Каждый новый этап в жизни сопровождается появлением перемен и инноваций, которые могут проявляться не только в действиях, условиях их реализации, но и в словах. В частности, с новыми парадигмами и понятиями сталкиваются абитуриенты и студенты, находящиеся в начале своего профессионального пути или перепутье.
Замечали ли Вы, что в образовательных заведениях обучают одной и той же специальности, профессии по-разному? Откуда взялся этот «предметный набор» и почему он разнится, если направление будущей деятельности одно и то же? Давайте разбираться во всех этих нюансах и сопровождающих их понятиях.
СОДЕРЖАНИЕ
Специальность & специализация: что это такое, сходства и отличия?
Конечно, в русском языке встречается множество синонимов и омонимов, но все же для понимания всей картины и правильного восприятия ключевого смысла, подтекста, важно разбираться во всех деталях и мелочах. Какую из проблем или вопросов первым делом решает каждый абитуриент? Конечно же, он сначала пытается выбрать для себя «дело жизни» — профессию, которая тесным образом соприкасается с двумя понятиями: «специальность» и «специализация». Давайте разбираться в этих категориях.
Что представляет собой профессия? Под данным термином понимают комплекс знаний и навыков, позволяющий работать в конкретной среде или отрасли. Фактически профессия – это общее направление деятельности специалиста в конкретной сфере.
Например, профессия инженера считается технической, предполагающей работу с определенным промышленным или иным оборудованием, его эксплуатацией, обслуживанием и пр. Профессия педагога предполагает работу в образовательном учреждении с детьми. Но ведь в обоих случаях знания и навыки дипломированных специалистов могут быть разными, направлены на разные объекты и пр. Фактически профессия выступает направлением образования, объясняющим основные моменты и обязанности трудящегося.
Специальность – это «конкретизированная или узкоспециализированная» профессия, подчеркивающая основную работу специалиста (отрасль, предметы и инструменты труда, объект воздействия, сфера деятельности с учетом специфики и пр.). Данный термин подчеркивает специфику трудовой деятельности и область применения полученных знаний и навыков.
Например, тот же педагог может преподавать конкретный предмет или группу дисциплин, работать с детьми конкретного возраста или с учетом их развития и пр.: преподаватель начальных классов, педагог дошкольного образования, преподаватель математики и информатики. Чувствуете разницу?
Специализация – это уникальное понятие, находящееся на стыке профессии и специальности. Оно включает в себя целую группу «однородных профессий», но при этом учитывает особенности обучения и «пригодности» дипломированного специалиста. Например, профессия учитель относится к специализации «Педагогика и образование», а непосредственной специальностью в данном ракурсе выступает «Преподаватель начальных классов» (то есть учитель будет заниматься воспитанием и развитием детей начальной школы в возрасте 6-11 лет).
Обратите внимание, что чаще всего профессия является простым разъяснением специальности и специализации (на обычном «народном» языке). Перечень доступных к освоению специальностей и специализаций утверждён Минобразования и звучит всегда одинаково, стандартно. Притом нередко профессия ассоциируется с квалификацией, то есть именно той степенью и направлением, отраслью, где может трудиться новоиспеченный специалист.
Образовательная программа & учебный план: что есть что?
Итак, абитуриент определился и нашел ответ на главный вопрос: «Кем он желает стать и работать в будущем?». Но теперь перед ним стоит не менее важны выбор и «ассортимент» — какое образовательное заведения выбрать для освоения профессии? Одна и та же специальность может успешно действовать в каждом втором колледже или вузе. Выбирая направление обучения и подходящее для его освоения учреждение, важно обратить внимание на две составляющие:
- Особенности приемной кампании: документы, вступительные экзамены, проходные балы, стоимость обучения, профессорско-преподавательский состав, отзывы и пр.
- Особенности подготовки: комплекс изучаемых дисциплин, соотношение теории и практики, доля письменных проектов, частота и виды аттестации, внеурочная деятельность и пр.
Если первая категория относится к понятию «приемная кампания» и отмечается в правилах приема образовательного заведения, то вторая представляет собой комплекс дисциплин, форм занятий и заданий, прописанный в образовательной программе.
Образовательная программа представляет собой общие рекомендации, разработанные Минобрнауки, для каждой отрасли и специализации с учетом осваиваемой ступени: начальная школа, основная школа, бакалавриат, магистратура, аспирантура и пр. Более того, рассматриваемая категория утверждена для всех видов обучения и сфер деятельности: по программам основного образования, дополнительного образования, в рамках всех профессий (творческие, технические, педагогические, естественнонаучные и пр.).
С учетом правил, требований и концепций, прописанных в образовательной программе, каждый ссуз и вуз самостоятельно разрабатывает учебную программу (план) для конкретной специальности с учетом специфики применения (перспектив) выпускников: как и где могут трудиться, какими знаниями и навыками будут обладать, что им посильно и пр. Учебный план – эта детализация дисциплин, форм занятий и количества часов обучения по всем основаниям (предмет – лекции, семинары, практикумы, лабораторные работы – письменные проекты — практика – зачеты, экзамены и пр.) с учетом возможностей учебного заведения.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Фактически учебный план включает в себя все требования образовательной программы (обязательные дисциплины) и дополнительные параметры (предметы по выбору учащегося или включенные по усмотрению ссуза/вуза). Данная категория также будет учитывать «глубину погружения в профессию» (ступень образования), характер специализации (прикладной, научно-исследовательский, теоретический и пр.), особенности отрасли и реалий, достижения НТП и материально-техническую базу, уровень подготовки педагогов образовательного заведения и т.д.
Важно отметить, что учебные планы могут корректироваться как раз в год, так и в течение года, а образовательные программы утверждаются раз в 5 лет, проходят проверку качества и аккредитовываются. Поэтому, чтобы новоиспеченный специалист соответствовал реалиям, обладал актуальными знаниями и навыками, образовательные заведения прибегают к корректировке учебных планов.
Взаимосвязь профессии, специальности и образовательной программы, учебного плана
Чтобы сделать правильный выбор еще в начале своего профессионального пути или траектории становления дипломированного специалиста, не пожалеть о своем выборе в будущем, важно изначально разобраться в основных понятиях, проанализировать их и сопоставить полученные данные для объективного и грамотного обоснования своего решения.
Выбирая профессию, абитуриент констатирует подходящую для него отрасль: кем и где он желает трудиться, работать. Согласитесь, ответ на этот вопрос крайне важен, ведь именно на работе человек проводит более половины своей жизни! Выбирая специальность, он сужает спектр своего действия, конкретизируя набор знаний и навыков пригодных для занятия должности, карьерного роста, специфику прав и обязанностей, методов работы и пр.
После конкретизации этих категорий, абитуриент предстоит подобрать наиболее подходящих для себя вариант освоения профессии и учебное заведение. В этом деле, как раз-таки, к нему на выручку приходит анализ образовательной программы и учебного плана по конкретной специальности. Рекомендации и непосредственно образовательные стандарты, программы можно найти на сайте Минобрнауки и образовательного заведения. Анализ этих параметров позволит понять, подходит ли сфера деятельности поступающему, посильна ли основная часть профподготовки для него, чему он будет учиться и какими навыками по окончании обучения должен обладать (ожидаемый результат), спектр его «профессионального применения».
Исследование учебного плана позволит конкретизировать перечень и объем дисциплин, количество аудиторных занятий, долю письменных проектов и исследований, способы подготовки молодого специалиста. Изучение «деталей» профессионального становления позволит определить учебную нагрузку на студента, констатировать точно сферу применения и профессиональные качества, которые он обретет.
Только после всестороннего инспектирования образовательной и учебной программ, абитуриент сможет правильно, грамотно и объективно осуществить выбор подходящей для него профессии и учебного заведения.
Рекомендации экспертов Disshelp по анализу и выбору профессии и ссуза/вуза
Ранее мы уже не раз писали о том, как правильно и грамотно определять траекторию поступления, выбирать профессию и легко ее осваивать. Сегодня мы лишь подведем небольшие итоги в рамках данной статьи:
- Внимательно изучите основные категории, влияющие на ваш выбор: профессия – специализация – специальность, образовательная программа – учебный план, поймите, что есть что, в чем их разница и суть;
- Выбирайте профессию и специальность с учетом собственных желаний и способностей, а затем погружайтесь в выбор специальности – конкретной сферы деятельности с учетом всех тонкостей;
- На выбор образовательного заведения, где будет проходить профессиональное становление специалиста, будут оказывать воздействие масса факторов, но наиболее важными из них являются посильность образовательной программы, соотношение теории и практики в учебном плане (притом лучше, если доля практики будет больше!), доля НИР и письменных проектов, виды аттестации (зачеты, экзамены, тестирования и пр.), спектр применения и востребованность дипломированных специалистов, отзывы выпускников прошлых лет и статистика и х трудоустройства.
Тщательно проанализируйте все нюансы профессии в рамках конкретного учебного заведения (приемная кампания, программа обучения и пр.), сопоставьте их с собственными способностями и возможностями (физические, интеллектуальные, морально-психологические, финансовые и пр.) и выбирайте оптимальный вариант.
Не стоит бояться преград. Команда ОЦ Дисхелп готова помочь студентам всех колледжей и вузов в рамках все действующих образовательных программ и учебных планов, профессий и специальностей. У нас трудятся сильнейшие педагоги топовых вузов, кандидаты и доктора наук, доценты и профессора, практикующие специалисты, авторы студенческих и научных работ с многолетним стажем! Мы предоставляем гарантии качества, конфиденциальность данных безопасность сделки и индивидуальный подход каждому клиенту! Убедитесь в этом лично, изучив отзывы о нас и/или оформив заявку здесь и сейчас.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!