Любая деятельность человека проходят ряд «жизненных этапов», начиная от старта и заканчивая финалом (успешны завершением и достижением намеченных целей). Аналогичная траектория прослеживается и в системе образования. Одним из важнейших и труднейших шагов в обучении является преодолении так называемой стагнации. Сегодня мы расскажем о данном явлении и подскажем, как с ним бороться.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и причины стагнации в обучении
В общем смысле слова под стагнацией понимают процесс «торможения» или устойчивого падения и ухудшения в рамках текущего процесса или вида деятельности.
В образовательной среде к данной категории относят наличие или появление и трудностей у учащихся, которые связаны с постижением новых знаний и навыков. С неприятностями и сложностями сталкиваются все учащиеся: от школьников до студентов и аспирантов. Притом избежать данного нюанса невозможно: каждый человек уникален и обладает конкретным набором способностей, знаний и качеств, от которых зависит «легкость» постижения образовательной траектории.
Таким образом, под стагнацией в обучении понимают набор факторов, обстоятельств и иных компонентов, которые сказываются на учебе и усложняют процесс постижения и усвоения новых знаний и умений.
Стагнация может проявляться по-разному (в зависимости от особенностей учащегося). В числе наиболее распространенных причин «заторможенности» в процессе обучения можно выделить:
- Высокая самооценка и гордость. Данное основание для развития стагнации проявляется в том, что учащийся явно переоценивает собственные возможности и текущий уровень подготовки, полагая, что знает больше и лучше других. «Завышенная оценка» провоцирует отказ от изучения или повторения тем, предмета, поэтому некоторые моменты и пробелы не могут быть оперативно восполнены.
- Страх показаться некомпетентным, глупым или боязнь авторитета педагога. Этот признак развивается из-за неловкости или чрезмерной скромности учащегося, который боится переспрашивать у педагога непонятные для него моменты и опасается прослыть в глазах одногруппников, преподавателя глупым или слишком дотошным.
- Лень. Из-за чего может пострадать уровень подготовки студента? Конечно же, на фоне собственной лени, порождающей отказ от изучения и повторения материалов, выполнения домашнего задания.
- Искушения. Данный критерий порождает смену приоритетов (притом не в лучшую и неоптимальную сторону), когда слушатель отказывается от обучения в пользу других дел, имеющих наименьшую ценность и пользу для него, как для личности профессионала. Например, отказ от повторения или подготовки к занятию в пользу вечеринки, просмотра фильма и пр.
- Боязнь совершить ошибку при выполнении задания или поручения. Рассматриваемый признак проявляется в отказе от выполнения задания. Притом таким способом учащийся полагает, что не совершит ошибку, но на самом деле он просто упускает возможность самостоятельно разобраться в нюансах и преодолеть учебные барьеры. Учиться без самообразования, вникания в материал и тему, тренировок невозможно.
Даже поданный в готовом виде материал (разъясненный, показанный на конкретном примере) не будет усвоен без проработки.
- Суета и спешка. Учеба – процесс планомерный, требующий следования четкой траектории, границам, параметрам. Если студент начинает торопиться в процессе изучения новой темы или предмета, то в 99% случаев он поверхностно постигает ее, упуская из виду немаловажные детали или пренебрегая постижением сложных моментов (просто отказывается от разбора непонятных фрагментов, этапов и пр.). В этом случае объем знаний и навыков оказывается недостаточным для аттестации или несоответствующим требованиям ФГОС;
- И пр.
Проанализировав вышеописанные моменты можно отметить, что в большинстве случаев стагнацию в обучении вызывают личностные и психологические проблемы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Признаки стагнации студента
Стагнация в обучении может проявляться в рамках двух традиционных сценариев.
Первый – застой в обучении и отказ от пополнения знаний, обретения новых компетенций, опыта и профессионализма. Этот вариант становится активным, когда студент не замечает продвижения в рамках обучения или научного роста. В большинстве случаев застой в обучении намечается при наличии следующих факторов:
- Низкая скорость обновления образовательной программы;
- Чрезмерно высокая доля самообразования, которая со временем начинает уменьшаться на фоне отсутствия новых, свежих данных;
- Слишком долгое изучение или частое повторение одной и той же темы в рамках утвержденного учебного плана. Данное основание проявляется в снижении скорости обучения или затянутости учебного процесса;
- Несоответствие ожиданий учащегося и реальности. Зачастую данный «якорь» возникает на фоне разочарования в учебном заведении или некорректном выборе профессии, образовательной программы (когда не учитывается ее состав, акцент и пр.);
- И пр.
Второй сценарий основан на ухудшении показателей успеваемости или качества подготовки студента. В рамках этого варианта отмечаются следующие тенденции:
- Снижение успеваемости в рамках текущей учебной деятельности: студент все чаще оказывается неподготовленным к опросу, контрольным или иных рубежам;
- Появление академической задолженности по предметам или письменным проектам на фоне несвоевременного выполнения заданий или недостаточности текущих знаний и компетенций для прохождения аттестации (зачета или экзамена, тестирования и пр.);
- Сложная образовательная программа для студента. Эта причина порождается прежде всего низким уровнем текущей (базовой) подготовки учащегося и отсутствием желания дополнительно изучать предмет или тему, оперативно восполнять пробелы и преодолевать трудности;
- Предвзятые ил напряженные отношения с преподавателем, личная неприязнь к предмету и педагогу, психологическое и иное напряжение, порождающее чувство отторжения или «интеллектуального паралича»;
- Некорректное восприятие новой информации или неумение пользоваться полученными знаниями, низкая скорость развития практических навыков, что приводит к неправильному выполнению заданий и пр.
Таким образом, независим о от того, какой и сценариев оказался активным, стагнация в обучении и проявляется снижением или ухудшением качества подготовки студента.
15 эффективных способов по преодолению стагнации в обучении
Способы по преодолению сложностей, возникающих на пути к постижению новых границ, чаще всего носят индивидуализированный характер и зависят напрямую от вида, характера затормаживающей развитие личности преграды.
Опытные психологи выделяют следующие популярные и наиболее эффективные способы борьбы со стагнацией в учебе.
Способ №1. Грамотная мотивация. Ухудшение успеваемости чаще всего наблюдается н фоне снижения интереса к учебе или проявления монотонности, скуки в учебном процессе. В данном случае студенту рекомендовано определить для себя роль дисциплины, наиболее сложные моменты и попробовать себя грамотно «запрограммировать» на изучение соответствующих моментов и этапов.
Чем выше заинтересованность, мотивация, тем быстрее и качественнее подготовка специалиста.
О том, как повысить мотивацию к обучению мы писали ранее.
Способ №2. Факторный анализ и учет, концентрация на учебе или отдельных учебных аспектах. Применение данного способа основано на устранении «первопричины», провоцирующей зарождение и действие пробела в знаниях, порождающую сложность в дальнейшем постижении программы.
Чтобы улучшить качество знаний и компетенций, учащемуся рекомендуют создавать достойные для обучения условия: наличие рабочего стола, обязательною инструментария и материалов, тишина и хорошее освещение, оборудование и пр. Важно минимизировать или полностью изолировать отвлекающие факторы: посторонние шумы, телефонные звонки, посторонние лица и беседы и пр.
Факторный анализ и учет позволяет определить, что мешает студенту постигать новые границы и горизонты и напрямую воздействовать на проблему, быстрее решать ее.
Наиболее распространенные причины стагнации в учебе |
||
Причина стагнации |
Симптом стагнации |
Решение стагнации |
Лень студента | Снижение активности на занятиях, нежелание изучать предмет и заниматься | Грамотная мотивация, планирование обучения |
Сложный предмет | Снижение успеваемости, непонимание тем или отдельных моментов | Самообразование, консультация, помощь педагога или друзей |
Соблазны, искушения | Отказ от учебы в пользу менее важных или посторонних дел, пренебрежение учебой | Грамотная расстановка приоритетов, использование принципов тайм-менеджмента |
Суета, спешка в учебе | Владение только базовыми или поверхностными данными, невозможность выполнять сложные задания на фоне дефицита познаний | Грамотное целеполагание, индивидуальный план развития или обучения, самообразование, мотивация |
Способ №3. Развитие памяти. Проблемы в обучении могут возникнуть не только на фоне лени или несвоевременного постижения, разбора тем. Нередко студента подводит память.
Чтобы упростить учебный процесс, ускорить усвоение информации и ее дальнейшее применение, важно тренировать память, а также развиваться психологически. Для этого рекомендуется полагаться на определенные техники чтения и развития концентрации внимания, памяти. Также допустимо применение специальных препаратов для улучшения свойств и отдельных сторон мозговой активности, сконцентрированности.
Способ №4. Повышение интереса к дисциплине. Данный прием является частью грамотной мотивации и планирования учебной деятельности, но все же целесообразно вынести его в отдельный постулат.
Для активации этого подхода учащемуся предстоит проанализировать, что его привлекает и отталкивает при постижении предмета или темы, определить наиболее интересные для него моменты и попытаться погрузиться в них. Поверьте, при изучении «привлекательных сторон» дисциплины студент уже поневоле (но на фоне увлеченности) захватит базовые ключи и моменты, а также удовлетворит собственные потребности в изучении.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Способ №5. Использование принципов тайм-менеджмента и грамотной расстановки приоритетов. Нередко ухудшение в учебе наступает на фоне нехватки времени или сил на изучение программы. В данном случае причинами стагнации может быть либо нерациональное использование имеющихся ресурсов (времени, сил), либо неправильное распределение дел по степени их важности срочности и пр. Как правило, «заторможенность» в развитии учащегося возникает на фоне перегруженности индивида: сложная программа обучения, слабая текущая база знаний и умений, нехватка времени на более тщательный разбор информации, высокий уровень нагрузки на студента и пр.
Облегчить бремя слушателя поможет применение принципов-тайм-менеджмента, которое высвободит время, дисциплинирует индивида и поможет ему умело распределить учебную нагрузку, своевременно выполнить все задания и поручения.
Более того, тайм-менеджмент тесным образом связан с правилами расстановки приоритетов. Важно не просто планировать дела, но и учитывать их срочность важность, особенности. Об особенностях расстановки приоритетов мы писали в одной из наших статей.
Способ №6. Консультации и дополнительные занятия, самообразование. Стагнация – это прежде всего сложности в изучении конкретных предметов или их отдельных моментов, этапов. Порой преодолеть их самостоятельно оказывается просто непосильным для учащегося. В данном случае целесообразно обратиться за помощью к преподавателю, понимающим предмет друзьям, тьюторам или репетиторам.
Способ №7. Акцент на слабых зонах. Как правило, снижение объема знаний и качества подготовки по предмету растет как снежный ком на фоне непонимания и неусвоения конкретного фрагмента, момента или темы. На фоне незнания даже малой части или отдельного момента далее невозможно углубиться в предмет или продолжит изучение последующих этапов и тем, так как все они взаимосвязаны.
В данном случае решение проблемы станет акцентирование и усиленный разбор именно «проблемных зон». Притом начинать следует не с зубрежки, а с самоанализа: что дается сложнее, что неясно слушателю, в чем заключается проблема, какие задания непосильны и пр. Далее необходимо определить способ решения (самостоятельно или посредством обращения за помощью к педагогу) и незамедлительно наверстывать упущенное.
Способ №8. Повторение – мать учения. Преодолеть трудности в учебном процессе возможно, если понимать предмет и освежать имеющиеся познания. Согласитесь, что даже по мере постижения более глубоких, серьезных тем периодически приходится возвращаться к ранее изученному материалу, отдельным деталям и нюансам для более пущего осознания и усвоения. Чтобы организму было легче продвигаться вперед, важно знать и уметь доставать из глубин памяти нужные фрагменты.
Повторение позволяет не только освежить знания, но и устранить недопонимания. Порой при повторном или очередном прочтении материала происходит «просвещение» и осознание ранее непознанных моментов.
Способ №9. Профилактика хвостов или академической задолженности. Наличие академической задолженности – один из явных и серьезнейших признаков того, что у студента есть проблемы (притом серьезные) в учебе. Притом данный элемент подчеркивает сферу действия проблемы (предмет).
Преодолеть стагнацию позволят не просто оперативная ликвидация академической задолженности, а ее профилактика, то есть меры по недопущению. Оперативное восполнение пробелов знаний – залог быстрого преодоления стагнации и облегчения учебного процесса в целом.
Способ №10. Борьба с ленью: принцип «надо и буду». Одной из причин развития стагнации в учебе является банальная лень, то есть нежелание учиться, приоритет иных менее важных и полезных дел и пр. В данном случае важно побороть данный «недуг» всеми посильными способами: проявить креатив или творческий подход или полагаться на такие категории, как «надо» — то есть развить обязательность изучения и «буду» — развить потребность в новых знаниях. В этом деле немаловажную роль сыграет грамотная мотивация.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Способ №11. Целеполагание и осознание роли обучения (или изучения конкретного предмета). Учебный процесс – траектория тщательно спланированная продуманная и грамотно поставленная. Формально здесь цели и ориентиры предопределены заранее (всеми возможными ФГОСами, ГОСТами, идеей разработчиков образовательной программы, потребностями рынка труда и пр.). Но не менее важно, чтобы студент или слушатель также располагал конкретными целями и задачами, которые облегчат восприятие информации и позволят грамотно ею распоряжаться в профессиональной и повседневной жизни.
Для облегчения процесса профессионального развития важно грамотно расставить цели, а значит грамотно установить приоритеты, осознать роль каждого предмета или темы, замотивировать себя и пр.
Способ №12. Смена формата обучения. Нередко проблемы в учебной деятельности вызваны неудобным или некорректным графиком обучения. данный вариант особенно актуален для тех, кто совмещает обучение с иными видами занятий: научной деятельностью, работой, множеством дополнительных секций. Притом учеба страдает в первую очередь из-за неправильного акцента на ней, то есть от нерациональной расстановки приоритетов.
Одним из способов рационализировать ситуацию и начать продвигаться вперед поможет принцип №5. Притом индивид не желает расставаться с каким-либо вариантом. В этом случае преодолеть стагнацию в учебе поможет смена формата обучения и пересмотр распорядка дня, грамотная комбинация дел, времени и сил (тайм-менеджмент).
Самым распространенным явлением среди студентов является переход от очного обучения на заочную или дистанционную форму, а среди школьников – отказ от классического образования в пользу семейного обучения.
Способ №13. Индивидуализация обучения. Данный вариант борьбы со стагнацией в учебе тесным образом пересекается с предыдущим способом, но имеет массу отличий.
Во-первых, он ориентирован на погружение в образовательную программу с учетом индивидуальных потребностей и возможностей индивида: выбор индивидуальной программы обучения, коррекционной или инклюзивной траектории, разработку частной программы с учетом текущего уровня подготовки и пр.
Во-вторых, данная траектория может быть реализована в группе или в частном порядке.
В-третьих, погружение в профиль происходит легче, так как путь по профессиональному становлению ориентирован полностью на индивида. Его возможности, способности, знания и умения и пр.
Порой то, что неясно в рамках общей траектории, становится очевидным в ходе индивидуального обучения.
Способ №14. Психологическая готовность. Для преодоления сложностей и преград недостаточно покорять очередные баррикады. Важно подготовиться к этому морально и физически, то есть для начала осознать (зачем это нужно), понять (как это лучше сделать с минимальными негативными последствиями), принять (то есть настроиться на покорение новых вершин и нюансов). Важно знать врага в лицо и не боясь идти на атаку, к победе.
Как показывает практика, люди, не осознавшие необходимость в преодолении сложностей, постигают сложные моменты медленнее и менее качественно, захватывая лишь посильные моменты и опуская детали, более глубоководные моменты (которые могут оказаться первостепенными и значимыми в профессии).
Психологически подготовленным слушателям легче дается покорение учебных вершин и преград, так как они знают, как подойти к ним и осознают ценность каждого момента.
Способ №15. Обращение к сторонним специалистам с целью облегчения учебного бремени. Порой для преодоления застоя приходится чем-то жертвовать: изучением более легких предметов, личными интересами и делами и пр. Чтобы проблемы не появились на ином учебном фронте, важно преуспевать во всем. В этом деле можно воспользоваться услугами сторонних экспертов и переложить на них часть учебных обязательств, высвободив тем самым время на устранение пробелов. В частности, можно обратиться к исполнителям за написанием письменных работ, подготовкой домашнего задания, онлайн-консультацией. Также можно получить новые конспекты или разъяснения по «проблемным темам».
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по легкому преодолению стагнации в учебном процессе
В преодолении застоя при учебе важно осознать и признать «текущее поражение», а не искать причины отторжения информации. Не сваливайте вину на других, ищите причину в себе и воздействуйте на нее. Признание того, что студент находится на том самом плато или «дне» — уже победа и начало выхода из него.
Прежде чем приступить к тотальному погружению в предмет «проблемную зону» возьмите небольшую паузу. Организм и без того находится в стрессе, что усложнит изучение информации. Важно приступать к глубокому погружению и устранению пробелов с новыми силами, но не увлекайтесь.
При получении малейших сдвигов поощряйте и стимулируйте себя к дальнейшим свершениям. Грамотная мотивация – залог успеха в учебе в целом а также в преодолении всех преград.
На пути учащегося возникает масса нюансов и сложностей. Притом в ходе образовательной программы таких плато будет не одно и не два. Главное – не бояться и не сдаваться, продолжать обучение, наметив четкий план действий.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Здравствуйте. А может ли быть вызвана стагнация в учебе студента на фоне эмоционального выгорания? Тогда с ней как справляться?
Добрый день, Krasavchik! Эмоциональное выгорание может стать причиной для развития стагнации. Притом данная причина чаще всего возникает у студентов старших курсов. Но не исключена и на любом другом этапе обучения (если студент усердно и активно занимается, учится и совмещает несколько дел одновременно). В данном случае победить стагнацию в учебе поможет борьба с эмоциональным выгоранием. О таких способах мы писали в нашей статье https://disshelp.ru/blog/kak-borotsya-s-sindromom-emotsionalnogo-vygoraniya-studentu/.
Стагнация не наступает просто так и важно не просто ее преодолеть, а устранить первопричину и не допустить ее очередного проявления. Как показывает мой педагогический опыт, чаще всего снижение качества подготовки у студентов происходит из-за банальной лени или переутомления. Поэтому тут спасет только мотивация и рвение к победе, правильный настрой и планирование дел.
Добрый день, Ольга! Благодарим за ваш отзыв, возможно вас также заинтересует данная статья: https://disshelp.ru/blog/sovety-ot-ekspertov-povyshaem-sobstvennuyu-produktivnost/