Казалось бы, в России насчитывается более 20 вузов, притом более половины из них сумели заслужить уважение и почет, а остальная часть пользуется спросом благодаря доступности и посильности абитуриентов. Но с каждым годом тенденция получения профессионального образования за рубежом возрастает. Сегодня мы расскажем, чем же так прельщает студентов обучение за границей, определив сходства и отличия с отечественной системой высшего образования.
СОДЕРЖАНИЕ
Критерий №1. Уровень образования.
Определить уровень образования или его качество позволяют такие факторы, как рейтинг и престиж вуза. Если проанализировать международные рейтинги, то в них можно по пальцам пересчитать наличие российских. Притом занимать они будут далеко не первые строчки. МГУ имени Ломоносова (несмотря на свой внутрироссийский престиж) сумел занять лишь 189 место в международном рейтинге, в то время как в национальном рейтинге он числится в первых рядах.
Оценка образования за рубежом более тщательная. В топ-50 сильнейших вузов по международным стандартам входят преимущественно учебные центры Великобритании США, Германии, Канады Японии и Китая и пр. Поэтому зачастую выбор абитуриентов падает на эти страны.
Если загуглить и найти отзывы об обучении в этих странах, то можно встретить следующие моменты: жесткая дисциплина, высокая учебная нагрузка, доминирование практических занятий и пр.
Обратите внимание, что выпускники престижных вузов Европы приносит бонус владельцу документа об образовании – он более конкурентоспособен на рынке труда, востребован во всех компаниях.
Критерий №2. Вступительные ограничения.
В России нет суровых ограничений по возрасту для поступления и обучения в вузе. Главное – иметь на руках аттестат о среднем полном образовании, а как он будет получен (в рамках классического обучения, экстернатом и пр.) неважно. Притом участвовать в конкурсе можно только при наличии результатов ЕГЭ в рамках действующих комбинаций.
За рубежом же есть конкретные возрастные цензы в отношении абитуриентов. Поступать в иностранный вуз могут только лица, окончившие среднюю школу по «иностранной системе». Учтите, что продолжительность школьного образования может разниться: за рубежом часто практикуется 12-летняя школьная программа. Поэтому россиянам приходится сначала поступать в отечественный вуз, учиться в нем 1-2 года, а потом перепоступать в иностранный учебный центр. Притом порой важно посещать подготовительные курсы при иностранном вузе. ЕГЭ при поступлении за рубежом Вам не пригодится, а вот сдать языковой тест и пройти внутренние испытания придется точно.
Также не стоит забывать о дополнительных документах при поступлении: медстраховка, студенческая виза, загранпаспорт, коммерческий характер (за рубежом нерезиденты чаще поступают на коммерцию).
Нерезиденты могут поступать на особых условиях – в рамках программ международного обмена опытом, «двойной диплом», гранты и пр. Бюджетные места за рубежом берегут для соотечественников.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Критерий №3. Выбор специальности.
В настоящее время российская система обучения стала схожа с европейской моделью. Студенты выбирают профессию на старших курсах по мере прохождения общеразвивающего модуля (1-2 курс). Изначально в России студенты сразу же подавали заявление в рамках приемной кампании на конкретный факультет и специальность.
Критерий №4. Скорость обновления образовательных программ.
Средняя скорость обновления отечественных программ обучения при вузах – раз в 5 лет, притом если программы подготовки успевают совершенствоваться, то материально-техническая база может быть неизменной годами: финансирования государства нем хватает на полноценную модернизацию, а собственные средства вуза (за счет коммерческого обучения) уходят на содержание здания, выплату зарплаты рабочим, текущие нужды вуза.
В Европе к инновациям и требованиям отрасли, советам работодателей подходят более оперативно. Программы обновляются вслед за достижением НТП, выходом в свет научных работ и фактов, массового распространена новшеств и техники. Также совершенствованию системы обучения способствуют работодатели и партнёры вуза, которые разрабатывают всевозможные рекомендации по подготовке дипломантов. Столь тесные взаимоотношения науки, практики, вуза и работодателей позволяет воспитывать специалистов с актуальными знаниями и реальными навыками.
Критерий №5. Свобода выбора основных дисциплин.
В России «вариативный подход» в системе профессионального обучения начала реализовываться сравнительно недавно. Но за рубежом данная система сумела зарекомендовать себя с положительной стороны. Базовая часть (азы профессии) все студенты изучают основательно и обязательно, но более 60% дисциплин они выбирают самостоятельно, формируя свой пакет ECTS-кредитов и профессиональных качеств.
Выбор дисциплин ограничивается только специализацией и предложенным вузом списком, но вариации осваиваемых предметов студенты подбирают с учетом реалий: требования работодателей, инновации, потребности рынка труда и пр. Благодаря грамотному подходу к обучению и выбору актуальных дисциплин уровень подготовки выпускников высокий, а процент трудоустройства зашкаливает (превосходит 80-85%).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Критерий №6. Организация учебного процесса.
В России подготовка специалистов в вузах проходит по классическим канонам: лекции, семинары, НИР, зачеты и сессия, ГОСы и защита ВКР. Притом данная схема реализуется повсеместно на всех форматах подготовки. Авторитет преподавателя непоколебим: с ним нежелательно спорить, конфликтовать. На долю вариативной части отводится минимум (на выбор несколько дисциплин) и только на старших курсах.
За рубежом отношение к учебе иное. Теоретическая подготовка отводится к самообразованию студентов на долю лекций едва ли приходится 20% от всего учебного процесса, все остальное время студенты посвящают НИР и практике, работу во внутривузовских и иных лабораториях со специальным оборудованием. Притом некоторые иностранные вузы допускают взаимозачет»: студент может не посещать часть аудиторных занятий, если после сможет пройти промежуточную аттестацию (предварительное тестирование перед сессией).
Более того, в России студенты посещают занятия согласно утвержденному расписанию, а в иностранном вузе обучение практикуется на базе индивидуального графика: студент согласует расписание с преподавателем, посещает необходимый минимум аудиторных занятий, сдает письменные работы и аттестации.
Критерий №7. Практика и работа.
В России студенты проходят практику поэтапно, по мере погружения в профессию: на первом курсе допускается учебная практика при вузе, на втором – ознакомительная на предприятии, на старших курсах – производственная и преддипломная (непосредственно связанная с профессией). Поиском места для практики занимается студент лично или при содействии базовой или профильной кафедры. При этом официальное трудоустройство у очников не приветствуется.
В иностранных вузах практике уделяется особе внимание. На ее реализацию отводится более 50% обучения, притом студенты задействованы преимущественно на предприятиях-партнерах, в рамках базовых и иных программ академической мобильности. Более того, студенты имеют полное право совмещать работу и учебу на определенных условиях: количество рабочих часов в будни и выходные строго ограничены (до 4 часов в день).
Критерий №8. Стипендии.
Стипендия в России – небольшое скромное вознаграждение за успехи в учебе, достижения в науке. В Европе к бюджетникам и исследователям относятся более уважительно, выплачивая им значительные суммы, на которые можно порой достойно прожить месяц. Но получить стипендию сложнее, чем в РФ – требования к студентам более жесткие.
Критерий №9. Владение иностранным языком.
Явным преимуществом дипломированного специалиста является знание иностранного языка (а то и нескольких языков). При поступлении в отечественный вуз глубокие познания требуются только при покорении конкретных лингвистических, филологических, экономических и иных профи лей. При этом достаточно пройти ЕГЭ по иностранному языку.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
При поступлении в зарубежный вуз требуется обязательное прохождение международного теста на определение уровня знаний и владения иностранным языком (на котором будет преподаваться курс). Здесь познания более существенные и глубокие: от письма и чтения до разговорного, делового стилей.
Изучение иностранного языка за границей среди носителей более тщательное, глубокое.
Критерий №10. Действие диплома об образовании.
Отечественный диплом (государственного образца) действует повсеместно на родине и котируется всеми инстанциями, позволяя владельцу работать по профессии, продолжать научный путь и академическую карьеру. Но для поступления в иностранный вуз придётся пройти ряд бюрократических этапов: проставление апостиля, легализация документов с учетом правил зарубежного государства (вид легализации может разниться: нострификация, омологация и пр.).
Диплом иностранного вуза также потребует легализации за рубежом для распространения спектра его действия, но зачастую работодателям достаточно взглянуть на оригинал, чтобы принять окончательное решение о зачислении в штат. Выпускник иностранного вуза с хорошим знанием иностранного языка всегда в почете и выглядит более привлекательно.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!