Истинными и квалифицированными астрономами становятся единицы. Притом, как таковой профессии «астроном» в целом не существует. Абитуриенты могут освоить лишь соответствующее комбинированное педагогическое направление (физика + астрономия, информатика + астрономия и пр.), где освоение астрономии носит больше теоретический и научно-исследовательский характер, но на его долю отводится до 25% от всей образовательной программы. Сегодня мы расскажем об особенностях выполнения курсовых и иных работ по астрономии.
Астрономия, как наука и как специальность
Астрономия, как научная область, относится к естественнонаучной среде, которая посвящена изучению небесных тел и явлений: планеты, звезды, метеориты и их зарождения до текущего состояния. Согласитесь, многих с детства интересует небо и все, что с ним связано., но не каждому посильно познакомиться с этим миром лично (отправиться в космос или стать ученым-астрономом). Несмотря на эту «недосягаемость» профессии «астроном» все же есть место.
Специальность «Астрономия» редкая, притом доступная преимущественно в аспирантуре. В рамках бакалавриата и магистратуры программы смешанные и относятся к педагогике (преподаватель физики и астрономии). Поэтому нередко этот профиль доступен в рамках физико-математического, естественнонаучного, технического факультетов при вузах.

В аспирантуре можно освоить как общее, так и узкоспециализированное астрономическое направление: астрофизика, астрономическое приборостроение, космология, звездная динамика и пр.
Посвятить свою жизнь астрономии готов не каждый абитуриент. По статистике, тотальное погружение в эту научную отрасль выбирает лишь 1-2 из 100 студентов. Притом становятся они не просто астрономами, а учеными, владеющими специфическим оборудованием, методами исследования и инструментарием.
Квалифицированные астрономы мало востребованы на практике, но успешные исследователи с соответствующей ученой степенью/званием при наличии конкретных успехов достижений, могут устроиться на работу во всевозможные научные центры, институты космических исследований, обсерватории планетарии, преподавателями в вузах и пр.
Виды студенческих исследований по астрономии
В ходе погружения в астрономию студенты занимаются различными изысканиями, которые в результате оформляют в виде лабораторных и курсовых работ, научных статей и/или диссертаций. Все проекты принято делить на две большие группы: теоретические и научно-исследовательские.
Первая категория – теоретическая, предполагает все стороннее изучение действующих канонов, правил теорий, последних научных открытий и пр. Здесь проекты носят описательный характер и призваны проанализировать действующие категории, понятия и теории, изучить эволюцию развития небесных тех (в рамках выбранной темы). Подобные проекты помогают определить достоинства и недостатки, пробелы в ранее выдвинутых канонах и принципах и пр.

Вторая категория – прикладные исследования, предполагающие работы в особых условиях (в полевых или лабораторных) с задействованием специального оборудования (телескопы, микроскопы и пр.). На выполнение некоторых проектов (научных) могут уходить годы, на протяжении которых автор НИР не просто наблюдает, а пытается «выловить» необходимое явление или изучить тенденции (как и в какое время проявляется, симптоматика, частота проявления, динамика, результаты и пр.). Написание практических работ предполагает применение таких методов, как лабораторный эксперимент, наблюдение.
Подготовка и выполнение прикладных изысканий по астрономии не обходится без тщательного планирования, расчетов, графиков и схем и пр. Казалось бы, что там измерять и рассчитывать? Но нередко ученым приходится сравнивать скорость падения или полета комет, частоту появления звезд, изучать созвездия в разные временные периоды и анализировать их, учитывать физические, химические и иные особенности попавших к ним в руки биоматериалов и пр.
Выполнение научно-исследовательских и студенческих проектов по астрономии также не обходится без применения общенаучных подходов (индукция, дедукция, сравнение, обобщение, мозговой штурм, логика и пр.).
Реализация и оформление научно-исследовательских работ по астрономии – процесс не просто наукоемкий, но еще и творческий, интересный, позволяющий лично проследить за действием теорий и правил, увидеть совестными глазами небесные тела и их строение и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Чаще всего при выполнении лабораторных и курсовых работ учащиеся прибегают к задействованию телескопов, луп, фото и видео аппаратуру, специальные линзы и установки, датчики и пр. У ученых же набор инструментов более разнообразны (особенно, если они работают при НИИ) — лазерные установки, электронные микроскопы, криогенные установки, экспериментальные реакторы и пр.
Порядок выполнения курсовых и научно-исследовательских работ по астрономии
Чаще всего исследования студентов носят теоретический (описательный) или обзорный характер. В них они тотально погружаются в выбранную тему, описывая эволюцию проблемы, предпринимаемые опытными исследователями попытки, текущее положение дел в отрасли. Здесь в основу курсовых и студенческих работ кладут сугубо научную литературу: диссертации, ВАК-статьи, мнение ведущих экспертов и пр.
Прикладные работы могут проходить строго в лабораторных условиях или в виде наблюдений автора. В первом случае исследователю предстоит изучать какие-либо образцы, биоматериалы с использованием специального оборудования, всевозможных реагентов, приборов. Здесь уместно предоставление общей характеристики объекта изыскания, описание физических и химических свойств, проведение всевозможных расчетов по прогнозированию размера полного небесного тела, скорости и причин его «падения» на Землю.

При выполнении практической части посредством наблюдений исследователю предстоит определить сроки проведения эксперимента, описать изучаемое им явление (до и во время эксперимента), сопоставить полученные им данные с научными фактами и материалами, постараясь обосновать свою позицию.
Также допускается проведение дополнительных междисциплинарных исследований в рамках НИР по астрономии с целью определения мнения общества к конкретному явлению. Чаще всего авторы реализуют социологическое исследование, опросы, призванные определить уровень осведомленности и просвещенности населения, их отношению к астрономическим явлениям и открытиям, оценке воздействия небесных тел на живые организмы, экологию и иные факторы.
Теоретическая курсовая работа или НИР по астрономии будет включать в себя классические разделы:
- Титульный лист;
- Оглавление;
- Введение;
- Основной раздел с описанием ключевых понятий и терминов, методик исследования и правил, научных законов, последних достижений. В рамках подобных исследований достаточно провести сравнительную характеристику различных теорий, определить достоинства и недостатки каждой из них, эффективность и пр.
- Заключение;
- Список литературы;
- Приложения.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Теоретические проекты разбиваются на главы и подпункты. В первой главе целесообразно отметить историю развития явления/процесса/объекта, а во второй – произвести оценку современного состояния дел (последние открытия, достижения, рекомендации и пр.).

Прикладные исследования, оформляемые в виде курсовых, лабораторных работ, диссертаций и научных статей, потребуют более тщательной подготовки. Здесь каждый шаг будет тщательно спланирован, конкретизирован (последовательность действий, сроки реализации). Если деятельность автора проходит в лабораторных условиях, то будьте готовы к перепроверке данных (повторный эксперимент), в случае реализации наблюдения – важно оперативно фиксировать получаемые итоги (лучше всего использовать видеосъемку ведь неизвестно, через сколько лет будет возможно наблюдать за ним).
Чаще всего прикладные НИР выполняют аспиранты и ученые. В их структуре выделяют следующие разделы:
- Титульный лист;
- Оглавление;
- Введение;
- Теоретическая глава – здесь важно предоставить описание терминов, правил, методов исследования, пригодные при реализации на практике;
- Практическая часть – краткая характеристика исследуемого объекта (явления, биоматериала), краткое описание хода исследования с констатацией полученных результатов, формулировка выводов на базе принципов научной аргументации;
- Заключение;
- Список литературы;
- Приложение.
В данном случае теоретический раздел становится «инструкцией» по выполнению практики, который разъясняет, что будет делать автор, как зачем и почему, на что ориентироваться и пр.
Изложение информации в курсовых, научно-исследовательских работах происходит сугубо в научном стиле, равномерно, поэтапно, логично и последовательно. Требования зависят от вида НИР, о них мы писали ранее. Курсовые работы оформлять проще, научные исследования (диссертации) потребуют соблюдения более жестких параметров и условий, дополнительных публикаций (научные статьи) и пр.
Основная часть проектов по астрономии содержит текстовый материал, а также таблицы (расчеты, краткое описание основных характеристик), графики, расчеты и пр. Притом важно прикладывать в виде Приложений результаты экспериментов и наблюдений (фотографии, видеоматериалы, результаты всевозможных экспертиз и пр.).
Независимо от вида исследования, автору важно выдвинуть гипотезу (что он намерен проверить и получить), обосновать собственную позицию, грамотно и корректно сформулировать выводы по итогам каждого этапа и исследования в целом.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!