Специфика метода эвристического анализа и способы его применения при выполнении студенческих работ, подготовке к занятиям

Если сугубо философские и гуманитарные подходы не могут собрать четкую и неопровержимую доказательную базу для обоснования авторской позиции, а расчетная методика не позволяет грамотно и всесторонне показать отдельные нюансы, увязать их воедино, то в этом случае на помощь студентам и исследователям спешат методы эвристического анализа.

Специфика метода эвристического анализа и способы его применения при выполнении студенческих работ, подготовке к занятиям
Если сугубо философские и гуманитарные подходы не могут собрать четкую и неопровержимую доказательную базу для обоснования авторской позиции, а расчетная методика не позволяет грамотно и всесторонне показать отдельные нюансы, увязать их воедино, то в этом случае на помощь студентам и исследователям спешат методы эвристического анализа.

Что это такое: понятие, признаки и особенности?

Эвристика – это уникальная научная плоскость, сочетающая в себе рассуждение и точные показатели. Она позволяет грамотно расставить все элементы и моменты, выявить и обосновать тенденции, выразить и четко обосновать авторскую позицию, а также выработать предельно точное и эффективное решение. Данная парадигма чаще всего востребована среди гуманитариев, но в последнее время спектр ее действия значительно расширился. К эвристическим приемам стали обращаться специалисты различных ниш, в том числе из точных и технических наук.

Методы эвристического анализа представляют собой специфический комплекс приемов, позволяющий грамотно все расставить на свои места при выполнении задания. Как правило, подобные подходы сочетают в себе точность и креатив, то есть основываются на конкретной или точной информации, а для ее расшифровывания и истолкования используют аналитические приемы и творческий подход к делу.

Базовые первоисточники для использования методов эвристического анализа

Признак Качественная информация Точная информация

Вид первоисточников

Учебная, научная литература, теория, правила, нормативы

Расчетные данные, показатели и коэффициенты, основанные на математических моделях и формулах

Экспертное мнение в виде обзоров, критики, рассуждений Статистические данные
Инструментарий по работе с данными Социологическое исследование – для сбора информации и преобразования качественных данных в количественные факты Методы математического и компьютерного моделирования – для преобразования данных, их количественной оценки, прогнозирования результатов
Основа генерирования решения Опыт и знания исследователей, располагаемая ими информация и установленная картина событий

Рассматриваемая категория позволяет изучить объект со всех возможных сторон, собрать максимум полезной и надежной информации и выделить существенные тенденции, моменты, проблемы, а также получить качественную основу для выработки решения.

Можно выделить три основных функции методов эвристического анализа:

  • Поисковая. Данная миссия состоит в максимально возможном и допустимом сборе информации. Рассматриваемый подход ориентирован на тематическую подборку данных из различных каналов и ресурсов независимо от типа (расчеты, аналитика, графические материалы и пр.);
  • Распределительная. Она предполагает корректное разделение информации по ее типу, совместимости, обработке для получения конечного результата;
  • Творческая. Данная функция проявляется в применении различных посильных для автора подходов к обработке и интерпретации материалов и тенденций. В данном случае эксперт самостоятельно подбирает инструментарий по диагностике состояния, варианты оформления результатов анализа;
  • Философская или обосновательная. Эта задача проявляется в проведении анализа данных, рассуждениях эксперты и формулировании окончательного вывода или предложения с предоставлением соответствующих доказательств, их описанием.

То есть методы эвристического анализа позволяют получить качественную информацию из более точных материалов и данных (например, расчетов, чисел и пр.), а также корректно и логично показать выявленные тенденции, проявить креатив в ходе описания и выработки решения.

Среди особенностей эвристической парадигмы можно отметить следующие моменты. Во-первых, рассматриваемые подходы в большей степени основаны не на конкретных первоисточниках (то есть строгий сбор качественных материалов), а на интуитивном подходе. Автор самостоятельно отбирает наиболее подходящие на его взгляд аргументы и факты, излагает их с удобного для него ракурса и позиции. В данном случае нет приверженности к конкретному мнению. Выдвигается определенная гипотеза и обосновывается теми фактами, которые кажутся разработчику наиболее убедительными.

Основа эвристических методов обучения
Основа эвристических методов обучения

Во-вторых, методы эвристического анализа чаще всего являются приверженцами командной работы. Исследование ситуации и принятие решение производится не одним лицом, а чаще всего экспертной группой или командой. То есть в основе этого подхода лежат рассуждения, предложения группы, а не одного конкретного специалиста. В этом случае изучение проблемы получается более объективным, разносторонним, учитывающим мнение различных специалистов с разным уровнем подготовки и опытом. То есть результаты такой аналитической мысли более аргументированные и состоятельные.

В-третьих, методы эвристического анализа сочетают в тебе статистический и гуманитарный подход, являясь комбинированным. Благодаря умелому сочетанию точности и аналитики эксперты получают полную картину относительно происходящих тенденций и изучаемых явлений.

В-четвертых, данный подход уместен в любой удобной ситуации. Чаще всего эксперты прибегают к его использованию на фоне дефицита качественной доказательной базы, точных аргументов и фактов, полагаясь на рассуждения, предложения и аналитику. То есть методы эвристического анализа выступают своего рода логическим и креативным проводником в выработке решения в любой, даже сомнительной, ситуации.

Чаще всего необходимость использования методов эвристического анализа предопределяется следующим факторами:

  • Текущая информационная база носит разносторонний характер и не подлежит исследованию в рамках одной методики, приема, требуя привлечения сторонних экспертов;
  • Располагаемая автором основа исследования недостаточна для обоснования авторской позиции и выдвинутой гипотезы, требует дополнений;
  • Отсутствует возможность преобразования информации в новый или иной вид для включения в стандартную методику анализа, расчёты и пр.;
  • У исследователя отсутствует техническая возможность по обработке данных, а также наблюдается нехватка времени на проведение более тщательного исследования на основе точных приемов и правил;
  • Ситуация имеет массу неопределенных, требующей рассуждений, логики и анализа.

Таким образом, приемы эвристического анализа основаны на сочетании различного рода информации (первичных и вторичных данных, расчетов и мнений и пр.) и творческого подхода к делу, фантазии и интуиции. При этом выдвигаемые предположения и решения основывается не на голословных утверждениях, а на конкретных точечных фактах, но преподносятся в грамотной обработке. Рассматриваемая парадигма уместна в любой сфере, но чаще всего востребована в экономической и гуманитарной среде.

Виды методов эвристического анализа

На практике принято выделять две большие группы эвристических приемов, нацеленные на сбор, обработку информации и выработку решения.

Классификация методов эвристического анализа
Классификация методов эвристического анализа

Первая группа – логическая или информационная. Она ориентирована на максимально возможный сбор данных по заявленной теме, проблеме или вопросу с целью максимального погружения в нюансы и пр. В данном случае основная миссия специалистов-аналитиков состоит в сборе и грамотном распределении данных по определенным признакам (совместимость, преобразования и пр.).

В состав оценочно-поисковых приемов на основе эвристики можно отнести следующие приемы:

  • Тематический поиск информации с помощью современных интернет-сервисов. В данном случае происходит подбор информации на основе ключевых слов, проблематики или поставленного вопроса. Аналитик собирает максимум данных в отношении заявленной темы, отбирая наиболее подходящие (на его субъективный взгляд) фрагменты, аргументы и пр.;
  • Метод ранжирования, предполагающий распределение первоисточников по степени приоритетности, их роли в исследовании, возможностям использования в качестве доказательной базы или вспомогательных источников информации для описания тенденций или обоснования гипотезы, авторской позиции;
  • Метод сравнительного анализа. Данный прием позволяет убедиться в качестве первоисточника и определить возможности применения ресурсов в новом проекте, выявить тенденции или противоречия, отсеять сомнительные варианты и грамотно обосновать выдвигаемое предположение или решение;
  • Метод системности. Эта парадигма предполагает объединение различных фактов, типов информации в единую комбинацию и связку, логическую цепь событий для отражения тенденций, проблемных мест, причинно-следственных связей, более точного разъяснения нюансов и пр.

Оценочно-поисковые приемы эвристического анализа ориентированы на максимально глубокий и полный, разносторонний поиск информации в рамках заявленного вопроса. Описанные подходы позволяют грамотно увязать в одном контексте самые противоречивые или порой несовместимые тенденции, факты и выработать инновационное решение.

Особенности эвристических методов обучения
Особенности эвристических методов обучения

Вторая группа методов эвристического анализа – логико-поисковая. Данная парадигма основана на выработке решения в отношении заявленной проблемы и установленных причинно-следственных связей. Притом в основе реализации подобных приемов лежит командная работа с использованием творческого потенциала. К данной категории относят следующие разновидности:

  • Метод мозгового штурма. В данном случае происходит обсуждение определенной ситуации, проблемы среди экспертов, где каждый из них выдвигает собственное видение и решение проблемы, а затем все вместе они принимают окончательное решение – то есть генерируют новое решение на основе располагаемых данных и выявленных тенденций. Аналогом данного подхода выступает метод комиссий и конференций.
  • Метод свободных ассоциаций. В рамках применения этого приема команда экспертов посредством рассуждений и анализа устанавливает незримую ранее связь между разными компонентами или элементами, а затем на основе данной тенденции строит новое решение. В данном случае происходит увязка различных параметров, воссоздание новой картины, интерпретации проблемы и выработка соответствующего решения. Обсуждение происходит в экспертной группе, где обосновывается позиция каждого члена команды, учитывается его мнение и пр.
  • Метод дерева решений. Этот подход применим лишь в том случае, когда установлены или очевидны причинно-следственные связи происходящих событий и возникающих проблем, требуется поэтапное урегулирование нюансов. Подход основывается на одновременном выдвижении нескольких вариантов решения проблемы, альтернатив, каждое из которых обосновывается и оценивается на предмет эффективности.
  • Метод сценариев. Данный подход предполагает обсуждение существующих стандартных вариантов по решению проблемы с выбором наиболее оптимального и эффективного способа. В этом случае эксперты обсуждают существующие методики, оценивают их (с помощью методов прогнозирования и пр.) и выбирают достойный путь.
  • И пр.

Важно отметить, что методы эвристического анализа требуют владения тематическими канонами: терминология, правила, проблематика и пр. То есть эксперт или пользователь должен сначала разобраться во всех нюансах, а затем заниматься подбором вариантов воздействия. Притом здесь важен именно коллективный подход, а не частное субъективное мнение в рамках заданного вопроса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Как студентам пользоваться методами эвристического анализа?

Казалось бы, эвристика и методы эвристической природы свойственны только состоявшимся специалистам с соответствующей квалификацией, опытом и подготовкой. Но на самом деле оттачивать мастерство по поиску и обработке информации, диагностике проблем и выработке эффективных решений начинают со студенческой скамьи.

Каждый специалист, будь то гуманитарий или технарь, должен уметь справляться с возложенными на него обязанностями. Притом далеко не всегда удается решать проблемы типичными способами и стандартными схемами. В данном случае уместен творческий, но обоснованный подход.

Схема применения методов эвристического анализа
Схема применения методов эвристического анализа

Начиная с первого курса, студенты могут успешно пользоваться методами эвристического анализа при подготовке к занятиям. Во-первых, данный прием позволяет лучше разобраться в теме, собрать максимум информации и изучить все существенные и второстепенные моменты. То есть использование методов эвристического анализа при подготовке домашнего задания или к предстоящим семинарам позволяет в значительной степени расширить профессиональный и общий кругозор, вникнуть в тему и осознать существенные моменты, усвоить базовые правила, нормы, приемы и пр.

Во-вторых, наиболее эффективно эвристические методы анализа зарекомендовали себя среди студентов при выполнении курсовых, научно-исследовательских и дипломных работ. В данном случае они позволяют не только грамотно сформировать информационную базу, но провести тотальный анализ данных, грамотно их скомпоновать и получить логически целостную, полную картину. Указанные приемы упрощают установление причинно-следственных связей, поиск решений.

В-третьих, использование методов эвристического анализа способствует развитию командного духа. Нередко указанная парадигма реализуется на занятиях в колледже или вузе в качестве деловых игр, проектной деятельности, групповых лабораторных работ и пр. В этом случае каждый член команды выполняет определенные функции, предлагает решение в отношении рассматриваемой или диагностированной проблемы.

В-четвертых, эвристический подход развивает не только аналитические способности студентов, но и творческий потенциал в решении профессиональных задач и проблем. Индивиды учатся экспериментировать, подбирать инструментарий с учетом его посильности, уместности, эффективности и пр. Помимо этого, именно на основе комбинации аналитики и креатива происходит выявление новых путей по решению проблемы, подбирается качественная и более точная (статистическая) доказательная база, происходит оттачивание навыков по отстаиванию собственной точки зрения.

Таким образом, методы эвристического анализа являются незаменимыми помощниками в жизни студентов, которые облегчают подготовку к занятиям, выполнение НИР, подготовку к зачетам и экзаменам, а также содействуют развитию таких личностных качеств, как комнатный дух, рассудительность, ответственность, креативность.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *