Первый шаг к отмене ЕГЭ или почему Россию исключили из Болонской системы

В наше время многие новостные СМИ говорят о том, что Россия была исключена из болонской системы образования. Как бы правда не резала глаза, но это именно так. Некоторые могут сказать о том, что подобная система считается лучшей, но на самом ли деле это так? В этой статье мы поговорим с вами о том, что такое Болонская система образования, а также какие преимущества может дать это в наше время для будущих выпускников школ и обучающихся в ВУЗах студентам.

Первый шаг к отмене ЕГЭ или почему Россию исключили из Болонской системы

В наше время многие новостные СМИ говорят о том, что Россия была исключена из болонской системы образования. Как бы правда не резала глаза, но это именно так. Некоторые могут сказать о том, что подобная система считается лучшей, но на самом ли деле это так? В этой статье мы поговорим с вами о том, что такое Болонская система образования, а также какие преимущества может дать это в наше время для будущих выпускников школ и обучающихся в ВУЗах студентам.

На нашем сайте вы можете заказать услуги по написанию диссертационных работ, а также курсовых, дипломных и многих других на выгодных условиях.

Что такое Болонская система?

Болонская система – метод, по объединению и создания единого пространства в образовательной системе, с помощью которых были объединены ВУЗы множества стран мира. Но, как правило, такое правило было распространено прежде всего на страны, входящие в ЕС.

Что такое Болонская система?
Что такое Болонская система?

Основной позицией процесса Болонской системы обучения для студентов, возможность проходить обучение не только в рамках своего университета, но и также проходить трудовые стажировки за границей. При этом многие могли получить не только новый опыт, но и также знания, позволяющие получить хорошую работу не только в отечественном рынке труда, но и также в других государствах-участниках системы. Подобное позволяло повысить шансы молодых специалистов найти хорошую работу и трудоустроиться в Европе.

Дата разработки подобного документа был назначен на 19.06.1999 года. Российская Федерация смогла присоединиться к ней чуть позже. Произошло это более чем через 4 года, а именно 01.09.2003 года. Система насчитывает порядка 48 стран, перед выходом России из неё.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Какие предпосылки существовали для создания системы?

Основными предпосылками для создания Болонской системы можно назвать следующие моменты:

  1. развитие стран Европейского Союза стремительно росло;
  2. процессы по глобализации были усилены;
  3. университеты хотели тесного сотрудничества для достижения наилучшего процесса обучения;
  4. появление некоторых требований для развития компетенций, требующих больше практики;
  5. длительный карьерный рост, который мог продолжаться на одном рабочем месте достаточно долгое время;
  6. появление необходимости к расширению квалификаций в профессиональном плане;
  7. надобность в развитии гибкого мышления у студентов, которые обучаются высших учебных заведений;
  8. поиск простейшего способа по признанию дипломов, полученных из других стран, благодаря чему исчерпалась надобность в подтверждении знаний;
  9. создания конкурирующей системы образования с американскими процессом обучения.

Болонское соглашение было создано для решения именно таких вопросов, тем самым помогая студентам в получении конкурентоспособных знаний, а также навыков, которые бы помогали в трудоустройстве на наиболее востребованную вакансию/должность.

В целом такой подход должен был не просто улучшить развитие образовательной системы, особенно это было актуально для России, с её постсоветским отсталым развитием, но и также потребности в мобильных и универсальных специалистах, которые могли строить собственную карьеру работая в нескольких местах, не засиживаясь на одном.

Бакалавриат и магистратура

В самом начале своего создания Болонским процессом предполагалось то, что к 2010 году Европа сможет создать совместное единое пространство, которое бы охватывало высшее образование. Оно должно было быть достигнутым за счет введения специализированных систем, как школьного, так и высшего образования. Благодаря этому в школах России количество классов должно было увеличено до 11 классов. При этом часть идей было реализовано, так как появились бакалавриат и магистратура. Также появилась докторантура, которая стала самой высшей точкой обучения. Перед ней далее была придумана аспирантура, которая шла между магистратурой и докторантурой.

Это интересно! Докторантура отличается от аспирантуры тем, что аспирантура связана с научно-исследовательской деятельностью для будущего получения степени кандидата. Чтобы получить степень доктора наук, следует пройти докторантуру. При этом обучение в них фактически идет одним чередом.

Бакалавром считался тот выпускник, который окончил первую высшую степень образования, отучившись от 3 до 4 лет (зависит от направления подготовки и формы обучения). И хотя окончив бакалавриат у человека имеются базовые профессиональные знания, но окончив магистратуру студент имел больше шансов на поступление в магистратуру, где предполагалось обучение в течение двух лет.

По мнению болонской системы от начала обучения до получения докторской степени необходимо было потратить порядка 7 — 8 лет. Окончательным этапом стало бы защита кандидатской.

С Болонской системой стирались границы обучения между странами, тем самым обучение в Великобритании было наравне с системой образования в Турции. Таким образом бы ускорился процесс по мобильности между ВУЗами, а также другими странами. Например, выпускники обучающиеся по программе Стамбула могли поступить в магистратуру в условный Гамбург. Важно было иметь унифицированное приложение к диплому, полученной в своей стране.

Другим не менее важным моментом Болонской системы, кроме унифицированности ступеней образования, а также мобильности и единства в приложении к диплому является система учебных кредитов. Любой университет, страны которой входили в эту централизованную систему могли назначать определенную ценность всем своим курсам, имеющим свою «стоимость».

За условную единицу в этой системе брались кредиты. Таким образом они оцениваются по тому или иному количеству кредитов или по-другому единиц трудоемкости. За календарный год обучения можно было набрать порядка 60 ECTS-баллов, что приравнивалось к 1500 – 1800 учебным часам.

Отсюда можно сделать неутешительный вывод, что студент мог получить диплом в том случае, если наберет нужное количество баллов. Чтобы получить степень бакалавра, обычно необходимо набрать порядка 160 — 240 кредитов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Что было ранее?

Не многие страны смогли легко и безболезненно адаптировать все локализованные системы по улучшению высшего образования к образцу Болонского соглашения. К примеру, глобальную переработку под стандарты переживали такие страны, как Испания, Германия, и Финляндия. Причина стало той, что на получение высшего образования отводилось гораздо больше времени, чем 3 — 4 года. А ведь по болонскому соглашению студент в такой срок должен был получить свой первый диплом. Именно такая же ситуация приключилась и с Российской Федерацией.

Как уже было сказано выше, страна присоединилась к этой системе в 2003 году, когда были зачатки советского образования. В конце-концов система была углублена в ВУЗы страны, при этом школы были нетронуты, так как 11-летнее обучение как было, так и осталась нетронутой.

Система университетов была слишком затянутой, так как она имела специфическую форму в виде специалитета, где для получения диплома отводилось 5 — 6 лет обучения, что под Болонскую систему не подходила. Таким образом, сроки были подрезаны, чтобы произошла адаптация к этим соглашениям. В итоге сейчас все также существует специалитет, применяемый в некоторых факультетах, а также в частности некоторых высших учебных заведениях. В странах-участницах оно рассматривается больше как бакалавриат, а не бакалавриат+магистратура.

Другим недостатком, связанным с наследием специалитета считается недостаток проработки курса вопросов бакалавриата, связанного с прохождением профессиональной практики. Система образования на бакалавриате в РФ создавалась с опорой для программы специалитетов, предполагающая вначале изучение теории, а только потом практика, которая начиналась с 5 — 6 курса обучения. Таким образом, бакалавриат в нынешних реалиях России является по сути неполным высшим, только лишь одной из двух составных частей необходимых минимальных знаний.

Становление Болонской системы привело к созданию ЕГЭ. Подобная мера является объективной проверкой знаний, который стал заменой старой советской системе вступительных экзаменов, не отвечающая международным стандартам. При этом напрямую подобного рода система, как Болонская не требовала напрямую введения единых государственных экзаменов. Основным моментом было создание равных условий при поступлении в ВУЗы абитуриентов. Инструменты могли предлагать сам страны. В Германии например, данную функцию выполняет экзамен, который называется Abitur.

Весомых оснований полагать, что при выходе из Болонской системы Россия должна отказаться от системы ЕГЭ вовсе нет. Экзамен не более чем формальность для школьников в нашей стране, и к образовательной системе Болонского соглашения имеет лишь косвенное отношение.

Взаимосвязь Болонского соглашения и отмены ЕГЭ и ОГЭ

Как уже было сказано ОГЭ и ЕГЭ – не являются основными условиями для поддержания общеевропейской системы, при этом многие политики считают, что исключения РФ из этого образовательного союза позволит сделать это. К примеру, можно взять высказывание Сергея Миронова, который утверждает, что не следует подгонять отечественное образование под нормативы стран запада. При этом многие западные страны давно отказались от введения экзаменов по аналогии ЕГЭ и ОГЭ, тем самым их дипломы имеют высокий вес во всем современном мире.

Кроме этого он считает, что РФ за счет выхода из Болонской системы прекратит применять в образовании данные типа экзаменов, перейдя к классической системе обучения. Таким образом, косвенно это сможет искоренить некоторые устои нынешнего времени, но в целом ОГЭ и ЕГЭ является лишь инструментом, а не следствием подчинения Болонским договоренностям.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

За и против исключения

Стоит также отметить то, что нельзя сказать о полной адаптации Болонской системы, которая работала на территории России за все 19 лет. Она имела свою критику, где основной мотивацией по её отмене считалось излишнюю узкоспециализированность, а также исключение части советских программ.

К примеру, Сергеем Степашиным было предложено выйти из Болонской системы до исключения, говоря о том, что университеты запада до сих пор не признают дипломы, полученные в ВУЗах России «автоматически», тем самым потеряв качество образования, которое было унаследовано Советским Союзом. При этом само образование является вполне устаревшим, что может потянуть страну на нижний ярус иерархии.

При этом заявление о том, что Россия и Советский Союз выпускали большое количество специалистов заставляет многих думать, что этот путь считается истинным. Самым лучшим решением будет взять часть преимуществ Болонского обучения, а также адаптировать советские учения в нынешние реалии.

Профессором НИУ ВШЭ Ириной Абанкиной в интервью «МК» было сказано о том, что недопустимо возвращать обучение к старой системе. Такое решение она считает неадекватным и высказалась по этому поводу таким образом, что Болонская система совершенствует образование, выполнив функцию по соответствию современному рынку труда.

Кроме этого она уверена в том, что такая система позволяет молниеносно распространять практики, в том числе академическим обменом. После разрушения всех узов с этой системой, значит уйти на один шаг назад в развитии научной деятельности и обречь себя на полномасштабную изоляцию – сообщила она в качестве дополнения к своим словам.

В случае с системой Болонских соглашений новшества позволяли студенту обучаться одно время в отечественном ВУЗе, а потом и в другом, получив все практики, которые имеются в нынешнее время. Работает это примерно так: отучился в своей стране пару лет, затем уехал в любую из 48 стран, которые подписали соглашение, набрав определенное количество баллов (кредитов), вернулся в страну, закончил обучение и всё, ты первоклассный специалист в своей области. На практике это не должно было как-то ухудшить само образование, скорее всего наоборот – улучшить процесс, дав студентам новые возможности.

Если говорить про академический обмен со странами Европы, то следует быть честными с самими собой, так как некоторые ВУЗы России не признавались за рубежом. Результаты всего обучения не было признано, в том числе не происходил перезачет в баллах (кредитах), как это совершалось в других странах, который были участниками системы. И тут имеются две противоположные точки зрения. Если говорить про положительный момент, то это позволяет не нанести вред учебному процессу, при выходе из системы, но с другой стороны снижало мобильность студентов из России. Таким образом, можно сделать некоторые умозаключения, например, развитая академическая мобильность и вовсе не существовало для студентов, обучающихся в России.

Многие ВУзы страны (как столичные, так и провинциальные) работают по двусторонним соглашениям или так называемой программе по обмену. Тут речь идет уже не о Болонских соглашениях, а о двойных дипломах, которые позволяют студентам отучиваться некоторое время в России, а затем в другом другую часть учебы, сдавая дипломы в родной стране. На такие программы, которые проводятся со странами-партнерами не смогут повлиять такие исключения, как из Болонской системы образования. Таким образом, Российская Федерация смогла себя обезопасить в этом смысле без негативного последствия. Отсюда можно сделать вывод, что граждане России от этого ничего не потеряют.

Заключение

Как вы можете понять, по поводу нынешних событий в общественности сложилось двоякое ощущение. Некоторые считают, что подобное ни как не повлияет на это дело, при этом другая часть настаивает на том, что подобная тенденция настраивает людей на негативные последствия. В основном проблемой является регрессия, в случае перехода на старую систему образования, которая зародилась в Советском Союзе.

Если говорить про качество образования, то оно зависит не только от его систематизации, но и также желание обучаться и познавать новое. Из года в год, количество обучающих сокращается, особенно это можно заметить в магистратуре и аспирантуре, которая имеет особое значение в научном мире. Таким образом, следует уже со школьного возраста давать понимать молодому поколению о том, что получить образование не просто возможно, но и необходимо для получения работы и иметь конкуренцию с другими людьми на рынке труда. Тогда надобность в экзаменах ЕГЭ и ОГЭ не будет от слова совсем.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!