Как известно, первой ступенью в системе профессионального образования является бакалавриат. Но не все абитуриенты знают о том, что программы данного уровня подлежат классификации на академический и прикладной. Сегодня мы расскажем о последнем.
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое прикладной бакалавриат?
Еще на этапе выбора профессии становится ясно, к какой нише прильнет новоиспеченный специалист и к какой категории людей он относится: гуманитарий или технарь. Но не всех знают, что в зависимости от характера специальности может зависеть и вид программы бакалавриата. На практике выделяют две вариации: академический и прикладной.
Первый вид – академический бакалавриат сопоставляют с гуманитарными программами, где наблюдается больше философствования, изучения теоретических аспектов и пр. Второй вид – прикладной, ориентированный на развитие конкретного набора прикладных качеств. Выпускники данной ниши востребованы на производстве и в промышленности в качестве основной рабочей силы.
Программы прикладного бакалавриата действуют как в колледжах, так и в вузах. Вид направления подготовки лишь подчеркивает основные функции каждого из них и специфические черты. Ключевые моменты ступени остаются едиными. То есть студенты будут обучаться на протяжении 4 лет на посильной и доступной для них основе (бюджет или коммерция) в соответствующем формате (очно или заочно).
Прикладной бакалавриат представляет собой специфический набор предметов и соотношение занятий с преобладанием точных наук и практики, практических занятий, стажировки и пр. Чаще всего такие направления подготовки ориентированы под нужды конкретной отрасли или заказчика (предприятия-партнера и пр.).
То есть направления прикладного бакалавриата ориентированы на развитие практико-подготовленного специалиста с учетом общих и специфических компетенций по профилю. Подобные программы учитывают не только требования ФГОС, но и особенности развития отрасли или конкретной организации, рекомендации потенциальных работодателей и пр.
Таким образом, программ прикладного бакалавриата представляют собой особую траекторию по подготовке дипломированных кадров технического, технологического плана. В их основе лежит практическая деятельность студентов в сочетании с минимальным погружению в теорию. Выпускники этой ниши могут мгновенно приступать к работе без дополнительного обучения, так как обладают «тонкой профессиональной организацией и натурой», понимают и владеют соответствующими навыками.
Чем прикладной бакалавриат отличается от академического?
Казалось бы, уровень образования один и тот же, значит и глуби на погружения в предметы, характер и спектр занятий в рамках каждой специальности будет идентичным. Но на самом деле комплектация образовательной программы в этом случае будет также зависеть от характера и принадлежности к гуманитарной (академической) или прикладной области.
Ниже мы представим ряд сходств и отличий на базе академического и прикладного бакалавриата.
Признак |
Прикладной бакалавриат |
Академический бакалавриат |
Сфера действия |
Все заведения профессионального образования, начиная от колледжей и техникумов и заканчивая вузами |
|
Продолжительность обучения |
От 4 до 4,5 лет |
|
Формат подготовки | Преимущественно очный | Любой, доступный на базе учебного заведения |
Основа обучения |
Зависит от объема финансирования и варианта обучения. Программы доступны на бюджетной, коммерческой и целевой основах |
|
Характер подготовки | Более точный, наукоемкий, максимальное развитие практических навыков в рамках осваиваемой профессии
Воспитание практикующих специалистов |
Больше носит гуманитарный и аналитический характер, ориентирован на изучение теории и научных канонов, требует минимум физических усилий и нагрузки
Начальная подготовка будущих исследователей и научных работников |
Предметный набор | В основе программы лежит минимум общеразвивающих и гуманитарных предметов, акцент сделан на точных, технических науках с акцентом на практические занятия | В основе программы лежат общеразвивающие, гуманитарные науки с акцентом на развитие аналитических навыков, доля практикумов и стажировки сведена к минимуму |
Соотношение предметов | 60-70% — практические занятия, стажировка, 20% — теоретические занятия и НИР, оставшаяся часть – вариативный модуль, аттестация и пр. | До 60% — теоретические науки и аудиторная работа, до 30% — практика, практические занятия и НИР, оставшаяся часть – вариативная + КСР, промежуточные и итоговая аттестация |
Условия и факторы, влияющие на разработку образовательной программы | Достижения НТП и рекомендации работодателей, потребности отрасли и рынка труда, потребности конкретной организации в подготовке специалистов с определенным набором знаний и компетенций | Общая программа, удовлетворяющая стандартным требованиям ФГОС и учитывающая последние научные веяния и концепции |
Состав программы | Теоретическая и базовая часть предметов присутствует в минимальном объеме, основной акцент – на сугубо «отраслевой» и профессиональной нише с самого начала обучения
Требования ФГОС соблюдены |
Общеразвивающие предметы занимают до 50% обучения, акцент на профиле и узких науках делается на старших курсах
Требования ФГОС соблюдены |
Письменные работы и исследования |
Подготовка студентов предполагает не просто работу в аудиториях или прохождение практики на базе действующего предприятия, но и подготовку обязательных письменных работ и документов, где будут подчеркнуты новые знания и развиваемые качества: без выполнения контрольных, лабораторных, курсовых работ, отчетов по практике и НИР студентам не обойтись. |
|
Итоговая аттестация | ГОСы присутствуют, выпускник защищает дипломный проект, содержащий расчеты, технические и технологические моменты на примере конкретной организации
Носит больше технический или точный характер |
ГОСы присутствуют, выпускник выполняет и защищает ВКР бакалавра с акцентом на гуманитарные и аналитические науки, расчеты по минимуму
Точность присутствует больше в экономических науках, в остальном – аналитика, научные факты и тенденции с минимумом расчетов |
После анализа данных выше представленной таблицы можно сделать вывод, что программы прикладного бакалавриата ориентированы на подготовку специалистов преимущественно для производственной, технической или наукоемкой отрасли, где используется соответствующее оборудование. Профили академического плана носят больше теоретический или социальный характер и не требуют владения сложным (специализированным) оборудованием и инструментами, базируются на теории и аналитических способностях, психологии и пр.
То есть прикладной бакалавриат призван подготовить рабочие кадры и «технарей», а академический – управленцев и «гуманитариев», способных грамотно координировать действия и пр.
В подготовке бакалавров любого типа будет присутствовать общеразвивающая часть, но со став профильного модуля и соотношение предметов будет кардинально разниться.
Подготовка студентов по прикладным программам чаще всего происходит в рамках целевых условий, по государственному заказу на базе индустриальных или политехнических учебных заведений. Воспитать академического бакалавра проще, а доступность таких профилей выше, так как они распространены и практически повсеместно.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности программ прикладного бакалавриата
Проектирование, планирование и реализация образовательных программ прикладного характера происходит по классическим канонам. В любом случае требования ФГОС относительно качества и предметного состава будут соблюдены.
Среди очевидных специфических черт направлений прикладного бакалавриата можно выделить следующие моменты:
- Основной акцент делается на профильных предметах, погружение в которые предусмотрено с первого курса. В начале обучения бакалавры изучают общие и начальные категории, правила, историю развития и пр. с постепенным углублением познаний и переходом к практике;
- В составе образовательной программы доминируют практические занятия, связанные именно с освоением конкретных профессиональных навыков и качеств: лабораторные работы, практикумы на базе мастерских и слесарных комнат, стажировка на территории предприятия или потенциального работодателя. То есть данный вид обучения ориентирован не просто на обретение первичных представлений, а на подготовку подготовленного к работе специалиста. Миссия рассматриваемой траектории – максимально развить практические умения, а не представления.
- Обучение прикладных бакалавров сопровождается преимущественно проектной деятельностью с акцентом на рабочее место. То есть все исследования, задания, практические мероприятия будут посвящены либо частной проблеме (в стенах определенно организации), либо развитию практика с учетом современных тенденций (новое оборудование и пр.);
- Доля практических занятий, практики по сравнению с академическими программами увеличена в 1,5-2 раза. Притом в большинстве случаев в подготовке специалистов данного жанра лежат принципы дуального образования;
- Проходные баллы по специальностям прикладного бакалавриата чаще всего выше, чем по академическим профилям. Абитуриенты должны серьезно или основательно владеть профильными предметами для более тотального погружения в них с первых дней обучения;
- Узкий и более точечный характер обучения. В рамках рассматриваемой профессиональной ниши студенты будут обретать ключевые рабочие навыки, учиться работать с определенным (общим и наиболее распространенным, современным или инновационным) оборудованием и инструментарием. То есть в рамках данных программ акцент сделан именно на глубоком развитии рабочих навыков для конкретной отрасли (промышленной или производственной, реже – экономико-управленческой). Подобные компетенции невозможно получить на базе академических программ, которые носят больше общий и базовый характер.
Достоинства и недостатки программ прикладного бакалавриата
Рассматриваемая ниша появилась в России не так давно, примерно в 2009-2010 годах. На протяжении всего периода своего существования она сумела зарекомендовать себя, как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Плюсы прикладного бакалавриата |
Минусы прикладного бакалавриата |
Углубленная подготовка с акцентом на практику позволят воспитать на 90-100% готового работника для отрасли, который сможет приступить к выполнению своих должностных обязанностей без дополнительного обучения и длительной стажировки | Отсутствие требований по дополнительному обучения дипломанта и стажировке чаще всего действует только на базе той организации, где проходил практику дипломант, то есть на предприятии-партнере учебного заведения. В остальных случаях как минимум без стажировки не обойтись. |
Реализуется как на базе среднего, так и высшего профессионального образования преимущественно на очном отделении | Стоимость обучения на платной основе выше, чем по программам академического характера, а ступень образования – одна и та же |
Качество подготовки и умения выпускника будут удовлетворять потребностям отрасли, то есть прикладной бакалавр более конкурентоспособен на рынке труда | Для развития данного вида программ учебному заведению важно сотрудничать с действующей организацией, чтобы полностью удовлетворять конкретные частные или отраслевые потребности в кадрах и качестве их подготовки |
Развитие прикладных направлений подготовки может реализовываться на базовых кафедрах, по целевым программам с гарантией дальнейшего трудоустройства выпускника | Обучение по профилю прикладного типа вне целевых программ и базовых кафедр не обязывает организацию моментально принимать в штат выпускника |
Разработка образовательной программы предполагает тесное сотрудничество с работодателями, действующими компаниями. Что повышает актуальность, ценность знаний и навыков | Скорость обновления данных программ типичная – раз в 5 лет или по требованию предприятия-партнера. Важно учитывать не только рекомендации организации, но общие стандарты обучения, ФГОСы и пр. |
Перспективы дипломантов аналогичны типичным бакалаврам: можно как трудоустроиться п специальности, так и продолжить обучение по вышестоящим уровням | Для карьерного роста без образования специалитета или магистратуры не обойтись |
Проанализировав результаты сравнительной таблицы, можно отметить, что прикладные бакалавры быстрее и легче находят место работы и трудоустраивается в рамках освоенной ими специальности. Такой эффект достигается благодаря практико ориентированному образованию, тесным связям учебных заведений с действующими промышленными и производственными центрами страны и ориентацией на потребности рынка труда, дефицит кадров и рекомендации работодателе относительно качества подготовки дипломантов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В то же время среди существенных минусов развития прикладного бакалавриата можно отметить чрезмерно высокие расходы сузов и вузов на развитие подходящей для становления специалиста материально-технической базы и инфраструктуры вуза: наличие специального тренировочного или образцового оборудования, привлечение практикующих специалистов, которые смогут наглядно показать особенности использования отдельных аппаратов и инструментов и пр. На фоне увеличения затрат на содержание помещений и развитие особой «инструментарной зоны» возможен рост стоимости обучения по данным программам.
Изначально рассматриваемая стезя пришла в отечественное образование на фоне проявления дефицита рабочих рук и узких специалистов базового плана. Поэтому власти совместили типичный академический бакалавриат с практикой, что породило новое направление и характер подготовки бакалавров. Притом апробация подобных программам происходила на базе колледжей. Сегодня принадлежность прикладного бакалавриата к среднему или высшему профессиональному образованию зависит в первую очередь от того, на базе какого учреждения она реализуется. Но независимо от этого, дипломанты получают идентичные знания и навыки, но их набор и соотношение зависит от комбинации предметов, специфики подобранных ФОС и КОС и пр.
По прикладным направлениям будут доминировать соответствующие виды исследований: лабораторные работы, отчеты о НИР, эксперименты и научные статьи, курсовые работы с акцентом на практику и пр. На базе академического бакалавриата студенческие исследования носят общеразвивающий и гуманитарный (аналитический) характер.
Прикладной бакалавриат подходит далеко не всем желающим. Легче всего его освоение отмечается у лиц, склонных к техническим или точным наукам. Гуманитариям лучше всего поступать на академические профили.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!