Специфика и особенности обучения по программе «Лингвистика»

Если у индивида отмечаются явные склонности к быстрому и успешному изучению иностранных языков, «писательские» таланты, то эксперты рекомендуют задуматься на этапе выбора профессии в лингвистической плоскости.

Специфика и особенности обучения по программе «Лингвистика»
Если у индивида отмечаются явные склонности к быстрому и успешному изучению иностранных языков, «писательские» таланты, то эксперты рекомендуют задуматься на этапе выбора профессии в лингвистической плоскости.

Чему учат по программе «Лингвистика»?

Лингвистика – это научная ниша, посвященная тотальному изучению строения, развития, особенностей человеческого языка во всех его проявлениях: устная речь, письменная речь и пр. В более простой и современной интерпретации под данным направлениям понимают плоскость, которая изучает и развивает иностранные языки.

Нередко на практике путают лингвистов и переводчиков. Данные сферы деятельности имеют немало сходств, но на самом деле лингвистика и переводоведение – разные ниши, отличающиеся глубиной и характером освоения языка, его применением и пр. Об отличиях переводчика ил лингвиста мы писали ранее.

Обучение по программе «Лингвистика» обладает рядом специфических черт. Во-первых, интересуемые направления доступны только на базе вузов. Стать квалифицированным лингвистом в колледже невозможно, так как специалисту требуется глубокое погружение и хорошая лингвистическая практика, а программы бакалавриата при сузах к этому не располагают.

Знания и навыки студента-лингвиста
Знания и навыки студента-лингвиста

Во-вторых, обучение лингвистов – ниша комбинированная, требующая тотального владения всеми теоретическими и научными азами, а также практики – умение пользоваться языком с учетом всех нюансов.

В-третьих, студенты-лингвисты изучают как минимум два языка: один из них обязательный (профильный), а второй – по выбору. Если образовательная программа изначально предполагает освоение двух иностранных языков, то они оба обязательны, но доминант будет превалировать на одном из них (то есть один из языков осваивается в совершенстве, а второй – просто глубоко).

В-четвертых, лингвистика – наука о языках, значит специалист будет знать, понимать и пользоваться соответствующим языковым полем от А до Я. Поэтому будьте готовы ко всестороннему изучению языковых культур, начиная от истории зарождения, эволюции, современного состояния и пр. Казалось бы, зачем учить устаревшие правила? Но, увы. Лингвистические программы захватывают все аспекты становления и языковые тенденции народов мира.

В процессе обучения студентам-лингвистам предстоит погружаться в самые разные дисциплины, но все они ориентированы на специфику выбранной специальности: непосредственно иностранные языки, культурные ценности стран (где используется язык), теория и практика и пр.

Как построена учебная программа лингвистов?
Как построена учебная программа лингвистов?

Профессиональная подготовка лингвистов захватывает следующие варианты погружения в профессию:

  • Изучение гуманитарных предметов с акцентом на эволюцию, история развития языка: история, география, культурология, литература, языкознание, древние языки, философия, разделы и правила языка (орфография, грамматика, пунктуация, стилистика и пр.);
  • Практическая подготовка. Данная часть становления квалифицированных лингвистов нацелена на применение полученных знаний на практике и непосредственное использование изученных языков и правил. В данном случае предусмотрено освоение навыков переводоведения, преподавания, общения (устой речи), письменности в различных стилях и жанрах и пр.

Также к данной части подготовки лингвистика относят прохождение практики, которая может носить педагогический, дипломатический, переводческий, управленческий характер и пр. Место прохождения и характер стажировки зависит от профессии и сферы применения специалиста.

  • Научно-исследовательская подготовка, призванная углубить познания студентов в узких сегментах профессии, расширить профессиональный кругозор. В данном случае при выполнении курсовых работ, научно-исследовательских проектов, научных статей студенты детальнее изучают определенный сегмент языка.

Важно отметить, что ход обучения лингвистов организован нетрадиционно. Аудиторная (теоретическая часть) обучения проходит в форме лекций, семинаров, а практическая подготовка – практикумы, лабораторные работы, выполнение научно-исследовательских работ, посещение тренингов и мастер-классов, стажировка и пр.

Конечно же, учебный процесс студента-лингвиста не обходится без промежуточной и итоговой аттестации. Зачеты и экзамены – неизбежны.

Таким образом, лингвисты – это уникальные специалисты, владеющие на высшем уровне языками. Дипломированные эксперты могут заниматься преподаванием изученных и освоенных языковых культур на базе заведений всех уровней подготовки, развитием культуры и этики, воспитанием обществ, участвовать в развитии организации (проведение переговоров, подготовка документов, развитие коммуникаций и делопроизводства и пр.).

Важно отметить, что направление «Лингвистика» не подойдет лентяям и рассеянным лицам. Для изучения и умелого применения языков потребуется хорошая память, внимательность, избирательность, богатый словарный запас, а также навыки коммуникаций, коммуникабельности, психологии.

Какие направления лингвистики существуют?

Лингвистика – это не просто языковая ниша. Если копнуть глубже, то можно понять, что она имеет массу вариаций и видов, каждый из которых специфичен и применяется при соблюдении определенных условий.

На базе отечественных университетов можно встретить следующие образовательные лингвистические программы.

Направление лингвистики, программа

Описание направления подготовки

Сфера применения специалиста

Лингвистика с акцентом на один иностранный или иной язык

В данном русле свыше сотни направлений (по языкам)

Студенты всесторонне и предельно глубоко будут изучать выбранный язык на теоретическом и практическом уровне Преподавание иностранного языка

Переводоведение

Филология

Культурология

Научная деятельность

Издательское дело

Перевод и переводоведение (по видам) Подготовка квалифицированных переводчиков тотально владеющих устной и письменной речью Преподавание

Дипломатия

Делопроизводство

Менеджмент

Наука

Издательское дело

Лингвистика с изучением двух и более иностранных языков Освоение нескольких иностранных языков на базовом и/или глубоком уровне с акцентом на устную и письменную речь Педагогика и образование

Менеджмент

Дипломатия, делопроизводство

Туризм, гостиничное и ресторанное дело

Издательское дело

Теория и практика межкультурной коммуникации с акцентом на конкретный язык, культуру и пр. Всестороннее изучение эволюции развития и современного состояния иностранного (выбранного) языка с учетом специфики его эволюции, культурологии, востоковедения, лингвистических трансформаций, психологии и пр. Культурология

Туризм

Дипломатия

Педагогика

Педагогический менеджмент в обучении иностранным языкам Освоение иностранных языков и обретение навыков по проектированию современных программ по обучению им, становление разработчиков программ по изучению иностранных языков и пр. Разработчик индивидуальных и групповых программ по обучению иностранным языка

Преподаватель иностранных языков

Тьютор, репетитор, коуч

Коммуникация в обучении иностранным языкам Освоение не просто языков норм и правил, навыков, но и понимание философии и психологии языка, выделение особенностей народов с конкретной языковой культурой, специфических черт и пр. Педагогика и психология

Дипломатия

Переговорное дело, переводоведение

Туризм, культурология

Менеджмент

Перевод и современные технологии в лингвистике Подготовка лингвистов, владеющих современными подходами и приемами, программами IT-характера Психология, педагогика

Менеджмент

Переговорное дело

Туризм, культурология

Медиакоммуникации Воспитание грамотных специалистов, способных доступно и интересно прояснить ситуацию, заинтересовать целевую аудиторию Журналистика

Телеведущий, радиоведущий

Специалист по рекламе

Специалист по переговорам

Указанные направления лингвистики глобальные. Каждое из них можно разделить на мелкие подгруппы с акцентом на выбранный иностранный язык, характер специальности (педагогический, коммуникационный, управленческий, научно-исследовательский, прикладной (переводческий) и пр.).

Важно отметить, что все выделенные программы подготовки объединяет то, что студентам предстоит глубоко и всесторонне изучать выбранную языковую нишу, выполнять НИР, оттачивая устные и письменные навыки, много читать и пополнять словарный запас.

Как показывает практика, сфера применения дипломированных лингвистов фактически не ограничена. Подкованный специалист сумеет проявить себя в любой нише.

Как стать лингвистом?

Чтобы трудиться в качестве лингвиста, обязательно иметь за плечами соответствующее образование: высшее лингвистическое образование, в отдельных случаях допускаемся – педагогическое образование. Специалист обязан не просто знать и понимать язык, но и владеть им, имея при этом документальное подтверждение – диплом лингвиста.

Какое образование должен иметь лингвист?
Какое образование должен иметь лингвист?

Поэтому первым шагом на пути к построению карьеры лингвиста станет поступление в колледже или вуз на «языковой профиль». Чаще всего отборочная программа по «Лингвистике» требует прохождения ЕГЭ по профильным предметам – русский язык, иностранный язык, литература, история, обществознание, информатика и пр. Если индивид намерен осваивать специальность на базе колледжа, то рекомендуется иметь высокий средний балл аттестата и высокие отметки, успехи по упомянутым дисциплинам.

По окончании обучения новоиспечённый дипломант может успешно построить карьеру лингвиста. Об особенностях профессионального и научного роста эксперта мы писали ранее. Выбирая место работы, необходимо руководствоваться сферой применения специалиста, целью и предназначением освоенной образовательной программы, а также имеющимися в закромах способностями, амбициями, личностными качествами и пр.

Если индивид стесняется выступать на публике, руководить, то почему бы не устроиться на рядовую, но посильную и приносящую удовлетворение должность – редактор, корректор, переводчик, разработчик программ и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Сильные и слабые стороны обучения по программе «Лингвистика»

Учиться на лингвиста – процесс интересный, но перед тем, как поступать, важно взвесить все за и против, «примерить» профиль на себя, оценив его посильность и пригодность в реалиях.

Среди явных достоинств освоения лингвистических профессий можно выделить следующие аспекты:

  • Знание иностранных языков и владение ими приветствуется работодателями всех сфер деятельности, делает претендента более конкурентоспособным и подкованным;
  • Деятельность лингвиста приемлет творческий подход, так как предполагает работу с текстом, речью. От того, насколько качественно, корректно и грамотно преподнесена информация может зависеть успех проекта, организации и пр.;
  • Востребованность лингвистов высока во всех нишах, начиная от экономики и управления, сфере образования, туризме и сервисе и пр.;
  • Направление подходит только лицам с высоким уровнем эрудиции, начитанностью, богатым словарным запасом и феноменальной памятью. Поэтому важно тренировать мозг и укреплять память.

Но не все так гладко и ясно в карьере лингвиста. Профессиональное движение и стремление способны затормаживать следующие недостатки:

  • Заработная плата начинающих лингвистов невысока, а для повышения требуется проявлять инициативу и активность, развивать инновации, развивать непрерывный опыт и пр.;
  • Скорость карьерного роста низкая, как и «высота» карьерной лестницы. Но при этом возможности совершенствования и продвижения существуют у всех лингвистов без исключения: как минимум эксперт сдвинется с места рядового эксперта до административной, а в научном русле – можно с легкостью защитить научную работу и обрести ученую степень в сфере филологических наук;
  • Совершать открытия в лингвистической среде крайне трудно, поэтому чаще всего действующие специалисты занимаются сохранением и передачей устоявшихся традиций, канонов и методик, а новшества чаще всего состоят во внедрении IT-возможностей в процесс постановки устной и письменной речи, переводоведения и делопроизводства;
  • Деятельность лингвиста состоит в развитии коммуникаций, общении (устном или письменном), поэтому будьте готовы к диалогу, обсуждениям и пр.

Таким образом, обучение по лингвистическим программам потребует от индивида определенных предрасположенностей к освоению выбранных языков, крепкой памяти, постоянного самосовершенствования. Но при грамотном использовании обретенных компетенций на практике успех гарантирован.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!