Обзор популярных социальных сетей для ученых

Социальные сети сегодня – это не просто круг виртуального общения, новых знакомств, время для проведения досуга и развлечений онлайн. Сегодня данная среда активно используется во благо даже учеными. На просторах сети Интернет можно встретить немало сайтов, которые объединяют лиц по интересам и видам деятельности. Соцсети тому явное подтверждение. В текущей статье мы подчеркнем роль данного первоисточника в жизни исследователей и ученых, отметив роль и специфику данного инструмента.

Обзор популярных социальных сетей для ученых
Социальные сети сегодня – это не просто круг виртуального общения, новых знакомств, время для проведения досуга и развлечений онлайн. Сегодня данная среда активно используется во благо даже учеными. На просторах сети Интернет можно встретить немало сайтов, которые объединяют лиц по интересам и видам деятельности. Соцсети тому явное подтверждение. В текущей статье мы подчеркнем роль данного первоисточника в жизни исследователей и ученых, отметив роль и специфику данного инструмента.

Что такое социальные сети для ученых?

В общем смысле слова социальная сеть представляет собой некий виртуальный круг общения по интересам, где посредством интернет-технологий два или более человек могут связаться друг с другом и обсудить любые темы, вопросы, просто пообщаться. Фактически, данный инструмент позволяет установить связи с людьми из любой точки мира (где есть интернет-соединение).

Социальные сети давно стали частью повседневной жизни. С помощью этих онлайн-сервисов происходит оперативный обмен информацией, решение каких-либо важных или повседневных, рабочих и личных задач, расширение деловых и личных связей и пр.

В каких социальных сетях работают и общаются ученые?
В каких социальных сетях работают и общаются ученые?

Сегодня появилась отдельная ниша даже для ученых – научная социальная сеть. Она представляет собой набор специализированных или дополнительных онлайн-площадок, соответствующих конкретным научным темам, интересам, запросам, сообществам, научным областям и специальностям.

Научная социальная сеть – это отдельная виртуальная ниша для аспирантов, исследователей и действующих ученых, но при этом несмотря на «специализированность», подключаться к ней могут все пользователи. Отдельные сообщества устанавливают конкретные правила поведения и присоединения к группе (например, устанавливают требования к новым пользователям, правила этикета и поведения в группе и пр.).

В целом социальные сети считаются открытым источником информации и самым доступным инструментом для развития, обсуждения насущных тем и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Ученые и социальные сети: роль онлайн-платформ и инструментов в развитии науки

Социальные сети сумели занять основательную позицию в жизни каждого человека независимо от его профессии, социального статуса и прочих нюансов. В деятельности ученых данная онлайн-среда также сумела закрепоститься в значительном объеме.

Появление научных социальных сетей сумело объединить исследователей различных групп, научных направлений по интересам, тематическим блогам, научным специальностям и отраслям. То есть данная часть виртуальной среды и общения сблизило единомышленников независимо от их географического места положения.

Развитие социальный сетей, посвящённых науке и достижениям, НТП позволило в значительной степени ускорить обменные процессы: исследователи активно делятся собственным мнением, фактами, достижениями, личным опытом друг с другом через онлайн-платформы, обсуждают насущные вопросы и проблемы, дают подсказки и советы друг другу, поддерживают единомышленников, строят совместные планы и вместе решают возникающие на пути проблемы.

Таким образом, научные социальные сети — это уникальная виртуальная среда, где можно заручиться поддержкой, обрести новые знания и опыт в неформальной обстановке.

Роль социальных сетей в деятельности ученых
Роль социальных сетей в деятельности ученых

Какую роль играют социальные сети в деятельности начинающих и уже опытных исследователей? Ответ на данный вопрос не будет однозначным. С одной стороны, социальные сети упрощают процесс коммуникации между учеными различных категорий, областей тем и пр. То есть информационный бартер происходит оперативнее. С другой стороны, информация в социальных сетях и Интернете – первоисточник ненадежный, требующий тщательной перепроверки на соответствие ключевым критериям качества.

Таким образом, социальные сети играют двоякую роль в жизни исследователей, выполняя следующие функции:

  • Ускоряет информационный обмен, предоставляя возможность получить современную информацию с учетом последних новшеств и достижений в научной среде отрасли;
  • Ускоряет процесс сбора доказательной базы в рамках конкретной научной области или темы, то есть развивает научно-тематическую общность с учетом интересов исследователей;
  • Устанавливает оперативную связь между различными пользователями, авторами научных работ и статей, учеными в любое время года и суток независимо от их местоположения;
  • Упрощает взаимодействие ученых разных категорий в неформальной обстановке;
  • Повышает мобильность и скорость обновлений в научном сегменте на фоне оперативного обмена опытом;
  • Повышает скорость выработки определенного авторитета и репутации в научных кругах, повышая авторскую активность в рамках интересуемого вопроса или темы;
  • Позволяет публиковать научные работы и статьи в открытом доступе через специальные официальные сообщества, платформы добровольно для обнародования текущих результатов научной мысли и достижений;
  • Способствуют неформальному управлению наукой, корректируя направления деятельности ученых с учетом опыта их союзников, предшественников, минимизируя риск повтора испытаний, плагиата и пр.

Таким образом, социальные сети сегодня – это не просто круг общения единомышленников, а самый настоящий инструмент для управления различными проблемами факторами, обстоятельствами и массами. Интернет-технологии и возможности участвуют как в повседневной, так и профессиональной и научной деятельности, привнося свои плюсы и минусы.

Как исследователи и ученые пользуются социальными сетями?

Задействование социальных сетей в деятельности ученых порождает немало нюансов. Во-первых, нередко описанными идеями и разработками пользуются мошенники, выдавая чужие труды за свои (плагиат). Во-вторых, качество информации в Интернете не всегда соответствует заявленным критериям актуальности, достоверности и надежности.

Аспиранты и ученые – лица, заинтересованные в совершении достижений, разработке инноваций, оптимизации отрасли и решении насущных научных проблем.

Научные социальные сети являются частью виртуального пространства, электронной (цифровой) среды и информации. Перед тем как использоваться данные ресурсы, каждый уважающий себя автор должен убедиться в том, что первоисточники достоверны и надежны. Поэтому применение данного вида материалов в научно-исследовательской деятельности требует соблюдение принципа «доверяй, но проверяй» и «семь раз отмерь — один раз отрежь».

Классический алгоритм по работе с социальными сетями среди ученых

Этапы

Действия

Результаты

Шаг №1. Сбор информации Поиск информации на стене сообщества, общение в рамках группы/чата или соцсети, изучение публикаций на базе определенной онлайн-площадки

Допускается использование внутренних ресурсов виртуального сообщества: внутренние публикации, библиотеки, ссылки на иные ресурсы и т.д.

Подбор научных и экспериментальных (или иных) фактов и идей в рамках развиваемой темы исследования
Шаг №2. Анализ данных Определение места и роли найденных ресурсов, определение места и уместности использования материалов, выбор методов включения данных в текст исследования

Также анализ подобранных материалов поможет определить автору наличие противоречий или сомнительных моментов

Констатация уместности, целесообразности, необходимости и возможности использования найденных сведений
Шаг №3. Проверка данных Экспертиза информации и определение ее соответствия критериям качества: сравнение и сопоставление материалов из разных первоисточников, перепроверка, проведение повторного эксперимента Решение о включении или исключении собранных данных из исследования

Обоснованные и надежные факты подлежат применению, а сомнительные — отсеиваются

Шаг №4. Использование первоисточника Включение проверенных и надежных фактов в текст проекта, развитие авторской идеи Получение корректных промежуточных или конечных результатов

Авторы научных работ и статей придерживаются классической схемой применения первоисточников:

Первый этап – знакомство с высказыванием, фактом, информацией и ее анализ. Изначально ученый общается со своими коллегами, пользователями научного сообщества или социальной сети, обменивается мнениями, опытом, фактами и иными располагаемыми данными. В процессе такого неформального обмена можно получить немало интересных ресурсов по теме исследования. Притом при необходимости можно обратиться к собеседнику с просьбой предоставить текстовые доказательства описанных моментов (ссылки или непосредственно тест научной статьи. Научной работы, монографии и пр.). После получения соответствующих материалов целесообразно определить их суть, определить уместность и возможности использования ресурса в собственных интересах и целях (исследовании).

Второй этап – проверка первоисточника на соответствие традиционным критериям качества: актуальность, надежность, достоверность, точность. В данном случае исследователю предстоит убедиться, что найденная им информация соответствует реалиям и не является устаревшей, она корректна (то есть правильно описывает конкретные факт результаты и достижения), является достоверной (то есть проверена и возможна к применению при определенных факторах, обстоятельствах и пр.).

Третий этап – определение возможностей использования первоисточника в собственной работе: место, роль, характер включения (доказательная база, дополнительная база и пр.), способ использования (цитирование, заимствование, описание, пересказ и пр.) и пр. Далее автор уже непосредственно использует или полагается на первоисточники при развитии собственных идей.

Обратите внимание, что ни один кандидат или доктор наук не станет использовать первые попавшиеся первоисточники, информацию, полученную через социальные сети или иным способом без перепроверки. Неважно, от кого и как была получена ресурсная база. Чтобы результаты научной работы были точными, корректными, достоверными и применимыми на практике, важно полагаться только на тщательно проверенные факты.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Самые популярные социальные сети среди ученых

Согласитесь, что использовать социальные сети может любой человек, но в научной среде исследователи могут задействовать два вида интернет-площадок:

  • Обычные социальные сети для простого и непринужденного общения на бытовые, повседневные темы и пр. В этом случае всем известными виртуальными каналами связи выступают такие соцсети, как ВКонтакте, Одноклассники, телеграмм, Яндекс-каналы и пр.;
  • Научные социальные сети – для обсуждения научных проблем и тем, исследований, достижений, обмена опытом и пр.

В таблице ниже мы кратко и емко рассмотрим существующие и наиболее популярные в исследовательских кругах научные социальные сети.

Социальная сеть

Научная принадлежность, область

Описание

ReseachGate Естественные и точные науки Международная социальная сеть на английском языке

Сервис предлагает исследователя общаться в неформальной обстановке

Для допуска в круг единомышленников необходимо пройти регистрацию и небольшой опрос, обязательно отметив тематику или научную область и научную организацию пользователя (с которой он связан)

Пользователи могут обмениваться научной информацией, данных о научных конференциях и свободных вакансиях в научных организациях

Пользователями могут быть только аспиранты, кандидаты и доктора наук, то есть действующие исследователи и ученые

Социальная научная сеть Многопрофильная онлайн-платформа Стать участником этого сегмента могут как студенты, так и аспиранты, ученые

На просторах этой соцсети можно найти научные и статистические факты по различным темам и научным блокам, сведения о предстоящих научных конкурсах и грантах, научных конференциях

В разделе «обсуждения» можно обмениваться мнениями и фактами по темам и научным отраслям

Сайт действует на нескольких языках, в том числе английском, русском, украинском

Масштаб клуба — международный

Social Science Research Network (SSRN) Социальные и гуманитарные науки Данная сеть содержит в себе базу данных, включающую научные статьи и работы, авторефераты, электронную библиотеку в рамках указанных научных областей. Доминирующая часть материалов находится в открытом доступе, но наиболее свежие данные могут иметь закрытый формат и требовать подписки и пр.

Участник сообщества имеет право полагаться на найденные ресурсы в собственных исследованиях при условии корректного и точного соблюдения авторских прав.
Упростить поиск информации можно с помощью специальных фильтров

UniPHY Физические науки Данная социальная сеть напрямую связана с Американским институтом физики и предоставляет доступ к их внутренней научной базе, в которой насчитывается свыше 1,7 миллиона научных работ

Пользователи проходят обязательную регистрацию и добавляют собственные (защищённые и проверенные) научные труды, могут добавлять друзей по интересам (научным) и общаться с помощью чатов, личных сообщений

Каждый пользователь может создавать собственный круг общения (открытые и закрытые группы)

Computer Science Student Network Математические науки, IT-науки, инженерные науки Миссия портала – добровольный обмен информацией и мнениями пользователей

Соцсеть также предоставляет возможность дополнительного обучения (бесплатно для зарегистрированных пользователей, анонс курсов – для всех пользователей)

Участники группы могут общаться, публиковать собственные статьи и работы, обмениваться мнением

Connotea Многопрофильный и широкоформатный, основной акцент – медицинские науки Сайт англоязычный

Предоставляет доступ к научным журналам, статьям, работам, отдельным документам из Amazon

Пользователи могут сохранить ссылку или файл в профайле, корзине личного кабинета

Пользователь имеет право на общение в личном кругу, внутренних форумах и чатах, публиковать собственные научные работы и статьи, пользоваться внутренними ресурсами

Academia.edu Многопрофильный ресурс Данная научная социальная сеть предназначены для начинающих и опытных исследователей в самых разных научных областях

Здесь каждый зарегистрированный пользователь может просто общаться с единомышленниками и более опытными коллегами, а также размещать собственные результаты исследований, вести микроблог, следить за публикационной активностью других авторов и пр. Доминирующая часть работ находится в открытом доступе, посильна для скачивания в формате pdf

Myexperiment.org Акцент на экспериментальных исследованиях и соответствующих результатах научной мысли с акцентом на биологические, географические науки и IT-науки Миссия этой социальной сети – помочь начинающим или менее опытным исследователям находить наставников и кураторов, консультантов с целью повышения результативности научно-исследовательской деятельности

Площадка предлагает общение в группах, чатах, работу в рамках семинаров, обсуждениях

Mendeley.com Многопрофильный характер сообщества Данная группа призвана упростить информационный поиск и работу с библиографическими данными

Возможности зарегистрированных пользователей: отслеживать активность интересующих их авторов и единомышленников, получение рецензий к новым проектам собственного производства, формирование подборки будущих исследований, обсуждение новых идей и обмен опытом

Соцсеть «Ученые России» Многопрофильное сообщество Призван облегчить коммуникации между учеными, исследователями различного уровня и ускорить информационный обмен в рамках личного, группового общения, онлайн-конференций и семинаров, поиска автора рецензий и отзывов

Также содержит актуальную информацию о грантах и конкурсах

Общество научных работников (ОНР) Общественный и научный характер сообщества, многопрофильный план Можно найти актуальные публикации и научные статьи, новости в научной среде, продвижение различных петиций

Данная социальная сеть пользуется слабым спросом, так как она носит больше информационный характер, но в то же время она позволяет одними и первых узнать о последних све6ршениях, достижениях и изменениях в науке

Вышеописанные научные социальные сети – далеко не единственные онлайн-площадки, которыми пользуются ученые в процессе выполнения научно-исследовательской миссии, воплощении новейших идеи по оптимизации и совершенствованию отрасли.

Социальные сети в научной деятельности – это дополнительный, но чаще всего сомнительный источник информации, на проверку которого требуется немало времени и сил.

В основу любого научного познания и проекта опытные авторы кладут преимущественно научные факты и экспериментальные данные, полученные лично или под контролем автора. Использование социальных сетей чаще всего является подспорьем для «разбавления» научного исследования новейшими сведениями, а также толчком для развития в новом направлении, очередных идей и пр.

Опытные исследователи рекомендуют опираться на всевозможные первоисточники, но включать в текст нового научного проекта их только после колоссальной экспертизы, удостоверившись не только в правдивости информации, но и ее достоверности и точности лично. Не стоит доверять словам и доводам даже авторитетных авторов, если выданная ими мысль ранее не афишировала в научном сообществе, не подвергалась проверке, не публиковалась в авторитетных изданиях и не защищалась в рамках диссертаций.

Таким образом, социальные сети сегодня используются практически повсеместно независимо от возраста, опыта и социального статуса. С их помощью в значительной степени ускоряется информационный обмен и подбор фактов, генерирование новых идей и тенденций в науке и отрасли. Главное при использовании любых соцсетей – тщательно перепроверять каждое мнение, высказывание, утверждение, чтобы в перспективе не обжечься и не допустить ошибок.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *