Век живи – век учись. Народная мудрость недаром подчеркивает необходимость постоянного развития. Ни одна отрасль не стоит на месте, поэтому даже дипломированным и опытным педагогам приходится сталкиваться с дополнительным обучением, необходимостью саморазвития и самообразования. В данном деле им на помощь приходит план самообразования.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и предназначение плана самообразования работника в сфере образования
План самообразования представляет собой официальный документ, предопределяющий основные направления для самосовершенствования, дополнительного развития в профессиональной деятельности воспитателя, учителя и преподавателя (то есть на каждом уровне и этапе в системе образования).
Сам по себе термин «самообразование» воспринимается, как личная инициатива индивида дополнительно обучаться, развиваться в интересуемой плоскости или направлении. Но на самом деле в профессиональной нише и рабочей стезе также имеет место обязательного самообразования. Оно позволяет квалифицированным работникам идти в ногу со временем, используя в процессе обучения и воспитания подопечных актуальные приемы и подходы, новейшее оборудование, а также учитывая особенности развития целевой аудитории и рекомендации экспертов по их подготовке и пр.
План саморазвития воспитателя ДОУ или учителя представляет собой официальный документ, который строго регламентирует ход самообучения в профессиональной плоскости и предопределяет основные ориентиры, задает четкую тематическую траекторию с учетом не только интересов, желания и текущей квалификации педагогического работника, но и потребностей, возможностей и миссии учебного заведения. То есть реализация предписанной программы по самообразованию позволяет повысить уровень компетентности и тщательнее подготовить сотрудника к инновациям, повысить результативность и эффективность его работы в определенных условиях и создать учреждению достойную репутацию.
Процесс самообразования может быть сугубо инициативным, когда педработник самостоятельно занимается дополнительным обучением по личным интересам и мотивам. Также дополнительное профессиональное развитие может производиться на обязательной основе с целью восполнения пробелов в знаниях и повышении профессиональных компетенций (навыков) для соответствия занимаемой должности, подготовки к реформам и внедрению новшеств в конкретном учебном заведении и пр. Но в любом случае траектория дополнительного обучения должна быть тщательно продумана и зафиксирована. В этом деле приходит на помощь план самообразования.
Таким образом, план самообразования учителя или воспитателя ДОУ является одним из обязательных документов, подчеркивающих необходимость и направления для самосовершенствования и повышения конкурентоспособности не только личности и квалифицированного специалиста, но и образовательного заведения в целом. С помощью реализации данной траектории происходит повышение качества подготовки практикующих специалистов, актуализация их знаний и умений, самоутверждение личности и квалифицированного специалиста в профессиональной нише.
Обратите внимание, что воспитатели и учителя, успешно реализующие план саморазвития, реже подвергаются сокращению на рабочем месте, так как они демонстрируют более высокие показатели результативности и более современные взгляды и подходы к работе, нежели эксперты без дополнительного обучения и саморазвития.
План самообразования педработника по ФГОС
Самообразование воспитателя или учителя подлежит тщательному планированию. Притом в программе обучения важно руководствоваться не только личными мотивами и интересами, достижениями НТП в сфере образования и последних инновациях, но и базовых правилах ФГОС.
Проектирование и формирование плана самообразование для педработника по ФГОС должно учитывать следующие правила.
Во-первых, дополнительное развитие педработника должно учитывать текущий уровень образования и опыт работы по профессии, захватывать проблемы, с которыми он лично столкнулся в ходе выполнения профессиональных компетенций. То есть план самообразования воспитателя или учителя будет ориентирован на его профессиональное развитие с целью решения актуальных, текущих проблем в системе образования в целом.
Во-вторых, дополнительное профессиональное развитие воспитателей и учителей будет ориентировано на целевую аудиторию, работу с ней. Поэтому при формировании программы саморазвития важно учитывать специфику поверенной группы лиц: возрастные и психологические особенности, текущий уровень развития, проблемы в развитии, успеваемость, специфика работы с группой или отдельными лицами, характер и сложность текущей программы и пр. То есть план самообразования призван облегчить или усовершенствовать процесс взаимодействия с подопечными, повысить качество их подготовки, облегчить работу педработника и пр.
В-третьих, план самообразования нацелен на обновление инструментария, методологического подхода педработника к профессиональным обязанностям. В данном случае программа развития воспитателя или учителя также должна учитывать материально-техническую базу, инструментарий образовательного заведения: оснащенность, оборудование, технологии обучения (практикуемые в нем) и пр. Притом план самообразования поможет усовершенствовать их собственными силами педагога, научится более эффективно использоваться имеющиеся ресурсы и возможности, внедрять новые походы в педагогическую практику и пр.
В-четвертых, план самообразования должен учитывать текущую реализуемую программу обучения и воспитания целевой аудитории в учебном заведении и стремиться совершенствовать ее, более грамотно реализовывать и пр. То есть общие цели, намеченные границы и результаты должны быть достигнуты любыми способами, но план самообразования должен облегчить или улучшить процесс «добычи результатов» и непосредственно итоги обучения подопечных на основе новообретенных знаний, умений специалиста. То есть план самообразования должен тесным образом соприкасаться с текущими условиями и программой развития целевой аудитории, требования ФГОС, рабочими программами и планами и пр. Противоречий между ними быть не должно.
В-пятых, план самообразования и соответствующий процесс самосовершенствования педработника ограничен по времени. Чаще всего он проектируется на 1 учебный год. В течение обозначенного периода времени воспитателю или учителю предстоит самостоятельно изучать дополнительную литературу и постепенно внедрять полученные знания на практике (апробировать их). Также допустимо дополнительное обучение в рамках специализированных программ и курсов – повышение квалификации, дополнительное обучение по профилю (обновление знаний), переподготовка кадров (когда воспитатель переучитывается на смежную или новую педагогическую специальность, например на логопеда, детского психолога) и пр.
В-шестых, план самообразования должен быть нацелен на повышение уровня подготовки специалиста, то есть восполнение имеющихся у него пробелов (особенно если педагогическое образование было получено им давно), освоение современных технологий и методов педагогики, инновационного оборудования (дистанционные технологии в обучении, использование мультимедийных устройств и пр.), изучение и внедрение новейших методик воспитания и обучения и пр. То есть доля «инициативного» саморазвития (вне учебного заведения) не возбраняется, но в идеале – она должна быть ориентирована под специфику, возможности и нужды конкретного заведения. В данном случае план самообразования учителя или воспитателя ДОУ нацелен на более качественную организационно-воспитательную активность учетом достижения НТП, правовых и иных подходов в системе образования.
Таким образом, план самообразования тесным образом соприкасается с действующими стандартами, образовательными программами (реализуемыми в образовательном заведении), а также учитывает интересы, мотивы и возможности педагога.
Особенности подготовки плана самообразования воспитателя ДОУ
План самообразования для воспитателей ДОУ обладает рядом специфических черт.
Первой особенностью данной траектории дополнительного развития педработников в системе дошкольного образования проявляется в ориентации на целевую аудиторию и особенности в ее развитии. В данном случае важно учитывать, что приобретаемые знания и навыки предстоит внедрять в отношении детей младшего возраста. Здесь потребуется колоссальная работа и переработка обретенных представлений и умений с учетом особенностей их развития, психологической подготовки, педагогических приемов и пр.
Второй особенностью разработки плана самообразования воспитателя ДОУ выступает масштабы: он будет учитывать особенности конкретной группы лиц, условия их обучения (помещение, оснащение, инвентарь, план занятий и пр.). В данном случае дополнительное обучение воспитателей призвано оптимизировать организационный и учебный процесс в целом, ликвидировать соответствующие проблемы. С этого фокуса внедрение плана самообразования воспитателя детского сада призвано оптимизировать или создать условия для всестороннего и качественного развития детей.
Третьей специфической характеристикой плана самообразования воспитатель ДОУ является то, что он нацелен на ликвидацию частных профессиональных проблем, то есть тех неурядиц, сложностей, с которыми столкнулся конкретный педработник, в стенах определенного учреждения и пр. В данном случае совершенствуется не только мастерство, но и рационализируется подход к использованию располагаемыми ресурсами: внедряются современные или новее методы педагогики и пр. С этого ракурса план самообразования воспитателя ДОУ позволяет усовершенствовать привычные или используемые им методы обучения и воспитания.
Четвертая характерная черта плана самообразования работника детского образовательного учреждения соблюдение требований ФГОС и совпадение (тематическое, целевое, организационное) с действующими программами обучения: рабочие планы занятий, расписание группы, учебно-методическое обеспечение и пр. То есть акцент делается на общих и действующих в учебном заведении регламентах, возможностях и траектории.
Таким образом, план самообразования воспитателя зациклен на повышении профессионального мастерства с акцентом на освоение современных приемов и методик, инструментария, подключении творческого подхода при выполнении должностных обязанностей и восполнении личного профессионального любопытства.
При формировании плана самообразования воспитателя ДОУ важно ориентироваться на следующие факторы:
- Общие условия работы: материально-техническое, учебно-методическое оснащение заведения, внутриорганизационные правила и распорядок дня, действующие образовательные программы, укомплектованность штата и пр.;
- Квалификация и опыт воспитателя: профессиональное образование (уровень, дата получения и пр.), наличие педагогической категории и прохождение курсов повышения квалификации, участие в конкурсной деятельности, достижения и успехи педработника;
- Целевая аудитория: специфика поверенной воспитателю группы, возрастные и психологические особенности, уровень подготовки детей, учебный план и пр.;
- Способы дополнительного обучения и самосовершенствования: изучение дополнительной литературы, прохождение специальных курсов и дополнительных программ, проработка методической литературы и инструкций, проведение педагогических исследований и разработка авторских методик и подходов и пр.;
- Цели самообразования: повышение профессиональной компетентности ил расширение полномочий, решение проблем в профессиональной нише, освоение современных или инновационных приемов и подходов в педагогике и пр.
Обратите внимание, что подготовка плана самообразования воспитателя ДОУ носит целевой характер и определяется либо личными потребностями в саморазвитии специалиста, либо требования работодателя.
Данный документ формируется на каждый учебный год отдельно и требует оценки результатов выполнения. Для этого педработник после реализации намеченных постулатов формирует соответствующий отчет, где определяет скорость и качество развития, достигнутые результаты.
Особенности подготовки плана самообразования учителя
Разработка плана самообразования учителя потребует более основательного подхода с акцентом на практику. В данном случае целевой аудиторией становится рабочая группа – дети определенной возрастной группы, изучающие конкретную дисциплину или образовательную программу (начальная школа, средняя школа и пр.).
План самообразования учителя призван выполнить следующие функции. Во-первых, расширить его профессиональный кругозор и уровень эрудиции, наполнив его современными знаниями и умениями. Во-вторых, восполнить пробелы в текущем уровне подготовки и насытить организм актуальными данными, фактами, методиками, что позволит легче внедрять инновации и адаптироваться к текущим возможностям, более рационально распоряжаться инструментами и иными благами, условиями. В-третьих, содействие в решении проблем в педагогической практике (частного и общего характера).
План самообразования является одним из обязательных документов и правил для современного учителя, так как ни одна наука не стоит на месте. Более того, на протяжении последних 3-5 лет система образования претерпела колоссальные перемены на фоне внедрения дистанционных технологий обучения, расширения списка дисциплин и обновления программ обучения.
Подготовка плана самообразования учителя будет учитывать следующие моменты:
- Текущий уровень образования, категория, опыт работы педагога;
- Специфика преподаваемой дисциплины или программы и последние новшества в соответствующей научной и практической плоскости;
- Проблемы в практике учителя, возможности совершенствования и повышения уровня конкурентоспособности;
- Условия работы: статус и правила образовательного заведения, материально-технические условия и инфраструктура, оснащение, учебно-методическое обеспечение, действующие программы (направление, характер, вид, ступень и глубина и пр.);
- Личные интересы и мотивы для самообучения: тематика, проблематика и пр.
План самообразования учителя призван повысить результаты его работы и качество подготовки подопечных, а также улучшить условия обучения с акцентом на возможности учебного заведения, современные тенденции в сфере образования и пр.
План самообразования школьного педагога будет конкретным и предельно точным, ориентированным на круг его полномочий. Поэтому немудрено, что преподаватель будет акцентировать внимание на профильной (подведомственной ему) дисциплине. Также допустимо расширение общих полномочий путем освоения общих подходов и приемов педагогики с акцентом на психологию, социальную работу, дополнительное развитие учащихся и пр.
Чаще всего в рамках самообразования учителя стараются найти подходящее и посильное решение для проблемы, с которой они столкнулись на практике. В данном случае направление самосовершенствования известно заранее, важно лишь всесторонне подойти к изучению всех нюансов и разработать авторский подход, решение или адаптировать актуальные и действующие методики.
Специфика подготовки плана самообразования для преподавателя суза или вуза
В системе профессионального образования требования к качеству подготовки педагогов жесткие. В данном случае важно не просто отслеживать изменения в научной (предметной) нише, но и следить за общими тенденциями и инновациями в отрасли.
Формирование и реализация плана самообразования преподавателя колледжа или вуза будет основано на следующих моментах:
- Образовательная программа, в рамках которой происходит преподавание дисциплины и рабочая программа предмета, роль предмета в составе общей траектории обучения;
- Требования ФГОС по отношению к конкретной специальности, уровень образования, роль дисциплины в подготовке студента, глубина и ширина погружения в предмет, развиваемые знания и компетенции и пр.;
- Качество подготовки преподавателя: образование, стаж, дополнительное образование, активность, успехи и достижения, наличие авторских разработок в педагогике, ученые степени и научные работы и пр.;
- Целевая аудитория: студенты и уровень их подготовки, психологический портрет учащихся, особенности в их развитии и подготовке, сложности (с которыми они сталкиваются в процессе изучения предмета и пр.);
- Условия преподавания: общая характеристика учебного заведения, анализ инфраструктуры и оснащенности, материально-техническая база и учебно-методический фонд, партнерские связи и пр.;
- Проблемы в области педагогики: сложности в преподавании, особенности в реализации рабочей программы или разъяснении отдельных тем, методика преподавания, возможности по внедрению инновационных подходов в обучении и воспитании и пр.
План самообразования преподавателя колледжа ли вуза будет основан на трех китах: личные профессиональные интересы практикующего специалиста, требования работодателя к качеству подготовку (владение определенными приемами, инструментами, подходами, педагогическими инновациями и пр.), личная практика и проблемы в реализации программ. То есть в данном случае квалифицированному педагогу предстоит оценить текущие возможности и результаты и определить пробелы или недостатки в текущем уровне подготовки, которые мешают добиваться более высоких результатов и пр.
План самообразования предполагает не только самосовершенствование профессионала (то есть освоение им новых терминов, правил, методик и пр.), но и оптимизацию условий для обучения (то есть создание благоприятных и оптимальных условий для развития подопечных, рациональное и специфическое использование текущих ресурсов и пр.).
План самообразования формируется на основе тщательного анализа педагогической деятельности прошлых лет и по мере реализации подлежит оценке полученных результатов. То есть этот документ формируется в среднем на 1 учебный год.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Классическая схема проработки и выполнения плана самообразования педагогических работников
Подготовкой плана самообразования занимается непосредственно преподаватель. Допускается его взаимодействие с администрацией образовательного заведения, методистами, которые помогают в выборе темы (направления, ключевого элемента) для самосовершенствования.
Ключевой момент в данном случае выступает именно акцент на самостоятельном образовании. То есть постигать новшества практикующие педагог будет собственными силами или на основе собственных возможностей, любыми удобными и посильными подходами и методами.
Первым шагом при разработке плана самообразования является анализ педагогической практики или результатов работы педагога на протяжении последних лет, последнего учебного года. В данном случае важно выделить проблемные участки в его работе, постараться определить причины их появления. Также важно исследовать последние новшества в системе образования или на уровне образовательной организации, учесть требования работодателя к качеству подготовки и результатам работы педработников.
По результатам анализа педагогической деятельности происходит выделение наиболее подходящих направлений и тем для совершенствования. В данном случае важно опираться не только на личный опыт педработника, но и актуальность и ценность выделенного аспекта, значимость для специалиста и учебного заведения, отрасли в целом.
В рамках выбора темы для самообразования немаловажную роль играют не только требования к педагогу со стороны (ФГОС, законов, рабочего места и пр.), но и личная мотивация, интерес.
Второй шаг – постановка цели и задач самообразования с выделением наиболее посильных и пригодных методов обучения. В данном случае важно выделить конкретную проблему или тему и спроектировать ход ее освоения. В числе наиболее приоритетных способов самосовершенствования педагога выступают самостоятельное изучение методической, научной литературы и регламентов, прохождение дополнительного обучения в нерабочее время (вебинары, дистанционное обучение, научные конференции, семинары, специальные курсы и пр.), изучение методической и инструктивной литературы по теме и пр. Преподавателю предстоит использовать все доступные инструменты и приемы для изучения намеченного вопроса.
Третий шаг – адаптация изученных материалов на практике: применение описанных подходов и инструментов, разработка авторского метода обучения и воспитания подопечных, внесение корректив в педагогическую практику и пр. На этом шаге педработник фактически развивает практические навыки по решению проблемы и стремится к достижению обозначенной цели: он выстраивает определенный план действий, корректирует рабочую программу или внедряет современный прием, метод и пр., то есть имеет место педагогический эксперимент. В данном случае важно учитывать базовые требования ФГОС и особенности текущей программы обучения, оценить уместность новшеств и пр.
Четвертый шаг – аттестационный. Он предполагает формирование отчета по результатам выполнения плана самообразования с акцентом на результативность и динамик показателей. В данном случае проводит анализ работы педагога до и после внедрения плана самообразования, определяются изменения, их характер и предопределяется дальнейшая траектория для самосовершенствования.
Учтите, что каждый этап по подготовке и реализации плана самообразования преподавателя ограничен по времени и всегда является целенаправленным процессом.
Структура и содержание плана самообразования педагога
План самообразования педработника – это официальный документ. Он обладает определенной структурой и имеет специфическое наполнение.
Раздел плана самообразования педработника | Описание | Ключевые элементы |
Титульный лист | Общие сведения о направлении развития, преподавателе, сроках реализации | Наименование образовательного заведения (место работы), вид документа – план саморазвития, направление обучения (тема), ФИО и должность педагога, дата разработки/утверждения |
Пояснительная записка | Обоснование необходимости и желания дополнительного развития специалиста | Постановка темы, проблемы и ее обоснование
Констатация цели и задач самообразования |
План самообразования педагога | Общее описание о направлении обучения и условиях реализации намеченной программы | Сроки реализации плана (общие или с указанием каждого этапа), формат мероприятий по самообразованию (изучение литературы, вебинары, курсы, семинар и пр.), список тем для самоизучения, информационная база, условия самообразования с акцентом на практику (оборудование, оснащение и пр.), ожидаемые результаты |
Результаты самообразования | Анализ самообучения, практики | Определение динамики в развитии и практике педагога, предопределение перспектив дальнейшего саморазвития, оценка результатов и цели |
План самообразования представляет собой поэтапный распорядок изучения выбранной темы с акцентом не только на теоретические аспекты, но и практику. Важно, чтобы педагог умел пользоваться полученным багажом знаний: использовал соответствующие методики и приемы, адаптировал описанные в литературе подходы под текущие возможности, занимался разработкой авторских способов по решению проблем и пр.
Внешне план самообразования педагога проще всего представить в табличной форме с разбивкой по периодам освоения. Тему следует разбить на более мелкие задачи с акцентом на термины, правила, приемы и инструменты, современные подходы и состояние дела в отрасли, возможности рабочего места и заведения и пр. На постижение каждого пункта целесообразно выделить определенное количество времени, создав тем самым график самообучения. Притом важно не просто читать, но и использовать доступные вариации подготовки: вебинары, курсы и пр.
Результаты реализации плана самообразования представляют в виде анализа показателей деятельности педагога в начале и конце учебного года, а также по сравнению результатов обучения за последние года. В данном случае уместно создание таблицы с соответствующими показателями и краткий аналитический обзор изменений, достижений.
Как правило, на освоение и реализацию плана самообразования педагога отводится сентябрь-апрель, а на подготовку отчета – конец учебного года. Приступать к планированию деятельности по самообразованию лучше всего до начала учебного года (летом) не забудьте согласовать документ с администрацией заведения или обсудить его на педагогическом совете перед началом учебного года.
Рекомендации по подготовке и реализации плана самообразования педагога
Для самообразования важно осознание необходимости постоянного или дополнительного обучения, личная инициатива или как минимум желание развиваться в профессиональной плоскости. Поэтому перед формированием плана саморазвития педработнику предстоит определить свои сильные и слабые стороны, выделить проблемные зоны и определить потенциальные направления для обучения.
Тема самообразования педагога обычно узкая, индивидуальная, вписывающаяся в общий круг проблем или направлений в педагогике. Как правило, направление саморазвития педагога предопределяется узостью его профессии, а также достижениями в профессиональной нише (правовые, научно-технические, методологические инновации и пр.).
Не стоит громоздить план самообразования грудой литературы для самоизучения. В данном деле важно отобрать несколько надежных и качественных первоисточников для прочтения, усвоения. Лучше всего полагаться на комбинированный подход: литературный обзор, посещение семинаров или лекций, курсов, освоение современных теорий и приемов на основе дистанционных технологий и пр. То есть важно тщательно продумать траекторию самообразования с учетом рабочей нагрузки и располагаемого свободного времени. Не стоит полностью посвящать нерабочее время обучению. Не забывайте, что организм нуждается в отдыхе.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!