Система образования РФ продолжает претерпевать колоссальные перемены и изменения, притом они затрагивают не только ЕГЭ, ОГЭ и вузы. Как мы ранее уже писали, теперь у абитуриентов на базе 9 классов обучения появится уникальная возможность осваивать рабочие профессии на базе новой ступени – профессионалитета. Давайте тотально погрузимся в это понятие и «пространство», разберемся в нем от и до.
СОДЕРЖАНИЕ
История зарождения идеи о внедрении профессионалитета
Если читать СМИ, смотреть новостные ленты по данной теме, то складывается впечатление, что утверждение и развитие «промежуточной» ступени между школой и бакалавриатом – лишь очередной «коммерческий ход», но на самом деле появление новшества – это суровая реальность и необходимость восполнения дефицитных профессий на рынке труда.
Профессионалитет призван подготовить квалифицированные рабочие руки для работы в короткие сроки – за пару лет, притом выпускники будут получать диплом бакалавра!
Программа «Профессионалитет» запускается в экспериментальном режиме с сентября 2022 года. Она призвана реализовать три основные инициативы властей:
- Привлечь внимание отраслей и предприятий не только к собственным нуждам, но и совместной подготовке кадров с помощью сотрудничества с ссузами и участия в их жизни (обновление материально-технической базы, создание базовых кафедр по аналогии с вузами и пр.);
- Реформирование образовательной среды и повышение доступа, интереса со стороны абитуриентов. Данная цель достигается посредством сокращения сроков обучения до 2-3 лет с возможностью получения квалификации «бакалавр»;
- Развитие и совершенствование деятельности колледжей и техникумов путем создания всевозможных коворкинг-центров, центров для молодежных стартапов, волонтерских движений, совместных проектов и пр.
Обратите внимание, что предприятие добровольно подключается к совместной работе с ссузом, оказывает ему посильную помощь и получает при этом благодарность в виде нужных специалистов (целевое обучение притом никто не отменяет!). Новый подход к среднему профессиональному образованию позволит сделать обучение более гибким, адаптированным к реалиям и способным своевременно восполнять дефицит кадров.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Правила участия в программе «Профессионалитет»
Получить среднее профессиональное образование в рамках данного проекта смогут различные категории граждан:
- Выпускники средней неполной школы (9 классов образования);
- Лица, давно окончившие школу (по личной инициативе или необходимости): предпенсионеры (граждане в возрасте от 5 лет), индивиды, состоящие на учете в ЦЗН (важное условие – трудоспособные граждане) и пр.
Обратите внимание, что суровых ограничений для освоения новой профессии в рамках Профессионалитета фактически нет. Новая ниша будет доступна всем желающим: от вчерашних девятиклассников до практиков и предпенсионеров! Притом подготовка «профессионалов» будет производиться преимущественно на бюджетной основе со всеми привилегиями и почестями (выплата стипендий, материальной помощи, повышение и понижение размера стипендии за счет успеваемости и пр.)!
Притом работодатели отмечают, что не уверены, что 14-15 летние граждане (девятиклассники) смогут в столь юном возрасте выбрать подходящую им профессию, освоить ее в достаточном объеме в столь короткие сроки. Наибольшие надежды возлагаются на зрелых людей, желающих перейти в иную отрасль или усовершенствовать свои познания и навыки, у которых развиты такие качества, как дисциплина, ответственность, серьезность намерений и пр.
Также участниками программы будут и органы государственной власти в лице Минобрнауки (Минпросвещения), региональные органы власти в системе профессионального и иного образования, непосредственно учебные заведения (где будет реализовываться эксперимент), потенциальные работодатели (на основе государственно-частного партнерства), преподаватели и студенты. Представители госвласти будут заниматься внедрением, контролем и координацией проекта, а ссузы, педагоги и предприятия-партнеры (работодатели) – непосредственной реализацией программы и ее совершенствованием.
Для поступления на профессионалитета абитуриентам необходимо предоставить следующий пакет документов:
- Документ об уже имеющемся образовании (аттестат или диплом);
- Результаты медицинского обследования (заключение медицинской комиссии по месту жительства);
- Документы, подтверждающие личность (паспорт) и пр.
В целом перечень документов для абитуриента остается классическим. Колледжи и техникумы вправе утверждать дополнительные критерии с учетом потенциальных работодателей.
Отбор «новобранцев» будет производиться в конкурсном порядке: по среднему баллу аттестата, также не исключено проведение ДВИ по профильным предметам (с учетом желаемой профессии и соответствующей ей отрасли) по аналогии с вузами. Данный параметр целесообразно уточнять непосредственно в образовательном заведении, куда индивид намерен подавать документы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Ограничения в рамках проекта «Профессионалитет»
Напоминаем, что данная новообразованная программа – это эксперимент. Его реализация намечена на 2022-2024 годы (фактически до первого выпуска дипломантов).
Среди существенных и важных ограничений проекта можно выделить:
- Сроки реализации – 2-3 года. Продолжительность профессионального становления в 2 года предназначено для выпускников 11 классов, 3 года – для 9 классов. Также период подготовки студентов может зависеть от отрасли и специализации. За это время власти намерены проверить целесообразность внедрения новой системы подготовки квалифицированных специалистов, качество полученных ими знаний и навыков, оценку со стороны потенциальных работодателей;
- Эксперимент будет проходить на конкретной территории: участие в нем примут 44 субъекта страны, среди которых отмечают Санкт-Петербург и Ленинградская область, Владимирская и Ивановская области, Нижегородский регион и пр.
- Реализовывать программы Профессионалитета в 2022 году смогут колледжи и ссузы (их количество достигает около 70!), утверждённые Минобрнауки в соответствующем перечне. Притом список учебных заведений СПО, принимающих участие в эксперименте, будет конкретизирован в марте. Обратите внимание, что «бороться» за финансирование им не придется, все они получат его сполна. На внедрение и продвижение новых программ обучения планируется выделить свыше 7 миллиардов рублей;
- Доступные к освоению специальности будут связаны со следующими отраслями: металлурги, машиностроение, агропромышленность, легкая промышленность, нефтегазохимия, горнодобывающий спектр, атомная промышленность, железнодорожная среда и фармацевтическая ниша. На текущий момент содействовать развитию пилотного проекта «Профессионалитет» готовы следующие ведущие компании: РЖД, Газпром, Сибур, Северсталь, Башнефть, НЛМК и пр. Фактически, выпускники получают возможность легкого трудоустройства на указанные предприятия.
- Набор абитуриентов в 2022 году будет ограничен. Поступить на новый уровень обучения сможет лишь до 150 тысяч человек. По предварительным оценкам экспертов, конкурс за каждое свободное место может составить вплоть до 7-12 человек! В дальнейшем количество мест для обучения будут регулироваться с учетом возможностей государственного бюджета и потребностей отрасли, предприятий.
По окончании «экспериментального срока» власти примут решение о дальнейшей судьбе проекта. Притом не исключается, что за финансирование колледжам и вузам в будущем придется побороться (конкурс).
Порядок организации взаимоотношений ссузов с потенциальными работодателями
Согласно правилам проекта «Профессионалитет», образовательное заведение будет тесным образом взаимодействовать с действующей компанией. Притом их сотрудничество будет взаимовыгодным:
- Во-первых, ссуз сможет заручиться поддержкой компании и улучшить свое материально-техническое оснащение. Потенциальный работодатель заинтересован в подготовке специалистов, поэтому будет стараться пополнить или обновить оборудование для практического становления студентов, создания более благоприятных и соответствующих реалиям условий воспитания квалифицированных кадров;
- Во-вторых, предприятие получит дипломированного специалиста, который сможет приступить к трудовым будням сразу после выпуска. Притом дипломат будет соответствовать не просто ожиданиям потенциального работодателя, но и соответствовать предъявляемым к нему требованиям: владение конкретными знаниями (теорией), умение работать с определённым оборудованием и технологиями и пр.
- В-третьих, новый формат сотрудничества между ссузами и работодателями будет включать в себя основы целевой подготовки, гарантируя успешным студентам и выпускникам трудоустройство по месту практики. Власти полагают, что внедрение программы «Профессионалитет» позволит повысить уровень трудоустройства специалистов в рамках освоенного профиля вплоть до 90% и выше!
Вариантов взаимодействия между ссузами и действующими компаниями-партнерами масса: от создания базовых кафедр (по аналогии с вузами) до официального частно-государственного партнерства, кураторства или инвесторских отношений и пр. Но важным условием является документальное оформление всех видов взаимодействий, чтобы все операции и действия были легальными, прозрачными и законодательно регулируемыми, позволяли выпускникам получить диплом соответствующего образцами допуск к трудовым будням. Вариант взаимодействия определяется ссузом и компанией в индивидуальном порядке, добровольно.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Достоинства и недостатки проекта «Профессионалитет»
Несмотря на то, что схема по подготовке бакалавров в рамках сокращенных программ будет внедрена только в сентябре 2022 года, эксперты уже выдвигают предварительную оценку новому механизму.
Среди очевидных достоинств Профессионалитета выделяют:
- Акцент на практической подготовке. Предполагается, что освоение программ будет проходить в короткие сроки (короче привычных бакалаврских программ), но с акцентом на профильные дисциплины и практику. Притом к учебному процессу будут привлекать не просто педагогов с соответствующим образованием, но и практикующих на предприятии-партнере специалистов. Такой подход позволит воспитать более подготовленного эксперта, знающего современные проблем отрасли, перенявшего опыт действующего специалиста.
- Оперативная подготовка дипломантов и восполнение дефицита кадров на рынке труда, повышение экономических, производственных и иных показателей отрасли и страны в целом.
- Возможности обновления материально-технической базы ссузов, совершенствование программ и техники становления студентов согласно реалиям и потребностям конкретного предприятия/отрасли. Притом государство не отказывается от финансирования образовательных программ. Оно по-прежнему будет вкладывать средства на развитие системы образования, но участие работодателей позволит сделать это быстрее и качественнее, целенаправленнее.
- Качество подготовки будет соответствовать действующим ГОСТам и требованиям рынка труда. Образовательные программы будут модифицированы с учетом срока реализации, а также с акцентом на требования партнера ссуза, что позволит лучше подготовить студента.
Без недостатков в эксперименте, конечно же, не обойтись. Но власти планируют ликвидировать проблемы по мере их поступления. На текущий момент очевидными препятствиями на пути к внедрению новой ступени образования считаются:
- Необходимость создания новых рабочих (учебных) программ для ускоренного курса по подготовке дипломантов: пересмотр соотношения теории и практики, перекомплектация предметов с минимизацией общеразвивающей части и акцентом на профиль, практику;
- Слабая готовность действующих ссузов к новшествам: отсутствие необходимых инструментов и оборудования, условий для подготовки студентов, необходимость ремонта или закупки соответствующего оборудования, создания лабораторных/мастерских и иных помещений;
- Пересмотр педагогического состава для организации учебного процесса с привлечением внештатных сотрудников со стороны предприятия-партнера;
- Не секрет, что финансирование проекта ограничено. Эксперты не исключают, что выделенные средства для каждого колледжа или ссуза будут недостаточны для полноценного внедрения новшеств, что потребует инвестиционных вложений со стороны предприятий-партнеров.
Фактически, с помощью эксперимента и дальнейшего его распространения оп стане, государство намерено решить часть проблем в системе по подготовке квалифицированных рабочих рук для указанных отраслей. Не исключается, что со временем перечень направлений подготовки будет расширен и/или пересмотрен с учетом потребностей каждой сферы деятельности и работодателей-партнеров.
Профессионалитет призван разрешить наиболее существенные проблемные зоны в образовательной среде: снизить долю государственного регулирования, акцентировать внимание ссузов на отраслевых потребностях, внедрить современные инструменты по подготовке специалистов, привлечь внимание работодателей к проблемам в системе обучения и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Какие особенности ждут студентов профессионалитета в ходе обучения?
Исходя из предположений и намерений властей внедрить больше практики в процесс становления учащийся колледжей, не исключено, что в их жизни появится больше письменных работ: помимо привычных курсовых проектов и отчетов по практике, возможно им придется выполнять простейшие научно-исследовательские работы, принимать участие в научных конференциях, содействуя тем самым развитию отрасли, компании и решать актуальные проблемы. Эксперты полагают, что заниматься серьёзными исследованиями смогут лишь опытные студенты, имеющие за плечами опыт работы или профессиональное образование. «Вчерашние девятиклассники» вряд ли смогут по достоинству оценить реалии и решать соответствующие неурядицы.
На фоне акцента на практику в учебном процессе будут преобладать прикладные формы занятий: семинары, лабораторные работы, доля прикладной подготовки/стажировки может быть увеличена вплоть до 50-70% от всего учебного процесса, формат подготовки смещен на самообразование (освоение теории самостоятельно, а на лекциях будут разбираться наиболее сложные моменты и нюансы).
В целом, характер студенческих и научно-исследовательских работ останется прежним. Учащиеся профессионалитета будут по-прежнему выполнять контрольные и лабораторные работы, курсовые проекты, по возможности – НИР, писать и защищать отчеты по практике. Притом зачеты и сессия – обязательные моменты для проверки уровня подготовки и усвоения материалов.
На защите дипломной работы, ВКР в обязательном порядке будут присутствовать представители со стороны работодателя, а также куратор практики, которые смогут объективно оценить профессионализм и предложения по оптимизации рабочих процессов новоиспеченного специалиста.
Эксперты Disshelp готовы помочь студентам Профессионалитета в выполнении всех видов изысканий: от решения задач по всем дисциплинам до подготовки к зачетам и экзаменам, написания контрольных курсовых и дипломных работ, выполнению презентаций и чертежей, подготовки защитной речи и презентации. Мы гарантируем индивидуальный подход к каждому заказу и клиенту, высокое качество услуг, соблюдение всех заявленных требований, пожеланий и дедлайнов.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
А где можно уточнить прям точный перечень колледжей, которые будут работать по программам Профессионалитета? Для поступления достаточно просто подать документы на выбранный профиль или придется брать целевое направление какое-то, указывать программа «Профессионалитета» и пр.? Или все это уже будет продумано в заявлении и пр.?
Добрый день, Elis попробуйте найти ответ на интересующий вас вопрос в данной статье: https://skillbox.ru/media/education/programmu-professionalitet-zapustyat-primerno-v-70-kolledzhakh-v-2022-godu/
Спасибо, что описали новую ступень. Сколько в интернете искала информации об этом (как только услышала), ничего путного не нашла, везде все размыто и обобщенно. Спасибо автору за конкретику: где действует, что нужно для участия. Все предельно просто и понятно. Можно попросить вас в будущем уточнить список задействованных ссузов? Сама статья и новый путь по подготовке специалистов очень заинтересовал меня и ребенка. Будем благодарны за новую информацию.
Спасибо, Антонина, непременно учтём ваши пожелания в следующих публикациях.
то есть ФГОСА не будет? Минобр работать не хочет!
Совершенно верно!
Сейчас, выдумали новый проект «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ». Напрашиваются аналоги: болталитет, критинолитет, бездаритет, дубиналитет, безделитет, идиотолитет. Если уж, хотели аналогии с бакалавриатом, то логично было – профессионалиат. А то получается, по типу, иммунитет, менталитет. Это, как вроде, оно есть, и вроде, как – нет!
Например, есть генералитет, значит, есть много генералов, но генерала-то, который командует – нет! Получается, генералитет, когда, генерала нет!
Так и с профессионалитетом, вроде как, профессионалов много, а настоящего профессионала – нет.
Втыкают кельтоиды (слова кельтского происхождения) везде, куда не лень, для большего «престижу» и «сановитости», а смысл, плохо понимают. И эти, хотят чего-то стоящее, сделать в образовании? Да это же, просто, оптимизаторы!
Ведь именно они, оптимизировали здравоохранение, что обошлось нам в 1,7 миллиона ковидных жертв (это официально, а неофициально, в пять раз больше), именно, они, оптимизировали образование, что теперь, даже, преподаватели, пишут с ошибками.
Ну, у них много чего, кроме оптимизации, «м..дернизация», «цифровизация», «импортзамещение», «нацпроекты», «пенсионная реформа»… перечислять, всего, без счёта, и всё провалено. Прямо, какая-то ГОРБАЧЁВЩИНА, там тоже, «гласность», «перестройка» и болтовня бесконечная…
Что за бадак устроили с этим профисианалитетом?
Специальности уче,ных заведений участвующих в профисианалитете испорчены и урезаны напрочь/
Из перечня изученных мной специальностей с их программи обучения , там будут подготовлены недоучки и полуфабрикаты.
Тоесть дешевая рабочая сила, работающая за копейки на наш, в большей его части, дожирающий, разработки советских инженеров ВПК.