Составляем план самообразования

Век живи – век учись. Народная мудрость недаром подчеркивает необходимость постоянного развития. Ни одна отрасль не стоит на месте, поэтому даже дипломированным и опытным педагогам приходится сталкиваться с дополнительным обучением, необходимостью саморазвития и самообразования. В данном деле им на помощь приходит план самообразования.

Составляем план самообразования

Век живи – век учись. Народная мудрость недаром подчеркивает необходимость постоянного развития. Ни одна отрасль не стоит на месте, поэтому даже дипломированным и опытным педагогам приходится сталкиваться с дополнительным обучением, необходимостью саморазвития и самообразования. В данном деле им на помощь приходит план самообразования.

Понятие и предназначение плана самообразования работника в сфере образования

План самообразования представляет собой официальный документ, предопределяющий основные направления для самосовершенствования, дополнительного развития в профессиональной деятельности воспитателя, учителя и преподавателя (то есть на каждом уровне и этапе в системе образования).

Сам по себе термин «самообразование» воспринимается, как личная инициатива индивида дополнительно обучаться, развиваться в интересуемой плоскости или направлении. Но на самом деле в профессиональной нише и рабочей стезе также имеет место обязательного самообразования. Оно позволяет квалифицированным работникам идти в ногу со временем, используя в процессе обучения и воспитания подопечных актуальные приемы и подходы, новейшее оборудование, а также учитывая особенности развития целевой аудитории и рекомендации экспертов по их подготовке и пр.

Особенности плана саморазвития педработника
Особенности плана саморазвития педработника

План саморазвития воспитателя ДОУ или учителя представляет собой официальный документ, который строго регламентирует ход самообучения в профессиональной плоскости и предопределяет основные ориентиры, задает четкую тематическую траекторию с учетом не только интересов, желания и текущей квалификации педагогического работника, но и потребностей, возможностей и миссии учебного заведения. То есть реализация предписанной программы по самообразованию позволяет повысить уровень компетентности и тщательнее подготовить сотрудника к инновациям, повысить результативность и эффективность его работы в определенных условиях и создать учреждению достойную репутацию.

Процесс самообразования может быть сугубо инициативным, когда педработник самостоятельно занимается дополнительным обучением по личным интересам и мотивам. Также дополнительное профессиональное развитие может производиться на обязательной основе с целью восполнения пробелов в знаниях и повышении профессиональных компетенций (навыков) для соответствия занимаемой должности, подготовки к реформам и внедрению новшеств в конкретном учебном заведении и пр. Но в любом случае траектория дополнительного обучения должна быть тщательно продумана и зафиксирована. В этом деле приходит на помощь план самообразования.

Таким образом, план самообразования учителя или воспитателя ДОУ является одним из обязательных документов, подчеркивающих необходимость и направления для самосовершенствования и повышения конкурентоспособности не только личности и квалифицированного специалиста, но и образовательного заведения в целом. С помощью реализации данной траектории происходит повышение качества подготовки практикующих специалистов, актуализация их знаний и умений, самоутверждение личности и квалифицированного специалиста в профессиональной нише.

Обратите внимание, что воспитатели и учителя, успешно реализующие план саморазвития, реже подвергаются сокращению на рабочем месте, так как они демонстрируют более высокие показатели результативности и более современные взгляды и подходы к работе, нежели эксперты без дополнительного обучения и саморазвития.

План самообразования педработника по ФГОС

Самообразование воспитателя или учителя подлежит тщательному планированию. Притом в программе обучения важно руководствоваться не только личными мотивами и интересами, достижениями НТП в сфере образования и последних инновациях, но и базовых правилах ФГОС.

Проектирование и формирование плана самообразование для педработника по ФГОС должно учитывать следующие правила.

Во-первых, дополнительное развитие педработника должно учитывать текущий уровень образования и опыт работы по профессии, захватывать проблемы, с которыми он лично столкнулся в ходе выполнения профессиональных компетенций. То есть план самообразования воспитателя или учителя будет ориентирован на его профессиональное развитие с целью решения актуальных, текущих проблем в системе образования в целом.

Во-вторых, дополнительное профессиональное развитие воспитателей и учителей будет ориентировано на целевую аудиторию, работу с ней. Поэтому при формировании программы саморазвития важно учитывать специфику поверенной группы лиц: возрастные и психологические особенности, текущий уровень развития, проблемы в развитии, успеваемость, специфика работы с группой или отдельными лицами, характер и сложность текущей программы и пр. То есть план самообразования призван облегчить или усовершенствовать процесс взаимодействия с подопечными, повысить качество их подготовки, облегчить работу педработника и пр.

Что должен содержать план саморазвития педработника по ФГОС?
Что должен содержать план саморазвития педработника по ФГОС?

В-третьих, план самообразования нацелен на обновление инструментария, методологического подхода педработника к профессиональным обязанностям. В данном случае программа развития воспитателя или учителя также должна учитывать материально-техническую базу, инструментарий образовательного заведения: оснащенность, оборудование, технологии обучения (практикуемые в нем) и пр. Притом план самообразования поможет усовершенствовать их собственными силами педагога, научится более эффективно использоваться имеющиеся ресурсы и возможности, внедрять новые походы в педагогическую практику и пр.

В-четвертых, план самообразования должен учитывать текущую реализуемую программу обучения и воспитания целевой аудитории в учебном заведении и стремиться совершенствовать ее, более грамотно реализовывать и пр. То есть общие цели, намеченные границы и результаты должны быть достигнуты любыми способами, но план самообразования должен облегчить или улучшить процесс «добычи результатов» и непосредственно итоги обучения подопечных на основе новообретенных знаний, умений специалиста. То есть план самообразования должен тесным образом соприкасаться с текущими условиями и программой развития целевой аудитории, требования ФГОС, рабочими программами и планами и пр. Противоречий между ними быть не должно.

В-пятых, план самообразования и соответствующий процесс самосовершенствования педработника ограничен по времени. Чаще всего он проектируется на 1 учебный год. В течение обозначенного периода времени воспитателю или учителю предстоит самостоятельно изучать дополнительную литературу и постепенно внедрять полученные знания на практике (апробировать их). Также допустимо дополнительное обучение в рамках специализированных программ и курсов – повышение квалификации, дополнительное обучение по профилю (обновление знаний), переподготовка кадров (когда воспитатель переучитывается на смежную или новую педагогическую специальность, например на логопеда, детского психолога) и пр.

В-шестых, план самообразования должен быть нацелен на повышение уровня подготовки специалиста, то есть восполнение имеющихся у него пробелов (особенно если педагогическое образование было получено им давно), освоение современных технологий и методов педагогики, инновационного оборудования (дистанционные технологии в обучении, использование мультимедийных устройств и пр.), изучение и внедрение новейших методик воспитания и обучения и пр. То есть доля «инициативного» саморазвития (вне учебного заведения) не возбраняется, но в идеале – она должна быть ориентирована под специфику, возможности и нужды конкретного заведения. В данном случае план самообразования учителя или воспитателя ДОУ нацелен на более качественную организационно-воспитательную активность учетом достижения НТП, правовых и иных подходов в системе образования.

Таким образом, план самообразования тесным образом соприкасается с действующими стандартами, образовательными программами (реализуемыми в образовательном заведении), а также учитывает интересы, мотивы и возможности педагога.

Особенности подготовки плана самообразования воспитателя ДОУ

План самообразования для воспитателей ДОУ обладает рядом специфических черт.

Первой особенностью данной траектории дополнительного развития педработников в системе дошкольного образования проявляется в ориентации на целевую аудиторию и особенности в ее развитии. В данном случае важно учитывать, что приобретаемые знания и навыки предстоит внедрять в отношении детей младшего возраста. Здесь потребуется колоссальная работа и переработка обретенных представлений и умений с учетом особенностей их развития, психологической подготовки, педагогических приемов и пр.

Содержание плана саморазвития воспитателя ДОУ
Содержание плана саморазвития воспитателя ДОУ

Второй особенностью разработки плана самообразования воспитателя ДОУ выступает масштабы: он будет учитывать особенности конкретной группы лиц, условия их обучения (помещение, оснащение, инвентарь, план занятий и пр.). В данном случае дополнительное обучение воспитателей призвано оптимизировать организационный и учебный процесс в целом, ликвидировать соответствующие проблемы. С этого фокуса внедрение плана самообразования воспитателя детского сада призвано оптимизировать или создать условия для всестороннего и качественного развития детей.

Третьей специфической характеристикой плана самообразования воспитатель ДОУ является то, что он нацелен на ликвидацию частных профессиональных проблем, то есть тех неурядиц, сложностей, с которыми столкнулся конкретный педработник, в стенах определенного учреждения и пр. В данном случае совершенствуется не только мастерство, но и рационализируется подход к использованию располагаемыми ресурсами: внедряются современные или новее методы педагогики и пр. С этого ракурса план самообразования воспитателя ДОУ позволяет усовершенствовать привычные или используемые им методы обучения и воспитания.

Четвертая характерная черта плана самообразования работника детского образовательного учреждения соблюдение требований ФГОС и совпадение (тематическое, целевое, организационное) с действующими программами обучения: рабочие планы занятий, расписание группы, учебно-методическое обеспечение и пр. То есть акцент делается на общих и действующих в учебном заведении регламентах, возможностях и траектории.

Таким образом, план самообразования воспитателя зациклен на повышении профессионального мастерства с акцентом на освоение современных приемов и методик, инструментария, подключении творческого подхода при выполнении должностных обязанностей и восполнении личного профессионального любопытства.

При формировании плана самообразования воспитателя ДОУ важно ориентироваться на следующие факторы:

  • Общие условия работы: материально-техническое, учебно-методическое оснащение заведения, внутриорганизационные правила и распорядок дня, действующие образовательные программы, укомплектованность штата и пр.;
  • Квалификация и опыт воспитателя: профессиональное образование (уровень, дата получения и пр.), наличие педагогической категории и прохождение курсов повышения квалификации, участие в конкурсной деятельности, достижения и успехи педработника;
  • Целевая аудитория: специфика поверенной воспитателю группы, возрастные и психологические особенности, уровень подготовки детей, учебный план и пр.;
  • Способы дополнительного обучения и самосовершенствования: изучение дополнительной литературы, прохождение специальных курсов и дополнительных программ, проработка методической литературы и инструкций, проведение педагогических исследований и разработка авторских методик и подходов и пр.;
  • Цели самообразования: повышение профессиональной компетентности ил расширение полномочий, решение проблем в профессиональной нише, освоение современных или инновационных приемов и подходов в педагогике и пр.

Обратите внимание, что подготовка плана самообразования воспитателя ДОУ носит целевой характер и определяется либо личными потребностями в саморазвитии специалиста, либо требования работодателя.

Данный документ формируется на каждый учебный год отдельно и требует оценки результатов выполнения. Для этого педработник после реализации намеченных постулатов формирует соответствующий отчет, где определяет скорость и качество развития, достигнутые результаты.

Особенности подготовки плана самообразования учителя

Разработка плана самообразования учителя потребует более основательного подхода с акцентом на практику. В данном случае целевой аудиторией становится рабочая группа – дети определенной возрастной группы, изучающие конкретную дисциплину или образовательную программу (начальная школа, средняя школа и пр.).

План самообразования учителя призван выполнить следующие функции. Во-первых, расширить его профессиональный кругозор и уровень эрудиции, наполнив его современными знаниями и умениями. Во-вторых, восполнить пробелы в текущем уровне подготовки и насытить организм актуальными данными, фактами, методиками, что позволит легче внедрять инновации и адаптироваться к текущим возможностям, более рационально распоряжаться инструментами и иными благами, условиями. В-третьих, содействие в решении проблем в педагогической практике (частного и общего характера).

Факторы, учитываемые при разработке плана саморазвития учителя
Факторы, учитываемые при разработке плана саморазвития учителя

План самообразования является одним из обязательных документов и правил для современного учителя, так как ни одна наука не стоит на месте. Более того, на протяжении последних 3-5 лет система образования претерпела колоссальные перемены на фоне внедрения дистанционных технологий обучения, расширения списка дисциплин и обновления программ обучения.

Подготовка плана самообразования учителя будет учитывать следующие моменты:

  • Текущий уровень образования, категория, опыт работы педагога;
  • Специфика преподаваемой дисциплины или программы и последние новшества в соответствующей научной и практической плоскости;
  • Проблемы в практике учителя, возможности совершенствования и повышения уровня конкурентоспособности;
  • Условия работы: статус и правила образовательного заведения, материально-технические условия и инфраструктура, оснащение, учебно-методическое обеспечение, действующие программы (направление, характер, вид, ступень и глубина и пр.);
  • Личные интересы и мотивы для самообучения: тематика, проблематика и пр.

План самообразования учителя призван повысить результаты его работы и качество подготовки подопечных, а также улучшить условия обучения с акцентом на возможности учебного заведения, современные тенденции в сфере образования и пр.

План самообразования школьного педагога будет конкретным и предельно точным, ориентированным на круг его полномочий. Поэтому немудрено, что преподаватель будет акцентировать внимание на профильной (подведомственной ему) дисциплине. Также допустимо расширение общих полномочий путем освоения общих подходов и приемов педагогики с акцентом на психологию, социальную работу, дополнительное развитие учащихся и пр.

Чаще всего в рамках самообразования учителя стараются найти подходящее и посильное решение для проблемы, с которой они столкнулись на практике. В данном случае направление самосовершенствования известно заранее, важно лишь всесторонне подойти к изучению всех нюансов и разработать авторский подход, решение или адаптировать актуальные и действующие методики.

Специфика подготовки плана самообразования для преподавателя суза или вуза

В системе профессионального образования требования к качеству подготовки педагогов жесткие. В данном случае важно не просто отслеживать изменения в научной (предметной) нише, но и следить за общими тенденциями и инновациями в отрасли.

Что должен содержать и учитывать план педагога суза или вуза?
Что должен содержать и учитывать план педагога суза или вуза?

Формирование и реализация плана самообразования преподавателя колледжа или вуза будет основано на следующих моментах:

  • Образовательная программа, в рамках которой происходит преподавание дисциплины и рабочая программа предмета, роль предмета в составе общей траектории обучения;
  • Требования ФГОС по отношению к конкретной специальности, уровень образования, роль дисциплины в подготовке студента, глубина и ширина погружения в предмет, развиваемые знания и компетенции и пр.;
  • Качество подготовки преподавателя: образование, стаж, дополнительное образование, активность, успехи и достижения, наличие авторских разработок в педагогике, ученые степени и научные работы и пр.;
  • Целевая аудитория: студенты и уровень их подготовки, психологический портрет учащихся, особенности в их развитии и подготовке, сложности (с которыми они сталкиваются в процессе изучения предмета и пр.);
  • Условия преподавания: общая характеристика учебного заведения, анализ инфраструктуры и оснащенности, материально-техническая база и учебно-методический фонд, партнерские связи и пр.;
  • Проблемы в области педагогики: сложности в преподавании, особенности в реализации рабочей программы или разъяснении отдельных тем, методика преподавания, возможности по внедрению инновационных подходов в обучении и воспитании и пр.

План самообразования преподавателя колледжа ли вуза будет основан на трех китах: личные профессиональные интересы практикующего специалиста, требования работодателя к качеству подготовку (владение определенными приемами, инструментами, подходами, педагогическими инновациями и пр.), личная практика и проблемы в реализации программ. То есть в данном случае квалифицированному педагогу предстоит оценить текущие возможности и результаты и определить пробелы или недостатки в текущем уровне подготовки, которые мешают добиваться более высоких результатов и пр.

План самообразования предполагает не только самосовершенствование профессионала (то есть освоение им новых терминов, правил, методик и пр.), но и оптимизацию условий для обучения (то есть создание благоприятных и оптимальных условий для развития подопечных, рациональное и специфическое использование текущих ресурсов и пр.).

План самообразования формируется на основе тщательного анализа педагогической деятельности прошлых лет и по мере реализации подлежит оценке полученных результатов. То есть этот документ формируется в среднем на 1 учебный год.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Классическая схема проработки и выполнения плана самообразования педагогических работников

Подготовкой плана самообразования занимается непосредственно преподаватель. Допускается его взаимодействие с администрацией образовательного заведения, методистами, которые помогают в выборе темы (направления, ключевого элемента) для самосовершенствования.

Ключевой момент в данном случае выступает именно акцент на самостоятельном образовании. То есть постигать новшества практикующие педагог будет собственными силами или на основе собственных возможностей, любыми удобными и посильными подходами и методами.

Схема подготовки плана саморазвития педработника
Схема подготовки плана саморазвития педработника

Первым шагом при разработке плана самообразования является анализ педагогической практики или результатов работы педагога на протяжении последних лет, последнего учебного года. В данном случае важно выделить проблемные участки в его работе, постараться определить причины их появления. Также важно исследовать последние новшества в системе образования или на уровне образовательной организации, учесть требования работодателя к качеству подготовки и результатам работы педработников.

По результатам анализа педагогической деятельности происходит выделение наиболее подходящих направлений и тем для совершенствования. В данном случае важно опираться не только на личный опыт педработника, но и актуальность и ценность выделенного аспекта, значимость для специалиста и учебного заведения, отрасли в целом.

В рамках выбора темы для самообразования немаловажную роль играют не только требования к педагогу со стороны (ФГОС, законов, рабочего места и пр.), но и личная мотивация, интерес.

Второй шагпостановка цели и задач самообразования с выделением наиболее посильных и пригодных методов обучения. В данном случае важно выделить конкретную проблему или тему и спроектировать ход ее освоения. В числе наиболее приоритетных способов самосовершенствования педагога выступают самостоятельное изучение методической, научной литературы и регламентов, прохождение дополнительного обучения в нерабочее время (вебинары, дистанционное обучение, научные конференции, семинары, специальные курсы и пр.), изучение методической и инструктивной литературы по теме и пр. Преподавателю предстоит использовать все доступные инструменты и приемы для изучения намеченного вопроса.

Третий шаг – адаптация изученных материалов на практике: применение описанных подходов и инструментов, разработка авторского метода обучения и воспитания подопечных, внесение корректив в педагогическую практику и пр. На этом шаге педработник фактически развивает практические навыки по решению проблемы и стремится к достижению обозначенной цели: он выстраивает определенный план действий, корректирует рабочую программу или внедряет современный прием, метод и пр., то есть имеет место педагогический эксперимент. В данном случае важно учитывать базовые требования ФГОС и особенности текущей программы обучения, оценить уместность новшеств и пр.

Четвертый шаг – аттестационный. Он предполагает формирование отчета по результатам выполнения плана самообразования с акцентом на результативность и динамик показателей. В данном случае проводит анализ работы педагога до и после внедрения плана самообразования, определяются изменения, их характер и предопределяется дальнейшая траектория для самосовершенствования.

Учтите, что каждый этап по подготовке и реализации плана самообразования преподавателя ограничен по времени и всегда является целенаправленным процессом.

Структура и содержание плана самообразования педагога

План самообразования педработника – это официальный документ. Он обладает определенной структурой и имеет специфическое наполнение.

Раздел плана самообразования педработника Описание Ключевые элементы
Титульный лист Общие сведения о направлении развития, преподавателе, сроках реализации Наименование образовательного заведения (место работы), вид документа – план саморазвития, направление обучения (тема), ФИО и должность педагога, дата разработки/утверждения
Пояснительная записка Обоснование необходимости и желания дополнительного развития специалиста Постановка темы, проблемы и ее обоснование

Констатация цели и задач самообразования

План самообразования педагога Общее описание о направлении обучения и условиях реализации намеченной программы Сроки реализации плана (общие или с указанием каждого этапа), формат мероприятий по самообразованию (изучение литературы, вебинары, курсы, семинар и пр.), список тем для самоизучения, информационная база, условия самообразования с акцентом на практику (оборудование, оснащение и пр.), ожидаемые результаты
Результаты самообразования Анализ самообучения, практики Определение динамики в развитии и практике педагога, предопределение перспектив дальнейшего саморазвития, оценка результатов и цели

План самообразования представляет собой поэтапный распорядок изучения выбранной темы с акцентом не только на теоретические аспекты, но и практику. Важно, чтобы педагог умел пользоваться полученным багажом знаний: использовал соответствующие методики и приемы, адаптировал описанные в литературе подходы под текущие возможности, занимался разработкой авторских способов по решению проблем и пр.

Внешне план самообразования педагога проще всего представить в табличной форме с разбивкой по периодам освоения. Тему следует разбить на более мелкие задачи с акцентом на термины, правила, приемы и инструменты, современные подходы и состояние дела в отрасли, возможности рабочего места и заведения и пр. На постижение каждого пункта целесообразно выделить определенное количество времени, создав тем самым график самообучения. Притом важно не просто читать, но и использовать доступные вариации подготовки: вебинары, курсы и пр.

Результаты реализации плана самообразования представляют в виде анализа показателей деятельности педагога в начале и конце учебного года, а также по сравнению результатов обучения за последние года. В данном случае уместно создание таблицы с соответствующими показателями и краткий аналитический обзор изменений, достижений.

Как правило, на освоение и реализацию плана самообразования педагога отводится сентябрь-апрель, а на подготовку отчета – конец учебного года. Приступать к планированию деятельности по самообразованию лучше всего до начала учебного года (летом) не забудьте согласовать документ с администрацией заведения или обсудить его на педагогическом совете перед началом учебного года.

Рекомендации по подготовке и реализации плана самообразования педагога

Для самообразования важно осознание необходимости постоянного или дополнительного обучения, личная инициатива или как минимум желание развиваться в профессиональной плоскости. Поэтому перед формированием плана саморазвития педработнику предстоит определить свои сильные и слабые стороны, выделить проблемные зоны и определить потенциальные направления для обучения.

Тема самообразования педагога обычно узкая, индивидуальная, вписывающаяся в общий круг проблем или направлений в педагогике. Как правило, направление саморазвития педагога предопределяется узостью его профессии, а также достижениями в профессиональной нише (правовые, научно-технические, методологические инновации и пр.).

Не стоит громоздить план самообразования грудой литературы для самоизучения. В данном деле важно отобрать несколько надежных и качественных первоисточников для прочтения, усвоения. Лучше всего полагаться на комбинированный подход: литературный обзор, посещение семинаров или лекций, курсов, освоение современных теорий и приемов на основе дистанционных технологий и пр. То есть важно тщательно продумать траекторию самообразования с учетом рабочей нагрузки и располагаемого свободного времени. Не стоит полностью посвящать нерабочее время обучению. Не забывайте, что организм нуждается в отдыхе.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *