическая деятельность. Первый вид предполагает выполнение соответствующих проектов: курсовые работы, НИР и отчеты о НИР, научные статьи, дипломный проект и пр. Второй вид базируется на развитии профессиональных навыков и качеств (базового плана)- проведение лабораторных работ, работа на базе конструкторских бюро, мастерских комнат, компьютерных аудиториях и пр.

Дипломный проект по рассматриваемому профилю будет комбинирован и включать в себя все основные аспекты по разработке продукта: общая теоретическая часть, практическая часть – общая характеристика объекта, технические характеристики, экономические характеристика, IT-аспекты, оформление (дизайн) основные функции и предназначение с прогнозными данными (относительно эффективности, востребованности, сферы действия и пр.).

Выпускники могут работать на азе научных центров, в промышленности и IT-среде, а также заниматься преподаванием.

ГДЕ ОСВОИТЬ СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ?

Образовательная программа

Характеристика специальности Вступительные испытания

Вузы

Этнографическое образование (бакалавр) Направление — педагогика, история, регионоведение, мировая и отечественная история, народоведение История, обществознание, русский язык, иностранный язык НГУ
Образовательный инжиниринг и английский язык (бакалавр) Проектирование и разработка, внедрение образовательных программ согласно нуждам учебных заведений, трендов образования потребностям рынка труда и работодателей Русский язык, обществознание, иностранный язык СГПУ имени К. Д. Ушинского
Робототехника и технология (бакалавр) Освоение азов робототехники с акцентом на современные технологии проектирования, разработки, автоматизации процессов, а также с учетом обретения опыта преподавания соответствующих дисциплин Математика, русский язык, история, обществознание, физика, информатика КалмГУ, ПсковГУ, МГПИ
Бизнес-педагогика (магистратура) Обучение квалифицированных педагогов проводить тренинги, онлайн-курс по развитию действующих практиков, специалистов на базе предприятий, общее развитие социума, проектирование программ обучения частного и предпринимательского плана ЕГЭ не требуется, внутренние испытание при вузе профессионального плана – тестирование или собеседование по предмету «Основы бизнес-педагогики», экономика МГПУ
Инновационное предпринимательство (магистратура) Освоение современных методов ведения бизнес, бизнес-планирования, инновационного менеджмента, методов моделирования и прогнозирования, оптимизации работы компании, юридические науки и IT-инструменты Профессиональное испытание по экономике, предпринимательству РГАИС, ПсковГУ, МГУ имени Ломоносова, ИТМО
Госпитальная педагогика (магистратура) Общая и коррекционная педагогика, адаптированная педагогика, психология, проектирование индивидуальных программ обучения, основы тьюторства ДВИ при вузе: собеседование (по основам педагогики), тестирование МГПУ

Специальность №4. Бизнес-педагогика (магистратура).

Если в образовательной среде привычно видеть типичные педагогические профессии: педагог-предметник, педагог дошкольного или начального образования, педагог-психолог и пр., то для развития компании и уже состоявшихся специалистов подобного образования недостаточно. В последнее время крупные организации содействуют повышению квалификации и развитию персонала посредством всевозможных тренингов, курсов, специальных бизнес-программ. Притом коучи и тренеры, консультанты по развитию стали весьма востребованными, но до недавних пор соответствующей профессии не было.

Сегодня при вузах действует уникальная программа «Бизнес-педагогика», доступная на уровне магистратуры. Она базируется не на типичных азах преподавания, а на развитии навыков по проектированию бизнес-обучению и развития персонала для конкретной организации с учетом ее потребностей НТП и возможностей по развитию и пр.

Новоиспеченные эксперты в области бизнес-педагогики будут содействовать менеджерам по развитию и определять потребности фирмы в конкретных специалистах, возможности повышения квалификации и освоения современных методов и подходов к работе, необходимости в дополнительном обучении кадров и формировать соответствующие программы без привлечения сторонних специалистов.

В основе программы лежат такие модули, как основы педагогики, менеджмент, управление персоналом, экономика предприятия, моделирование и прогнозирование, разработка образовательных программ развития кадров и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Специальность №5. Инновационное предпринимательство.

Миссия данной программы внедрить в организации современные методы проектирования, управления кадрами и проектами. В рамках профиля происходит трансформация классического менеджера в более опытного современного управленца.

Обучение по данной программе действует на уровне магистратуры. Притом новоиспеченные специалисты обретают не просто экономико-управленческие и IT-навыки, но и развивают творческо-креативное мышление, стараясь выработать кардинально новый продукт, метод или способ воздействия на целевую аудиторию, новейший маркетинговый или иной ход, сферу бизнеса (идея, проект).

Наименование программы – «говорящее». Управленцев учат не просто внедрять инновации и перенимать опыт успешных компаний, но и развивать собственные подходы к развитию бизнеса, генерировать идеи по его совершенствованию с учетом имеющихся возможностей. Поэтому в основе формирования управленцев лежит научно-исследовательская деятельность, эксперимент и практика.

Выпускники могут успешно развивать собственное дело или делиться опытом со студентами и менее опытными предпринимателями.

Специальность №6. Госпитальная педагогика (магистратура).

Учение – свет, не ученье – тьма. Но порой индивид не может проходить обучение на базе классических или традиционных заведений и подходов на фоне отклонений в состоянии здоровья, необходимости длительно пребывать в медицинских учреждениях на лечении или реабилитации. Но это не значит что пациент останется необразованным. Для подобных целей в штате лечебной организации может действовать так называемый «больничный (госпитальный) педагог».

Чаще всего его деятельность сводится к репетиторству или тьюторству, которая базируется на результатах предварительной диагностики и анализа текущего уровня подготовки.

В данном случае образование будет классическим, но внимание будет сакцентировано на особенностях подопечного и условиях обучения (в медицинском заведении). Как правило, в основе подготовки таких педагогов лежат общепедагогические методы работы, азы психологии.

Госпитальный педагог должен учесть все нюансы: от текущего уровня подготовки до индивидуальных особенностей, способностей, талантов и пр. Поэтому чаще всего обучение носит персонализированный характер.

Госпитальная педагогика относится к числу неформального образования с коррекционным уклоном. В основе подготовки лежат следующие блоки: общая и коррекционная педагогика, психология, проектирование образовательных программ, психолого-педагогическая диагностика в образовании, арт-педагогика в условиях стационара и пр.

Освоить данную профессию могут только преподаватели-бакалавры или выпускники специалитета.

Современное педагогическое образование ориентировано на расширение возможностей квалифицированных преподавателей. Они могут быть задействованы в «прямом качестве» как на базе образовательных центров, так и иных организаций. При этом их миссия остается неизменной – обучение слушателей азам в рамках конкретного предмета с акцентом на текущие научные и отраслевые тенденции. Образовательные траектории чаще носят индивидуализированный характер, что способствует повышению качества подготовки.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *