Если еще лет 20 назад стать квалифицированным и дипломированным специалистом было можно только после усердных занятий и множественных аттестаций при колледжах и вузах, где требовалось личное присутствие студента, тесный контакт и тандем с педагогами, то сегодня все кардинально изменилось. Благодаря развитию интернет-технологий получить профессиональное образование (и не только) стало возможным «сидя на диване». Сегодня мы расскажем об особенностях данного формата обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
Сущность и роль сетевого образования
Изначально идея о преобразовании обучения студентов возникла за рубежом еще в прошлом столетии. Данной тенденции поспособствовало развитие НТП и компьютерных технологий, интернета, но в Россию такая потребность и возможность пришла гораздо позже. Притом сперва система дистанционного и онлайн-подготовки студентов и школьников воспринималась неоднозначно, чаще в штыки, но с течением времени сумела занять свое место и заручиться доверием граждан и работодателей.
Сетевое образование в современных реалиях воспринимается многолико. С одной стороны, оно представлено в виде специфической формы взаимодействия и организации учебного процесса, где центральным звеном становит студент и условия обучения: развитие партнерских связей между разными образовательными центрами, организация новых форм подготовки (практика, стажировка, научные исследования, программы академической мобильности и пр.). С другой стороны, сетевое образование чаще всего синонимизируется с дистанционным обучением. Этот вариант распространен практически на всех уровнях обучения. Притом второе значение (то есть онлайн-обучение, дистанционные программы) – это самая простая и распространенная трактовка.
![специфические черты современного дистанта студентов Особенности современного сетевого обучения студента](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2023/04/0-10.jpg)
Сетевое (интернет) обучение в колледжах и вузах выполняет ряд важнейших функций. Данная ниша – самая гибкая, способная оперативно реагировать на любые изменения и готовить специалистов высшего качества для восполнения кадрового голода на рынке труда.
Второй функцией рассматриваемой парадигмы выступает повышение уровня доступности профессионального образования (в вузах и сузах). Она проявляется в том, что в учебных заведениях по программам сетевого обучения устанавливаются более мягкие требования по отношению к поступающим: лояльные проходные баллы, средняя или относительно низкая стоимость обучения, популярные и современные направления подготовки и пр.
Третьей задачей «диванного образования» выступает оперативность. Эта компетенция проявляется в том, что с помощью сетевого образования возможно быстро откорректировать траекторию обучения, предметный состав, соотношении теории и практики, изменить наполнение обучения по требованию рынка труда, работодателей и подготовить недостающие кадры соответствующего уровня.
Четвертая функция сетевого обучения состоит в адаптации системы образования по отношению к потребностям учащихся, то есть возможность подбирать состав, формат, глубину погружения в профиль с учетом желания, мотивации учащегося и требований рынка труда, то есть они обретают индивидуальный или более целевой характер. При этом все варианты подготовки будут соответствовать общим требованиям ФГОС.
Пятая функция – совмещаемость. «Диванное образование» потребует от индивида усидчивости, самодисциплины, разборчивости и дотошности при изучении материалов, выполнении заданий и написании студенческих работ. Притом темп освоения программы студент устанавливает самостоятельно с учетом общих сроков сдачи всех поручений и обязанностей по учебному плану. В этом случае нет необходимости отпрашиваться на сессию у работодателя, ежедневно посещать вуз или колледж и пр. Учиться можно в удобное время и удобном месте без ущерба привычному ритму жизни.
Шестая функция – актуальность инструментария. Обучение в онлайн-режиме потребует от студента самостоятельности и развитости. Для этого ему предстоит освоить азы работы на компьютерах или современных гаджетах, пользоваться интернет-технологиями, осваивать дополнительные инструменты и методы и пр. Владение новейшими парадигмами, инструментариев, способами делает индивида более конкурентоспособным, перспективным, мобильным.
Еще одной немаловажной функцией онлайн-обучения является мотивационная, которая подталкивает студентов к самосовершенствованию, саморазвитию, дополнительному изучению материалов и прохождению новых курсов и пр. Этот подход стимулирует интерес к новым профессиональным возможностям, повышая качество подготовки и уровень конкурентоспособности учащегося.
Таким образом, сетевое обучение в вузе или колледже представляет собой современный формат подготовки дипломированных специалистов на основе использования интернет-технологий и соответствующих инструментов, приборов. То есть это синоним или «собрат» дистанционного обучения, онлайн-образования, электронного образования.
Организация учебного процесса в рамках сетевого обучения
Сетевое обучение проходит далеко не в традиционном формате, где студент обязан ежедневно посещать вуз, присутствовать на парах, активно работать на занятиях и тесно взаимодействовать с педагогом. В данном случае живой контакт полностью заменен на виртуальное и более независимое общение с использованием соответствующих технологий: компьютер или телефон (любой иной гаджет, поддерживающей нужное приложение), интернет. Для организации учебного процесса в данном случае достаточно располагать хотя бы небольшим свободным временем и желанием саморазвиваться.
Каждая специальность в рамках сетевого образования подлежит тотальному планированию с акцентом на требования рынка труда и действующие регламенты ФГОС, нагрузку педагогов и пр.
![как проходит учеба в современном дистанте, сетевом формате? Структура и содержание программ "диванного обучения" студентов](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2023/04/word-image-32195-2.png)
Классическая схема обучения в рамках сетевой формы подготовки дипломантов выглядит следующим образом:
- Программа обучения представляет собой комбинацию предметов, заданий, планомерно распределенных на весь период обучения с градацией на семестры или триместры;
- Каждая дисциплина имеет свое место в подготовке специалиста: действует на определенном этапе подготовки, обладает конкретным содержанием (тематические и практические границы: список тем к изучению, перечень заданий для выполнения);
- В определенный период времени студент обязан сдать на проверку подготовленные письменные работы или пройти онлайн-проверку: предоставить педагогу в электронном или оцифрованном виде соответствующие материалы, проекты, задания и пр.;
- В очерченные учебным планом сроки индивид должен закрыть сессию, которая также проходит в режиме онлайн. По каждому заявленному или пройденному предмету студенту предстоит пройти аттестацию в форме: защиты НИР, тестирования, онлайн-экзамена. В целом данный процесс не отличается от классической онлайн-сессии.
- На последнем курсе учащемуся предстоит подготовить дипломную работу и защитить ее в онлайн-формате.
То есть в рамках сетевого обучения учащемуся предстоит самостоятельно разбираться в обозначенных в учебном плане предметах и темах, заданиях, изучая их в удобном режиме, но в строго обозначенных временных рамках.
Аттестация студентов сетевого обучения пор исходит также с применением онлайн-технологий. Зачеты и экзамены проходят в строго очерченные сроки, время. Формат контроля знаний и умений по предмету утверждается администрацией заранее. Чаще всего используют выполнение письменных работ, тестирование –для проведения зачета, а для экзамена – тестирование, онлайн-экзамен, выполнение кейса в электронном виде (развернуто и пр.).
Немалый акцент в рамках дистанционного обучения отводится научно-исследовательской деятельности. В течение семестра студенту предстоит периодически выполнять контрольные работы, рефераты, раз в семестр – курсовую работу. Если программой обучения предусмотрено время на прохождение практики, то учащимся предстоит подготовить отчет по практике.
![ограничения при планировании программ "диванного" обучения студентов От чего зависит состав сетевых программ обучения?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2023/04/word-image-32195-3.png)
Обязательными видами письменных работ студентов сетевого образования выступают курсовая работа, преддипломная курсовая работа, отчет о НИР, дипломная работа. Притом при необходимости для улучшения собственных позиций и успеваемости, учащийся может проявить инициативу и подготовить дополнительные проекты (но только по предварительному согласованию с педагогом): реферат, доклад, научная статья и пр.
Проанализировав все вышесказанные моменты можно отметить, что учебный процесс сетевого обучения практически не отличается от традиционных образовательных программ очного и заочного формата. Каждая специальность и этап погружения в нее тщательно планируется с учетом требований ФГОС. А это значит, что качество подготовки выпускников – не хуже привычных вариантов освоения профессии.
Плюсы и минусы сетевого обучения
Сетевое обучение обладает рядом преимуществ и недостатков, которые мы отметим в таблице ниже.
Достоинства сетевого (онлайн) обучения |
Недостатки сетевого (онлайн) обучения |
Акцент делается на востребованных и современных, актуальных направлениях подготовки | Доступны далеко не все профессии |
Формат обучения может отличаться: короткие или полные курсы, модульное обучение, полноценные образовательные программы в дистанционном формате и пр. | Онлайн-обучение требует умения разбираться во всех вопросах и нюансах самостоятельно |
Высокий уровень доступности | Обучение доступно только платно |
Обучение в любом удобном месте и в удобное время | Стоимость обучения не всегда оправдана и сопоставима с очным или заочным образованием |
Достойное качество образования | Работодатели с опаской относятся к выпускникам сетевого обучения, из-за чего страдает их конкурентоспособность на рынке труда |
Реализуется на базе сузов, вузов и сторонних образовательных организаций с выдачей официального документа: сертификат, свидетельство, удостоверение, диплом и пр. | Необходимо в совершенстве владеть интернет-технологиями, современной техникой, гаджетами и иметь под рукой стабильный интернет |
Легко совместимо с иными делами: работой, учебой, хобби и пр. | Отсутствует отсрочка от армии |
Согласитесь, что «учиться на диване» в комфортных условиях без острой необходимости ежедневно посещать лекции и семинары удобно, но не всегда бывает легко. Притом отмечается явная экономия времени и денег на дорогу от дома до вуза и пр. В числе явных преимуществ сетевого формата подготовки дипломантов виднеется доступность, так как набор учащихся возможен круглый год. В данном случае суровых ограничений нет.
Более того, освоить желаемую специальность с помощью сетевого обучения можно разными способами: поступить на дистант в колледж или вуз, освоить онлайн-курсы от топовых компаний, образовательных заведений или на современных платформах (Яндекс, Нетология, Скиллбокс и пр.). В данном случае можно подобрать нишу для профессионального или дополнительного развития с учетом продолжительности обучения, глубины погружения в предметы соотношение теории и практики, науки и практики и пр. Более того, можно выбрать базовый или углубленный курс, исходя и текущих познаний и представлений и пр. В данном случае суровых ограничений нет. То есть программы сетевого обучения действуют как на уровне профессионального образования, так и в сфере дополнительного развития. Притом неважно, в какой точке земного шара находится студент, программа буде ему доступна с помощью интернет-технологий в любом случае (при соблюдении соответствующих условий).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![помощь студентам disshelp.ru](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Сетевое обучение удобно тем, что можно подстраиваться под него или подстроить ход учебы под иные дела. То есть рассматриваемая парадигма более гибкая и лояльная по сравнению с очным форматом. Студент ориентируется лишь на общие сроки изучения учебного плана и программы, самостоятельно устанавливая темп работы и пр. Время для погружения в теорию, практику, письменные работы он выделяет сам, исходя из его планов и возможностей.
Более того, при сетевом обучении фактически отсутствует физическая нагрузка – нет спортивных занятий, поэтому оно доступно для каждого независимо от его здоровья. Особой подготовки для освоения материала не требуется: остаточно читать, вникать, запоминать и пользоваться полученными знаниями.
Сетевой вариант подготовки квалифицированных специалистов основан на самообразовании. Здесь, как и в иных видах обучения, важна грамотная мотивация студента и заинтересованность в результатах обучения. Поэтому качество подготовки зависит только от учащегося, его подхода к делу. То есть качество подготовки выпускников сетевого образования не хуже, чем у очников и заочников!
Помимо этого, в числе плюсов можно отметить возможности трудоустройства. Некоторые образовательные платформы готовы помочь с обретением достойного портфолио в период обучения или оказать содействие в поиске работы после аттестации. Подобная система действует на таких базах, как Скиллбокс, Нетология. При каждом вузе также функционирует центр содействия выпускникам.
![сильные и слабые стороны сетевого обучения Плюсы и и минусы сетевого (онлайн, дистант) образования](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2023/04/word-image-32195-4.png)
Но к каждому плюсу можно легко найти соответствующий недостаток. Например, доступность сетевого обучения достигается путем выделения мест по широкому ассортименту специальностей. Но с помощью онлайн-обучения невозможно подготовит врачей, специалистов технического плана, где требуется тщательная практическая, лабораторная и прочая подготовка. То есть ассортимент профессий будет сжатым и ориентированным на подготовку гуманитариев.
Во-вторых, сетевая подготовка доступна только на коммерческой основе. Бюджетных мест в данном случае нет. Притом стоимость образовательных услуг не всегда адекватна.
В-третьих, состав программ сетевого характера носит больше теоретический или научно-исследовательский характер. Практики здесь как таковой нет, но если заявлена – то студенту придется самостоятельно искать базу практики, ориентируясь на программу данного этапа. Практическое становление в рамках сетевого обучения сводится к решению задач, кейсов, выполнению НИР и пр. То есть реальной практики фактически нет. Именно этот момент больше всего смущает работодателей, которые впоследствии вынуждены «дообучать» новичков на рабочем месте, организовывать для них стажировку или специальные курсы.
Четвертым и самым ярким недостатком является то, что молодые люди не смогут получить отсрочку от армии. Данная привилегия доступна только очникам, а не «сетевикам».
Более того, учится в рамках сетевого образования без гаджета, ПК и интернета невозможно. Это своего рода минус, так как студенту предстоит приобрести соответствующий агрегат, оплачивать интернет-услуги (притом интернет должен быть качественный). Для аттестации порой приходится скачивать дополнительные программы и приложения, которые будут соответствовать техническим требования учебного заведения и возможностям студента. То есть и здесь отмечаются дополнительные расходы, необходимость современных навыков и пр.
Исходя из анализа плюсов и минусов рассматриваемой учебной парадигмы, можно отметить, что сетевой формат подготовки подойдет далеко не каждому желающему. Студент должен обладать такими качествами, как самодисциплина и самоорганизация, ответственность, самостоятельность, упорство и кропотливость, усидчивость и внимательность, дотошность. Без соблюдения правил тайм-менеджмента преодолеть ученую дистанцию не удастся. Также следует оценить физическую и финансовую посильность сетевого обучения, выгоду данного варианта. Молодым людям следует тщательно взвесить все за и против, учитывая необходимость службы в армии и пр.
Как получить качественное сетевое образование?
Независимо от формата обучения, качество подготовки выпускника зависит только от него и его подхода к учебе. Поэтому, чтобы стать высококвалифицированным дипломированным специалистам, прошедшим при этом сетевую подготовку, достаточно следовать простейшим правилам.
Первый принцип успешного сетевого обучения – грамотно планировать каждый день и выделять на изучение предмета или нескольких предметов время. Использование принципа тайм-менеджмента позволяет продумать нагрузку, распределить спектр дел и вовремя все подготовить: курсовые работы, ответы к экзаменам, высвободить время на прохождение зачета или экзамена и пр.
Второй канон качественного становления в рамках сетевого образования – не бойтесь спрашивать, уточнять детали, ликвидировать пробелы. Сетевое обучение хоть и переложено на онлайн-формат, но оно не исключает получение дополнительных консультаций и разъяснений от педагогов, кураторов проекта или курса. Если изучение какой-либо темы вызывает колоссальные сложности, то можно обратиться за помощью к кураторам, организаторам, запросить дополнительную информацию или литературу, онлайн-консультацию и пр.
![правила "диванного" образования Принципы сетевого обучения студентов](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2023/04/word-image-32195-5.png)
Третье правило качественной подготовки выпускника сетевого формата – не лениться. Отсутствие явной обязанности посещать занятия или просматривать видео-лекции, вебинары по теме в любое время не означает, что нужно откладывать все в «последний или долгий ящик». Лень провоцирует накопление дел, которые впоследствии становится слишком трудно преодолеть, а качество получаемых знаний снижается. В данном случае целесообразно иметь хорошую мотивацию, чтобы риск проявления лени снижался.
Четвертый принцип сетевого обучения – пользоваться полученными знаниями повсеместно, постоянно, развивая практические навыки. Любую теорию можно легко переложить на практический лад. Так как непосредственная практика в данном случае отсутствует, студенту необходимо самостоятельно позаботиться о прикладном развитии по осваиваемой программе. Например, при упоминании специальных инструментов или программ для эксплуатации. Подсчётов, аналитики, важно ознакомиться с ней отдельно. Сделать это можно самостоятельно или при помощи дополнительного обучения и пр. Поверьте, ни один навык не пропадет впустую, а хорошая подготовка лишь повысить конкурентоспособность и привлекательность на рынке труда.
Пятый принцип – посильность. При сетевом обучении важно полагаться на доступные и посильные приемы, инструменты, возможности. Если учебная нагрузка становится трудной, неподъемной, то важно выбрать наиболее подходящие, щадящие способы разгрузки: расстановка приоритетов и перепланирование дел, помощь друзей, обращение к сторонним специалистам с целью подготовки к занятиям, аттестации и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Если изначально дистант едва и серьезно воспринимался абитуриентами и работодателями, то сейчас он буквально заполонил рынок образовательных услуг. Но мне кажется, там нельзя подготовить качественные кадры. Кроме очки и заочки ничто не позволит воспитать достойную смену. Плюсы, конечно очевидны, но мне кажется, что дистант подойдет уже тем, кто имеет за плечами определенную профессию и делает продолжить ее обучение или сменить. Но для первичной подготовки точно не подойдет.
Здравствуйте, Filadelfiya! Благодарим за ваш отзыв, конечно же дистанционное обучение отличается от очного и заочного и подойдёт не каждому, но независимо от формата обучения, качество подготовки выпускника зависит только от него и его подхода к учебе. Рекомендуем также для прочтения данную статью: https://disshelp.ru/blog/otlichiya-zaochnoj-formy-obucheniya-ot-distantsionnoj-plyusy-i-minusy/