Одним из популярных направлений подготовки исследований выступает логопедия. Данная научная область соприкасается с педагогикой, психологией и частично медициной, потому она особо интересна в изучении и проведении изысканий.
По статистике, каждый третий ребенок начинает поздно разговаривать или сталкивается с дефектами произношения, речевого развития и пр. Поэтому в последние годы востребованность услуг квалифицированных логопедов только растет. Более того, выполнение диссертаций и ВАК-статей по этой научной специальности позволяет находить новые подходы в решении реальных проблем.
Сегодня мы расскажем, где начинающие и опытные исследователи могут размещать ВАК-статьи и на каких условиях.
Научные специальности по логопедии
Логопедия – это лишь общее направление обучения, исследования, призванное помочь в преодолении нарушений речи посредством специальных методик, правил, упражнений и подходов. На практике и в науке же можно выделить ряд узких программ, каждая из которых решает определенную проблему в развитии индивида, связанного с произношением слов/звуков, развитием речи и ее восприятия, моторикой и пр.
Логопедия относится к категории педагогических наук, но более точного распределения на дополнительные ниши или подпункты (на узкие сегменты работы) здесь нет. Исследования в данной области относят к программе 13.0.03 «Коррекционная педагогика», на базе которой изучают сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику и логопедия.
Несмотря на столь общий ракурс написание монографий, диссертаций и ВАК-статей по логопедии можно разбить на более точные проблемные сферы. Чаще всего изыскания посвящаются следующим темам:
- Теоретические аспекты развития логопедии и правил работы с детьми/людьми: формирование теоретической базы – терминология, законы, правила, базовые упражнения рекомендации, методы работы, внедрение инноваций и пр.;
- Практические аспекты в работе педагога: особенности работы с детьми с ОВЗ, различными отклонениями в развитии или состоянии здоровья, учет возраста подопечного, определение стратегии и тактики работы логопеда в каждом случае, диагностические процедуры и пр.;
- Исследовательская деятельность, призванная создать и внедрить новый инструмент или механизм по облегчению работы педагога, разработка новых подходов к педагогической и коррекционной деятельности, использование современных техник и оборудования и пр.;
- Комплексный подход в работе логопеда: разработка схемы действий при взаимодействии специалистов разного жанра (психолога, врача, воспитателя, родителя и пр.).
В любом случае все исследования, статьи и научные работы посвящается решению актуальной «логопедической» проблемы, которая может носить педагогический, медицинский или индивидуальный характер.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Обзор ВАК-журналов по логопедии: что, где, когда и как?
Далеко не все научные издания, подведомственные и подконтрольные ВАК, готовы публиковать исследования по логопедическим темам и наукам. Во-первых, темы подобных проектов носят больше индивидуальный характер. Во-вторых, проверить качество подобных экспериментов крайне трудно, а значит убедиться в состоятельности гипотезы порой невозможно до тех пор, пока механизм не будет адаптирован и внедрен (то есть апробирован).
В 2022 году научные статьи по логопедии можно разместить в следующих ВАК-изданиях:
Журнал №1. MODERN HUMANITIES SUCCESS (Успехи гуманитарных наук). Данное издание относится к категории рецензируемых журналов, известных в РФ и за ее пределами. Направлять материалы на публикацию могут аспиранты, дипломированные и практикующие педагоги, студенты, общественные деятели и пр. Логопедические изыскания подлежат размещению в рубрике «Педагогические науки». Средний объем каждой публикации достигает 4-5 страниц, уникальность текста – не менее 90-95%. Журнал выходит в свет 4 раза в год каждая рукопись подлежит двойному рецензированию. Проверка материалов на качество занимает до 90 дней.
Журнал №2. The world of academia: Culture, Education (ранее «Известия ЮФУ»). На базе этого периодического издания публикуют исследования по педагогическим наукам и логопедии. Материалы доступны только в электронном виде по платной подписке, лишь отдельные статьи можно изучить в открытом доступе. Редакция принимает материалы на русском и английском языке. Частота выпусков – 10 раз в год. В каждом издании выходит в свет 7 статей, объем каждой из которых достигает 4-5 страниц, уникальность текста – от 90%. Статьи по логопедическим темам публикуются в рубрике «Народное образование. Педагогика». Также допускается размещение материалов в разделе «Психологические науки» при условии – решение проблемы производится на основе психологических приемов, с психологической точки зрения. Каждый труд проверяется редакторами в течение 30 дней. Рецензирование исследования производится силами редакторов и корректоров издания.
Журнал №3. Альманах Института коррекционной педагогики. Этот научно-практический журнал публикует результаты прикладных НИР по педагогическим, педагогическим профилям. Для логопедии предусмотрена отдельная колонка. Частота выпуска – 4 раза в год. В каждом журнале размещается до 10 статей, притом на долю «логопедических» приходится около 15% от общего числа публикаций. Уникальность ВАК-статей составляет не менее 85-90%. Объем исследований достигает 8-12 страниц. Все рукописи подвергаются тщательной проверке редакторами и корректорами, двойному рецензированию (допускается внешнее и внутреннее). Срок публикации – до 90 дней.
Журнал №4. Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Данный сборник выходит в свет раз в квартал. Здесь публикуют исследования в сфере общей и коррекционной педагогики, логопедии и дефектологии, психологии и пр. Каждая статья занимает до 7-10 страниц с учетом оформления. Уникальность материалов – не менее 90%. Все статьи подвергаются внутреннему или внешнему рецензированию. Автору предстоит предоставить 2 рецензии (если их не будет – рецензирование будет внутренним). Проверка материалов на соответствие требованиям журнала занимает до 90 дней. Все опубликованные работы находятся в открытом доступе, в печатном и электронном виде.
Журнал №5. Вестник Мининского университета. Миссия этого издания – публикаций научно-исследовательских и практических исследований, решающих современные проблемы в области педагогики, психологии, философии. Редакция принимает ко вниманию труды объемом до 3 страниц, уникальностью не менее 85%. Материалы публикуют 4 раза в год. Каждая рукопись проверяется редакторами и корректорами журнала в течение 180 дней. Все проекты подвергаются двойному слепому рецензированию.
Журнал №6. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». Этот вариант представляет сбой периодическое издание, выходящее в свет не реже одного раза в квартал. В каждом выпуске умещается до 10-15 научных статей по педагогике, психологии, специальная педагогика. Журнал доступен в печатном виде. Получить его может любой пользователь, оформивший заявку на сайте издательства МГПУ. К публикации принимают материалы, выполненные на русском или английском языке, объемом до 10 страниц, уникальностью – от 85-87%. Притом в первую очередь журнал публикуют результаты исследований молодых ученых, сравнительные исследования по педагогике и психологии, современные проблемы специальной педагогики и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Журнал №7. Вестник НЦБЖД. Этот журнал – многопрофильный. ВАК-статьи по логопедии подлежат размещению в рубрике «Народное образование. Педагогика». Издание — рецензируемое, благодаря чему труды автора обретают известность и популярность, приносят ему авторитет и признание в научных кругах. Вестник публикуется 4 раза в год. Требования к статьям: объем – до 5-8 страниц. Средняя уникальность исследований – 85-90%. Все труды подвергаются двойному рецензированию. Редакция проверяет рукописи на качество – до 180 дней.
Журнал №8. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Данный ВАК-журнал принимает к публикации научные, прикладные материалы, связанные с совершенствованием образовательной системы. Ключевыми темами статей по логопедии здесь выступают проблемы диагностики в речевом развитии детей, работа логопеда с детьми ОВЗ, новые подходы в логопедии по коррекции развития речи и моторики, использованию современных технологий и пр. Издание выходит в свет в печатном и цифровом виде 8 раз в год. Требования к материалам: уникальность – от 85%, объем – не более 5-6 страниц, обязательно одностороннее рецензирование. Редакторы проверяют качество статей в течение 120 дней. Работы по логопедии размещаются в рубрике «Специальные коррекционные школы. Дефектология», «Специализированные отрасли педагогики».
Журнал №9. Дефектология. В рамках этого сборника происходит освещение значимых трудов в социальной, образовательной и коррекционной сфере. Журнал выходит в свет 6 раз в год, в каждом из них содержится до 7-10 статей объемом по 5-7 страниц. Минимальная уникальность текста – от 80%. Каждая статья подвергается рецензированию (внутреннее/внешнее). Срок публикации – до 90 дней. Проверка рукописей также затрагивает анализ авторитета рецензента.
Журнал №10. Специальное образование. Текущее издание предназначено практикующим специалистам и начинающим дипломантам, которые планируют или работают с детьми ОВЗ, а также всем заинтересованным в развитии педагогики, логопедии, коррекционной деятельности лицам. ВАК-статьи выходят в свет раз в квартал в печатном и цифровом виде. Все исследования можно легко найти в открытом доступе. К печати допускаются рукописи на русском языке, объемом – не более 10-12 страниц, оригинальностью – от 85%. Особое внимание уделяется прикладным исследованиям и трудам начинающих исследователей (студентов старших курсов). Каждая работа проходит двойное рецензирование и проверку со стороны редакторов (до 56 дней).
Важно отметить, что статьи по логопедии также можно разместить на базе многопрофильных, мультидисциплинарных ВАК и научных журналов, имеющих в своем составе колонку по педагогике или коррекционной педагогике. Как правило, в таких сборниках требования к материалам более лояльные, но при этом важно учитывать – котируются ли они ВАК и будут ли засчитаны в публикационную копилку автора при самоцитировании в диссертации или монографии и пр.
Независимо от того, в какое издание исследователь планирует направить рукопись (рецензируемое, международное или отечественное, при вузе или самостоятельное и пр.), качество исследования должно быть высоким, достойным внимания научного сообщества и практиков.
Особенности ВАК-статей по логопедии
Научные статьи по логопедии и коррекционной педагогике чаще всего носят практический характер и формируют ясную доказательную базу, проверенную экспериментальным путем. Поэтому ВАК-журналы предпочитают публиковать прикладные материалы, прошедшие все стадии обоснования и проверки гипотезы.
Теоретические логопедические изыскания призваны усовершенствовать подход к работе с проблемами в речевом развитии детей и взрослых: внедрить новейшие инструменты или методики по работе в частных и общих случаях, оптимизировать способы диагностики проблем, внедрение деловых и иных игр в процесс «логопедолечения» и пр.
Структура и содержание ВАК-статей по логопедии отвечает стандартным требованиям: наличие четкой структуры и обоснованной авторской позиции, точных результатов обоснованных суждений-выводов. Исследование должно быть поэтапно и логично описано.
Логопедические исследования принято делить по возрастным группам, характеру проблемы (теория, практика, медицинское/психологическое/неврологические или иное отклонение и пр.). ВАК-статьи по данному профилю предполагают описание предлагаемых или реализованных мероприятий с целью решения узкой проблемы, которая чаще всего носит индивидуальный характер. Но зачастую подобные проекты находят повсеместное применение посредством грамотного адаптирования под нужды общества.
Тематика логопедических изысканий провоцируется современными проблемами в педагогике, медицине и психологии на фоне развития инноваций и внедрения современного оборудования инструментов и подходов к диагностике и решению.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Самыми популярными темами исследования по коррекционной педагогике и логопедии в последние годы стали следующие вариации:
- Совершенствование диагностических методов по грамотной и корректной постановке диагноза, первопричины его появления, провоцирующих и воздействующих факторов;
- Проблемы коррекции отклонении в речевом развитии у детей раннего возраста;
- Медицинские факторы в работе педагога-логопеда;
- Комплексная помощь детям с отклонениями в развитии, развитии речи, ОВЗ и пр.;
- Особенности первичных и вторичных отклонений в развитии детей и взрослых;
- Современные способы коррекции речи на основе IT-технологий, магнито- и лучетерапии;
- Индивидуальная работа логопеда в решении проблем с развитием подопечного и пр.;
- Особенности взаимодействия логопеда с психологом, педагогом, родителями подплечного.
Таким образом, проведение педагогических и логопедических исследований связано с прогрессирующими или новыми патологиями в развитии человека, а также возможностями НТП и инновациями.
Все достижения и результаты изысканий в ВАК-статьях по логопедии, коррекционной педагогике должны быть изложены кратко, емко, точно и обоснованно. Подача материала должна быть в меру простой и понятной, согласно канонам научного стиля.
Перед тем как направить рукопись в издательство, важно уточнить требования к исследованиям: объем, оригинальность текста, частные правила оформления, требования к рецензентам и количество рецензий. Важно учитывать срок публикации (особенно если автору важно разместить текст статьи в кратчайшие сроки).
Каждый исследователь и автор научной статьи должен грамотно и корректно совмещать выдвинутую идею, собственное понимание темы/проблемы и ее видение с техническими и организационными моментами, учитывая общие правила подготовки ВАК-статей по логопедии и требования конкретного издательства, ВАК-правила.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!