В ходе обучения студентам приходится не просто изучать различные предметы и темы, выполнять задания, решать задачи, отвечать на занятия (принимая участие в устных опросах, деловых играх и пр.), но и заниматься проектной деятельностью. В рамках этой ниши учащимся всех ступеней приходится дополнительно готовиться и выполнять письменные работы. Чаще всего студенты сталкиваются с необходимостью написания контрольных, курсовых и семестровых работ. Сегодня мы расскажем о специфике каждого вида, а также проведет сравнительный анализ трех проектов с целью определения их сходств и отличий.
Краткая характеристика студенческих проектов: контрольная, курсовая, семестровая работа
Изучение и прохождение образовательной программы потребует от учащихся немало сил. Помимо устной или теоретической работы, посещения занятий, им предстоит подтверждать степенно освоения пройденных материалов, а также самостоятельно заниматься изучением отдельных моментов в рамках постигаемой специальности. То есть ни один учебный процесс не мыслим без проектной деятельности, к которой относят выполнение письменных работ и исследований.
В числе самых распространенных видов студенческих работ можно выделить контрольные работы. Этот вид письменных проектов нацелен сугубо на проверочную миссию – оценить степень усвоения пройденного в определенном объеме материала, а также особенности его восприятия и применения студентом на практике. Данный проект выполняется учащимися всех ступеней образования в течение учебного года или семестра неоднократно.
Важно отметить, что контрольная работа выполняется по всем (любым) дисциплинам и считается простейшим видом письменной аттестации. При этом она способна оказать влияние на текущую аттестацию, но к итоговой отметке по экзамену или дифференциальному зачету не относится.
Следующим самым распространенных вариантов студенческих проектов выступает курсовая работа или курсовой проект. Данный вид относится к категории научно-исследовательских проектов. Он призван закрепить ранее пройденный материал, а также углубить его посредством более тщательного изучения выбранной темы. В этом случае студенту предстоит самостоятельно провести небольшое исследование и емко, лаконично изложить полученные результаты.
Курсовая работа является обязательным видом письменных работ среди учащихся, который непосредственным образом отражается не только на текущей успеваемости, но и возможностях индивида. Она выполняется гораздо реже контрольных и самостоятельных работ, но при этом способна привести к самым плачевным последствиям в случае обнаружения ошибок или несвоевременной подготовки: начиная от не допуска к сессии и заканчивая академической задолженностью и отчислением из учебного заведения.
Не менее известным и важным проектом выступает семестровая работа. Данный вид исследований выполняется преимущественно теми, кто осваивает образовательные программы, напрямую связанные и экспериментами, изысканиями. Чаще всего потребность или обязанность в подготовке семестровых работ возникает у студентов естественнонаучного, технического профиля. Она свойственна преимущественно учащимся по программам специалитета и магистратуры. Особенность семестровой работы проявляется в том, она формируется на основе знаний, полученных в прошлом семестре (а не в текущем), то есть при подготовке указанного письменного изыскания автор полагается на уже закрепленный и проверенный материал. Семестровая работа чаще всего выполняется по профильным предметам и является обязательной для всех старшекурсников-исследователей.
Независимо от вида студенческой работы, учащимся предстоит разбираться во всех действующих правилах и регламентах по их подготовке. К каждому виду предъявляются определенные требования и параметры, разрабатываются методические рекомендации и обозначаются сроки сдачи. Поэтому важно учесть специфику каждой разновидности и грамотно выполнить соответствующие задания.
Сходства контрольных, курсовых и семестровых работ
Рассматриваемые студенческие работы всегда выполняются в письменном виде и подлежат предоставлению на оценку конкретному лицу: преподавателю по предмету, научному руководителю или заведующему кафедрой. То есть в любом случае контрольные, курсовые и семестровые проекты подлежит категоричной и точной оценке, которая выводится по пятибалльной шкале.
В рамках каждого заявленного вида студентам предстоит продемонстрировать уровень собственной подготовки в рамках обозначенной дисциплины и темы: показать, что он знает и умеет, в чем разобрался самостоятельно и как научился применять полученный теоретический, научный и иной багаж (аппарат).
Все рассматриваемые студенческие работы выполняются учащимися лично и являются индивидуальными проектами, подчеркивающими уровень и качество подготовки конкретного индивида, по определенной дисциплине или теме. То есть все рассматриваемые письменные материалы являются обособленными: предмет и тема. Для их подготовки важно вспомнить пройденный материал и изложить его в емкой и обоснованной форме, а также показать умения пользоваться полученным багажом знаний в ходе выполнения научно-исследовательских и практических задач.
При выполнении контрольных, курсовых и семестровых работ важно учитывать принцип срочности, который предполагает выделение определенного диапазона времени на выполнение и сдачу материалов в письменном виде. Простейшие контрольные работы могут проходить в рамках выделенной пары или поручаться к написанию в домашних условиях в качестве отдельного проекта, но сроки сдачи будут уточнены. Курсовые и семестровые работы должны быть выполнены и засчитаны экзаменатором или научным руководителем до начала сессии, что тоже подчеркивает ограниченность во времени.
Важно отметить, что все указанные студенческие письменные проекты выполняются только по мере прохождения определенной части образовательной программы. То есть их написание происходит после прохождения минимального или полного курса, блока. Они позволяют оценить качество подготовки степень усвоения материалов, а также отметить навыки и качество самообразования, интерес к предмету и теме, отношение к учебе в целом. При более развернутых и обоснованных ответах, тщетном выполнении исследования видно отношение студента к обучению.
Более того, контрольные, курсовые и семестровые работы будут строго регламентированы. К каждому из указанных видов письменных работ предъявляются четкие требования, параметры, позволяющие оценить качество подготовки и качество исследования в целом. В данном случае при формировании соответствующего вида работ следует руководствоваться методическими рекомендациями и не выходить за границы обозначенной темы, вопроса или плана.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Отличия контрольных, курсовых и семестровых работ
Рассматриваемые студенческие проекты обладают не только явными схожими чертами. Каждый из них имеет ряд специфических черт, подчеркивающих узость и сложности в подготовке. В таблице ниже мы представим общую сравнительную характеристику контрольной, курсовой и семестровой работы.
Признак для сравнения | Контрольная работа | Курсовая работа | Семестровая работа | ||
Вид | Письменная студенческая работа | ||||
Цель выполнения | Проверка знаний и умений | Проверка усвоения пройденного и самостоятельно изученного материала | Обобщение результатов самостоятельного исследования | ||
Частота выполнения | В течение семестра неоднократно | 1 раз за семестр | |||
Приверженность к дисциплине | В рамках каждого изученного предмета | В рамках основного или профильного предмета | Преимущественно в рамках профильного блока, профильного предмета | ||
Тематическая приверженность | Конкретная тема, модуль в рамках каждой постигаемой дисциплины | Определенная выбранная студентом тема с акцентом на профиль и пройденный курс | |||
Масштабы | Ограничена дисциплиной или пройденным объемом тем | Ограничена специальностью и выбранной темой исследования | |||
Характер проекта | Оценка знаний | Углубление знаний и оценка качества подготовки | |||
Структура | Вопрос-ответ, задача-решение | Теоретическая глава, практическая глава | Теоретическая глава, исследовательская глава | ||
Стиль | Академическое письмо, разговорный, деловой | Строго научный | |||
Обязательно к выполнению | Если указано в учебном плане, то обязательно
Если нет требований по обязательной подготовке – можно избежать написание без ущерба успеваемости |
Да | Да | ||
Авторство | Выполняют все студенты без исключений | Свойственна студентам, осваивающим исследовательский профиль. Преимущественно по естественным и техническим наукам на уровне специалитета и магистратуры | |||
Основные мероприятия при выполнении проекта | Задача – решение, вопрос-ответ | Описание темы, анализ данных | Обобщение изученных материалов, самостоятельное исследование и подведение итогов | ||
Защита | Нет | Есть | Есть при необходимости пояснить отдельные нюансы, положения, итоги и пр. | ||
Плагиат | Нет | Проверяется, действуют минимальные требования (по решению учебного заведения и требованиям ГОСТ) |
Контрольная работа является самым простым видом письменных работ студентов, которая посвящается более узкому кругу вопросов: конкретный предмет, тема или модуль. В данном случае достаточно предоставить развернутый ответ на теоретический вопрос, решить практические задания. Для подготовки проекта достаточно повторить пройденный материал на основе конспектов лекций и семинаров. Защищать данную работу не нужно, но сдать ее в обозначенные сроки рекомендовано каждому учащемуся. Притом проверка на плагиат в отношении нее не заявлена, но это не означает, что можно смело копировать и использовать чужие труды нелегально.
Контрольная работа имеет ряд сходств с курсовым проектом: указанный письменный материал выполняется всеми студентами без каких-либо ограничений, подлежит оформлению в письменном виде, готовится в рамках конкретной дисциплины.
В то же время, курсовая работа является более осознанным и глубоким проектом с акцентом на научно-исследовательскую деятельность автора. Студенту предстоит не просто продемонстрировать степень усвоения пройденной программы, но и дополнительное изучение выбранной темы – долю самообразования при написании проекта. Без научно-исследовательской активности подготовить качественный курсовой проект невозможно.
Курсовая работа выполняется только единолично, очерчена не просто предметом, но и выбранной темой, соприкасаемой с осваиваемой специальностью. В данном случае важно тщательно спланировать ход изыскания, учесть требования научного руководителя и формальные параметры НИР. Важной специфической чертой данного изыскания является частота его подготовки – по одному конкретному предмету (преимущественно основного или профильного типа), 1 раз в течение семестра. Притом студенту предстоит не просто написать текст, но и защитить проект перед научным руководителем, предварительно пройдя проверку на плагиат и нормоконтроль.
То есть курсовая работа – более серьезный студенческий порет по сравнению с контрольной работой. Отказаться от его выполнения и защиты невозможно, так как это чревато появлением академической задолженности и отчислением. Более того, без защиты данного проекта невозможно получить допуск к экзаменам.
Курсовой проект имеет массу сходств с семестровой работой. Некоторые авторы синонимизуют эти материалы, но на самом деле они имеют существенные отличия. Семестровая работа (по аналогии с курсовой) выполняется единоразово в течение семестра и должна быть сдана до начала сессии. Ее миссия состоит в обобщении научно-исследовательской деятельности учащегося в рамках профильного предмета или по заявленной теме проекта (ВКР и пр.), она призвана констатировать успехи и достижения автора. Данный вид письменных НИР подлежит обязательной проверке на плагиат.
В то же время семестровая работа обладает рядом специфических черт, подчеркивающих ее обособленность от иных видов студенческих изысканий. Во-первых, она свойственна программам и профиля исследовательского типа: чаще всего выполняется студентами по программам специалитета или магистратуры. В ней автор обобщает проделанную работы и обосновывает полученные результаты, предложения, авторскую позицию. Во-вторых, в рамках данного письменного исследования автор должен описать самостоятельно организованное и реализованное научное исследование, описать полученные результаты и авторскую позицию, обосновать каждый шаг и вывод. В-третьих, без сдачи семестровой работы невозможно приступить к сдаче экзаменов. При этом оценка данного вида НИР может проводить заочно – без защиты, если у педагога или научного руководителя нет вопросов и замечаний. Защита данного материала требуется для прояснения отдельных моментов и нюансов, разъяснения специфических моментов и изречений.
Семестровая работа – это обязательный и сугубо научно-исследовательский труд, тесным образом соприкасаемый с аттестационным проектом или узкими моментами по осваиваемой специальности (профильный блок, модуль, темы). Данный вид исследований формируется по результатам прошедшего семестра. То есть в основу проекта кладут материал, пройденный в предыдущем семестре, сессия по которому уже закрыта.
Защищать семестровую работу приходится не каждому исследователю. Чаще всего проверка и оценка качества материалов, исследования происходит заочно: научный руководитель оценивает предоставленный материал и выносит свой вердикт. Но если у него появляются сомнения или вопросы, он имеет право вернуть проект на доработку или назначить его защиту с целью прояснения нюансов, собеседования или дискуссии.
Таким образом, контрольная, курсовая и семестровая работа являются разновидностями студенческих проектов и выполняются при соблюдении конкретных требований и правил. Каждая из них нацелена на выполнение определенной миссии: оценочная, исследовательская, квалификационная и пр., обладает конкретной глубиной погружения в заявленную тему или вопрос и требует определенных усилий по подготовке.
Чтобы успешно выполнить и сдать контрольную, курсовую и семестровую работу важно разбираться в специфике видов письменных проектов в студенческой среде, пройденных темах, заниматься самообразованием и следовать обозначенным параметрам и условиям.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
думал, что семестровая и курсовая работа это одно и то же. Честно говоря, даже был удивлен. Потому что кардинально разных трактовок этих видов работ не находил. У вас получилось все четко и обосновано. Убедили и доказали) спасибо.
Добрый день, Антон! Мы рады, что данная статья оказалась для вас полезной. К каждому виду работы предъявляются определенные требования и параметры, разрабатываются методические рекомендации и обозначаются сроки сдачи. Поэтому важно учесть специфику каждой разновидности и грамотно выполнить соответствующие задания. Рекомендуем для прочтения данную статью: https://disshelp.ru/blog/top-10-oshibok-pri-provedenii-analiza-kursovoj-raboty/