Если Вы полагаете, что исследование и оценка текста предполагает только определение ошибок, нарушений базовых правил русского или иного странного языка, то Вы глубоко ошибаетесь. На практике выделяют свыше нескольких десятков видов по выделению особенностей в материалах, каждый из которых ориентирован на выделение конкретных моментов, разделов речи и особенностей. Одним из специфичных, но важных алгоритмов по оценке качества и структуры текста выступает эмоциональный анализ.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие, функции и роль анализа эмоций в тексте
В каждом стиле речи есть определенные черты, подчеркивающие и выделяющие его, отражающие действие правил и возможности определения соответствующих манер, логики повествования или исследования и пр. Но далеко не каждый пользователь текстов знает о важности диагностики эмоций в составе изучаемой литературы, проекта.
Эмоциональный анализ – это последовательный и насыщенный алгоритм, позволяющий уловить не только общие «краски», логику изложения мыслей, но и ракурс исследования, принадлежность к определенному жанру, выделить специфические черты и манеры изречения и пр. В данном случае объектом внимания эксперта становятся именно слова и выражения, подчеркивающие состояние героев, авторскую позицию, общий сюжет и характер произведения в целом.
Оценка эмоций редко проводится отдельно. Чаще всего она реализуется непреднамеренно, параллельно с остальными видами анализа текста. Среди основных функций рассматриваемого подхода можно выделить:
- Диагностирующая, позволяющая определить по эмоциям и использованию отдельных слов, фраз принадлежность к конкретному стилю, соблюдение стилистических норм, характер задействованного лексикона и его уместность и пр.;
- Описательная. Данная задача позволяет выделить особенности в тексте, уловить общее настроение автора, отметить ключевые моменты, выводы, подвести читателя к определенному состоянию (грусть, радость, радушие или смиренность и пр.) С помощью нескольких слов;
- Разъясняющая. Порой именно анализ эмоций способен разъяснить автору причинно-следственные связи героев (почему он так поступил, что спровоцировало объект исследования на подобные результаты и действия и пр.);
- Прогнозирующая. Порой по мере оценки эмоциональности текста можно определить дальнейший сюжет и действия героев, обосновать решение автора (показав его объективность, обоснованность и уверенность) и т.д.;
- Констатирующая. На основе выделенных эмоций и соответствующих им описаний в тексте можно определить принадлежность материалов к определенному стилю речи или выявить явные нестыковки в стилистическом, тематическом, логическом срезе.
Таким образом, эмоциональный анализ текста позволяет не просто проникнуться «красками повествования» или сюжета исследования, но и выделить его особенности, провести параллель между водностью и обоснованностью, приверженностью стилистических и логических правил, тщательнее обосновать авторскую позицию и раскрыть тему.
Правила проведения эмоционального анализа текста
Эмоциональный анализ текста проводится не просто по определенной схеме, но и требует знания ряда особенностей, базовых канонов по определению эмоций в тексте, их оценке. Притом в каждом стиле речи будет присутствовать конкретная градация методов выражений эмоционального состояния, специфический инструментарий и способы выражения и пр.
Реализация анализа эмоций в тексте предполагает соблюдение следующих принципов. Во-первых, исследователь должен владеть лингвистическими приемами и инструментами для определения тех или иных моментов в тексте.
Эмоции в составе письменных материалов подлежат лишь конкретному описанию или выражению через действия героев. Самый простой способ выделения эмоциональной окраски или тональности – это наличие в составе предложений прилагательных, глаголов или фраз, подчеркивающих состояние, чувства героев. Например, слово «соскучившийся» подчеркнет тоску героя и стремление быть ближе, а «рассердился» – подчеркнет темные краски, обоснует соответствующие действия и поступки и пр.
То есть для проведения оценки эмоциональной тональности материалов важно владеть языковыми канонами, приемами по выражению состояния, чувств, действий и уметь определять их.
Во-вторых, для определения эмоциональной окраски текста важно быть внимательным и наблюдательным, следить за описываемыми событиями, отмечая заявленные характеристики и черты.
В-третьих, принцип объективности и корректности никто не отменял. Эмоциональный анализ затрагивает как проект в целом, так и отдельно взятые фрагменты: конкретный объект, действия, результаты, общая картина или позиция автора и пр. В данном случае важно трезво смотреть на описываемые явления и вещи, правильно их воспринимать, интерпретировать, разъяснять и пр.
В-четвертых, правило качественной оценки текста предполагает не просто выделение «красок», но и констатацию их уместности в составе текста с учетом его стилистических, синтаксических и прочих особенностей. В данном случае эксперт определяет уместность, необходимость эмоций, их роль, соответствие общим требованиям и пр. Более того, результаты эмоционального анализа могут повлиять на логику повествования: повышение информативности произведения, читабельности текста, восприимчивости сути и пр.
В-пятых, правило соответствия. В данном случае важно соотнести обнаруженные в ходе анализа оттенки, средства выражения, приемы, эмоции со стилистическими особенностями. Если у эксперта возникают вопросы относительно стилистической приверженности материалов (он сомневается в совпадении, соотнесении), от эмоции в этом деле четко покажут границы и особенности, принадлежность к конкретному жанру. В дальнейшем это облегчит оценку качества, логичности, строения и иных лексических, синтаксических и прочих особенностей.
Обратите внимание, что каждому стилю речи соответствует определенный набор эмоций и средств их выражения. В таблице ниже мы представим данную парадигму.
Стиль речи |
Эмоциональная составляющая |
Способ выражений эмоций |
Научный и академическое письмо | Нейтральная | Практически отсутствует на фоне отказа от экспрессии и эмоций |
Художественный | Присутствует преимущественно в описательном порядке | Использование глаголов, прилагательных, художественных приемов (метафор, гипербол, сравнений и пр.) Для отражения состояния окружающей среды и героев, отражения их поступков и общей картины происходящего |
Публицистический | Присутствует, но в определенной манере – призывающей, приковывающей внимание | Яркие и броские слова, громкие фразы и специфические выражения, концентрация внимания на проблеме и отношении к ней, призыв к действиям |
Разговорный | Присутствуют в любом проявлении | Использование просторечных слов, цензурная и нецензурная лексика, междометия, восклицания и пр. |
Обратите внимание, что научный стиль считается безэмоциональным или нейтральным. В данном случае нет места эмоциям, различным средствам и приемам их выражения. При подготовке студенческих и научных работ важна обезличенность, нейтралитет, сдержанность и точность выражений.
В остальных жанрах эмоциональный тон имеет место и проявляется в тесте посредством употребления различных фраз и слов, конструкций, интонации и пр.
Таким образом, проведение эмоционального анализа текста потребует от исследователя тщетного владения языковыми нормами и приемами, богатый словарный запас, наблюдательность и аналитические способности.
Этапы проведения эмоционального анализа текста
Реализация оценки эмоциональной тональности материалов предполагает следование по определенной траектории, схеме. В данном случае диагностика и определение соответствующих моментов начинается с банальной вычитки проекта или произведения.
В рамках первого шага происходит изучение предоставленных материалов для получения общих представлений в рамках обозначенного вопроса. Эксперту предстоит получить тематические представления (о чем текст), определить общий характер материала, отметить приверженность к конкретному стилю речи, границы исследования и пр.
Второй шаг эмоционального анализа предполагает проведение общей стилистической экспертизы. В данном случае важно выделить, обосновать стиль изложения и отметить наличие/отсутствие соответствующих средств выражения, подчеркивающих эмоциональный окрас текста.
Как мы уже отметили выше, в каждом жанре есть определенные эмоциональные приемы и средства выражения. Достаточно выделить их в составе исследуемого материала и показать их принадлежность к конкретной стилистической группе, соответствие языка повествования стилистическим нормам и требованиям или противоречие им и пр.
Третий шаг – лексический анализ. Без данного шага в оценке тональности текста не обойтись. В этом случае важно вникнуть в суть каждого слова, фразы, ее предназначение, роль в тексте, определить уместность употребления в логических и стилистических рамках и пр.
Лексический анализ позволит выделить эмоционально окрашенные категории и оценит корректность, необходимость и возможности их употребления в общем контексте, составе материала и пр.
Четвертый шаг – синтаксический анализ текста. Выражение эмоций в работах проявляется не только в использовании отдельных слов, конструкций, но и обладает специфическими чертами в построении речи. Для подчеркивания эмоционального состояния и характера, картины, действий, авторы прибегают к применению всевозможных общепризнанных и оригинальных методов: изменение порядка слов в предложении, включение в контекст специфической лексики, употребление сложноподчиненных и сложносочиненных предложений вместо простых, различные выразительные средства и интонации и пр.
Синтаксический анализ текста позволит определить точное значение и характер изречений, эмоций, их место в общем контексте (предназначение, суть и пр.).
Пятый шаг эмоционального анализа – это определение морфологических особенностей интонаций, общей тональности текста. В данном случае посредством выделения частей речи и их сочетаний можно определить характер выражений (удивление, восклицание, вопрос, повествование, констатация и убеждение и пр.). Также результаты морфологической оценки текста позволит определить читабельность, восприимчивость материалов. О правилах реализации данного вида исследования материалов мы писали ранее.
Шестой шаг – обобщение результатов анализа и подведение итогов относительно эмоциональной составляющей произведения, соответствия тональности стилистическим и лингвистическим параметрам.
Проведение эмоционального анализа в отношении студенческих и научных работ позволяет очистить проект от «воды», излишних и несоответствующих научному стилю конструкций и выражений, сделать текст более точным, емким, обоснованным.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сложности в проведении эмоционального анализа текста
Реализация эмоционального анализа текста нередко вызывает у студентов или неопытных исследователей ряд проблем. Все они так или иначе связаны с недостатком компетенций или слабым развитием определенных личностных качеств.
К числу наиболее явных нюансов при проведении эмоциональной экспертизы материалов можно отнести следующие моменты:
- Низкий уровень владения лингвистическими правилами: незнание или непонимание действия языковых принципов и законов, отсутствие навыков по их применению;
- Неразвитые аналитические способности: отсутствие навыков по определению эмоций и средств выражений, соотнесения действующих правил с изложенными моментами, низкий уровень наблюдательности и пр.;
- Отсутствие навыков по констатации эмоций и их соотнесению с общими стилистическими требованиями;
- Отсутствие представлений о правилах и этапах проведения эмоционального, лингвистического и иных видов анализа материалов;
- И пр.
Для проведения эмоционального анализа текста и получения качественных результатов, грамотного их применения важно изучить соответствующие лингвистические азы и научиться визуально определять тональность материалов в словесной форме, сопоставлять изложенные моменты с действующими канонами и обосновывать корректность изречений, их уместность и пр.
Но в случае возникновения сложностей, лучше всего обращаться за помощью к сторонним квалифицированным специалистам с лингвистическим или филологическим образованием. Также в настоящее время для проведения эмоционального анализа текста могут быть привлечены нейросети.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
у студентов и аспирантов лишь одно правило при написании работ – никаких эмоций. Но очень трудно сочетать нейтралитет и умеренную насыщенность, чтобы не было сухо, слишком сжато или сложно для восприятия.
Здравствуйте, Sandra! Вы совершенно правы. Реализация эмоционального анализа текста нередко вызывает у студентов или неопытных исследователей ряд проблем. Все они так или иначе связаны с недостатком компетенций или слабым развитием определенных личностных качеств. Рекомендуем для прочтения данную статью: https://disshelp.ru/blog/samoanaliz-teksta-ponyatie-vidy-shemy-rol-pravila/