Правила проведения когнитивного анализа текста

Одним из современных и молодых приемов по смысловой оценке текста является когнитивный анализ. Данный подход – новейший. Он появился на свет в конце ХХ столетия и продолжает активно прорабатываться и совершенствоваться. Сегодня мы расскажем о сути и специфике нового метода по оценке текста.

Правила проведения когнитивного анализа текста
Одним из современных и молодых приемов по смысловой оценке текста является когнитивный анализ. Данный подход – новейший. Он появился на свет в конце ХХ столетия и продолжает активно прорабатываться и совершенствоваться. Сегодня мы расскажем о сути и специфике нового метода по оценке текста.

Понятие и функции когнитивного анализа

Сам по себе термин «когнитивный анализ» моментально вводит в курс дела. Данный метод позволяет изучить информацию (проанализировать ее) и осознать основную идею или суть текста. В данном случае когнитивный – это разбор данных, их понимание и осмысление, а анализ – непосредственный прием по погружению в суть. Именно он приходит на помощь студентам и исследователям при выполнении курсовых работ, дипломных проектов и диссертаций.

В самой простой интерпретации под когнитивным анализом понимают комплекс действий, направленный на изучение и определение степени понимания текста: что хотел сказать автор, как понял текст читатель и пр.

Суть когнитивного анализа текста
Суть когнитивного анализа текста

Когнитивный анализ текста – это один из мощных инструментов по работе с информацией, нацеленный на познание. Чаще всего он применяется в отношении тех первоисточников, где имеется определенный пробел, противоречие и необходимо дополнительное погружение или тщательное переосмысление фактов, чтобы понять задумку или идею автора.

Когнитивный анализ относят к методам когнитивной лингвистики – особый лингвистический раздел, призванный исследовать ясность, корректность и доступность текста с помощью проведения речевого и языкового анализа, оценке продуцирования материалов.

Когнитивный анализ текста выполняет следующие функции. Во-первых, этот подход позволяет качественно переработать информацию и определить ее суть, ключевые моменты и факты, то есть получить конкретные знания и представления в рамках освещаемого вопроса или момента. В этой роли когнитивный анализ позволяет оценить текущий уровень подготовки пользователя, восполнить пробелы, повысив тем самым уровень эрудиции и расширив кругозор.

Функции когнитивного анализа текста
Функции когнитивного анализа текста

Во-вторых, когнитивный анализ выполняет преобразующую функцию. С его помощью текст обретает «вторую жизнь», когда один пользователь использует полученные данные в собственных целях: при подготовке новых проектов, в беседе или во время выступления на мероприятиях и пр. Когнитивный анализ позволяет грамотно пересказать суть первоисточника, придать ему новую трактовку с сохранением изначального контекста или идеи, авторства и пр.

В-третьих, моделирующая. В ходе изучения текста пользователь полагается на имеющиеся у него представления по теме, чтобы глубже понять и проникнуть в суть вопроса или положения. В столь непростом деле важно уметь представлять изученный материал в виде некой ситуации или модели. Притом именно данная функция позволяет оценить корректность восприятия данных: их соответствие базовым положениям и правилам, авторской позиции и идее, соответствие реальному положению дел и пр.

Таким образом, когнитивный анализ – это особый вид работы с информацией, нацеленный на установление связи между устным и письменным языком пользователем текста и его создателем, изначально описанной сути и фактов и восприятием данных и пр. То есть данный прием позволяет выделить две плоскости и провести между ними параллель, чтобы оценить корректность и грамотность преподносимой информации и степенью ее осмысления, восприятия и понимания.

Когда и зачем требуется когнитивный анализ текста?

Когнитивный анализ данных с трудом можно назвать объективным подходом. Данный инструмент в большей степени основывается на частном восприятии и мнении в отношении изученной информации и фактов. Но, несмотря на явный субъективизм, применение когнитивного анализа, как метода по обработке информации, востребовано в самых разных ситуациях и нишах.

Самым очевидной необходимостью применения когнитивного анализа является учебная деятельность: от школьников и студентов, до аспирантов и даже практикующих специалистов. В этом ракурсе рассматриваемая парадигма позволяет разобраться во всех нюансах, выделить сложные для восприятия моменты и интерпретировать их в новой (более доступной) трактовке, восполнить проблемы в знаниях, тщательнее переосмыслить преподносимую тему и лучше ее запомнить.

Необходимость и уместность когнитивного анализа текста
Необходимость и уместность когнитивного анализа текста

Когнитивный анализ используется осознанно и неосознанно на всех ступенях образования:

  • при подготовке домашнего задания учащимся предстоит вникнуть в изучаемый материал и запомнить новоизученные моменты, закрепить ранее пройденные фрагменты и пр.;
  • при решении задач для разбора и точного понимания, вникания в условия задания и подбору эффективного решения, обоснования;
  • при подготовке к предстоящим испытаниям (контрольная работа, экзамены, зачеты и пр.) при повторении материалов и восполнении пробелов, для более тщательного понимания научных аспектов и выработке точного, корректного и полного ответа, демонстрирующего понимание и владение информацией.

Когнитивный анализ текста также применим в научно-исследовательской среде: при подготовке к научной конференции или семинару, выполнении курсовой, дипломной или научно-исследовательской работ, в рамках подготовки к защите исследования и пр. В данном случае когнитивный анализ позволяет оценить эффективность предлагаемой идеи, соотнести ее с реальным положением дел в науке и на практике, выделить ключевые моменты, собственную позицию и факты (тщательно обосновать ее).

В научно-исследовательской среде когнитивный анализ позволяет грамотно и правильно интерпретировать результаты, подобрать качественную информационную базу и корректно ее использовать для обоснования или опровержения выдвинутой идеи. Фактически, именно этот инструмент позволяет автору сначала разобраться в теме, а затем предложить новое или наиболее эффективное решение в отношении обозначенной проблемы.

Помимо этого, когнитивный анализ успешно применим в повседневной жизни (притом чаще всего неосознанно, интуитивно или в «автоматическом режиме»). В этой парадигме пользователи информации передают друг другу информацию так, как сами усвоили или восприняли, при необходимости перепроверяя соответствующие моменты, заявления или отдельные моменты с помощью научных фатов, экспериментов и пр. С этого ракурса когнитивный анализ служит своего рода способом передачи сведений в любой уместной ситуации: простая беседа, совещание, поиск решений в отношении рабочих или бытовых проблем, регулирование конфликтов и пр.

Таким образом, когнитивный анализ информации применим в любой сфере деятельности, науке или отрасли, позволяя тщательнее разобраться во всех нюансах, корректно их воспринять и вникнуть в суть вопроса, подобрать оптимальное или наиболее эффективное решение и тщательнее его обосновать со всех доступных позиций.

Принципы проведения когнитивного анализа

Когнитивный анализ – это не просто изучение и осмысление данных. Данный подход основан на комбинации объективных и субъективных характеристик, моментов.

Первым правилом реализации когнитивного анализа выступает принцип научности. В данном случае пользователю предстоит внимательно изучить соответствующий вопрос или тему, выделить научные факты, тенденции, позиции и грамотно их использовать в ходе обоснования собственной идеи, позиции, решения. В этом случае рассматриваемый метод позволит изучить действующие каноны и существующие подходы к решению проблемы, выделить их достоинства и недостатки, возможности применения и показать новые возможности их использования, сложности в восприятии и применении, пробелы (недостатки).

Вторым каноном когнитивного анализа выступает принцип понимания. Он предполагает, что после тщательного изучения всех аспектов по заявленной теме, вопросу, пользователь дожжен получить новые знания, представления или дополнить текущую интеллектуальную или практическую базу современными аргументами, приемами и пр. То есть когнитивный анализ позволяет индивиду глубже разобраться в теме, тонкостях, установить противоречия и пробелы в знаниях, тщательнее осмыслить и понять отдельные моменты, восполнить пробелы, лучше запомнить материалы и умело пользоваться ими в перспективе и пр.

Базовые правила проведения когнитивного анализа
Базовые правила проведения когнитивного анализа

Третий принцип когнитивного анализа текста – метод ассоциаций. С данного ракурса рассматриваемый подход к обработке информации основывается на текущих знаниях и представлениях пользователя, что влияет на качество восприятия новых парадигм. В этом случае автор в силу текущей подготовки и собственного воображения представляет изученный материал в том виде, как он его воспринимает, на основе возникающих у него предположений, сравнений, представлений и пр.

Четвертый принцип – соотносимость. Без рассматриваемого правила реализовать в полной мере метод когнитивного анализа невозможно, так как именно он позволяет определить особенности и степень восприятия данных, соответствие авторской трактовки с пониманием пользователя и пр. Реализация рассматриваемого канона предполагает сравнение или сопоставление следующих парадигм: научные представления и предложения конкретного автора, суть материала и ассоциации пользователя, мнение читателя и авторская позиция (мнение автора) и пр. С помощью такого подхода можно определить корректность восприятия данных, умение разбираться в сложностях и тонкостях, уровень текущей подготовки пользователя и корректность его мышления, умение грамотно и тщательно перерабатывать (осмысливать) информацию и пр.

Таким образом, когнитивный анализ, основанный на вышеописанных правилах, позволяет исследовать проблему и корректно ее воспринять с помощью тщательной переработки, переосмысления и применения материалов в личных, научных, учебных, рабочих или иных целях.

Виды когнитивного анализа текста

Когнитивный анализ – это способ исследования и переработки информации ан основе субъективного восприятия, ассоциаций и понимания данных. То есть пользователю предстоит проанализировать материал с нескольких позиций, а затем сделать общий, обоснованный и конкретный вывод, подчеркивающий суть, особенности и обоснованность выдвинутых парадигм.

Когнитивный анализ можно разделить на два уровня исследования текста, каждый из которых будет включать в себя определенный спектр задач, подходов к изучению материалов, методов и пр.

Принято выделить две подкасты когнитивного анализа: формальную и семантическую.

Сравнительный признак

Формальный когнитивный анализ

Семантический когнитивный анализ

Ключевые моменты Лингвистические особенности в тексте Семантическое ядро текста
Основные параметры анализа Стилистика, лексика, грамматика, синтаксис Логика, идея, факты, выводы
Методология Констатация, обоснование, выделение Анализ, сравнение или сопоставление, моделирование, обоснование
Результаты Оценка соответствия лингвистическим правилам Оценка соответствия представлений и научных парадигм, позиции и положениям автора

Формальный когнитивный анализ нацелен на лингвистическую оценку текста. В данном срезе целесообразно тщательное изучение особенностей построения информации с акцентом на следующие парадигмы:

  • синтаксические конструкции и сложности в их прочтении, восприятии;
  • исследование лексикона и словарного запаса материалов: специфика задействованной терминологии преобладание определенных частей речи, приемов и средств выражений, приверженность к конкретному стилю и пр.;
  • Следование четким лингвистическим и научным правилам в рамках обозреваемой темы и пр.

То есть формальный когнитивный анализ призван подчеркнуть структурные и содержательные особенности, информационную базу и пр.

Семантическая разновидность нацелена на оценку семантического ядра текста и влияния слов на развитие ситуации, уровень подготовки пользователя и пр. В данном аспекте пользователю важно выделить логические основы информации: суть, идея, факты, авторская позиция, выводы и пр. С этого ракурса пользователь погружается в текст с акцентом на цель его создания, выдвигаемые положения и мнения, качество. Притом именно семантическое погружение в материалы будет самым сложным, требующим логического сопровождения, наличия представлений и знаний по теме или проблеме и пр.

Благодаря сочетанию формального и семантического подхода когнитивный анализ позволяет тщательнее и глубже разобраться в описываемой ситуации, определить особенности текста, сложности его восприятия и восполнить пробелы в собственной подготовке.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Этапы проведения когнитивного анализа

Проведение когнитивного анализа – процедура многоступенчатая, требующая от эксперта или пользователя наблюдательности и осознанности. Чтобы результаты изучения материалов были достойными, качественными и корректными, важно придерживаться следующего алгоритма.

Порядок проведения когнитивного анализа
Порядок проведения когнитивного анализа

Первый шаг – изучение текста и выделение основных моментов и представлений по ней. В данном случае пользователь выделяет известные для него слова, правила, которыми он владеет в достаточной степени, а также ограничивает их от новых моментов, по которым нет четкого и однозначного понимания слов, правил, а лишь ассоциации и интуитивные представления.

Второй шаг – выделение ключевых моментов и факторов в рамках обозреваемой ситуации на основе первоисточника. В данном случае пользователю предстоит выделить причинно-следственные связи, основные тенденции и обозначить факторы, вызывающие соответствующие колебания и перемены.

Помимо логического анализа текста на данной стадии уместно лингвистическая характеристика материалов с акцентом на средства выражения, подчеркивающие авторскую позицию, оценку структуры материала и специфики задействованных конструкций, их соответствие стилю и пр.

Третий шаг – моделирование ситуации, которая предполагает констатацию известных фактов и неизвестных для пользователя параметров, отражение личных представлений и ассоциаций в рамках исследуемого вопроса с целью определения соответствия авторской задумке, идеи и корректности ее восприятия. С помощью моделирования ситуации аналитик устанавливает не только точность и правильность новоизученной информации, процесса осмысления, но и соответствие представлений реальным тенденциям, научным фактам и пр.

Моделирование предполагает построение конкретной модели на основе текущих ассоциаций и знаний с дальнейшей корректурой под условия и позицию автора. В данном случае важно тщательный разбор темы, оперативное восполнение пробелов, корректное восприятие описываемых явлений, фактов и тенденций и пр.

Четвертый шаг – определение перспектив развития темы, проблемы или поиск оптимального решения. Рассматриваемая стадия позволяет не только тщательно осмыслит первоисточники, но и подобрать «ключ» к решению проблемы с учетом располагаемых инструментов, фактов, возможностей, особенностей сложившейся ситуации, и тщательно обосновать выдвигаемый путь. То есть с помощью когнитивного анализа исследователь тщательно обоснует собственную позицию по рассматриваемому вопросу, соберет доказательную базу и сможет выработать оригинальное и эффективное решение, способ воздействия.

Таким образом, когнитивный анализ требует внимательного исследования вопроса или темы с погружением в первоисточники, их переосмыслением и построения «частной» (субъективной) модели. Рассматриваемый подход позволяет убедиться в корректности и правильности восприятия фактов, тенденций и умении оперировать ими в удобной ситуации.

Рекомендации по проведению когнитивного анализа

Когнитивный анализ требует от автора как минимум базового или минимального владения темой. Поэтому для построения модели или погружения в основную парадигму, требуется ознакомиться с освещаемым вопросом. Будьте готовы не просто прочитать определенный ресурс, но и понять его. Для этого потребуется уточнить значение отдельных слов и конструкций, определить факты и предположения, выделить выводы и пр.

То есть для применения когнитивного анализа важна начальная подготовка: наличие знаний и представлений, владение общенаучными приемами для проведения анализа ситуации и пр.

Обязательно разграничивайте конкретные факты, знания и представления (ассоциации), чтобы затем восполнить пробелы и повысить качество подготовки. Только точное владение темой позволит тщательнее в ней разобраться и построит адекватную модель, подобрать эффективное и обоснованное решение.

Проводите семантический и лингвистический анализ параллельно или разграничите указанные виды деятельности. Сначала вникните в суть вопроса, а затем оценивайте структурно-содержательные аспекты и соблюдение лингвистических правил. В когнитивном анализе важно именно восприятие данных, поэтому акцент следует делать на семантике, логике, фактах, выводах и пр.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!