Особенности обучения по неаккредитованной программе (специальности) в вузе

Выбирая вуз, в первую очередь абитуриенты должны взглянуть на документы, разрешающие заниматься подготовкой квалифицированных специалистов. К данной категории относят лицензию вуза и аккредитацию, притом последнее понятие действует в двух ракурсах – в отношении вуза в целом и в отношении каждой действующей образовательной программы.

Особенности обучения по неаккредитованной программе (специальности) в вузе
Выбирая вуз, в первую очередь абитуриенты должны взглянуть на документы, разрешающие заниматься подготовкой квалифицированных специалистов. К данной категории относят лицензию вуза и аккредитацию, притом последнее понятие действует в двух ракурсах – в отношении вуза в целом и в отношении каждой действующей образовательной программы.

Понятие аккредитации образовательной программы

Аккредитация в образовательной деятельности – одна из важнейших процедур нацеленную на установление условий и качества обучения студентов. Данная процедура реализуется в разных масштабах:

  • Аккредитация вуза предполагает проверку условий для реализации действующих направлений подготовки: квалификация преподавательского состава, материально-техническая база учреждения, оснащение аудиторий, достаточность инструментов и оборудования для научной и практической подготовки, возможности межвузовского сообщения и пр.;
  • Аккредитация образовательной программы – установление качества подготовки выпускников (навыки, степень соответствия выпускников требованиям работодателей и потребностям рынка труда) и пр.

Аккредитация образовательной программы – это своего рода экспертиза состава, структуры направления подготовки, которая сводится к сравнению с требованиями Минздрава, компетенциями выпускников и требования работодателей.

Схема проведения государственной регистрации образовательной программы
Схема проведения государственной регистрации образовательной программы

Каждая образовательная программа подлежит аккредитации раз в 5 лет. Данная мера вполне обоснована и позволяет своевременно откорректировать набор предметов и инструментов, внедряя новые дисциплины, методы преподавания, формы проведения занятий, дополняя или пересматривая состав предметов и пр.

Важно отметить, что для получения высшего профессионального образования каждый вуз должен заручиться поддержкой государства и получить соответствующее разрешение. Во-первых, заниматься набором и подготовкой студентов невозможно без лицензии и аккредитации заведения, но набирать желающих на неаккредитованные программы возможно.

Особенности неаккредитованных программ в вузе: структура и содержание, сравнение с аккредитованными

Отсутствие аккредитации в отношении вуза – вопрос серьёзный и важный, символизирующий явное несоответствие установленным правилам и минимума для подготовки дипломантов. Отсутствие аккредитации по образовательной программе – явление нередкое и не столь страшное.

Если направление подготовки не получило свидетельство об аккредитации – это еще не значит, что качество подготовки выпускников хромает или никуда не годится, осваиваемые дисциплины не приносят желаемого и требуемого со стороны МинОбрНауки результата.

Неаккредитованные программы могут реализовываться в вузе по ряду причин:

  • Первичная аккредитация возможна только по мере первого выпуска студентов (после оценки их навыков, сравнения с действующими нормативами и требованиями Минобразования, работодателей и пр.);
  • Последующая аккредитация проводится вузом добровольно по предварительной заявке каждые 5 лет. Если заявки не поступает, программа лишается аккредитации, но может реализовываться при условии – вуз имеет действующую лицензию и аккредитацию.

Фактически программа может быть неаккредитованной, если внедряется в вузе впервые или действие аккредитации не было пролонгировано (несинициирована проверка качества подготовки выпускников).

Классификация государственной аккредитации для образовательных программ
Классификация государственной аккредитации для образовательных программ

Состав неаккредитованных направлений в целом несущественно отличается от традиционных и общепризнаваемых специальностей, соответствующих всем заявленным параметрам и требованиям, своевременно проходящим проверку качества. В рамках таких профилей основной перечень дисциплин будет учитывать необходимый минимум, выдвигаемый со стороны Минздрава: в обязательном порядке будут присутствовать общеразвивающая и профильная части. Отличия, как правило, кроются в вариативном модуле, глубине погружения или наборе тем по конкретному предмету, соотношении теории и практики и пр.

Неаккредитованные специальности реализуются на общих правилах при вузе: в очном/заочном или дистанционном форматах, но преимущественно на коммерческой основе. Государство финансирует лишь те профили, которые прошли проверку качества и сумели зарекомендовать себя с положительной стороны. Подобные профессии могут реализовываться на азе государственных и частных учреждений.

Как правило, неаккредитованные программы не уступают аккредитованным. В них присутствует доля теоретической, научно-исследовательской и практической подготовки студентов. В случае нехватки одного из компонентов она становится уязвимой, ведь выпускники теряют возможность более утонченной подготовки, не могут полностью соответствовать минимальным или актуальным параметрам.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В каких случаях абитуриенты поступают на неаккредитованные программы при вузе?

Современные абитуриенты стараются максимально разобраться при выборе вуза и специальности, тщательно изучая и сравнивая состав профилей, условий и перспектив. Но поступление на неаккредитованные специальности возможно, как осознанно, так и вынужденно. Рассмотрим самые распространённые сценарии освоения направлений подготовки без свидетельства об аккредитации:

Вариант №1. Изначальное поступление на неаккредитованную специальность, когда абитуриент осознает и понимает особенности направления подготовки и перспективы. В данном случае вся ответственность за качество подготовки и дальнейшее развитие трудоустройство ложится на плечи абитуриента/студента. Вуз не скрывает факта отсутствия свидетельства об аккредитации.

Зачем нужна аккредитация образовательных программ?
Зачем нужна аккредитация образовательных программ?

Вариант №2. Срок свидетельства аккредитации истек в процессе обучения студента. В рамках данного варианта может быть несколько сценариев: если вуз подаст заявку на аккредитацию программы, то у студента еще есть шанс освоить аккредитованный формат, но если учреждение затянет или откажется от данной инициативы – то обучение продолжится, возможность выпуститься из вуза будет, но при одном условии – выпускник получит диплом частного образца.

Учтите, что аккредитация образовательной программы затягивается на несколько месяцев, поэтому если специальность лишилась соответствующего свидетельства у студента выпускного курса (особенно в последнем семестре), то риск получить «негосударственный диплом» высок.

Обратите внимание, если учебная программа подвергалась серьезным и официальным коррективам в течение 5 лет, то она подлежит досрочной переаккредитации для утверждения. Но небольшие изменения в план-конспектах предмета сюда не относятся. Данные изменения чаще всего провоцируются на фоне слабой успеваемости студентов, возникающих в освоении дисциплины проблем и сложностей. Перемены в учебном плане нацелены на ликвидацию пробела в знаниях, совершенствованию подготовки учащихся.

Специальность не прошла аккредитацию, что делать?

Отсутствие аккредитации по образовательной программе – не катастрофа, особенно в современных условиях. Сегодня работодатели ценят наличие диплома о высшем образовании, а также уровень эрудиции и самообразования владельца этого документа.

Если студенты и их родители переживают за качество обученные и отсутствие свидетельства об аккредитации, то у них есть несколько вариантов:

  • Перевестись на смежную аккредитованную программу внутри факультета/вуза и продолжить обучение на тех же условиях, на которые поступали изначально: форма подготовки, стоимость освоения профессии не изменятся;
  • Перевестись в другой вуз, где текущее направление подготовки имеет в наличии действующее свидетельство об аккредитации. В данном случае учащийся может самостоятельно найти новый образовательный центр или обратиться в деканат за соответствующей помощью и поддержкой. Вуз поможет найти «новое учреждение» только в одном случае, если студент изначально поступал на аккредитованный профиль. В этом случае условия подготовки могут измениться: разниться может как цена, так и состав программы, может появиться «академическая разница» и пр.;
  • Продолжить обучение и получить диплом установленного (частного, внутривузовского) образца;
  • Отказаться от освоения неаккредитованной программы и отчислиться (по любому основанию: как по собственной инициативе, так и по вынужденным обстоятельствам).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Схема проведения аккредитации образовательной программы в вузе

Независимо от того, в который раз происходит «аттестация» профиля, данной процедуре подвергаются только выпускники.

Механизм аттестации и переаттестации специальности в вузе предполагает следующие мероприятия. Сначала образовательное заведение направляет официальную заявку, инициирующую проверку качества конкретного профиля. Для этих целей Рособрнадзор и Минобразования создает специальную комиссию и утверждает график проведения проверки, о чем уведомляет учебный центр.

Этапы проведения государственной аккредитации образовательных программ
Этапы проведения государственной аккредитации образовательных программ

Далее согласно намеченному распорядку, в вуз приходит комиссия и приступает к тотальной проверке программы обучения, которая сводится к следующим действиям:

  • Проверка документации: структура и состав образовательной программы, календарный план обучения, план-конспекты занятий, соответствие программ минимальным требованиям Минобрнауки;
  • Проверка условий становления дипломированных специалистов: оценка помещений и аудиторий, материально-технической базы, условия для практической подготовки студентов и пр.;
  • Проверка качества подготовки студентов последнего курса (на момент проведения аккредитации): проведение всевозможных срезов, опросов выпускников и работодателей, руководителей с места практики и пр. также в рамках данного этапа допускается проверка качества подготовки выпускников прошлых лет посредством опросов, наблюдений, беседы с работодателем и пр.

Если полученные данные подтверждают соответствие новоиспеченных специалистов реалиям, владение инновациями и специальными приемами по профессии, имеют положительные отзывы со стороны, то программа проходит аккредитацию

Если в составе профиля присутствуют явные нарушения требованиям МинПросвещения, СЭС, Рособрнадзора, а изучение намеченных дисциплин не приводит к обретению полноценных компетенций, уровень знаний выпускников – минимален, то профиль может быть лишен аккредитации.
Программа также не будет аккредитована, если по ней вуз еще не выпустил ни одну группу, на основе которой можно было бы провести экспертизу качества подготовки.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Достоинства и недостатки неаккредитованных образовательных программ

По статистике, более 70% абитуриентов подают документы исключительно на те специальности, которые прошли мили имеют действующее свидетельство об аккредитации и гарантируют получение диплома государственного образца, действующего повсеместно по России.

Среди явных достоинств неаккредитованных программ обучения при вузе можно отметить:

  • Возможность освоить новую перспективную профессию, учитывающую инновационный подход, новшества в рынке труда, в законодательной базе и требования работодателей;
  • Качество образования неаккредитованных программ в 95% случаев не уступает аккредитованным направлениям;
  • Набор на аккредитованные профили проводится на более лояльных условиях: проходные баллы средние или ниже среднестатистических по региону/стране, набор преимущественно на общих началах (но также допускается льготный и целевой прием), небольшой конкурс за вакант (в среднем до 4 человек за место).

В числе явных недостатков освоения профессии по неаккредитованным программам можно выделить:

  • Освоение профессии возможно только на коммерческой основе. Притом стоимость образовательных услуг устанавливается вузом самостоятельно: она может быть как низкой, средней, так и высокой;
  • Самое большое огорчение ждет парней. В случае обучения по программам без аккредитации им не полагается предоставление отсрочки от армии;
  • Выпускники могут получить диплом частного образца (притом ГОСы и защиты ВКР никто не отменял!), который котируется не всегда и не везде: не все работодатели понимают и принимают подобные доку менты об образовании, поступить с ним в аспирантуру невозможно.

Специалисты Disshelp оказывают услуги по написанию и оформлению всех видов студенческих, научно-исследовательских работ по всем направлениям подготовки не зависимо от наличия свидетельства об аккредитации. Мы гарантируем высокое качество услуг, конфиденциальность данных, соблюдение всех заявленных параметров и безопасность сделки каждому клиенту.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *