Понятие и особенности «сквозных» программ обучения в вузах

Современная система по подготовке квалифицированных кадров весьма разнообразна. Существуют как традиционные подходы в подготовке дипломантов, когда выпускники школ мечутся между сузами и вузами в поисках подходящей специальности. Также можно выделить тотальный способ становления компетентных специалистов, который пролегает в одном окне между разными учебными заведениями – в этом случае реализуются так называемые сквозные программы обучения.

Понятие и особенности «сквозных» программ обучения в вузах
Современная система по подготовке квалифицированных кадров весьма разнообразна. Существуют как традиционные подходы в подготовке дипломантов, когда выпускники школ мечутся между сузами и вузами в поисках подходящей специальности. Также можно выделить тотальный способ становления компетентных специалистов, который пролегает в одном окне между разными учебными заведениями – в этом случае реализуются так называемые сквозные программы обучения.

Понятие и признаки сквозных программ подготовки

Под сквозными программами подготовки дипломированных специалистов понимают многоступенчатый процесс формирования узких специалистов. Он протекает в течение длительного времени на разных уровнях образования, но при этом в оценке воссоздает единую тотальную траекторию по формированию компетентных кадров для разных отраслей.

Сквозная программа называется таковой, так как постепенно готовит экспертов в рамках одного и того же направления, но захватывая самые разные ступени обучения. Как правило, «учебный коридор» протекает последовательно в рамках партнерских связей между учебными заведениями и работодателями.

Сквозные программы подходят только осознанным индивидам, которые уже имеют четкие представления о том, кем желают стать и где могут трудиться, какое образование им потребуется получить для допуска к работе и построению карьеры и пр. Рассматриваемая парадигма в сфере профессионального образования нацелена на максимальное и последовательное развитие молодых специалистов с учетом потребностей отрасли и конкретных компаний.

Специфические черты сквозных программ обучения
Специфические черты сквозных программ обучения

«Сквозное окно» в данном случае предполагает плавный переход от одной части программы или уровня к последующему с минимальными усилиями и отрывами от развития. То есть в данной нише приветствуется единое пространство и четкие требования к качеству подготовки индивида. Вся траектория обучения будет пролегать в рамках одной специальности или отрасли и нацелена на совершенствование имеющихся знаний и представлений, обновление теоретического и практического багажа.

«Сквозные программы» обучения можно смело отнести к системе непрерывного образования и развития кадров, которые на фоне своей безмятежности и последовательности, тщательного планирования позволяет подготовить более качественных специалистов, тотально владеющих не просто базовыми данными и навыками, но и успешно и легко осваивающих современные технологии и подходы.

Среди ключевых признаков «сквозного профессионального образования» можно выделить:

  • Одна целостная схема подготовки кадров с акцентом на каждый освоенный уровень;
  • Тесные партнерские связи между учебными заведениями и работодателями, государством;
  • Обучение в рамках конкретного плана с последующим переходом из одного заведения в другое по условиям договора, притом вступительные испытания никто не отменял, но шансы на зачисление в рамках сквозного обучения выше;
  • Акцент на современных правилах, приемах и отраслевых потребностях, условиях работодателей и ФГОС;
  • Возможно получение основного профессионального образования с дальнейшим совершенствованием подготовки новоиспеченного специалиста в рабочих условиях или путем дополнительного обучения;
  • Выпускники получают диплом об образовании государственного образца.

В целом, сквозной способ подготовки дипломантов можно представить как единую образовательную траекторию, которая предполагает подготовку кадров на основе комплекса специальных программ в определенной последовательности. Каждый последующий шаг в обучении призван закрепить ранее полученные знания или развить их на более осознанном и глубоком уровне, привить более узкие компетенции и представления, сузив тем самым профессиональное поле от общих полномочий до специфических.

Таким образом, сквозные программы подготовки квалифицированных кадров представляют собой единый комплекс разноуровневых схем воспитания специалистов с учетом общих и частных требований к уровню их компетентности. Как правило, они пролегают в стенах одного заведения или могу захватывать разные ниши и объединять разные образовательные учреждения для исполнения поставленной цели.

Классификация сквозных программ обучения

Сквозные программы обучения в настоящее время не редкость. Они успешно реализуются на всех уровнях подготовки учащихся, начиная от детских садов, школ и заканчивая колледжами и вузами.

Сквозная программа по подготовке специалиста – это не просто единая траектория, пролегающая в разных плоскостях или учреждениях. На самом деле можно выделить целую градацию подвидов рассматриваемой системы обучения, каждый из которых обладает рядом специфических черт.

В зависимости от связи образовательного заведения с партнерами можно выделить общие и целевые сквозные программы. В рамках первой разновидности происходит всестороннее развитие индивида, который в последующем может выбрать одно из предприятий-партнеров текущего учебного центра для дальнейшего развития. Притом продолжение обучения будет либо в виде стажировки на территории работодателя, либо базовым в рамках суза/вуза-партнера. В данном случае индивид самостоятельно решает, где и как будет продолжать профессиональную подготовку из предложенного списка партнеров.

Целевые сквозные программы предполагают, что учебное заведение заключило договор с конкретным работодателем, который выделил четкие требования к подготовке молодого специалиста. В данном случае становление может проходить на разных уровнях профессионального образования, но преимущественно на базе одного и того же заведения. То в этом случае наблюдается поступление в суз/вуз на программу бакалавриата, с дальнейшим переходом на специалитета или в магистратуру и трудоустройством к целенаправителю. То есть целевые сквозные программы четко ориентированы на потребности отрасли или конкретного предприятия и обеспечивают непрерывный ход подготовки специалиста до намеченного уровня с гарантией трудоустройства.

Какие бывают сквозные программы обучения?
Какие бывают сквозные программы обучения?

В зависимости от обретаемых полномочий студент может осваивать базовые и специальные сквозные программы. Базовые варианты, как правило, предполагает развитие рабочих или основных полномочий в рамках выбранной специальности. Как правило, такие «окна» действуют между школами (где функционируют специализированные классы с уклоном в определенную науку, отрасль) и колледжами или программами бакалавриата при вузе.

Специальные сквозные программы ориентированы на непрерывную и поэтапную подготовку узкоквалифицированных специалистов с переходом от одного уровня к следующему до обозначенных пределов. Чаще всего подобные схемы действуют между сузами и вузами или в стенах одного университета. Специальные (или специализированные) сквозные программы чаще всего адаптированы под частные нужды – конкретный отдел, предприятие или отрасль с акцентом на освоение современных ил новейших механизмов, теорий и пр.

В зависимости от количества постигаемых ступеней и количества обретаемых дипломов об образовании, можно выделить двухуровневые и многоуровневые сквозные направления подготовки. Первый предполагает, что индивид постигает две образовательные ступени и получает базовые полномочия в рамках выбранной специальности.

Второй сценарий сквозного профессионального образования предполагает постепенный переход к каждой последующей ступени. В этом случае студент получает как минимум диплом профессионалитета, затем бакалавра, а далее специалиста или магистра. Притом последующее образование (начиная от специалитета и магистратуры) может отличаться от предыдущего: ориентировано на смежную профессию или кардинальную смену профессиональной плоскости. В этом случае сквозные программы проектируются по согласованию с учебными заведениями. Для их полноценной реализации допустимо использование программ национальной академической мобильности, международной академической мобильности и пр.

В зависимости от места реализации учебной программы можно выделить внутриорганизационные и межорганизационные траектории сквозного обучения. Первый вариант предполагает, что сквозные программы реализуются на одной и той же базе: колледж при вузе с дальнейшим поступлением в основной вуз, или освоение программы бакалавриата и затем магистратуры в стенах одного вуза.

Второй сценарий сквозного профессионального воспитания предполагает реализацию намеченной комбинации программ в разных учреждениях на основе партнерских связей и специальных соглашений, договоров. В этом случае по окончании каждой ступени индивид обретает диплом от конкретного образовательного центра с присвоением соответствующей квалификации и продолжает обучаться далее в рамках условий договора.

Фактически вид сквозной программы подготовки специалиста предопределяет условия и возможности освоения профессии: где и как будет проходить обучение, требования к качеству подготовки дипломанта, перспективы трудоустройства и пр.

Способы реализации сквозных образовательных программ

Сквозная программа может затрагивать одну и ту же специальность или смежные профессии в рамках единой траектории подготовки, объединяя при этом самые организации.

Студент в данном случае будет один, а место обучения и способ освоения выбранной профессии разниться в зависимости от выше обозначенной классификации комплексных (единых) программ подготовки дипломантов.

Одной из тотальных и глубоких сквозных программ по подготовке узкоспециализированных специалистов выступает реализация учебной траектории на трех уровнях: школа – колледж – вуз. Данная схема считается самой долгой, кропотливой и качественной.

Траектория реализации сквозных программ обучения
Траектория реализации сквозных программ обучения

На базе школ организуют специальные профильные или специализированные классы, где учащиеся будут усиленно изучать определенные группы предметов, дисциплины и развивать помимо общие наиболее глубокие представления и умения, свойственные определенной научной плоскости, отрасли или приближенные к конкретной профессии. Далее после освоения специальной школьной программы индивиды отправляются в колледж. Выбор суза может быть абсолютно добровольным (но тогда «сквозное окно» становится лишь визуальным) или необходимо поступать в тот техникум, который является партнером школы. Затем по окончании среднего профессионального образования индивид «перетекает» в стены конкретного вуза на определенную ступень (вышестоящую от бакалавриата) и получает заветный диплом об образовании.

Второй сценарий по реализации сквозных образовательных программ предполагает подготовку специалиста в рамках постепенного освоения определенного уровня образования. Здесь наблюдается обучение в определенной последовательности: сначала профессионалитет, бакалавриат и затем специалитет, магистратура. Соблюдение действующих правил покорения каждой последующей ступени образования является обязательным.

Реализация второго варианта сквозного образования возможно в рамках следующих траекторий:

  • Училища или колледжи по уровню профессионалитет с дальнейшим переходом на бакалавриат;
  • Освоение бакалавриата сначала в колледже и затем с переходом на вышестоящие ступени вуза;
  • Освоение бакалаврской специальности с дальнейшим переходом к специалитету или магистратуре в стенах одного итого же вуза;
  • Обучение по программе бакалавриата в одном вузе с дальнейшим поступлением или переходов в магистратуру или специалитет другого вуза.

Третий сценарий сквозного обучения предполагает задействование заведений профессионального образования с центрами дополнительного образования. В данном случае возможно параллельное или поэтапное развитие специалистов. Первичным считается освоение профессии на базе суза или вуза, то есть важно получить диплом об образовании, а дальнейшее развитие новоиспеченного специалистов возможно в рамках курсов переподготовки кадров (освоение смежной специальности), прохождения дополнительных курсов по профессии и пр.

Указанные варианты реализации сквозных программ – самые распространенные и весьма эффективные, пользующиеся спросом среди абитуриентов.

Специфика обучения в рамках сквозных образовательных программ

В целом схема обучения в рамках сквозных образовательных программ будет типичной, но их проектирование вызывает немало сложностей. Очевидным нюансом становится сплетение действующих траекторий и ученых планов в едином комплексе без дублирования информации с постепенным углублением материалов, следование одной цели. Более того, проработкой сквозных программ занимаются специалисты всех задействованных в цепи партнеров: важно распределить, что, где, как и когда будет постигать учащийся. Более того, требования к качеству подготовки на каждом этапе сквозного обучения будут меняться и ужесточаться, а также они могут зависеть от правил образовательной организации.

Подготовка студентов в рамках программ сквозного типа обладает рядом специфических черт.

Учебный процесс в рамках сквозных программ
Учебный процесс в рамках сквозных программ

Во-первых, учебный процесс протекает по тщательно продуманной траектории. Здесь по-прежнему действует комбинация аудиторная работа + самостоятельная работа + практика + НИР + аттестация. Но важно отметить, что на каждом уровне подготовки происходит закрепление ранее пройденного материала с дальнейшим углублением знаний и совершенствованием навыков.

Во-вторых, как правило, в рамках сквозного обучения студенты осваивают сначала программу прикладного бакалавриата, а затем переходят к активной исследовательской части на уровне специалитета и магистратуры. Такой ход позволяет лучше осознать суть правил, механизмов и методов работы и в дальнейшем работать с конкретной профессиональной проблемой.

В-третьих, без выполнения письменных работ не обходится обучение в рамках каждой постигаемой ступени. Сквозные программы предполагает выполнение классических студенческих работ и научно-исследовательских проектов. В данном случае будет разниться лишь требования и уровень подготовки исследований: бакалавры будут рассматривать основные правила, методы работы и проверять их на практике, а учащиеся специалитета и магистратуры будут проводить именно научные исследования с акцентом на совершенствование подходов, их адаптацию к текущим условиям и пр.

В-четвертых, сквозное образование не обходится без прохождения практики. В данном случае программа практической подготовки специалиста будет более продуманной и углубленной. Студент уже будет иметь определенную базу знаний и умений, закрепленную на предшествующей ступени. Поэтому каждая последующая практика учащегося будет нацелена на развитие узких или новых компетенций с учетом его подготовки. Более того, практики будет больше на протяжении периода непрерывного обучения, что позволит подготовить более адаптированного дипломанта, готового к работе.

В-пятых, на каждом этапе сквозного образования выпускнику предстоит защищать дипломную работу. Несмотря на единство траектории, освоение определенной ступени требует соответствующей итоговой аттестации и получения диплома об образовании. Поэтому не стоит думать, что один раз поступил, и защищать дипломный проект придется только по мере полного освоения сквозной траектории.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Достоинства и недостатки сквозных образовательных программ

Обучение в рамках сквозного профессионального образования имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Плюсы сквозного обучения

Минусы сквозного обучения

Более глубокая подготовка выпускников с акцентом на современные технологии или потребности конкретной отрасли, предприятия Долгое обучение, требующее усидчивости, терпения
Учебные заведения могу предлагать особые условия обучения по сквозным программам: сокращенные сроки подготовки, акцент на практике и иных видах деятельности, наличие вариативных модулей обучения, снижение стоимости обучения по полной сквозной программе (нежели отдельно поступать на бакалавриат и потом в магистратуру) Перегорание студента из-за длительного обучения и отчисление с вышестоящих образовательных ступеней по личной инициативе
Повышенные шансы на поступление на следующую ступень в рамках сквозного обучения Сдавать вступительные экзамены придется согласно правилам приема, но в рамках сквозных программ конкурс может проводиться среди абитуриентов с аналогичным статусом (когда вуз сотрудничает с несколькими сузами и пр.)
Поступать можно как на бюджетные, так и на платные места Стоимость платной подготовки выходит дешевле, чем при раздельном освоении ступеней

Поступать на сквозные программы целесообразно осознанным индивидам, которые точно знают, кем хотят стать и где могут или желают трудиться. В данном случае важна грамотная мотивация и наличие конкретной цели, трудолюбие и усердие.

Перед поступлением на сквозную траекторию подготовки дипломанта важно тщательно изучить условия обучения и сопоставить их с собственными силами, представлениями, возможностями. Но именно сквозное образование позволяет подготовить высококвалифицированных экспертов, востребованных на рынке труда, способных активно и успешно продвигаться по карьерной и научной лестнице.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Понятие и особенности «сквозных» программ обучения в вузах”

  • почему-то сначала подумала про обучение в разных вузах: когда определенная часть программы преподается в одном заведении, остальная – в другом и пр. Спасибо за простое и понятное разъяснение. Притом насколько помню, сквозные программы у нас действуют сравнительно недавно и даже есть определенные специальности, где отражают программа «4+2» и это означает, что после окончания бакалавриата есть приоритет поступления в магистратуру, но гарантий по безоговорочному зачислению на этом основании никто не дает.

    • Здравствуйте, Нинель! Рады, что данная статья вас заинтересовала. К отмечено в статье у сквозных програм есть, как достоинства так и недостатки. Перед поступлением на сквозную траекторию подготовки дипломанта важно тщательно изучить условия обучения и сопоставить их с собственными силами, представлениями, возможностями. Но именно сквозное образование позволяет подготовить высококвалифицированных экспертов, востребованных на рынке труда, способных активно и успешно продвигаться по карьерной и научной лестнице. Рекомендуем для прочтения данную статью: https://disshelp.ru/blog/tselevoj-nabor-v-vuzy-i-suzy-chto-eto-i-kak-rabotaet/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *