Учеба на диване: раскрываем секреты сетевого образования

Если еще лет 20 назад стать квалифицированным и дипломированным специалистом было можно только после усердных занятий и множественных аттестаций при колледжах и вузах, где требовалось личное присутствие студента, тесный контакт и тандем с педагогами, то сегодня все кардинально изменилось. Благодаря развитию интернет-технологий получить профессиональное образование (и не только) стало возможным «сидя на диване». Сегодня мы расскажем об особенностях данного формата обучения.

Учеба на диване: раскрываем секреты сетевого образования

Если еще лет 20 назад стать квалифицированным и дипломированным специалистом было можно только после усердных занятий и множественных аттестаций при колледжах и вузах, где требовалось личное присутствие студента, тесный контакт и тандем с педагогами, то сегодня все кардинально изменилось. Благодаря развитию интернет-технологий получить профессиональное образование (и не только) стало возможным «сидя на диване». Сегодня мы расскажем об особенностях данного формата обучения.

Сущность и роль сетевого образования

Изначально идея о преобразовании обучения студентов возникла за рубежом еще в прошлом столетии. Данной тенденции поспособствовало развитие НТП и компьютерных технологий, интернета, но в Россию такая потребность и возможность пришла гораздо позже. Притом сперва система дистанционного и онлайн-подготовки студентов и школьников воспринималась неоднозначно, чаще в штыки, но с течением времени сумела занять свое место и заручиться доверием граждан и работодателей.

Сетевое образование в современных реалиях воспринимается многолико. С одной стороны, оно представлено в виде специфической формы взаимодействия и организации учебного процесса, где центральным звеном становит студент и условия обучения: развитие партнерских связей между разными образовательными центрами, организация новых форм подготовки (практика, стажировка, научные исследования, программы академической мобильности и пр.). С другой стороны, сетевое образование чаще всего синонимизируется с дистанционным обучением. Этот вариант распространен практически на всех уровнях обучения. Притом второе значение (то есть онлайн-обучение, дистанционные программы) – это самая простая и распространенная трактовка.

Особенности современного сетевого обучения студента
Особенности современного сетевого обучения студента

Сетевое (интернет) обучение в колледжах и вузах выполняет ряд важнейших функций. Данная ниша – самая гибкая, способная оперативно реагировать на любые изменения и готовить специалистов высшего качества для восполнения кадрового голода на рынке труда.

Второй функцией рассматриваемой парадигмы выступает повышение уровня доступности профессионального образования (в вузах и сузах). Она проявляется в том, что в учебных заведениях по программам сетевого обучения устанавливаются более мягкие требования по отношению к поступающим: лояльные проходные баллы, средняя или относительно низкая стоимость обучения, популярные и современные направления подготовки и пр.

Третьей задачей «диванного образования» выступает оперативность. Эта компетенция проявляется в том, что с помощью сетевого образования возможно быстро откорректировать траекторию обучения, предметный состав, соотношении теории и практики, изменить наполнение обучения по требованию рынка труда, работодателей и подготовить недостающие кадры соответствующего уровня.

Четвертая функция сетевого обучения состоит в адаптации системы образования по отношению к потребностям учащихся, то есть возможность подбирать состав, формат, глубину погружения в профиль с учетом желания, мотивации учащегося и требований рынка труда, то есть они обретают индивидуальный или более целевой характер. При этом все варианты подготовки будут соответствовать общим требованиям ФГОС.

Пятая функция – совмещаемость. «Диванное образование» потребует от индивида усидчивости, самодисциплины, разборчивости и дотошности при изучении материалов, выполнении заданий и написании студенческих работ. Притом темп освоения программы студент устанавливает самостоятельно с учетом общих сроков сдачи всех поручений и обязанностей по учебному плану. В этом случае нет необходимости отпрашиваться на сессию у работодателя, ежедневно посещать вуз или колледж и пр. Учиться можно в удобное время и удобном месте без ущерба привычному ритму жизни.

Шестая функция – актуальность инструментария. Обучение в онлайн-режиме потребует от студента самостоятельности и развитости. Для этого ему предстоит освоить азы работы на компьютерах или современных гаджетах, пользоваться интернет-технологиями, осваивать дополнительные инструменты и методы и пр. Владение новейшими парадигмами, инструментариев, способами делает индивида более конкурентоспособным, перспективным, мобильным.

Еще одной немаловажной функцией онлайн-обучения является мотивационная, которая подталкивает студентов к самосовершенствованию, саморазвитию, дополнительному изучению материалов и прохождению новых курсов и пр. Этот подход стимулирует интерес к новым профессиональным возможностям, повышая качество подготовки и уровень конкурентоспособности учащегося.

Таким образом, сетевое обучение в вузе или колледже представляет собой современный формат подготовки дипломированных специалистов на основе использования интернет-технологий и соответствующих инструментов, приборов. То есть это синоним или «собрат» дистанционного обучения, онлайн-образования, электронного образования.

Организация учебного процесса в рамках сетевого обучения

Сетевое обучение проходит далеко не в традиционном формате, где студент обязан ежедневно посещать вуз, присутствовать на парах, активно работать на занятиях и тесно взаимодействовать с педагогом. В данном случае живой контакт полностью заменен на виртуальное и более независимое общение с использованием соответствующих технологий: компьютер или телефон (любой иной гаджет, поддерживающей нужное приложение), интернет. Для организации учебного процесса в данном случае достаточно располагать хотя бы небольшим свободным временем и желанием саморазвиваться.

Каждая специальность в рамках сетевого образования подлежит тотальному планированию с акцентом на требования рынка труда и действующие регламенты ФГОС, нагрузку педагогов и пр.

Структура и содержание программ "диванного обучения" студентов
Структура и содержание программ «диванного обучения» студентов

Классическая схема обучения в рамках сетевой формы подготовки дипломантов выглядит следующим образом:

  • Программа обучения представляет собой комбинацию предметов, заданий, планомерно распределенных на весь период обучения с градацией на семестры или триместры;
  • Каждая дисциплина имеет свое место в подготовке специалиста: действует на определенном этапе подготовки, обладает конкретным содержанием (тематические и практические границы: список тем к изучению, перечень заданий для выполнения);
  • В определенный период времени студент обязан сдать на проверку подготовленные письменные работы или пройти онлайн-проверку: предоставить педагогу в электронном или оцифрованном виде соответствующие материалы, проекты, задания и пр.;
  • В очерченные учебным планом сроки индивид должен закрыть сессию, которая также проходит в режиме онлайн. По каждому заявленному или пройденному предмету студенту предстоит пройти аттестацию в форме: защиты НИР, тестирования, онлайн-экзамена. В целом данный процесс не отличается от классической онлайн-сессии.
  • На последнем курсе учащемуся предстоит подготовить дипломную работу и защитить ее в онлайн-формате.

То есть в рамках сетевого обучения учащемуся предстоит самостоятельно разбираться в обозначенных в учебном плане предметах и темах, заданиях, изучая их в удобном режиме, но в строго обозначенных временных рамках.

Аттестация студентов сетевого обучения пор исходит также с применением онлайн-технологий. Зачеты и экзамены проходят в строго очерченные сроки, время. Формат контроля знаний и умений по предмету утверждается администрацией заранее. Чаще всего используют выполнение письменных работ, тестирование –для проведения зачета, а для экзамена – тестирование, онлайн-экзамен, выполнение кейса в электронном виде (развернуто и пр.).

Немалый акцент в рамках дистанционного обучения отводится научно-исследовательской деятельности. В течение семестра студенту предстоит периодически выполнять контрольные работы, рефераты, раз в семестр – курсовую работу. Если программой обучения предусмотрено время на прохождение практики, то учащимся предстоит подготовить отчет по практике.

От чего зависит состав сетевых программ обучения?
От чего зависит состав сетевых программ обучения?

Обязательными видами письменных работ студентов сетевого образования выступают курсовая работа, преддипломная курсовая работа, отчет о НИР, дипломная работа. Притом при необходимости для улучшения собственных позиций и успеваемости, учащийся может проявить инициативу и подготовить дополнительные проекты (но только по предварительному согласованию с педагогом): реферат, доклад, научная статья и пр.

Проанализировав все вышесказанные моменты можно отметить, что учебный процесс сетевого обучения практически не отличается от традиционных образовательных программ очного и заочного формата. Каждая специальность и этап погружения в нее тщательно планируется с учетом требований ФГОС. А это значит, что качество подготовки выпускников – не хуже привычных вариантов освоения профессии.

Плюсы и минусы сетевого обучения

Сетевое обучение обладает рядом преимуществ и недостатков, которые мы отметим в таблице ниже.

Достоинства сетевого (онлайн) обучения

Недостатки сетевого (онлайн) обучения

Акцент делается на востребованных и современных, актуальных направлениях подготовки Доступны далеко не все профессии
Формат обучения может отличаться: короткие или полные курсы, модульное обучение, полноценные образовательные программы в дистанционном формате и пр. Онлайн-обучение требует умения разбираться во всех вопросах и нюансах самостоятельно
Высокий уровень доступности Обучение доступно только платно
Обучение в любом удобном месте и в удобное время Стоимость обучения не всегда оправдана и сопоставима с очным или заочным образованием
Достойное качество образования Работодатели с опаской относятся к выпускникам сетевого обучения, из-за чего страдает их конкурентоспособность на рынке труда
Реализуется на базе сузов, вузов и сторонних образовательных организаций с выдачей официального документа: сертификат, свидетельство, удостоверение, диплом и пр. Необходимо в совершенстве владеть интернет-технологиями, современной техникой, гаджетами и иметь под рукой стабильный интернет
Легко совместимо с иными делами: работой, учебой, хобби и пр. Отсутствует отсрочка от армии

Согласитесь, что «учиться на диване» в комфортных условиях без острой необходимости ежедневно посещать лекции и семинары удобно, но не всегда бывает легко. Притом отмечается явная экономия времени и денег на дорогу от дома до вуза и пр. В числе явных преимуществ сетевого формата подготовки дипломантов виднеется доступность, так как набор учащихся возможен круглый год. В данном случае суровых ограничений нет.

Более того, освоить желаемую специальность с помощью сетевого обучения можно разными способами: поступить на дистант в колледж или вуз, освоить онлайн-курсы от топовых компаний, образовательных заведений или на современных платформах (Яндекс, Нетология, Скиллбокс и пр.). В данном случае можно подобрать нишу для профессионального или дополнительного развития с учетом продолжительности обучения, глубины погружения в предметы соотношение теории и практики, науки и практики и пр. Более того, можно выбрать базовый или углубленный курс, исходя и текущих познаний и представлений и пр. В данном случае суровых ограничений нет. То есть программы сетевого обучения действуют как на уровне профессионального образования, так и в сфере дополнительного развития. Притом неважно, в какой точке земного шара находится студент, программа буде ему доступна с помощью интернет-технологий в любом случае (при соблюдении соответствующих условий).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Сетевое обучение удобно тем, что можно подстраиваться под него или подстроить ход учебы под иные дела. То есть рассматриваемая парадигма более гибкая и лояльная по сравнению с очным форматом. Студент ориентируется лишь на общие сроки изучения учебного плана и программы, самостоятельно устанавливая темп работы и пр. Время для погружения в теорию, практику, письменные работы он выделяет сам, исходя из его планов и возможностей.

Более того, при сетевом обучении фактически отсутствует физическая нагрузка – нет спортивных занятий, поэтому оно доступно для каждого независимо от его здоровья. Особой подготовки для освоения материала не требуется: остаточно читать, вникать, запоминать и пользоваться полученными знаниями.

Сетевой вариант подготовки квалифицированных специалистов основан на самообразовании. Здесь, как и в иных видах обучения, важна грамотная мотивация студента и заинтересованность в результатах обучения. Поэтому качество подготовки зависит только от учащегося, его подхода к делу. То есть качество подготовки выпускников сетевого образования не хуже, чем у очников и заочников!

Помимо этого, в числе плюсов можно отметить возможности трудоустройства. Некоторые образовательные платформы готовы помочь с обретением достойного портфолио в период обучения или оказать содействие в поиске работы после аттестации. Подобная система действует на таких базах, как Скиллбокс, Нетология. При каждом вузе также функционирует центр содействия выпускникам.

Плюсы и и минусы сетевого (онлайн, дистант) образования
Плюсы и и минусы сетевого (онлайн, дистант) образования

Но к каждому плюсу можно легко найти соответствующий недостаток. Например, доступность сетевого обучения достигается путем выделения мест по широкому ассортименту специальностей. Но с помощью онлайн-обучения невозможно подготовит врачей, специалистов технического плана, где требуется тщательная практическая, лабораторная и прочая подготовка. То есть ассортимент профессий будет сжатым и ориентированным на подготовку гуманитариев.

Во-вторых, сетевая подготовка доступна только на коммерческой основе. Бюджетных мест в данном случае нет. Притом стоимость образовательных услуг не всегда адекватна.

В-третьих, состав программ сетевого характера носит больше теоретический или научно-исследовательский характер. Практики здесь как таковой нет, но если заявлена – то студенту придется самостоятельно искать базу практики, ориентируясь на программу данного этапа. Практическое становление в рамках сетевого обучения сводится к решению задач, кейсов, выполнению НИР и пр. То есть реальной практики фактически нет. Именно этот момент больше всего смущает работодателей, которые впоследствии вынуждены «дообучать» новичков на рабочем месте, организовывать для них стажировку или специальные курсы.

Четвертым и самым ярким недостатком является то, что молодые люди не смогут получить отсрочку от армии. Данная привилегия доступна только очникам, а не «сетевикам».

Более того, учится в рамках сетевого образования без гаджета, ПК и интернета невозможно. Это своего рода минус, так как студенту предстоит приобрести соответствующий агрегат, оплачивать интернет-услуги (притом интернет должен быть качественный). Для аттестации порой приходится скачивать дополнительные программы и приложения, которые будут соответствовать техническим требования учебного заведения и возможностям студента. То есть и здесь отмечаются дополнительные расходы, необходимость современных навыков и пр.

Исходя из анализа плюсов и минусов рассматриваемой учебной парадигмы, можно отметить, что сетевой формат подготовки подойдет далеко не каждому желающему. Студент должен обладать такими качествами, как самодисциплина и самоорганизация, ответственность, самостоятельность, упорство и кропотливость, усидчивость и внимательность, дотошность. Без соблюдения правил тайм-менеджмента преодолеть ученую дистанцию не удастся. Также следует оценить физическую и финансовую посильность сетевого обучения, выгоду данного варианта. Молодым людям следует тщательно взвесить все за и против, учитывая необходимость службы в армии и пр.

Как получить качественное сетевое образование?

Независимо от формата обучения, качество подготовки выпускника зависит только от него и его подхода к учебе. Поэтому, чтобы стать высококвалифицированным дипломированным специалистам, прошедшим при этом сетевую подготовку, достаточно следовать простейшим правилам.

Первый принцип успешного сетевого обучения – грамотно планировать каждый день и выделять на изучение предмета или нескольких предметов время. Использование принципа тайм-менеджмента позволяет продумать нагрузку, распределить спектр дел и вовремя все подготовить: курсовые работы, ответы к экзаменам, высвободить время на прохождение зачета или экзамена и пр.

Второй канон качественного становления в рамках сетевого образования – не бойтесь спрашивать, уточнять детали, ликвидировать пробелы. Сетевое обучение хоть и переложено на онлайн-формат, но оно не исключает получение дополнительных консультаций и разъяснений от педагогов, кураторов проекта или курса. Если изучение какой-либо темы вызывает колоссальные сложности, то можно обратиться за помощью к кураторам, организаторам, запросить дополнительную информацию или литературу, онлайн-консультацию и пр.

Принципы сетевого обучения студентов
Принципы сетевого обучения студентов

Третье правило качественной подготовки выпускника сетевого формата – не лениться. Отсутствие явной обязанности посещать занятия или просматривать видео-лекции, вебинары по теме в любое время не означает, что нужно откладывать все в «последний или долгий ящик». Лень провоцирует накопление дел, которые впоследствии становится слишком трудно преодолеть, а качество получаемых знаний снижается. В данном случае целесообразно иметь хорошую мотивацию, чтобы риск проявления лени снижался.

Четвертый принцип сетевого обучения – пользоваться полученными знаниями повсеместно, постоянно, развивая практические навыки. Любую теорию можно легко переложить на практический лад. Так как непосредственная практика в данном случае отсутствует, студенту необходимо самостоятельно позаботиться о прикладном развитии по осваиваемой программе. Например, при упоминании специальных инструментов или программ для эксплуатации. Подсчётов, аналитики, важно ознакомиться с ней отдельно. Сделать это можно самостоятельно или при помощи дополнительного обучения и пр. Поверьте, ни один навык не пропадет впустую, а хорошая подготовка лишь повысить конкурентоспособность и привлекательность на рынке труда.

Пятый принцип – посильность. При сетевом обучении важно полагаться на доступные и посильные приемы, инструменты, возможности. Если учебная нагрузка становится трудной, неподъемной, то важно выбрать наиболее подходящие, щадящие способы разгрузки: расстановка приоритетов и перепланирование дел, помощь друзей, обращение к сторонним специалистам с целью подготовки к занятиям, аттестации и пр.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Учеба на диване: раскрываем секреты сетевого образования”

  • Если изначально дистант едва и серьезно воспринимался абитуриентами и работодателями, то сейчас он буквально заполонил рынок образовательных услуг. Но мне кажется, там нельзя подготовить качественные кадры. Кроме очки и заочки ничто не позволит воспитать достойную смену. Плюсы, конечно очевидны, но мне кажется, что дистант подойдет уже тем, кто имеет за плечами определенную профессию и делает продолжить ее обучение или сменить. Но для первичной подготовки точно не подойдет.

    • Здравствуйте, Filadelfiya! Благодарим за ваш отзыв, конечно же дистанционное обучение отличается от очного и заочного и подойдёт не каждому, но независимо от формата обучения, качество подготовки выпускника зависит только от него и его подхода к учебе. Рекомендуем также для прочтения данную статью: https://disshelp.ru/blog/otlichiya-zaochnoj-formy-obucheniya-ot-distantsionnoj-plyusy-i-minusy/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *