Любое действие, шаг или мысль, явление всегда преследует конкретную цель. Учебный процесс – не исключение из данного правила. Обучение, изучение отдельных тем или целого комплекса дисциплин всегда имеет четкую цель, которая предопределяет конечный результат. Сегодня мы расскажем об особенностях целеполагания в системе образования.
Цели обучения согласно законодательным нормам
Под целью понимают некий ориентир, к которому необходимо стремиться в ходе выполнения определенных задач, этапов или действий. Именно данная категория задает направление и темп во всех сферах деятельности, предопределяя конечный результат и устанавливая четкие границы для его достижения.
Суть цели в ходе обучения состоит в следующем:
- Данный параметр является регулятором учебных действий и позволяет корректно расставить приоритеты при изучении предметов, тем, последовательности развития отдельных навыков и пр.;
- Позволяют не просто изучить отдельные моменты, но и определить причинно-следственные связи между различными явлениями, развить конкретный набор умений и навыков;
- Рассматриваемая категория упорядочивает жизнь человека, придавая каждому шагу определенное значение, намерение;
- Выступает гарантом успеха, так как каждая цель подлежит разбиению на более простые этапы (задачи), от выполнения которых зависит качество получаемых результатов.
Цель в системе образования – параметр неоднозначный. С одной стороны? Он четко обозначает конечный результат, устанавливает четкие границы погружения в те или иные плоскости и темы. С другой стороны, цель обучения может иметь размытый или общий характер, представляться в сложной форме. Притом именно сложные цели гарантируют высокий уровень подготовки учащихся.
Цель в ходе обучения – это не просто ориентир, а самый настоящий призыв к действиям, который подчеркивает наиболее важные действия и очерчивает общую траекторию с конкретными границами, этапами и пр.
В то же время цель в системе образования порождает приверженность, то есть определенную привязанность к намеченному ориентиру. Фактически цель во время учебы – это основной путь развития, позволяющий оценить посильность общего плана и каждого отдельного этапа.
В рамках каждого уровня обучения действуют нормативные цели, прописанные соответствующими регламентами, нормативными актами.
В частности, в системе общего среднего образования, которое реализуется на базе гимназий, школ заявлены следующие ориентиры:
- Общее развитие, преследующее расширение кругозора, повышение общей эрудиции, развитие и укрепление памяти, концентрация внимания и пр.;
- Прививание узких дисциплинарных представлений с развитием соответствующих навыков: аналитические способности, математические расчеты и точность и пр.;
- Культурное и духовное развитие: изучение традиций и правил, религиозных особенностей народов мира, развитие философских навыков, расширение восприятия картины мира и пр.;
- Личностное развитие: становление лидерских качеств, развитие коммуникационных параметров и т.д.
На базе среднего общего образования у учебных заведений действует конкретная цель – сформировать минимальную и достаточную базу для дальнейшего становления и развития в более узкой научной или отраслевой плоскости.
В рамках профессионального образования цели обучения становятся более глубокими, осмысленными и конкретизированными.
Программы бакалавриата нацелены на базовое развитие специалистов, способных выполнять рядовые задачи. Миссия обучения на данной ступени образования состоит в развитии основных и простейших рабочих навыков, общих основополагающих представлений в рамках конкретной специальности.
Программы специалитета и магистратуры нацелены на более глубокое становление экспертов, обладающих базовыми и организаторскими (управленческими) навыками, а также научно-исследовательскими параметрами. Данная комбинация полномочий позволяет успешно совершенствовать методику работы и концепции, правила, оптимизировать и изобретать новейшие тенденции в научной или практической области. Цель обучения в рамках данных ступеней – развить базовые и более узкие умения, компетенции, представления, а также спектр научно-исследовательских тенденций – проводить научные исследования, получать и анализировать полученные результаты им тенденции и пр.
Программы аспирантуры относятся к спектру дополнительного образования. Основная цель данных образовательных программ – развивать инновации в рамках конкретной научной плоскости. Цель аспирантуры – подготовить квалифицированных исследователей, способных решать актуальные и значимые проблемы новыми путями и развивать НТП.
Притом важно отметить, что на всех уровнях обучения цель – это комплексная категория, которая будет всесторонне развивать специалиста, предоставляя ему более глубокие знания и навыки в рамках конкретного направления (специальности), а также расширять кругозор и общую подготовку, личностные и иные качества.
Таким образом, при обучении в рамках каждой образовательной ступени действует целая система целей с акцентом на конкретную плоскость, научную область или компетенции, набор качеств.
Какие цели обучения преследуют учащиеся?
Если на формальном уровне обучение имеет четкие цели, то каждый учащийся может преследовать не только общие ориентиры, но и устанавливать личные, индивидуальные мотивы.
Школьники в ходе освоения намеченной программы чаще всего устанавливают следующие приоритеты:
- Углубленное изучение наиболее интересного предмета, в рамках которого развитие более притягательно;
- Тотальное изучение предметов, необходимых для поступления в колледже или вуз;
- Общее развитие, расширение кругозора и пр.;
- Тщательное изучение учебного плана и дисциплин со стремлением к наивысшей успеваемости, достижениям по определенному предмету и пр.
Как правило, учащиеся среднего общего образования изначально не преследуют конкретных целей и поступают в учебные заведения только на основе соответствующих законодательных требований. По закону, каждый ученик обязан получить среднее общее образование (неполное или полное).
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ |
||
Общее среднее образование |
Профессиональное образование |
Дополнительное образование |
Обретение основополагающих знаний общего характера, достаточных для продолжения развития в более узком русле | Обретение базовых или глубоких знаний и представлений, навыков в рамках определенной профессии, науки | Совершенствование профессиональных и научных параметров эксперта |
Обретение основных и достаточных умений согласно нормативам | Развитие профессиональных навыков и умений для работы в отрасли или продолжения научного развития | Совершенствование текущих навыков и расширение компетенций развитие инноваций и НТП |
Расширение кругозора, повышение эрудиции | Освоение профессии | Получение ученой степени, развитие лидерства, самореализация и самоутверждение |
Личностный рост |
||
Общее развитие индивида: духовное, культурное, социальное, научное и профессиональное становление, расширение компетенций |
Обучение по программам профессионального образования – решение сугубо индивидуальное и добровольное. Оно принимается каждым индивидом, имеющим базовую (среднюю общую) подготовку. В данном случае студенты бакалавриата, специалитета и магистратуры преследуют конкретные цели при поступлении в колледже и/или вуз и обучении:
- Освоение желаемой ими специальности, воплощение мечты или апробация интересной для себя профессии;
- Развитие или обретение профессии для работы в конкретной отрасли или определенной организации;
- Освоение новой или последующей ступени образования для самосовершенствования и повышения шансов на карьерный и доходный рост;
- Обучение на базе колледжей и вузов для повышения конкурентоспособности на рынке труда, расширения полномочий и повышения привлекательности для работодателей и пр.
Важно отметить, что студенты в рамках профессионального образования могут развиваться не только в рамках выбранной специальности. Программы бакалавриата, специалитета и магистратуры постепенно углубляют познания и навыки в рамках конкретной профессии, а также содействуют общему, культурному, духовному, личностному, спортивному и творческому развитию. Притом студенты могут сместить ориентир обучения в наиболее привлекательный ракурс. В данном случае достижение новой «подцели» будет сводиться к посещению внеурочных или дополнительных занятий, секций, участию в различных мероприятиях (спортивные и творческие конкурсы, научные конференции и т.д.) и пр.
Аспиранты же преследуют более философские и глубокие цели. Они постигают «наноузкие» ходы и горизонты вы рамках выбранной или научной плоскости, области, темы. В данном случае они стремятся к самореализации и самоутверждению, развитию лидерских и узкий профессиональных качеств в тесной увязке с экспериментами, творчеством и креативом. В числе самых распространенных целей обучения аспирантов можно выделить
- Стремление к разработке новейших изобретений и инноваций в конкретной отрасли или плоскости, решение частных или глобальных проблем, регистрация авторских прав и патентов;
- Обретение достойной репутации и «имени», авторитета в научных и профессиональных кругах;
- Развитие научно-технического прогресса, получение государственных наград и премий, материальных и социальных льгот, привилегий и признания;
- Стремление к профессиональному и научному росту, «утончение» текущих навыков и знаний, расширение креативных и творческих талантов в выбранной нише, разведка в новом «поле» на более высоком уровне;
- И пр.
Как правило, поступление в аспирантуру и обучение по выбранной научной специальности – решение осознанное, продуманное и взвешенное.
Обратите внимание, что нормативные цели, прописанные образовательными стандартами и программами не всегда могут совпадать с личными целями учащихся. Чаще всего в одной связке они образуют успешный тандем по развитию эксперта, гарантируя всеобщий рост и положительные перспективы.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как грамотно сформулировать и утвердить цель обучения?
Цель обучения – это особая категория, предопределяющая качество подготовки выпускника на каждом уровне образования.
Важно отметить, что все слушатели тех или иных образовательных программ будут в обязательном порядке следовать общему, утвержденному документально ориентиру — развитие определенного спектра знаний и умений, навыков и представлений, качеств. притом чем выше постигаемая ступень образования, тем больше знаний и специфичнее компетенции (они сужаться до конкретной отрасли, науки, профессии).
В то же время каждый учащийся может упростить достижение нормативной, сложной цели и разнообразить ее дополнительными подцелями. Устанавливать дополнительные или индивидуальные цели освоения программы следует, исходя из тщательного самоанализа:
- Какие предметы, темы или направления мне интересны?
- Что нужно для их углубленного изучения: ресурсы, время, педагоги или тьюторы, репетиторы и пр.?
- В каких сферах применимы ожидаемые результаты, знания и навыки?
Обратите внимание, что нормативная (основная) цель и индивидуальные цели обучения могут не совпадать, но они не должны противоречить и мешать друг другу. Сочетание указанных критериев позволяет воспитать высококвалифицированного специалиста.
Нормативная цель обучения чаще всего – прямая обязанность учащегося, а индивидуальная – выступает в качестве грамотной и эффективной мотивации для покорения новых вершин.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!