У каждого специалиста, будь то начинающего или уже квалифицированного/опытного, «за пазухой» находится «профессиональный словарь». Все учащиеся на различных стадиях ведут и дополняют собственный «словарь Ожегова или Даля», в зависимости от стадии покорения образовательной ступени. Можно выделить три вида «учебных терминов»: для абитуриентов, для первокурсников, для выпускников колледжей и вузов. Сегодня мы рассмотрим основную терминологию, доминирующую у учащихся старших курсов и «дипломников».
Термины-обучение
Самыми важными понятиями на старших и выпускных курсах являются:
- Преддипломная курсовая работа.
Данный проект выполняется на выпускном курсе преимущественно в первой половине учебного года. Он представляет собой практико-ориентированный письменный материал, включающий в себя анализ темы выпускной аттестационной работы на примере конкретного объекта (который в дальнейшем будет разрабатываться в ВКР).
В основу преддипломной курсовой работы кладут теоретические знания: научная и учебная литература, реальные сведения об объекте исследования (официальные и неофициальные), расчеты (эксперимент) и анализ данных. Погрешности должны быть минимальны.
Вся информация тщательно проверяется согласно критериям качества. Средний объем преддипломной курсовой работы достигает 25-30 страниц. Как правило, данный проект выступает «аналогом» теоретической и аналитической главы дипломной работы, где происходит общий обзор темы, правила и постулаты, описание методик диагностика проблемы и толчок к выработке оптимального и эффективного решения.
- Преддипломная практика.
Данный этап подготовки квалифицированных специалистов реализуется на выпускном курсе. Средняя продолжительность «предаттестационной стажировки» — от 3 недель до нескольких месяцев, на протяжении которых практикант собирает максимум информации об объекте, пригодной к обработке и необходимой для раскрытия утвержденной темы. В идеале у выпускника должна быть как минимум на примете тема ВКР и примерный план по ее раскрытию.
По окончании прохождения данного этапа стажер формирует отчет, в основу которого кладут исключительно официальные данные, подтвержденные печатью и подписью руководства и пр.
Отчет по преддипломной практике включают в состав дипломной работы в качестве составной части аналитической главы: общая характеристика объекта, обзор основных показателей, анализ ситуации и диагностика проблемы, констатация фактов.
- Дипломная работа.
Дипломная работа – это финальный письменный проект призванный проверить и подтвердить уровень подготовки студента выпускного курса, «новоиспеченного специалиста».
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В зависимости от ступени образования и специализации аттестационная работа может быть выполнена в разных вариациях:
- Выпускная квалификационная работа (сокращённо ВКР). Она свойственна «новорожденным бакалаврам». Данная вариация считается простейшей, требующей минимальных усилий и навыков: теоретический обзор, расчеты или экспериментальная часть, выработка общих рекомендаций по решению проблемы с прогнозами и пр.
- Дипломный проект. Данный вид характерен для технических профилей, где требуется реализация аналитической, проектной работы (описание технологического процесса, разработка решений проблемы, апробация и пр.);
- Магистерская диссертация – это серьезный научно-исследовательский труд, в котором тема и проблема глубоко исследуется с научной и практической точки зрения, а предлагаемые решения подлежит не просто прогнозированию, но и по возможности апробированию, тотальному обоснованию с положительными перспективами.
Термины-аттестация
На выпускном курсе действует лишь одна сессия. Как правило, она проходит без серьезных преград до начала преддипломной практики. Формат проведения классический – зачеты (обычные или дифференцированные) и экзамены (устные/письменные), возможно замещение классических форм проверки знаний тестированием. Важно вовремя сдать все предметы, выполнить письменные проекты, чтобы получить так называемый допуск к дальнейшим действиям. Наличие академической задолженности является серьезным основанием для недопуска выпускника к предзащите или защите.
Консультация – это дополнительный и вспомогательный этап в период сессии и проведения иных форм аттестации, когда учащимся разъясняют порядок проведения испытания, отвечают на вопросы (разъяснение нюансов в рамках экзаменационных билетов и практических заданий и пр.).
Государственный экзамен в колледже или вузе– это комплексная проверка уровня подготовки выпускника по профильным дисциплинам. ГОСы проходят за 1+-2 месяца до защиты ВКР. Как правило, в его состав включают до 5 профильных дисциплин, в общие сложности – около 180-250 экзаменационных вопросов + практические задания. В каждом билете предусмотрена теоретическая часть – 2-3 вопроса, и практическая – 1-2 задачи. Все эти темы и упражнения студенты проходили в процессе освоения образовательной программы.
Предзащита – это «предпоследний» этап аттестации, подразумевающий, что у студента на руках же имеется подготовленный (завершенный) дипломный проект. Ему предстоит «отрепетировать» речь и презентовать его перед потенциальной комиссией: кратко рассказать о проделанной работе, отметив полученные результаты. После выступления возможны дополнительные вопросы, а в конце мероприятия автор сможет пометить замечания по проекту и защитной речи, рекомендации специалистов для оперативной корректировки проекта и достижения наилучших результатов на защите.
Защита – финальный рубеж, по результатам которого автору получает итоговую отметку за аттестационный проект и обретает соответствующую квалификацию (с учетом осваиваемой ступени: бакалавр, магистр и пр.).
Диплом об образовании – это официальный документ, подтверждающий факт прохождения и усвоения образовательной программы, обретение теоретической базы и практических навыков в рамках конкретной профессии, допуска к трудовым будням.
Термины-перспективы
Дипломированные выпускники по окончании учебного процесса и прохождения всех форм аттестаций встают на перепутье:
- Продолжение обучения на следующей образовательной ступени (магистратура, аспирантура, докторантура, интернатура/ординатура, адъюнктура и пр.) с целью проведения научных изысканий, открытий и выработки новейших методов решения проблем;
- Трудоустройство, то есть поиск рабочего места и официальное использование полученных знаний, навыков по прямому назначению.
Процедура трудоустройства предполагает прохождение нескольких этапов:
- Собеседование — это начальный этап «отборочного тура», когда работодатель выбирает сильнейшего кандидата на конкретную должность, выдвигая определенные условия: график, зарплата, обязанности, сроки реализации, характер работы (офисный, выездной, производственный, торговый и пр.). О том, как успешно пройти первое собеседование мы писали ранее.
- Инструктаж – это незаменимый важный и дополнительный этап по «вводу в профессиональную деятельность». Он реализуется не только при трудоустройстве, но и во время прохождения практики. Здесь новоиспеченным специалистам разъясняется порядок поведения на предприятии (общий) с учетом особенностей ситуаций: повседневная рабочая обстановка, работа с оборудованием, техника безопасности, охрана труда, действия при ЧС и пр.
- Стажировка. Данный этап важен и проводится не только в отношении «специалистов-новичков», но и уже опытных экспертов, с целью введения их в «дело», обязанности, знакомство с текущей рабочей обстановкой и основным рабочим процессом, техникой, коллективом, рабочими условиями и пр.
- Непосредственная работа, выполнение обязанностей. Текущий этап означает официальное трудоустройство и самостоятельное несение «рабочего бремени» — выполнение обязанностей и поручений начальства и пр. При стабильном положении дел люди могут трудиться в одной и той же компании много лет, постепенно передвигаясь по карьерной лестнице или занимая десятилетиями один и тот же пост
На каждом этапе профессионального становления студенты выполняют конкретные действия: посещают аудиторные занятия, выполняют научные исследования и лабораторные работы, готовят к защите письменные проекты, преодолевают сессии, проходят практику, пополняя свой профессиональный багаж актуальными знаниями и качествами. Все это сопровождается пополнением «студенческого сленга» и терминологии. Если мы что-то не указали, подзабыли, то пишите в комментарии: обязательно учтем, исправим и/или добавим.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!