Понятие, сходства и отличия первичных и вторичных первоисточников исследования

Любое исследование базируется на информации. При раскрытии темы автору предстоит собрать качественные первоисточники, которые позволят ему раскрыть тему и решить насущную проблему. При выполнении курсовых, дипломных работ принято задействовать все доступные материалы. Опытные авторы делят информацию на первичную и вторичную. Каждая из указанных категорий выполняет определенную роль в исследовании. Давайте разбираться: что и что, как и когда использовать.

Понятие, сходства и отличия первичных и вторичных первоисточников исследования
Любое исследование базируется на информации. При раскрытии темы автору предстоит собрать качественные первоисточники, которые позволят ему раскрыть тему и решить насущную проблему. При выполнении курсовых, дипломных работ принято задействовать все доступные материалы. Опытные авторы делят информацию на первичную и вторичную. Каждая из указанных категорий выполняет определенную роль в исследовании. Давайте разбираться: что и что, как и когда использовать.

Понятие и функции первичных источников информации

Выполняя НИР, исследователь ищет и работает с конкретной информацией. Она должна удовлетворять определенным требованиям: соответствие теме, достоверность, актуальность. Но вариации ее применения по ходу проекта определяется различными факторами: весомость, факты, раскрытие конкретной стороны проблемы/темы или этап изыскания, ее восприятие автором и пр.

При выполнении практической части автору предстоит собрать уникальные сведения. Чаще всего он пользуется данными, которые проявили себя впервые и ранее еще не подвергались подобной обработке и анализу, систематизации. В этом случае источник считается первичным. Его получение происходит в первый раз, из первых рук или уст. Фактически, это самое настоящее открытие, новое достижение, которые подлежит характеристике. Работа с первичными источниками предполагает погружение в тему, пребывание в «эпицентре событий» и их объективную оценку, личное участие автора в исследовании (наблюдение, эксперимент и пр.).

Понятие первичных и вторичных источников информации
Понятие первичных и вторичных источников информации

Сбор данной категории предполагает тщательное планирование НИР и проведение эксперимента или иной практической деятельности: лабораторной работы, экспертизы и пр.

Фактически, первичная информационная база исследования – это реальные доказательства, оригиналы первоисточников. Именно такие сведения позволяют раскрыть замысел автора, его идею и позицию (гипотезу). Это самая весомая часть НИР, подчеркивающая самостоятельность и компетентность автора, его достижения и предлагаемые им инновации. Первичные ресурсы содействуют более точному обоснованию авторской позиции. Данная категория точно и полностью соответствует требованиям и возможностям исследователя при выполнении курсовой, дипломной или научной работы.

Таким образом, первичная база данных НИР позволяет собрать основную информацию по теме, более точные аргументы и факты, доказывающие или опровергающие выдвинутую гипотезу. Ее сбор и обработка – результат самостоятельной работы автора.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Признаки первичной информации

Каждый источник обладает определенными чертами, выделяющими его из общей массы. У первичных данных можно выделить следующие специфические характеристики:

  • Информация «рождается» и обрабатывается, фиксируется впервые непосредственно автором. Сбор и подготовка соответствующей базы производится непосредственно автором по принципу «здесь и сейчас». В этом случае автор лично участвует не просто в сборе информации и анализе опыта предшественников, он добывает ее из первых уст: проводит эксперимент, беседует с квалифицированными экспертами и т.д.;
  • Полученные сведения подчеркивают реальное положение дел и являются сугубо актуальными. В этом проявляется одно из достоинств первичных материалов: оценка реалий, определение текущих тенденций и динамики;
Плюсы и минусы применения первичных данных в исследовании
Плюсы и минусы применения первичных данных в исследовании
  • Нацеленность на решение конкретной проблемы, но строго в рамках действующих ограничений. Применение первоисточников будет ограниченным внутренними условиями новой НИР. Автор должен будет «вписать» первичную информацию согласно логике своего изыскания. Притом роль каждого первичного факта будет конкретной: выделить проблему, подчеркнуть недостатки, обосновать или раскритиковать позицию автора и пр.;
  • Подобная информация требует тщательной и дополнительной перепроверки на достоверность и качество. Результаты НИР, полученные в первый раз могут содержать огрехи, которые важно свести к минимуму. Поэтому для достоверности и точности следует провести «контрольный этап»;
  • Рассматриваемая категория материалов подчеркивает потребности и возможности исследователя, уровень его подготовки и компетентности, глубину погружения в тему и степень его разборчивости (умеет ли он различать полезное от бесполезного, надежное от недостоверного, обоснованное от размытого и пр.);
  • Объем, качество и особенности первичных материалов контролируются только автором НИР, экспериментатором и пр.

Важно отметить, что сбор первичной базы данных для любого изыскания независимо от научной принадлежности и уровня образования автора чаще всего основывается на экспериментальной основе, практических действиях. Для ее получения важно непосредственное участие исследователя в проектировании и проведении опыта, эксперимента. Притом сам эксперимент должен вписываться в границы исследования: учитывать особенности научного аппарата, цели, уровня подготовки автора, глубину НИР и пр. Также полученные ресурсы должны быть оперативно (своевременно!) зафиксированы, а в дальнейшем проанализированы, обработаны и систематизированы.

Где и как искать первичные источники информации?

Автору НИР предстоит не искать, а добывать материалы для раскрытия своей задумки и доказательства выдвинутой гипотезы. Поэтому в этом деле важно тщательное планирование экспериментальной части изыскания с опорой на ранее разработанный научный аппарат.

Получить основные информационные источники впервые можно по результатам творческой, исследовательской или прикладной деятельности. Притом наиболее существенным моментом в данном аспекте является то, чтобы новосозданные ресурсы освещали те аспекты, которые ранее не были установлены изучены, описаны и пр. Только в этом случае первоисточники обретут статус «первичной информации».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В рамках первичной базы данных НИР принято относить следующие виды материалов:

  • Книги (но при условии, что книга была создана автором недавно не подвергалась переработке, корректировке и пр.). Данная веха используется чаще всего в теоретической части НИР для сравнения существующих подходов, определения недостатков и проблемных зон и пр.;
  • Журналы и статьи. Чаще всего они задействуются исследователем для оценки и текущего положения дел в науке или отрасли, поиска более совершенного метода решения проблемы, определения путей к инновациям и возможностей их применения и пр.;
  • Отчеты по лабораторным, научно-исследовательским работам, практике и пр. Здесь лучше всего использовать результаты собственной практической деятельности и опыт;
  • Научные работы: монографии, диссертации, авторефераты, научные доклады, тезисы и пр.

Собирать первичную информацию можно любым удобным способом, но чаще всего они сводятся к практике и применению таких приемов, как наблюдение, опрос, эксперимент, опыт, социологическое/маркетинговое исследование и пр.

Обратите внимание, что первичная база доминирует в практическом разделе проекта, но также может быть включена в теоретический раздел при оценке современных тенденций, для определения модификации проблемы, сравнения способов ее решения и их эффективности.

Что такое вторичные первоисточники?

Одним из самых распространенных источников информации каждого исследования (без исключений) является вторичная. Она представляет собой переработку и новую интерпретацию ранее реализованных изысканий, первичных данных. Притом данный вид материалов уместен на любом этапе выполнения курсовой, дипломной работы или НИР. Чаще всего он преобладает в теоретической главе, но также уместен в практической части изыскания для обоснования и констатации тенденций, их корректного описания.

Фактически, первичные и вторичные данные являются взаимодополняющими или обратными категориями: первичные доминируют в практическом разделе НИР и могут присутствовать в теории, вторичные – доминируют в теоретической главе, но могут дополнять практику (помогая автора описывать обнаруженные тенденции с научной точки зрения).

Специфические черты вторичных источников информации
Специфические черты вторичных источников информации

Вторичная информация может стать основой или причиной для дополнительных исследований и поиска более совершенных методов, решения проблемы. Благодаря изучению раннего опыта, классических подходов и определению их недостатков, пробелов автору нового проекта удается определить перспективное направление или решение. Ее наработка и подбор также основывается на теме НИР, потребностях и возможностях автора.

Вторичная база данных проекта позволяет автору всесторонне и с разных позиций изучить проблему, учесть мнение других экспертов, научные факты и пр. Благодаря столь ответственному подходу исследование становится полномасштабным и глубоким, более аргументированным.

Признаки вторичной информации

Чтобы студенты, начинающие исследователи понимали разницу между первичной и вторичной информацией, выделим особенности последней:

  • Вторичные материалы основываются на ранее собранной информации и реализованных экспериментах. Притом предварительный сбор данных может производиться как самим автором, так и другими исследователями. Фактически, это пересказ изученной ранее информации (как первичной, но уже опубликованной, так и популярной, общенаучной и пр.);
  • Для получения этих сведений не требуется тщательного планирования и проведения эксперимента. Достаточно просто найти подходящую литературу и грамотно ее обработать, преподнести в новой НИР. Поиск должен быть основан на тематике и проблематике исследования, цели автора (что он намерен найти и для чего) и пр.;

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

  • На поиск материалов уходит минимум усилий, времени и сил. Притом облегчить подбор источников можно с помощью современных технологий и грамотного подхода: поиск по теме, ключевым словам, авторам и пр.;
  • Характер подобной информации чаще всего описательный, обзорный, аналитический, а не констатирующий;
  • Требует более тщательной переработки для получения уникального текста. Если автор просто заимствует, то уникальность его НИР резко упадет. Важно интерпретировать данные по-новому или полагаться на приемы цитирования (в оптимальных объемах).

Таким образом, вторичные материалы используются автором целенаправленно, но при этом опираются на ранее реализованные действия и опыты. Фактически, это готовая информация, требующая тщательной и дополнительной обработки, логичного и обоснованного применения в новой НИР. Чаще они описывают моменты из прошлого, поэтому применяются для ретроспективного анализа, сравнения текущей ситуации с более ранними фактами.

Где искать вторичные первоисточники?

Подбор информации вторичного плана считается самым легким и быстрым, экономичным. Притом данные свойства указанная база данных обрела благодаря развитию современных технологий, IT-возможностей. Для получения соответствующей информации автору не придется проводить опыты. Вполне достаточно опираться на ранее опубликованные труды. Притом они могут быть отнесены к различным видам: справочная, архивная, учебная, научная и пр. Лучше всего, чтобы сред и вторичных материалов доминировали научные работы, статьи, так как они считаются более надежными.

Где искать первичные и вторичные ресурсы?
Где искать первичные и вторичные ресурсы?

Поиск вторичной базы данных для курсовых, дипломных и научных работ сводится к простейшим операциям: тематический подбор книг или статей в библиотеке, на научной платформе, через браузер и пр. Притом их получение также может быть платным (покупка готовой работы или журнала, оформление подписки) и бесплатным.

В числе наиболее распространенных и востребованных среди исследователей первоисточников можно выделить:

  • Книги, но при условии, что они подвергались переработке и редактированию и об этом есть соответствующая пометка (редакций должно быть не менее двух, притом второе – уже будет переработанным вариантом первоисточника);
  • Рефераты и доклады, готовые студенческие работы в открытом доступе и пр.;
  • Рецензии, отзывы, критика;
  • Обзоры и комментарии со стороны квалифицированных экспертов;
  • Энциклопедии, справочники и иные сборники, содержащие общую и ранее освещенную информацию.

Обратите внимание, что вторичные материалы – это многократная переработка первоисточников разными (или одним и тем же) авторами. Каждый из них мог понять тему, проблему и текст по-своему. Поэтому важно сравнивать различные вариации и отсеивать сомнительные моменты.

Особенности использования первичных и вторичных источников информации в курсовых, дипломных и научных работах

В целом, ни одно исследование не обходится без информации. Притом авторы задействуют оба рассмотренных нами вида, лишь умело корректируя объемы каждой из них в зависимости от качества, весомости, логики и необходимости. Притом единого или стандартного соотношения первичной и вторичной категорий нет. Неважно, на какую из них опирался исследователь. Главное при выполнении НИР – качество задействованных материалов.

На практике студенты и авторы работ предпочитают сочетать первичную и вторичную информацию. Первичная ниша свойственна преимущественно прикладному разделу при диагностике актуальной проблему и поиске ее решения. Вторичная основа подлежит применению в теоретическом разделе (это ее «ядро») и для обоснования и описания тенденций во всех остальных пунктах.

Схема превращения первичной информации во вторичную
Схема превращения первичной информации во вторичную

То есть вторичная информация применяется на протяжении НИР повсеместно, а первичная – для отражения реальной проблемы на текущий момент времени, подтверждения самостоятельности автора и обоснованности его суждений.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: выполнение студенческих и научных, творческих и иных работ немыслимо без использования первичной и вторичной информации. Притом каждая из них пересекается с прошлыми и современными тенденциями, подтверждая или опровергая позицию автора, содействуя выработке оптимального и эффективного решения, разработке инноваций.

В целом, среднее соотношение указанных категорий в НИР достигает 40% для вторичных данных, 60% — первичная база. Строгого соотношения или норм по включению указанных видов информации нет ни в одном ГОСТе Притом место каждого из них определяется автором самостоятельно, исходя из его потребностей и возможностей, характера выполняемого изыскания (обзорный, исследовательский, практический или теоретический и пр.).


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *