В процессе обучения студенты сталкиваются с необходимостью выполнения докладов. В большинстве случаев к этому виду работ относятся пренебрежительно, пролагая, что это самое легкое задание, не требующее особой подготовки. Но мало кто задумывается, что у этого письменного проекта есть свои виды и особенности. В ходе профессионального воспитания и становления на базе вуза учащиеся чаще всего сталкиваются с двумя разновидностями докладов – учебный и научный. Именно о них пойдет речь в нашей статье.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции учебного доклада
Под учебным докладом понимают простое изложение изученной информации в доступной для аудитории или автора форме. В данном исследовании не предусмотрено глубокого погружения в тему или проведения эксперимента. У автора стоит задача – ознакомиться с действующими трудами, основными понятиями и правилами в рамках освещаемой темы. Поэтому учебный доклад зачастую ставят на одну ступень с рефератом.
Миссия учебного доклада – описать существующие правила, научные каноны и открытия. Проект носит обзорный или аналитический характер и не требует выдвижения гипотезы или отражения авторской позиции по отношению к изучаемому явлению, проблеме.
Функции учебного доклада, следующие:
- Расширение кругозора студента и углубление знаний в рамках конкретной дисциплины;
- Научить студента планировать работу и правильно расставлять ориентиры: разрабатывать научный аппарат с ориентиром на тему, планировать ход исследования (структура и содержание каждого раздела, время на его подготовку, использование специальной техники (ПК, программы, приложения));
- Получить первый опыт по работе с большим объемом источников информации: подбор и обработка, систематизация, преобразование и оформление согласно заданным параметрам (объем, общие требования и пр.);
- Научить автора корректно, грамотно и обоснованно раскрывать тему;
- Получать навыки по публичной защите исследования: кратко и емко описывать проделанную работу и полученные результаты, делать аргументированные выводы, обосновывать собственную позицию или гипотезу и пр.;
- Соблюдение заявленных норм по объему, уникальности текста и пр.
![Классификацияф докладов](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/04/word-image-118.png)
Учебный доклад позволяет студенту обрести самостоятельность в выполнении проекта с начала проектирования и вплоть до завершения. Поэтому самостоятельность в данном случае проявляется во всем: от мышления до написания и защиты.
Притом выполнение учебного реферата не предполагает обязательного прикрепления к автору научного руководителя. Как правило, выполнение этой студенческой работы сводится к простой переработке вторичных первоисточников. Готовый проект не подлежит обязательной проверке на плагиат. Поэтому качество учебного доклада полностью зависит от умений и подготовки автора.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Признаки учебного доклада
Данный письменный проект обладает рядом специфических черт, которые позволяют его идентифицировать среди подобных проектов. Наиболее важными из них принято считать:
- Выполняется единолично студентом;
- Тема доклада чаще всего соответствует интересам автора или конкретной учебной дисциплиной (в рамках учебного плана, расписания занятий) и не связана с серьезным изысканием;
- Небольшой объем исследования с акцентом на основные моменты по теме: термины, правила, подходы и теории, последние достижения и пр. Средний объем работы едва ли достигает 15-25 страниц печатного текста с учетом оформления;
- Глубина погружения в тему – минимальная, характер изыскания – обзорный или описательный. Это значит, что студенту не предстоит что-либо доказывать или перепроверять. Главное – разобраться в нюансах и корректно их описать, интерпретировать;
- Учебный доклад может быть подготовлен в устной или письменной форме;
- Излагать текст можно в простой форме, но без использования просторечной, нецензурной и эмоционально окрашенной лексики. В идеале – в рамках культуры, этики, правил русского языка. Научный стиль – не обязателен, но желателен;
- В основу учебного доклада кладут первоисточники «из прошлого», которые описывают ранние тенденции и каноны: учебники, справочники, научная литература и пр.;
- Структура учебного доклада простейшая: разбивки на главы не требуется. Автору достаточно поэтапно описать наиболее важные моменты по теме (то есть приемлемо разбить текст на небольшие пункты согласно намеченному плану/научному аппарату). Главное – делать это последовательно, логично и связно;
- Сфера применения данного материала – строго в стенах вуза или в рамках обучения, то есть студент выполняет его только ради выполнения учебного плана (реже по личной инициативе).
Таким образом, учебный доклад представляет собой простейшее исследование, проводимое студентом в рамках учебного процесса для более глубокого изучения темы или дисциплины. Он может быть выполнен по поручению преподавателя или личной инициативе студента. По согласованию с преподавателем студент может подготовить устный учебный доклад, просто рассказав изученную тему, но для аттестации рекомендовано сдавать письменный вариант.
Особенности выполнения учебного доклада
Состав рассматриваемого проекта в целом придерживается классической схемы. Здесь будет присутствовать три основных раздела: введение, основная часть и заключение. Притом написание вводного и финального (итогового) разделов – типично.
Во введении автор описывает, какую работу он проделал, описывая научный аппарат. В заключении студент подводит итоги и делает выводы: что изучил, узнал и пр.
![На какие вопросы нужно ответить в учебном докладе?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/04/word-image-119.png)
Основная часть учебного доклада разбивается на пункты или разделы, каждый из которых призван описать определенную часть темы, раскрыть ее конкретную сторону и пр. Здесь происходит пересказ изученных материалов с опорой на ранее созданный план. Выводы носят формальный характер и не требуют отражения авторской позиции или отношения к проблеме со стороны студента.
Оформление работы простейшее. Отдельных или специальных ГОСТов для учебного доклада не предусмотрено. Поэтому автору достаточно придерживаться классических параметров:
- Наличие титульника, оглавления, списка библиографии, приложений;
- Нумерация страниц;
- Обязательное отражение данных о первоисточнике в виде ссылок и сносок;
- Разбивка материалов согласно принципам соразмерности, логики исследования;
- Текст оформляется шрифтом Times New Roman (12-14 кегель), межстрочный интервал – 1,5. Допускается использование графических материалов, каждый из которых подлежит нумерации и должен иметь наименование.
Не стоит злоупотреблять требованиями к плагиату. То, что учебный доклад не подлежит проверке на уникальность, не означает, что студент может просто так использовать чужие труды и выдавать их за свои. Чем качественнее будут переработаны задействованные данные, тем лучше для исследователя: он совершенствует свои навыки, получает качественные знания, зарабатывает достойную репутацию.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Понятие и функции научного доклада
Студенты вуза сталкиваются с выполнением научно-исследовательских работ и изысканий, которые требуют более глубокого погружения в тему и участия в дополнительных мероприятия: научных конференциях, дискуссиях, конкурсах и пр. В данном случае имеет место так называемый научный доклад.
Под данным термином понимают емкое изложение результатов глобального научного исследования с констатацией полученных итогов, достижений и поиском решения изучаемой проблемы. Фактически, это «аннотация» или «автореферирование» глобальной научной работы, защитная речь автора.
Научный доклад считается серьезным трудом «второго плана». Почему второго? В целом, научный доклад – это вторичный первоисточник, основанный на переработке первичных данных (то есть автор сначала проводит изыскание, а затем его оформляет и готовит вспомогательный документ для защиты).
![Содержание и основа научного доклада](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/04/word-image-120.png)
Основные функции научного доклада проявляются в следующем:
- Глубокое погружение в выбранную тему со собором качественной информационной и доказательной базы;
- Структурирование материала согласно заявленным требованием, притом соблюдать эти правила нужно строго и обязательно;
- Освоение научного стиля текста (академического письма) и его обязательное применение;
- Выражение собственной позиции и ее всестороннее обоснование;
- Развитие навыков ораторского искусства, уверенности, повышение стрессоустойчивости;
- Расширение кругозора и повышение уровня эрудиции;
- Развитие первичных или дополнительных навыков по работе с большим объемом информации, научно-исследовательской деятельности.
Признаки научного доклада
Научный доклад – это специфическое изыскание, обладающее соответствующими чертами:
- Тема исследования связана с более масштабным или аттестационным проектом;
- Автор проводит исследовательскую деятельность и оформляет его в виде краткого и емкого изложения;
- Текст формируется строго в рамках научного стиля;
- Обязательно отражение гипотезы (собственной идеи) и ее обоснование, раскрытие «достижения» (то есть поиск решения и его обоснование);
- Автор придерживается принципов краткости, емкости, актуальности (изучается и описывается не ранее выполненные работы и достижения, а текущее положение дел);
- Обязательна проверка текста на уникальность. Средний уровень оригинальности составляет от 65%;
- Научный доклад может заменить защитную речь, поэтому формируется на основе тезисов, ключевых положений глобального исследования;
- Тема научного доклада совпадает с темой более масштабного изыскания (диссертации, монографии, дипломного проекта и пр.);
- В этой работе автор констатирует факты, диагностирует проблему и предлагает ее решение. Все это делается аргументированно и емко, лаконично.
- В основу изыскания кладут научные труды и результаты эксперимента, подчеркивающие реальное положение дел;
- Имеет четкие границы исследования.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Особенности подготовки и оформления научного доклада
Научный доклад предполагает наличие четкой структуры, последовательного изложения мыслей и аргументов, выводов. Поэтому к его написанию следует подходить с особым вниманием и контролем.
Несмотря на то, что отдельного ГОСТа в отношении рассматриваемого проекта нет, к нему предъявляют общие правила написания. Притом исполнять их автор просто обязан, а малейшее отклонение – чревато снижением качества исследования или недопуском к защите.
![Специфические черты научного доклада](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/04/word-image-121.png)
В структуре научного доклада принято выделять следующие части:
- Формальная. Она представлена в виде титульного листа, оглавления и списка библиографии, приложения;
- Вводная, призванная очертить основные моменты НИР в краткой и емкой форме: описание научного аппарата и проделанной работы (информационная база, методология и пр.);
- Основная часть. В данном случае уместно разбить доклад на главы и подпункты, но это требование не является обязательным. Главное, изложить существенные моменты НИР и полученные результаты в той же последовательности, что и в глобальном изыскании. В научном докладе принято делать основной акцент на результатах по принципу «сделано-получено» с описанием итогов (тенденции, научное обоснование и пр.). Если исследование носило теоретический характер, то важно кратко описать ключевые моменты и подвести соответствующие итоги. В выводах должна прослеживаться авторская позиция и отношение к теме.
- Заключение. Здесь автор формирует окончательные выводы по проделанной работе, отмечая проблему, эффективность ранее предпринятых мер, тщательно обосновывая позицию и отмечая действие выдвинутой гипотезы.
Оформление научного доклада в целом не имеет жестких критериев, но в большинстве случаев совпадает с подготовкой курсовых работ или научных статей. Более того, защита научного доклада нередко сопровождается презентацией.
Сравнительная характеристика учебного и научного докладов
Исходя из всего вышесказанного можно отметить следующие сходства и отличия учебного и научного докладов.
В числе явных совпадений в части выполнения указанных работ принято выделять:
- Приверженность конкретной теме или дисциплине;
- Четкое планирование изыскания, наличие четкой логики и последовательности мыслей;
- Небольшой, но при этом не ограниченный объем доклада. В среднем он колеблется от 15 до 25 страниц;
- Отсутствие четких или специальных регламентов по написанию и оформлению. Студенту приходится ориентироваться на общие представления по теме, структуру основного проекта (исследования), советы научного руководителя. В редких случаях в вузе предусмотрены специальные методические рекомендации по выполнению учебного и научного доклада.
![Сходства и отличия учебного и научного докладов](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/04/word-image-122.png)
Среди существенных отличий можно отметить:
- Характер исследования: учебный доклад лишь описывает выявленные ранее тенденции и проделанную работу, научный – позволяет оценить проблему в реалиях, констатирует проблему, тенденцию и факты;
- Глубина исследования: учебная работа – поверхностное или среднее погружение в тему с целью расширения кругозора, научная работа – проведение изыскания для получения первичной информации, оценки реалий;
- Наличие авторской позиции. В первом случае она фактически отсутствует, а во втором – обязательна к отражению и обоснованию;
- Качество первоисточников. Учебный доклад базируется на простейших и доступных для студента материалах, а научный – строго на качественной информации, научной литературе и экспериментальных данных;
- Структура и содержание исследования. Выполнение учебной работы чаще всего производится в свободной форме, а научного – строго по намеченной траектории, плану и в рамках определенных требований (структура, плагиат, оформление, стиль) и пр.
Таким образом, выполнение учебного и научного доклада помогает студенту освоить азы по работе с информацией, расширению кругозора, а также объективной оценке текущей ситуации и поиску решения проблемы.
Задали учебный или научный доклад? Не успеваете, не получается подготовить материал ли просто лень? Тогда быстрее обращайтесь за помощью к нам — в ОЦ Disshelp! Наши специалисты выполняют изыскание и оформят его согласно заявленным требованиям в строго очерченные сроки. Гарантии качества, конфиденциальности и безопасности предоставляются каждому клиенту. Убедитесь в этом лично.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Спасибо за интересную статью. Ранее как-то не задумывалась, что доклады могут быть такими разными. А можно теперь уточнить: что проще преобразовать учебный доклад в научный или наоборот?) вопрос на засыпку)
В большинстве случаев, проще преобразовать сложное в простое.