В процессе обучения студенты сталкиваются с необходимостью выполнения докладов. В большинстве случаев к этому виду работ относятся пренебрежительно, пролагая, что это самое легкое задание, не требующее особой подготовки. Но мало кто задумывается, что у этого письменного проекта есть свои виды и особенности. В ходе профессионального воспитания и становления на базе вуза учащиеся чаще всего сталкиваются с двумя разновидностями докладов – учебный и научный. Именно о них пойдет речь в нашей статье.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции учебного доклада
Под учебным докладом понимают простое изложение изученной информации в доступной для аудитории или автора форме. В данном исследовании не предусмотрено глубокого погружения в тему или проведения эксперимента. У автора стоит задача – ознакомиться с действующими трудами, основными понятиями и правилами в рамках освещаемой темы. Поэтому учебный доклад зачастую ставят на одну ступень с рефератом.
Миссия учебного доклада – описать существующие правила, научные каноны и открытия. Проект носит обзорный или аналитический характер и не требует выдвижения гипотезы или отражения авторской позиции по отношению к изучаемому явлению, проблеме.
Функции учебного доклада, следующие:
- Расширение кругозора студента и углубление знаний в рамках конкретной дисциплины;
- Научить студента планировать работу и правильно расставлять ориентиры: разрабатывать научный аппарат с ориентиром на тему, планировать ход исследования (структура и содержание каждого раздела, время на его подготовку, использование специальной техники (ПК, программы, приложения));
- Получить первый опыт по работе с большим объемом источников информации: подбор и обработка, систематизация, преобразование и оформление согласно заданным параметрам (объем, общие требования и пр.);
- Научить автора корректно, грамотно и обоснованно раскрывать тему;
- Получать навыки по публичной защите исследования: кратко и емко описывать проделанную работу и полученные результаты, делать аргументированные выводы, обосновывать собственную позицию или гипотезу и пр.;
- Соблюдение заявленных норм по объему, уникальности текста и пр.
Учебный доклад позволяет студенту обрести самостоятельность в выполнении проекта с начала проектирования и вплоть до завершения. Поэтому самостоятельность в данном случае проявляется во всем: от мышления до написания и защиты.
Притом выполнение учебного реферата не предполагает обязательного прикрепления к автору научного руководителя. Как правило, выполнение этой студенческой работы сводится к простой переработке вторичных первоисточников. Готовый проект не подлежит обязательной проверке на плагиат. Поэтому качество учебного доклада полностью зависит от умений и подготовки автора.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Признаки учебного доклада
Данный письменный проект обладает рядом специфических черт, которые позволяют его идентифицировать среди подобных проектов. Наиболее важными из них принято считать:
- Выполняется единолично студентом;
- Тема доклада чаще всего соответствует интересам автора или конкретной учебной дисциплиной (в рамках учебного плана, расписания занятий) и не связана с серьезным изысканием;
- Небольшой объем исследования с акцентом на основные моменты по теме: термины, правила, подходы и теории, последние достижения и пр. Средний объем работы едва ли достигает 15-25 страниц печатного текста с учетом оформления;
- Глубина погружения в тему – минимальная, характер изыскания – обзорный или описательный. Это значит, что студенту не предстоит что-либо доказывать или перепроверять. Главное – разобраться в нюансах и корректно их описать, интерпретировать;
- Учебный доклад может быть подготовлен в устной или письменной форме;
- Излагать текст можно в простой форме, но без использования просторечной, нецензурной и эмоционально окрашенной лексики. В идеале – в рамках культуры, этики, правил русского языка. Научный стиль – не обязателен, но желателен;
- В основу учебного доклада кладут первоисточники «из прошлого», которые описывают ранние тенденции и каноны: учебники, справочники, научная литература и пр.;
- Структура учебного доклада простейшая: разбивки на главы не требуется. Автору достаточно поэтапно описать наиболее важные моменты по теме (то есть приемлемо разбить текст на небольшие пункты согласно намеченному плану/научному аппарату). Главное – делать это последовательно, логично и связно;
- Сфера применения данного материала – строго в стенах вуза или в рамках обучения, то есть студент выполняет его только ради выполнения учебного плана (реже по личной инициативе).
Таким образом, учебный доклад представляет собой простейшее исследование, проводимое студентом в рамках учебного процесса для более глубокого изучения темы или дисциплины. Он может быть выполнен по поручению преподавателя или личной инициативе студента. По согласованию с преподавателем студент может подготовить устный учебный доклад, просто рассказав изученную тему, но для аттестации рекомендовано сдавать письменный вариант.
Особенности выполнения учебного доклада
Состав рассматриваемого проекта в целом придерживается классической схемы. Здесь будет присутствовать три основных раздела: введение, основная часть и заключение. Притом написание вводного и финального (итогового) разделов – типично.
Во введении автор описывает, какую работу он проделал, описывая научный аппарат. В заключении студент подводит итоги и делает выводы: что изучил, узнал и пр.
Основная часть учебного доклада разбивается на пункты или разделы, каждый из которых призван описать определенную часть темы, раскрыть ее конкретную сторону и пр. Здесь происходит пересказ изученных материалов с опорой на ранее созданный план. Выводы носят формальный характер и не требуют отражения авторской позиции или отношения к проблеме со стороны студента.
Оформление работы простейшее. Отдельных или специальных ГОСТов для учебного доклада не предусмотрено. Поэтому автору достаточно придерживаться классических параметров:
- Наличие титульника, оглавления, списка библиографии, приложений;
- Нумерация страниц;
- Обязательное отражение данных о первоисточнике в виде ссылок и сносок;
- Разбивка материалов согласно принципам соразмерности, логики исследования;
- Текст оформляется шрифтом Times New Roman (12-14 кегель), межстрочный интервал – 1,5. Допускается использование графических материалов, каждый из которых подлежит нумерации и должен иметь наименование.
Не стоит злоупотреблять требованиями к плагиату. То, что учебный доклад не подлежит проверке на уникальность, не означает, что студент может просто так использовать чужие труды и выдавать их за свои. Чем качественнее будут переработаны задействованные данные, тем лучше для исследователя: он совершенствует свои навыки, получает качественные знания, зарабатывает достойную репутацию.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Понятие и функции научного доклада
Студенты вуза сталкиваются с выполнением научно-исследовательских работ и изысканий, которые требуют более глубокого погружения в тему и участия в дополнительных мероприятия: научных конференциях, дискуссиях, конкурсах и пр. В данном случае имеет место так называемый научный доклад.
Под данным термином понимают емкое изложение результатов глобального научного исследования с констатацией полученных итогов, достижений и поиском решения изучаемой проблемы. Фактически, это «аннотация» или «автореферирование» глобальной научной работы, защитная речь автора.
Научный доклад считается серьезным трудом «второго плана». Почему второго? В целом, научный доклад – это вторичный первоисточник, основанный на переработке первичных данных (то есть автор сначала проводит изыскание, а затем его оформляет и готовит вспомогательный документ для защиты).
Основные функции научного доклада проявляются в следующем:
- Глубокое погружение в выбранную тему со собором качественной информационной и доказательной базы;
- Структурирование материала согласно заявленным требованием, притом соблюдать эти правила нужно строго и обязательно;
- Освоение научного стиля текста (академического письма) и его обязательное применение;
- Выражение собственной позиции и ее всестороннее обоснование;
- Развитие навыков ораторского искусства, уверенности, повышение стрессоустойчивости;
- Расширение кругозора и повышение уровня эрудиции;
- Развитие первичных или дополнительных навыков по работе с большим объемом информации, научно-исследовательской деятельности.
Признаки научного доклада
Научный доклад – это специфическое изыскание, обладающее соответствующими чертами:
- Тема исследования связана с более масштабным или аттестационным проектом;
- Автор проводит исследовательскую деятельность и оформляет его в виде краткого и емкого изложения;
- Текст формируется строго в рамках научного стиля;
- Обязательно отражение гипотезы (собственной идеи) и ее обоснование, раскрытие «достижения» (то есть поиск решения и его обоснование);
- Автор придерживается принципов краткости, емкости, актуальности (изучается и описывается не ранее выполненные работы и достижения, а текущее положение дел);
- Обязательна проверка текста на уникальность. Средний уровень оригинальности составляет от 65%;
- Научный доклад может заменить защитную речь, поэтому формируется на основе тезисов, ключевых положений глобального исследования;
- Тема научного доклада совпадает с темой более масштабного изыскания (диссертации, монографии, дипломного проекта и пр.);
- В этой работе автор констатирует факты, диагностирует проблему и предлагает ее решение. Все это делается аргументированно и емко, лаконично.
- В основу изыскания кладут научные труды и результаты эксперимента, подчеркивающие реальное положение дел;
- Имеет четкие границы исследования.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности подготовки и оформления научного доклада
Научный доклад предполагает наличие четкой структуры, последовательного изложения мыслей и аргументов, выводов. Поэтому к его написанию следует подходить с особым вниманием и контролем.
Несмотря на то, что отдельного ГОСТа в отношении рассматриваемого проекта нет, к нему предъявляют общие правила написания. Притом исполнять их автор просто обязан, а малейшее отклонение – чревато снижением качества исследования или недопуском к защите.
В структуре научного доклада принято выделять следующие части:
- Формальная. Она представлена в виде титульного листа, оглавления и списка библиографии, приложения;
- Вводная, призванная очертить основные моменты НИР в краткой и емкой форме: описание научного аппарата и проделанной работы (информационная база, методология и пр.);
- Основная часть. В данном случае уместно разбить доклад на главы и подпункты, но это требование не является обязательным. Главное, изложить существенные моменты НИР и полученные результаты в той же последовательности, что и в глобальном изыскании. В научном докладе принято делать основной акцент на результатах по принципу «сделано-получено» с описанием итогов (тенденции, научное обоснование и пр.). Если исследование носило теоретический характер, то важно кратко описать ключевые моменты и подвести соответствующие итоги. В выводах должна прослеживаться авторская позиция и отношение к теме.
- Заключение. Здесь автор формирует окончательные выводы по проделанной работе, отмечая проблему, эффективность ранее предпринятых мер, тщательно обосновывая позицию и отмечая действие выдвинутой гипотезы.
Оформление научного доклада в целом не имеет жестких критериев, но в большинстве случаев совпадает с подготовкой курсовых работ или научных статей. Более того, защита научного доклада нередко сопровождается презентацией.
Сравнительная характеристика учебного и научного докладов
Исходя из всего вышесказанного можно отметить следующие сходства и отличия учебного и научного докладов.
В числе явных совпадений в части выполнения указанных работ принято выделять:
- Приверженность конкретной теме или дисциплине;
- Четкое планирование изыскания, наличие четкой логики и последовательности мыслей;
- Небольшой, но при этом не ограниченный объем доклада. В среднем он колеблется от 15 до 25 страниц;
- Отсутствие четких или специальных регламентов по написанию и оформлению. Студенту приходится ориентироваться на общие представления по теме, структуру основного проекта (исследования), советы научного руководителя. В редких случаях в вузе предусмотрены специальные методические рекомендации по выполнению учебного и научного доклада.
Среди существенных отличий можно отметить:
- Характер исследования: учебный доклад лишь описывает выявленные ранее тенденции и проделанную работу, научный – позволяет оценить проблему в реалиях, констатирует проблему, тенденцию и факты;
- Глубина исследования: учебная работа – поверхностное или среднее погружение в тему с целью расширения кругозора, научная работа – проведение изыскания для получения первичной информации, оценки реалий;
- Наличие авторской позиции. В первом случае она фактически отсутствует, а во втором – обязательна к отражению и обоснованию;
- Качество первоисточников. Учебный доклад базируется на простейших и доступных для студента материалах, а научный – строго на качественной информации, научной литературе и экспериментальных данных;
- Структура и содержание исследования. Выполнение учебной работы чаще всего производится в свободной форме, а научного – строго по намеченной траектории, плану и в рамках определенных требований (структура, плагиат, оформление, стиль) и пр.
Таким образом, выполнение учебного и научного доклада помогает студенту освоить азы по работе с информацией, расширению кругозора, а также объективной оценке текущей ситуации и поиску решения проблемы.
Задали учебный или научный доклад? Не успеваете, не получается подготовить материал ли просто лень? Тогда быстрее обращайтесь за помощью к нам — в ОЦ Disshelp! Наши специалисты выполняют изыскание и оформят его согласно заявленным требованиям в строго очерченные сроки. Гарантии качества, конфиденциальности и безопасности предоставляются каждому клиенту. Убедитесь в этом лично.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Спасибо за интересную статью. Ранее как-то не задумывалась, что доклады могут быть такими разными. А можно теперь уточнить: что проще преобразовать учебный доклад в научный или наоборот?) вопрос на засыпку)
В большинстве случаев, проще преобразовать сложное в простое.