Полевые исследования в студенческой жизни: где они применимы, правила организации и оформления

Каждая специальность и профессия по-своему уникальна, а ее освоение происходит в рамках строгих стандартов, правил, канонов и набора дисциплин. Каждый студент, как минимум раз в жизни, сталкивается с подготовкой дипломной работы, раз в семестр – с выполнением курсовой работы, раз в день – выполнение домашнего задания.

Полевые исследования в студенческой жизни: где они применимы, правила организации и оформления
Каждая специальность и профессия по-своему уникальна, а ее освоение происходит в рамках строгих стандартов, правил, канонов и набора дисциплин. Каждый студент, как минимум раз в жизни, сталкивается с подготовкой дипломной работы, раз в семестр – с выполнением курсовой работы, раз в день – выполнение домашнего задания.

Каждый научно-исследовательский проект выполняет конкретную миссию: описывает явление, изучает специфику процесса, конкретизирует факты, симптоматику и способы решения. Для раскрытия темы необходимо собрать информационную базу. Данная процедура специфична и зависит от направления НИР: в одном случае достаточно просто «перелопатить» гору источников и описать суть, в другом – организовать и провести эксперимент, в третьем – прибегнуть к полевым исследованиям. Сегодня мы поговорим о последнем способе и отметим его применимость в студенческих проектах.

Что такое «полевые исследования»?

Полевое исследование представляет собой процесс сбора первичной информации путем непосредственного участия автора НИР. Сама процедура может быть представлена в трех вариантах:

  • Непосредственное взаимодействие организатора и испытуемого: опрос, интервью, беседа;
  • Внешний контроль за испытуемым и анализ его действий и полученных результатов – наблюдение;
  • Организация специальных условий и/или мероприятий для оценки ситуации, проблемы – проведение эксперимента (лабораторного или естественного).
Что такое полевое исследование?
Выбор способа сбора информации для исследования

В любом случае автор НИР проводит ряд мероприятий для получения первичных данных. Здесь обязательным моментом является непосредственное участие организатора в процессе сбора информации (то есть самом полевом исследовании, когда происходит череда поступков/событий и поучается конкретный результат).

В каких НИР и студенческих проектах автору не удастся обойтись без полевого исследования?

Все полевые исследования подлежат тотальному планированию. Здесь важно учесть тему и цель научной работы, определить «целевую аудиторию» (кто может быть первоисточником, где собирать доказательную базу и пр.), проработать детали (какие моменты интересуют, сформировать список вопросов или условий, задания и пр.), определить метод сбора информации и приступить к действиям.

Полевые исследования являются неотъемлемой частью научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ по следующим направлениям:

  • Гуманитарные науки.

Казалось бы, гуманитарные изыскания предполагают банальную переработку литературы, сопоставление и сравнение данных с целью определения модернизации и эффектов, пробелов и возможных путей дальнейшего развития. Но на самом деле даже здесь полевые исследования вполне применимы.

Например, студенту предстоит изучить специфику фольклора конкретного народа или местности. Порой недостаточно просто проанализировать опубликованные труды. Чтобы понять историю создания и развития литературного жанра, необходимо проникнуться реалиями: отправиться в тот самый край, к первоисточникам, побеседовать с местным населением, пополнив фольклорную копилку новыми фактами и творчеством.

В гуманитарных изысканиях важно не просто описывать и анализировать произведения, но и указывать данные о первоисточнике (кто поведал и пр.).

Сфера применения полевых исследований
На каких специальностях возможно применение полевого исследования?
  • Социологические.

Социологические проекты и исследования призваны оценить мнение общества в рамках конкретного вопроса или темы. Здесь предполагает тесный контакт с респондентом с целью определения на начальном этапе частного мнения (каждого отдельного опрашиваемого персонажа), а затем формирования общей тенденции (путем группировки полученных результатов по конкретным признакам).

  • Психологические.

Как правило, исследования психологического плана проходят под контролем организатора, который может как вмешиваться в процесс, так и наблюдать за ним со стороны. Цель таких НИР – определение тенденций и проблем, оценка поведения конкретной «психогруппы» или испытуемых, формирование комплекса мероприятий по решению проблемы или поиск инновационных способов воздействия с учетом достижений НТП.

В психологических исследованиях может прослеживаться, как прямой контакт между организатором и испытуемыми (поручение заданий или беседа/обсуждение проблемы с подопечным), так и косвенный (обычное наблюдение). В любом случае сбор первичной информации предполагает непосредственное участие в полевом исследовании автора НИР.

  • Маркетинговое или экономическое.

Маркетинговые исследования призваны оценить отношение потребителей к конкретным товарам ил производителям, а также изучить их предпочтения и ожидания, степень удовлетворенности качеством товара и пр. Результаты таких мероприятий позволяют оптимизировать деятельность компании-производителя и повысить уровень продаж, конкурентоспособности, эффективность управления бизнес-процессами и пр.

Собрать данные по конкретной теме без опроса или анкетирования, контакта с целевой аудиторией невозможно.

Специфика оформления полевых исследования в студенческих и научных работах

Полевые исследования в указанных «проекциях» (психология, социология, маркетинг и экономика, гуманитария и пр.) обладают следующими специфическими чертами. Во-первых, автор НИР должен тщательно спланировать каждый шаг и действие, организовать эксперимент или подготовить список вопросов, определить объект исследования, «сконтактировать» с ним и собрать первичный материал.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Во-вторых, важно конкретизировать объект (сформировать выборку): кто именно может считаться «первоисточником», чьи данные будут приоритетными. Выбора формируется с учетом требований автора НИР: возраст, пол, профессия опыт работы и пр.

В-третьих, полученные результаты исследования должны быть результативными и воспроизводимыми, достоверными. Поэтому организатору целесообразно все тщательно перепроверить, повторить эксперимент (для оценки объективности и адекватности итогов) и сформировать окончательный вывод, отметив тенденцию, проблему и способ решения.

Этапы проведения полевых исследований
Как проводиться полевое исследование?

Важно приложить к проекту первоисточники, подтверждающие мнение конкретного испытуемого или группы испытуемых. Поэтому опытные эксперты рекомендуют придерживаться письменного или электронного форматов, аудиозаписей и пр. В этом случае анкеты, опросники целесообразно вынести в раздел «Приложения» в качестве неопровержимых «аргументов и фактов». Анализ этих материалов в обязательном порядке будет присутствовать в экспериментальной или аналитической части НИР, а на основе сформулированных выводов будут предложены мероприятия по решению проблемы.

Аналитическая часть может сопровождаться созданием аналитических таблиц, в которых будут обработаны и сгруппированы первоисточники по определенным основаниям. Такой подход облегчит аргументацию и анализ данных. Выявленные тенденции также можно представить в графической форме: диаграммы схемы, графики, гистограммы (строго с учетом действующих ГОСТов) и пр. Но перед обработкой изначально собранных данных важно удостовериться в достоверности, точности и актуальности материалов. Для этого автору НИР приходится проводить контрольный эксперимент: полученные результаты должны совпадать как минимум на 90%.

Самые распространенные формы полевых исследований

Каждый автор научного изыскания самостоятельно определяет способ сбора и обработки информации. Специфика полевых исследований, как мы уже не раз отмечали, проявляется в контакте между организатором (его личное участие) и испытуемых (респондентов, объектов). Добиться успеха и собрать первичную базу данных по теме НИР можно следующими способами:

  • Очный или дистанционный формат.

Очный предполагает живой контакт, непосредственное общение исследователя и выборки (группы или объекта). Здесь он сможет не только получить ответ на заданный вопрос. Но и оценить психологическое, эмоциональное состояние, реакцию респондента и пр.

Дистанционный формат отнимает меньше времени. Достаточно разослать анкеты или ссылку на опрос, а затем получить заполненные электронные бланки для анализа. Дистанционный формат можно реализовать посредством смс-опроса, онлайн-анкет, онлайн-тестирований и пр. Также к данной разновидности можно отнести телефонный опрос.

Виды исследований
Формы полевых исследований
  • Устный и письменный.

Устное полевое исследование представлено в таких вариациях, как беседа, интервью. Письменный формат проявляется в заполнении бланков: анкетирование, тестирование, и пр.

Данное основание тесным образом соприкасается с очным и дистанционным форматом, так как предполагает прямой или «заочный» контакт.

  • Эксперимент или наблюдение.

Не стоит путать эти два понятия. Да, они схожи, но проводятся с разных позиций: эксперимент предполагает создание специальных условий, планирование заданий и мероприятий и наблюдение за испытуемыми, непосредственное участие организатора в НИР. Наблюдение же предполагает анализ ситуации «со стороны» без вмешательства организатора, здесь фиксируют происходящие события и анализируют их.

В любом случае опытные эксперты рекомендуют проводить полевые исследования и фиксировать полученные результаты письменно, чтобы прикрепить их к проекту и доказать состоятельность, эффективность и актуальность результатов, обосновать доказательную базу, подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Студенческие проекты чаще всего основываются на банальной переработке литературных и научных источников, а НИР базируются на полевых исследованиях.

Полевые исследования имеют свои преимущества: оценка реальной ситуации, описательный характер, диагностика реальности и выработка решения для конкретной проблемы. Среди изъянов данного метода можно выделить сомнительность или низкая точность первоисточников и важность перепроверки результатов, избирательность исследователя и дотошная планомерность мероприятий (выборка и критерии оценки, алгоритм действий), кропотливая обработка результатов и пр.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!